Все тренеры собираются здесь

Аргументы и факты. Кто виноват

Полагаю, вы хорошо поработали над нахождением и освещением проблем, достаточно серьезных, чтобы убедить зрителей в необходимости изменения статуса кво. Ну, или как минимум просто читали прошлую статью, в которой об этом рассказывалось :-). Кто не помнит — мы говорили в нем о схеме построения эффективной аргументации «Проблема — причины — решение — последствия». Что ж, если проблема определена, переходим к следующему пункту — ее причинам.

Причины. В нашей схеме — это то, что блокирует решение объявленных проблем при существующем статусе кво.

Причины, которые мы приведем в нашей аргументации, должны наглядно показывать — если проблема действительно так велика и серьезна, почему ее до сих пор никто не решил? В чем помеха, какие аспекты статуса кво мешают этому?

Оказывается, все разнообразие причин можно распределить на три основных группы.

Первая — формальные, или структурные причины. К ним относятся законы, официальные правила, должностные инструкции и прочие запреты и разрешения, которые люди обязаны выполнять. Если, конечно, хотят продолжать оставаться полноправными членами общества, в котором эти правила в установленном порядке приняты. Соответственно, законы и инструкции могут устареть, могут оказаться непродуманными и поспешными — и это приведет к появлению проблемы. Кстати, проблему может порождать и отсутствие какого-нибудь очень нужного закона.

Например, причиной угнетенного положения чернокожего населения африканской колонии является государственный закон о расовой сегрегации.

Причина недостатка молодых специалистов в компании — инструкция руководителя принимать на работу только специалистов с профильным опытом работы от 5 лет.

Причина пустынных пляжей в разгар сезона в некоторой южной стране — нормативный акт другого государства, предписывающий его туристическим организациям не продавать в эту страну путевки… И так далее.

Вторая группа — когнитивные, или неформальные причины. Они создают проблемы не потому, что что-то запрещено законом, правилами или инструкциями, а потому что люди запрещают или позволяют себе это сами — из-за предрассудков, суеверий, обычаев, непонимания, недостатка знаний. Когниции — схемы мышления — у них такие.

Например, люди отказываются селиться на тринадцатом этаже отеля — потому что это несчастливое число.

Покупатели не приобретают отличное средство для мытья посуды, потому что оно недостаточно густое — и бесполезно объяснять, что жидкое средство моет лучше :-) )

Хозяйки отказываются покупать продукты, приготовленные с помощью генной инженерии, потому что боятся превратиться в пауков с жабрами… Продолжите список :))

Ну и причины третьего типа — недостаточность. О них мы говорим, когда ни законы, ни способы мышления не мешают устранению проблемы — но, увы… Принятые меры срабатывают не очень хорошо, недостаточно, чтобы изменить положение. Чаще всего мы сталкиваемся с причинами такого типа, когда нам не хватает времени или других ресурсов.

Хочу похудеть, покупаю абонемент в фитнес-зал — и не хожу, времени не хватает.

Пытаюсь бросить курить, на работе приплачивают 10% тем, кто не курит, понимаю, что курить вредно — но не получается, воли не хватает.

Правительство всячески поддерживает отдых россиян внутри страны, мы бы с удовольствием ездили в Сочи, но — денег не хватает, за границей дешевле…

Конечно, в реальных жизненных ситуациях причины чаще всего оказываются комплексными — собственно, тогда тем более полезно их внимательно разглядеть и «разложить по полочкам», чтобы затем подвести аудиторию к принятию наиболее подходящего решения. Но о решении, как о следующем этапе схемы эффективной аргументации, мы поговорим с вами в следующий раз. Пока же — домашнее задание. Поучитесь находить и верно классифицировать причины проблем, по поводу которых вы могли бы выступить с убедительной речью — чтобы добиться изменений в существующем порядке вещей у себя на работе, в вузе, в своей семье, в своей стране. Верное определение причин — важнейший шаг к успешному решению проблемы!

Верных Вам слов и верных решений!

Вячеслав Саломасов,
тренер, психолог, коуч, эксперт по ораторскому мастерству

Вячеслав Саломасов является автором программы тренинга "Ораторское мастерство", которая предлагается в разделе готовых программ.  Программа этого тренинга содержит поминутный план действий тренера, важные подсказки для тренеров, абсолютно все необходимые тренерские материалы, отлично подходит как для корпоративного, так и для открытого тренинга, одинаково эффективна как для обучения линейного персонала, так и для обучения руководителей.

Программа включает такие темы, как энергетика оратора, словесная импровизация, управление волнением, работа с голосом, жестами, позой;  содержит 12 подробных лекций, раскрывающих все основные аспекты ораторского мастерства, 24 уникальных упражнения, позволяющих освоить за 2 дня тренинга все основные приемы эффективного выступления на публике, и многое другое. Подробнее о программе тренинга "Ораторское мастерство"...

Больше об ораторском мастерстве, о приемах и методах убеждения и влияния, а также новости о тренингах по мастерству публичного выступления и других мероприятиях с тренерским участием В. Саломасова читайте на сайте Верного Слова: http://vernoeslovo.com/

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами:

<< Аргументы и факты. Строим эффективную аргументацию Аргументы и факты. Лучшие решения >>

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Упражнение-вызов "Пройди к стулу"

    Упражнения по теме продажи, переговоры – «Упражнение-вызов "Пройди к стулу"»"Мощное упражнение для тренинга целеполагания или тренинга переговоров. Упражнение наглядно демонстрирует участникам тренинга их привычные модели поведения, помогает вскрыть негативные установки, убеждения, которые мешают им легко достигать своих целей или вести переговоры. Дает участникам тренинга новые ресурсы.

    Тренерская методичка упражнения разработана профессионалами специально для портала Тренерская. ру и содержит массу уникальных рекомендаций, подсказок и тренерских «фишек», позволяющих провести упражнение с максимальным результатом. Такого вы не найдете больше нигде!
    Объем тренерской методички: 12 страниц.
    Бонус! Методичка содержит сразу 3 варианта упражнения (!), подходящих для трех разных тем тренингов: достижение целей, переговоров и эффективной коммуникации.

  • Ролевая игра "Слалом"

    Упражнения по теме продажи, переговоры – «Ролевая игра "Слалом"»Красивое и эффективное упражнение «Слалом» станет украшением любого тренинга для руководителей, а также тренинга продаж, переговоров или коммуникаций.

    Упражнение позволяет бросить вызов умению участников эффективно и гармонично договариваться в условиях ограниченного времени, умению расставлять приоритеты, быстро принимать решения. Упражнение поможет не только активизировать творческий потенциал группы, но и максимально собрать ее внимание на дальнейшем обучении.

    Вашему вниманию предлагается эксклюзивная тренерская методичка упражнения, описывающая все подводные камни его проведения, все тренерские тонкости и нюансы.

  • Упражнение для тренингов "Миллион евро"

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Миллион евро»"Интересное, богатое на выводы упражнение для тренинга целеполагания, успешности или тренингов личностного роста. 

    Это упражнение "для тренинга развивает у участников осмысленное отношение к целям, которые они ставят перед собой, помогает найти те вдохновляющие цели, которые человеку будет по-настоящему радостно реализовывать, и отделить эти цели от искуственных, навязанных целей или промежуточных целей. Благодаря интересной легенде упражнение "Миллион евро" всегда проходит живо, участники тренинга сильно вовлекаются, повышается энергетика и заинтересованность участников. И мотивация участников тренинга на достижение собственных целей!

    Судите сами, объем тренерской методички упражнения: 8 страниц.