Все тренеры собираются здесь

Аргументы и факты. Игра на публику

Полагаю, вы уже достаточно хорошо освоились в жанре убеждающих выступлений (если, конечно, подкрепляли теоретические материалы рассылки энергичной практикой). Мы в нескольких прошлых выпусках внимательно изучили схему создания качественных аргументов. Что ж — самое время подумать о целесообразности их применения…

— Что? Простите, я не понял…

Да, поворот может показаться неожиданным — мы ведь столько времени и сил потратили, чтобы научиться делать наши аргументы продуманными, безотказными и логичными. И теперь автор злорадно намекает, что все это может оказаться ненужным? Спокойствие, коллеги, не спешите с выводами. Автор просто заботится о вашем времени. Дело в том, что даже самый ценный инструмент с уникальными возможностями может оказаться бесполезным, а то и вредным, если неправильно выбрать область его применения. И тогда множество сил и ресурсов на его создание и заточку окажется выброшенным на ветер.

Как вам понравится, например, идея отдать большой адронный коллайдер для романтических велопрогулок? А еще в нем можно картошку хранить.

Давайте вспомним фундаментальные вопросы, с которых начинается подготовка к выступлению. Вопрос 2 — что за аудитория передо мной? — как раз и определяет, насколько нам нужно вкладывать свое время и силы в убедительные аргументы, а также, какие из них выбрать. Итак —

Аргументация и аудитория

Среди множества более или менее значимых характеристик нашей публики особое значение для убеждающего выступления приобретает следующая — насколько мнение оратора близко к мнению зала. Зрители могут душевно и безоговорочно поддерживать ваши идеи. А могут полностью и с негодованием отвергать. И между двумя этими крайностями есть еще море вариантов. Рассмотрим основные — для каждого из них убеждающее выступление будет выглядеть по-разному.

Дружелюбие и поддержка

Если зрители и так «за нас», настроены дружелюбно и выказывают свою поддержку оратору, ему нет особой необходимости приводить аргументы в пользу своей позиции. Такую аудиторию нужно призывать к действию, а не убеждать в своей правоте. Мы можем использовать аргументацию в этих случаях для украшения речи, для усиления мотивации. Например, приводить контраргументы оппонентов и издевательски разносить их в пыль своими доводами. Но для «дополнительного убеждения» они не слишком нужны.

Пребывание «не в теме»

Когда публика еще не составила собственного мнения о предмете обсуждения или относится к нему нейтрально, аргументация в убеждающем выступлении, несомненно, пригодится. И здесь нужно действовать решительно и уверенно. Не секрет, что многие темы могут содержать как позитивные, так и не самые приятные для слушателей черты. Оратор, сумевший склонить зал на свою сторону первым, будет иметь некоторое преимущество перед оппонентом. Ведь зрителя, уже имеющего мнение о чем-либо, придется переубеждать — а это куда труднее, поскольку признавать себя неправым не любит никто. Соответственно, если мы опоздали, нам достается

Несогласие

Очень интересный, творческий и развивающий случай. Он, с одной стороны, требует от оратора мастерской работы с собственными аргументами и контраргументами оппонентов или самой аудитории. С другой — повторюсь — признавать себя неправым не хочет никто, и вряд ли зрители будут счастливы, если вы за 10–15 минут изящно покажете им, какие они дураки. Возможно, одной убойной аргументации для полного успеха здесь будет недостаточно — важнее окажется умение правильно ее подать. Но это отдельный разговор — для следующих выпусков. А пока рассмотрим еще один вариант —

Полное неприятие

Иногда обстоятельства дают шанс выступить перед людьми, которые, похоже, никогда с нами не согласятся. В таком случае главная задача оратора — не найти чудесный способ обратить убежденных противников «в свою веру», а продемонстрировать устойчивость собственной позиции, глубокую уверенность в своей правоте. Так мы сможем сделать, вероятно, максимум возможного для данной ситуации. Непоколебимая приверженность позиции, отличной от его собственной, может вызвать у зрителя уважение, интерес и желание разобраться — а это первый, хоть и небольшой шаг к успеху. Найдется ли в выступлении перед такой аудиторией место для аргументации? Возможно, нет — если ее не захотят выслушать. Возможно, да — и хорошо, если это будет максимально сильная и эмоциональная аргументация. Там, где не пробивается логика, может помочь привлечение чувств. Впрочем, это тоже отдельный разговор :). Важно помнить: ситуация небезнадежна, сдвинуть эту публику хотя бы на сантиметр ближе к нашей позиции — уже победа. В следующий раз достигнем большего.

