Все тренеры собираются здесь

Аргументы и факты. Игра на публику

Полагаю, вы уже достаточно хорошо освоились в жанре убеждающих выступлений (если, конечно, подкрепляли теоретические материалы рассылки энергичной практикой). Мы в нескольких прошлых выпусках внимательно изучили схему создания качественных аргументов. Что ж — самое время подумать о целесообразности их применения…

— Что? Простите, я не понял…

Да, поворот может показаться неожиданным — мы ведь столько времени и сил потратили, чтобы научиться делать наши аргументы продуманными, безотказными и логичными. И теперь автор злорадно намекает, что все это может оказаться ненужным? Спокойствие, коллеги, не спешите с выводами. Автор просто заботится о вашем времени. Дело в том, что даже самый ценный инструмент с уникальными возможностями может оказаться бесполезным, а то и вредным, если неправильно выбрать область его применения. И тогда множество сил и ресурсов на его создание и заточку окажется выброшенным на ветер.

Как вам понравится, например, идея отдать большой адронный коллайдер для романтических велопрогулок? А еще в нем можно картошку хранить.

Давайте вспомним фундаментальные вопросы, с которых начинается подготовка к выступлению. Вопрос 2 — что за аудитория передо мной? — как раз и определяет, насколько нам нужно вкладывать свое время и силы в убедительные аргументы, а также, какие из них выбрать. Итак —

Аргументация и аудитория

Среди множества более или менее значимых характеристик нашей публики особое значение для убеждающего выступления приобретает следующая — насколько мнение оратора близко к мнению зала. Зрители могут душевно и безоговорочно поддерживать ваши идеи. А могут полностью и с негодованием отвергать. И между двумя этими крайностями есть еще море вариантов. Рассмотрим основные — для каждого из них убеждающее выступление будет выглядеть по-разному.

Дружелюбие и поддержка

Если зрители и так «за нас», настроены дружелюбно и выказывают свою поддержку оратору, ему нет особой необходимости приводить аргументы в пользу своей позиции. Такую аудиторию нужно призывать к действию, а не убеждать в своей правоте. Мы можем использовать аргументацию в этих случаях для украшения речи, для усиления мотивации. Например, приводить контраргументы оппонентов и издевательски разносить их в пыль своими доводами. Но для «дополнительного убеждения» они не слишком нужны.

Пребывание «не в теме»

Когда публика еще не составила собственного мнения о предмете обсуждения или относится к нему нейтрально, аргументация в убеждающем выступлении, несомненно, пригодится. И здесь нужно действовать решительно и уверенно. Не секрет, что многие темы могут содержать как позитивные, так и не самые приятные для слушателей черты. Оратор, сумевший склонить зал на свою сторону первым, будет иметь некоторое преимущество перед оппонентом. Ведь зрителя, уже имеющего мнение о чем-либо, придется переубеждать — а это куда труднее, поскольку признавать себя неправым не любит никто. Соответственно, если мы опоздали, нам достается

Несогласие

Очень интересный, творческий и развивающий случай. Он, с одной стороны, требует от оратора мастерской работы с собственными аргументами и контраргументами оппонентов или самой аудитории. С другой — повторюсь — признавать себя неправым не хочет никто, и вряд ли зрители будут счастливы, если вы за 10–15 минут изящно покажете им, какие они дураки. Возможно, одной убойной аргументации для полного успеха здесь будет недостаточно — важнее окажется умение правильно ее подать. Но это отдельный разговор — для следующих выпусков. А пока рассмотрим еще один вариант —

Полное неприятие

Иногда обстоятельства дают шанс выступить перед людьми, которые, похоже, никогда с нами не согласятся. В таком случае главная задача оратора — не найти чудесный способ обратить убежденных противников «в свою веру», а продемонстрировать устойчивость собственной позиции, глубокую уверенность в своей правоте. Так мы сможем сделать, вероятно, максимум возможного для данной ситуации. Непоколебимая приверженность позиции, отличной от его собственной, может вызвать у зрителя уважение, интерес и желание разобраться — а это первый, хоть и небольшой шаг к успеху. Найдется ли в выступлении перед такой аудиторией место для аргументации? Возможно, нет — если ее не захотят выслушать. Возможно, да — и хорошо, если это будет максимально сильная и эмоциональная аргументация. Там, где не пробивается логика, может помочь привлечение чувств. Впрочем, это тоже отдельный разговор :). Важно помнить: ситуация небезнадежна, сдвинуть эту публику хотя бы на сантиметр ближе к нашей позиции — уже победа. В следующий раз достигнем большего.

