Все тренеры собираются здесь

Аргументы и факты. Кто виноват

Полагаю, вы хорошо поработали над нахождением и освещением проблем, достаточно серьезных, чтобы убедить зрителей в необходимости изменения статуса кво. Ну, или как минимум просто читали прошлую статью, в которой об этом рассказывалось :-). Кто не помнит — мы говорили в нем о схеме построения эффективной аргументации «Проблема — причины — решение — последствия». Что ж, если проблема определена, переходим к следующему пункту — ее причинам.

Причины. В нашей схеме — это то, что блокирует решение объявленных проблем при существующем статусе кво.

Причины, которые мы приведем в нашей аргументации, должны наглядно показывать — если проблема действительно так велика и серьезна, почему ее до сих пор никто не решил? В чем помеха, какие аспекты статуса кво мешают этому?

Оказывается, все разнообразие причин можно распределить на три основных группы.

Первая — формальные, или структурные причины. К ним относятся законы, официальные правила, должностные инструкции и прочие запреты и разрешения, которые люди обязаны выполнять. Если, конечно, хотят продолжать оставаться полноправными членами общества, в котором эти правила в установленном порядке приняты. Соответственно, законы и инструкции могут устареть, могут оказаться непродуманными и поспешными — и это приведет к появлению проблемы. Кстати, проблему может порождать и отсутствие какого-нибудь очень нужного закона.

Например, причиной угнетенного положения чернокожего населения африканской колонии является государственный закон о расовой сегрегации.

Причина недостатка молодых специалистов в компании — инструкция руководителя принимать на работу только специалистов с профильным опытом работы от 5 лет.

Причина пустынных пляжей в разгар сезона в некоторой южной стране — нормативный акт другого государства, предписывающий его туристическим организациям не продавать в эту страну путевки… И так далее.

Вторая группа — когнитивные, или неформальные причины. Они создают проблемы не потому, что что-то запрещено законом, правилами или инструкциями, а потому что люди запрещают или позволяют себе это сами — из-за предрассудков, суеверий, обычаев, непонимания, недостатка знаний. Когниции — схемы мышления — у них такие.

Например, люди отказываются селиться на тринадцатом этаже отеля — потому что это несчастливое число.

Покупатели не приобретают отличное средство для мытья посуды, потому что оно недостаточно густое — и бесполезно объяснять, что жидкое средство моет лучше :-) )

Хозяйки отказываются покупать продукты, приготовленные с помощью генной инженерии, потому что боятся превратиться в пауков с жабрами… Продолжите список :))

Ну и причины третьего типа — недостаточность. О них мы говорим, когда ни законы, ни способы мышления не мешают устранению проблемы — но, увы… Принятые меры срабатывают не очень хорошо, недостаточно, чтобы изменить положение. Чаще всего мы сталкиваемся с причинами такого типа, когда нам не хватает времени или других ресурсов.

Хочу похудеть, покупаю абонемент в фитнес-зал — и не хожу, времени не хватает.

Пытаюсь бросить курить, на работе приплачивают 10% тем, кто не курит, понимаю, что курить вредно — но не получается, воли не хватает.

Правительство всячески поддерживает отдых россиян внутри страны, мы бы с удовольствием ездили в Сочи, но — денег не хватает, за границей дешевле…

Конечно, в реальных жизненных ситуациях причины чаще всего оказываются комплексными — собственно, тогда тем более полезно их внимательно разглядеть и «разложить по полочкам», чтобы затем подвести аудиторию к принятию наиболее подходящего решения. Но о решении, как о следующем этапе схемы эффективной аргументации, мы поговорим с вами в следующий раз. Пока же — домашнее задание. Поучитесь находить и верно классифицировать причины проблем, по поводу которых вы могли бы выступить с убедительной речью — чтобы добиться изменений в существующем порядке вещей у себя на работе, в вузе, в своей семье, в своей стране. Верное определение причин — важнейший шаг к успешному решению проблемы!

Верных Вам слов и верных решений!