Итак, наша задача при подготовке убеждающего выступления — сначала определить, насколько велик разрыв между позициями оратора и публики, а затем решать, какую именно аргументацию подбирать для достижения поставленных целей. Или не подбирать вовсе. Обязательно постарайтесь отработать это на практике — без отработки знания бесполезны. Хоть самостоятельно, хоть с заинтересованными партнерами, а лучше — с профессиональным тренером. Даже не обязательно со мной, хотя, конечно, этот вариант (онлайн или на тренинговой площадке) мне бы понравился больше других :-). Тренируйтесь, делитесь результатами, задавайте вопросы. До встречи в следующей статье.

Верных Вам слов и верных решений!

Вячеслав Саломасов,
тренер, психолог, коуч, эксперт по ораторскому мастерству

Вячеслав Саломасов является автором программы тренинга "Ораторское мастерство", которая предлагается в разделе готовых программ.  Программа этого тренинга содержит поминутный план действий тренера, важные подсказки для тренеров, абсолютно все необходимые тренерские материалы, отлично подходит как для корпоративного, так и для открытого тренинга, одинаково эффективна как для обучения линейного персонала, так и для обучения руководителей.

Программа включает такие темы, как энергетика оратора, словесная импровизация, управление волнением, работа с голосом, жестами, позой;  содержит 12 подробных лекций, раскрывающих все основные аспекты ораторского мастерства, 24 уникальных упражнения, позволяющих освоить за 2 дня тренинга все основные приемы эффективного выступления на публике, и многое другое. Подробнее о программе тренинга "Ораторское мастерство"...

Больше об ораторском мастерстве, о приемах и методах убеждения и влияния, а также новости о тренингах по мастерству публичного выступления и других мероприятиях с тренерским участием В. Саломасова читайте на сайте Верного Слова: http://vernoeslovo.com/

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами:

<< Аргументы и факты. Задумайтесь о последствиях Аргументы и не только факты. Три повода возразить >>

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Игра для тренинга "Чёртова Башня"

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Игра для тренинга "Чёртова Башня"»Красивое, редкое и крайне мощное упражнение для тренинга командообразования, эффективной коммуникации или личностного роста. Красивая легенда упражнения привлекает внимание и интригует, а решение сложной задачи, поставленной перед группой, требует активного участия и  тотальной вовлеченности всей команды.
    Это упражнение для тренинга построено так, что найти решение можно только если учесть интересы всех членов команды, которые на первый взгляд кажутся даже противоречащими друг другу. Но решение есть! Участники тренинга в процессе выполнения упражнения на собственном опыте проживают и осознают, что конфликты и споры отдаляют их от результата, а совместная слаженная работа позволяет решить даже казалось бы "нерешаемые" задачи.
    Эксклюзивные рекомендации профессионалов! Тренерская методичка упражнения разработана профессионалами специально для портала Тренерская.ру и содержит массу уникальных рекомендаций, подсказок и тренерских "фишек". Такого вы не найдете больше нигде! Объем тренерской методички упражнения: 12 страниц. 

  • Упражнение для тренинга "Угадай героя"

    Упражнения по теме продажи, переговоры – «Угадай героя!»Интересное и показательное упражнение для тренинга продаж, переговоров, коммуникаций, которое на практике показывает эффективность использования открытых и альтернативных вопросов при выявлении потребностей клиентов. Под эту задачу у упражнения для тренинга "Угадай героя" вряд ли найдутся достойные конкуренты. Методичка содержит 4 разных вариации упражнения! Хотите, чтобыучастники наглядно увидели эффективность открытых вопросов по сравнению с закрытыми? Или чтобы осознали, какие вопросы они чаще всего сами используют на практике? Чтобы потренировались в задавании эффективных вопросов? Все возможно! 

    Эксклюзивная методичка упражнения  разработана тренерами-профессионалами специально для портала Тренерская.ру. и содержит уникальные рекомендации, подсказки экспертов, раскрывающие все секреты успешного проведения упражнения. Такого вы не найдете больше нигде! 

    Объем тренерской методички упражнения: 9 страниц. 
    Бонусы! 4 различных вариаций упражнения и подробный блок теории!   

  • Супер-разминка "Брось мяч быстрее!"

    Упражнения на командообразование – «Брось мяч быстрее!»Прекрасное упражнение, которое существенно повышает энергетику, активность и вовлеченность участников тренинга, помогает быстрому возникновению доверия в группе. Это одновременно и яркая разминка, и упражнение-вызов, которое повышает мотивацию участников на обучение и красивым и запоминающимся образом подводит группу к теме следующей мини-лекции.

    Особая прелесть упражнения в том, что оно универсально, его можно с успехом использовать для большинства популярных тем тренингов: командообразование, продажи, переговоры, управленческие тренинги, тренинги лидерства, влияния, целеполагания…

    Упражнение обычно проходит бодро, энергично, активно, мощным образом вовлекает всех участников тренинга. Оно хорошо запоминается группой, и к его результатам тренер может ещё не раз возвращаться в последующие дни тренинга…