Все тренеры собираются здесь

Абсолютный слух. Плюс три к карме

Здравствуйте, друзья! Восьмой месяц лета, словно воскресный вечер, часто бывает наполнен легкой печалью сожаления — заканчивается нечто хорошее, радостное, праздничное — выходные, каникулы, отпуск… Когда-то в детстве меня потряс неумолимо объективный факт, что в бескрайнем, казалось бы, лете — всего тринадцать недель :). Впрочем, стоит ли унывать? Если уходит что-то одно, вместо него обязательно приходит другое — а радоваться по сему поводу или огорчаться, зависит только от нас. Кстати, на этом принципе основано одно из упражнений, о которых сегодня пойдет речь — надеюсь, вы уже хорошо поработали с предыдущими? Тогда — ура нам, беремся за следующие :)).

Рисование на слух

Даже если «художник» (упражнение из прошлой статьи) нами уже хорошо освоен, один из его парных вариантов — «рисование на слух» — может оказаться серьезным и увлекательным вызовом по развитию образности и понятности нашей речи. Кстати, сам по себе процесс взаимодействия в этом упражнении чрезвычайно интересен и многогранен — его можно смело использовать в различных тренингах по управлению, созданию команды, эффективному взаимодействию, да и просто в качестве развлечения на корпоративных вечеринках.

Что делать

Берем лист бумаги с каким-нибудь незатейливым рисунком, например, несколько произвольно разбросанных различных геометрических фигур. Они могут касаться друг друга, пересекаться, располагаться симметрично или хаотично — не важно. Для начала лучше, конечно, выбрать конфигурацию попроще) ). Идеально, если этот рисунок нарисовал кто-то другой, и мы сами видим его в первый раз. Но как вариант можно заготовить заранее несколько разных композиций и выбрать вслепую одну из них.

Второй участник вообще не видит нашего рисунка в течение всего упражнения. У него есть свой лист бумаги и свой маркер-ручка-карандаш (а также прочие инструменты художественного самовыражения). Задача партнера — нарисовать «на слух», по нашему подробному объяснению изображение, идентичное оригиналу. Или максимально похожее :)).

И оратор, и художник в процессе «передачи» могут задавать друг другу всяческие уточняющие вопросы, растолковывать детали и вообще — быть сколь угодно красноречивы. Но при этом первый не должен видеть, что получается у второго, и, соответственно, не может корректировать его творческий порыв напрямую. Время для создания шедевра имеет смысл ограничить — пятью минутами, например. И сесть спинами друг к другу — чтобы не подглядывать :)).

Рекомендую сразу отказаться от соблазна разлиновать оригинал клетками и просто слить партнеру координаты ключевых точек. Потому что, во-первых, вы все же тренируетесь в ораторском мастерстве, а не в черчении, а во-вторых, даже этот способ не гарантирует отличного результата.

Как только решили, что все нарисовано как надо (или когда закончилось время :) — замолкаем, поворачиваемся друг к другу и сравниваем оригинал и копию. Надо сказать, это всегда интересно и очень часто — весьма забавно :)). Ну и по итогам делаем выводы о понятности, образности и лаконичности нашей речи — над чем еще нужно поработать.

Вычерпывание плюсов

Среди многих творческих задач оратора одна из основных — умение вдохновлять, поддерживать, вселять в сердца зрителей надежду, позитив, веру в лучшее. А для этого ему просто необходимо в совершенстве владеть чертовски полезным психологическим приемом «Вычерпывание плюсов».

Сущность его проста как грабли — в любой ситуации, привычно трактуемой общественным мнением как неприятность, мы можем воздержаться от привычного впадения в уныние и, немного подумав, обнаружить некоторое количество полезных для нас последствий.

Вернемся к печали по поводу окончания лета (или отпуска). Казалось бы — однозначно грустное событие, какие тут могут быть плюсы? Тем не менее, если подойти к вопросу беспристрастно и честно, мы их обязательно найдем, каждый — свои. Как минимум, вернувшись к трудовым будням, мы снова начнем зарабатывать деньги, а не тратить их в огромных количествах. Вернемся в родные места, вновь увидимся с дорогими нашему сердцу людьми, родными и близкими. Опять же — у кого-то существенно снизится нагрузка на печень :)).

Умные люди говорят, что наша жизнь — это череда нейтральных событий. И мы сами решаем объявить их радостными или печальными.

Как делать

Упражнение естественно вытекает из сущности приема. Достаточно просто принять решение: с сегодняшнего дня, сталкиваясь с любым событием, обычно воспринимаемым как неприятность, я сначала нахожу в нем не меньше трех плюсов для себя (ладно, можно начать с двух). И только потом решаю, зачем и до какой степени огорчаться. Или не огорчаться совсем. Или, может быть, даже порадоваться :)).

Как видите, все чрезвычайно просто — вычерпывание плюсов можно отрабатывать хоть круглосуточно, в одиночку и с партнерами, во время отдыха и на боевом посту, мысленно и вслух. Конечно, с ораторской точки зрения лучше весь процесс проговаривать, отрабатывая перед слушателями яркость, образность и убедительность своих плюсовых доводов. Глядишь — и оптимизма в мире станет больше.