Вячеслав Саломасов,
тренер, психолог, коуч, эксперт по ораторскому мастерству

Вячеслав Саломасов является автором программы тренинга "Ораторское мастерство", которая предлагается в разделе готовых программ.  Программа этого тренинга содержит поминутный план действий тренера, важные подсказки для тренеров, абсолютно все необходимые тренерские материалы, отлично подходит как для корпоративного, так и для открытого тренинга, одинаково эффективна как для обучения линейного персонала, так и для обучения руководителей.

Программа включает такие темы, как энергетика оратора, словесная импровизация, управление волнением, работа с голосом, жестами, позой;  содержит 12 подробных лекций, раскрывающих все основные аспекты ораторского мастерства, 24 уникальных упражнения, позволяющих освоить за 2 дня тренинга все основные приемы эффективного выступления на публике, и многое другое. Подробнее о программе тренинга "Ораторское мастерство"...

Больше об ораторском мастерстве, о приемах и методах убеждения и влияния, а также новости о тренингах по мастерству публичного выступления и других мероприятиях с тренерским участием В. Саломасова читайте на сайте Верного Слова: http://vernoeslovo.com/

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами:

<< Аргументы и факты. Строим эффективную аргументацию Аргументы и факты. Лучшие решения >>

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Презентация директора

    Психологические игры и тренинговые упражнения  – «Презентация директора»Универсальное и результативное упражнение, способное существенно расширить знания участников тренинга о самопрезентации, оценить их умение производить первое впечатление, поработать с уверенностью, вербальными и невербальными способами общения, а заодно и ускорить процесс распределения ролей, включить группу в «рабочее состояние» и подвести к стадии активной работы.

    Упражнение подходит для всех тренингов, в которых затрагивается тема коммуникаций и презентаций. «На ура» проходит в тренингах уверенности и лидерства. Может оказаться полезным и эффективным на тренингах руководителей.
    Упражнение способно зарядить группу энергией и мотивировать на усердную работу.
    Упражнение для тренинга рекомендовано профессиональным тренером Д.Швецовым, автором книги "Укрепление личности".

  • Уникальное упражнение "Светофор"

    Психологические игры и тренинговые упражнения - Уникальное упражнение "Светофор"

    Уникальное авторское упражнение для тренинга, разработанное доктором психологических наук, профессором, известнейшим тренером и писателем Н.И.Козловым. 

    Невероятное по своей эффективности упражнение, способное за какой-нибудь час совершить «революцию» в умах участников тренинга. Настоящая «жемчужина» среди упражнений своего рода.

    Упражнение для тренинга "Светофор" позволяет участникам, не проходя ситуацию потери в жизни, произвести инвентаризацию своих ценностей, перестать расстраиваться "по мелочам", научиться радоваться и ценить то, что уже есть в жизни! Упражнение станет настоящим украшением для тренингов стрессоустойчивости, тренингов эмоционального интеллекта, тренингов личностного роста и целеполагания.

    Объем уникальной тренерской методички упражнения: 12 страниц! 
    Бонус! В состав данной методички входят аудио-записи реального упражнения (общее время звучания 54:35 мин)! 

  • Ролевая игра "Приходите в следующий раз!"

    Мощное упражнение, наглядно демонстрирующее участникам тренинга их привычные модели поведения в ситуации, когда большинство их контактов заканчиваются отказом.

    Многие люди при Упражнения по теме продажи, переговоры – «Ролевая игра "Приходите в следующий раз!"»частом получении отказов начинает снижать количество контактов, снижать свою активность. И испытывают при этом негативные эмоции, стресс, неуверенность. Особенно наглядно это проявляется в активных продажах или при устройстве на работу. А для достижения успешного результата нужно действовать с точностью до наоборот!

    Упражнения позволяет в короткое время пережить подобную ситуацию, тут же проанализировать свои эмоциональные и поведенческие реакции и сделать личные выводы на основании осмысленного собственного опыта.

    Объем тренерской методички: 9 страниц. К методичке прилагаются: аудиофайл (12:04 мин. ) и подробный блок теории к упражнению.