Итак, наша задача при подготовке убеждающего выступления — сначала определить, насколько велик разрыв между позициями оратора и публики, а затем решать, какую именно аргументацию подбирать для достижения поставленных целей. Или не подбирать вовсе. Обязательно постарайтесь отработать это на практике — без отработки знания бесполезны. Хоть самостоятельно, хоть с заинтересованными партнерами, а лучше — с профессиональным тренером. Даже не обязательно со мной, хотя, конечно, этот вариант (онлайн или на тренинговой площадке) мне бы понравился больше других :-). Тренируйтесь, делитесь результатами, задавайте вопросы. До встречи в следующей статье.

Верных Вам слов и верных решений!

Вячеслав Саломасов,
тренер, психолог, коуч, эксперт по ораторскому мастерству

Вячеслав Саломасов является автором программы тренинга "Ораторское мастерство", которая предлагается в разделе готовых программ.  Программа этого тренинга содержит поминутный план действий тренера, важные подсказки для тренеров, абсолютно все необходимые тренерские материалы, отлично подходит как для корпоративного, так и для открытого тренинга, одинаково эффективна как для обучения линейного персонала, так и для обучения руководителей.

Программа включает такие темы, как энергетика оратора, словесная импровизация, управление волнением, работа с голосом, жестами, позой;  содержит 12 подробных лекций, раскрывающих все основные аспекты ораторского мастерства, 24 уникальных упражнения, позволяющих освоить за 2 дня тренинга все основные приемы эффективного выступления на публике, и многое другое. Подробнее о программе тренинга "Ораторское мастерство"...

Больше об ораторском мастерстве, о приемах и методах убеждения и влияния, а также новости о тренингах по мастерству публичного выступления и других мероприятиях с тренерским участием В. Саломасова читайте на сайте Верного Слова: http://vernoeslovo.com/

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами:

<< Аргументы и факты. Задумайтесь о последствиях Аргументы и не только факты. Три повода возразить >>

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Вырвись из круга!

    Упражнения по теме продажи, переговоры – «Вырвись из круга!»Крайне мощное в своей эффективности упражнение-вызов, в кратчайшие сроки наглядно разъясняющее разницу между конструктивным и неконструктивным подходом к разрешению конфликтов и настраивающее участников тренинга на интенсивное обучение.

    Это упражнение станет отличным «вызовом» группе. В результате его выполнения группа может дойти до уверенности в том, что задание невыполнимо, но при рефлексии увидит совершенно иной подход к разрешению ситуации, что вызовет «переворот» в мышлении и послужит отличным началом для восприятия основной теории.

    Упражнение подходит для большинства тренингов так или иначе затрагивающих тему коммуникаций. Ведь «конфликт — это столкновение интересов», а оно присутствует практически везде. Очень показателен будет на тренингах продаж, переговоров, коммуникационных тренингах, тренингах семейных отношений. Тема «бесконфликтности» будет желанным дополнением к тренингу личностного роста. На тренингах командообразования данное упражнение поспособствует сплочению и гармоничному сотрудничеству, а на тренингах построения бизнеса и управления, откроет новый подход в разрешении противоречий.

  • Упражнение-разминка "Разожми кулак"

    Упражнения по теме продажи, переговоры – «Разожми кулак»Эффектное упражнение, подходящее для многих тем тренингов. Занимая всего 10–15 минут упражнение позволяет тренеру быстро поднять уровень энергетики группы, запоминающимся способом привлечь внимание участников к следующей теме и повысить мотивацию участников на дальнейшее обучение.

    Упражнение наглядно демонстрирует участникам, что силовые методы воздействия дают проигрышные результаты, но мы часто действуем по привычке именно силовыми методами.

    Упражнение будет хорошей подводкой к мини-лекциям на темы: как работать с возражениями клиента; как руководителю работать с сопротивлением сотрудников; как вести себя в конфликтной ситуации…

    Объем тренерской методички: 8 страниц.

    Бонус! Прилагается аудиозапись упражнения и подходящая музыка.

  • Разминка "Воробьи-вороны"

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Воробьи-вороны»Энергичное игровое упражнение, способное в короткие сроки включить участников тренинга в рабочий процесс, повысить их внимание, энергетику и вовлеченность. Создает позитивную атмосферу и, в случае необходимости, снимает напряжение в группе. Включает физическую и эмоциональную активность участников. Кроме функций разогрева группы это упражнение способствует формированию у участников тренинга позитивного и конструктивного отношения к своему проигрышу или неудаче. Помогает понять, что независимо от результатов своих усилий, можно просто получать удовольствие от игры. Этот принцип можно отнести ко всему в жизни и тем самым легче переносить неудачи и трудности.

    Упражнение «Воробьи-вороны» не смотря на то, что было придумано много лет назад, остается эффективным и востребованным упражнением-разогревом у многих тренеров и по сей день. Причем подходит оно как для тренингов личностного роста, так и для бизнес-тренингов по продажам, переговорам, лидерству.