Очень полезно регулярно играть в такую игру с собственными детьми — как только они научатся говорить. Причем, полезно для обоих участников беседы — еще вопрос, кто кого будет регулярно обыгрывать). Оптимистичный и творческий подход к миру, воспитываемый с раннего детства, может оказаться самым ценным даром для счастливой и успешной жизни наших детей и сейчас, и когда они вырастут.

Итак, теперь вы достаточно вооружены для встречи с сентябрем, трудовыми-учебными буднями и прочими атрибутами приближающейся осени — нужно только немного потренироваться. Что ж, время еще есть, приступайте. А я пойду — что-нибудь еще полезное для вас подыщу.

Будет необходимость, не стесняйтесь, обращайтесь за помощью в ораторских практиках и психологических вопросах. Помогу и мелкими подсказками даром, и крупными за деньги — по скайпу или вживую. Жду ваших вопросов и комментариев. Будьте здоровы, теплых и радостных вам дней позднего августа. До встречи в следующей статье.

Верных Вам слов и верных решений!

Вячеслав Саломасов,
тренер, психолог, коуч, эксперт по ораторскому мастерству

Вячеслав Саломасов является автором программы тренинга "Ораторское мастерство", которая предлагается в разделе готовых программ.  Программа этого тренинга содержит поминутный план действий тренера, важные подсказки для тренеров, абсолютно все необходимые тренерские материалы, отлично подходит как для корпоративного, так и для открытого тренинга, одинаково эффективна как для обучения линейного персонала, так и для обучения руководителей.

Программа включает такие темы, как энергетика оратора, словесная импровизация, управление волнением, работа с голосом, жестами, позой;  содержит 12 подробных лекций, раскрывающих все основные аспекты ораторского мастерства, 24 уникальных упражнения, позволяющих освоить за 2 дня тренинга все основные приемы эффективного выступления на публике, и многое другое. Подробнее о программе тренинга "Ораторское мастерство"...

Больше об ораторском мастерстве, о приемах и методах убеждения и влияния, а также новости о тренингах по мастерству публичного выступления и других мероприятиях с тренерским участием В. Саломасова читайте на сайте Верного Слова: http://vernoeslovo.com/

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами:

<< Художник и Санитар Марксизм для ораторов: бытие определяет все прочее >>

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Упражнение для тренингов "Миллион евро"

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Миллион евро»"Интересное, богатое на выводы упражнение для тренинга целеполагания, успешности или тренингов личностного роста. 

    Это упражнение "для тренинга развивает у участников осмысленное отношение к целям, которые они ставят перед собой, помогает найти те вдохновляющие цели, которые человеку будет по-настоящему радостно реализовывать, и отделить эти цели от искуственных, навязанных целей или промежуточных целей. Благодаря интересной легенде упражнение "Миллион евро" всегда проходит живо, участники тренинга сильно вовлекаются, повышается энергетика и заинтересованность участников. И мотивация участников тренинга на достижение собственных целей!

    Судите сами, объем тренерской методички упражнения: 8 страниц. 

  • Бегом к своей цели

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Бегом к своей цели»Энергичное и сильное упражнение для тренингов целеполагания, уверенности, личностного роста, которое позволяет через метафору дать участникам тренинга прочувствовать силу собственного внутреннего сопротивления на пути к выбранной целиУпражнение наглядно показывает, что для успешного достижения цели недостаточно только сформулировать цель и наметить план действий, важен ещё настрой на достижение цели и отсутствие сопротивления. Участники смогут за короткое время ярко, полно, глубоко пережить свое сопротивление и получат мотивацию к изменениям. 
    Эксклюзивные рекомендации профессионалов! Уникальная методичка данного упражнения для тренинга разработана экспертами специально для портала Тренерская.ру. и содержит массу  рекомендаций, подсказок и тренерских "фишек", позволяющих профессионально провести это упражнение. Такого вы не найдете больше нигде! 
    Объем тренерской методички: 9 страниц. Бонусы! Аудио-файл (9:45 мин.) и подробный блок теории к упражнению.

  • Уникальное упражнение "Внутренний переводчик"

    Упражнения по теме продажи, переговоры – «Уникальное упражнение "Внутренний переводчик"»

    Уникальное авторское упражнение, разработанное доктором психологических наук, профессором, известным тренером и писателем Н.И.Козловым. 

    Интересное упражнение, которое позволяет научить участников одной из мощных техник эффективной коммуникации и решения конфликтов.

    Техника «Внутренний переводчик» помогает понять внутренние мотивы и цели партнера, управлять ситуацией и людьми в общении, лучше понимать людей, сохранять спокойствие и позитивный настрой в общении, решать возникающие конфликтные ситуации. 

    Особенно ценно, что техника «Внутренний переводчик» авторская, а значит она мало распространена, не «заезжена», её с успехом можно использовать для притязательной аудитории, для опытных участников, которые уже проходили тренинги и хотят «чего-то новенького».