Все тренеры собираются здесь

Аргументы и факты. Лучшие решения

Наш август выдался чудовищно жарким. Весь Урал задыхается от зноя, люди толкутся по берегам водоемов — ни учиться, ни работать никому не хочется. Подозреваю, что для третьего месяца нынешнего лета это общемировая тенденция, опять же — Олимпиада, тянет посмотреть, поболеть. Но — делу время, потехе час — продолжаем наш разговор о схеме правильной аргументации. В формуле «Проблема — причины — решение — последствия» остаются еще два пункта. В прошлых выпусках мы рассмотрели проблемы и причины — переходим к решениям.

Собственно, классическая связка «проблема — решение» благодаря рекламе стала известна даже кошкам и собакам. Казалось бы — что тут еще можно добавить? Из каждого утюга многочисленные рекламные ролики пугают нас жуткими проблемами и предлагают их волшебные решения. Но всегда ли предложенное решение — единственно верное? Давайте рассмотрим, что отличает действительно лучшие решения, достойные нашей схемы эффективной аргументации.

  1. Решение, которое мы предлагаем, должно содержать четкий (желательно) план действий по устранению проблемы.

Это, казалось бы, очевидно, но очевидно также и то, что многие эмоциональные ораторы ограничиваются страстным расписыванием проблемы и клеймением виноватых. До предложения плана дело доходит далеко не у всех — а ведь это не единственное требование к действительно хорошему решению.

Соответственно, решение типа «это все очень плохо и нужно это немедленно прекратить!» — вообще не решение.

      2. Решение соответствует объявленным причинам и логически из них вытекает. Следовательно, хорошее решение нейтрализует причины, эту проблему создавшие. А вместе с ними — и проблему.

Снова рискую показаться капитаном Очевидность — но вспомните нашу даму со скалкой. От того, что она ударила мужа, хлеба в доме не появилось. Мы, вроде бы, хорошо знаем, как правильно, но с завидным упорством вновь и вновь пытаемся применять решения, не устраняющие причин наших проблем.

Устранить проблему полностью, конечно, не всегда возможно — но об этом подробно поговорим чуть позже.

      3. Решение должно быть практически выполнимо.

Увы, и это совершенно естественное требование повсеместно оказывается забытым. Причем, даже на самом высоком уровне — посмотрите на работу государственных парламентов и министерств (а также на предвыборные обещания политиков). Когда мудрый филин в анекдоте советует мышам стать ежиками, это смешно, но когда государство принимает невыполнимый закон — уже печально.

— Если я прикажу какому-нибудь генералу порхать бабочкой с цветка на цветок, или сочинить трагедию, или обернуться морской чайкой и генерал не выполнит приказа, кто будет в этом виноват — он или я?

— Вы, ваше величество,— ни минуты не колеблясь, ответил Маленький принц.

— Совершенно верно,— подтвердил король.— С каждого надо спрашивать то, что он может дать. Власть прежде всего должна быть разумной.

Антуан де Сент-Экзюпери. Маленький принц.

Так что, уважаемые коллеги, прежде, чем предложить гениальное решение, убедитесь, что оно может быть выполнено без применения волшебной палочки или спонсорской поддержки «Газпрома» (что, впрочем, практически одно и то же).

Теперь о возможности или невозможности полного решения проблемы. Обычно мы ищем варианты, которые устроили бы нас по трем основным критериям:

  • результативность; получим ли мы стопроцентный результат или решим вопрос частично;
  • скорость; насколько быстро нужный результат будет достигнут;
  • стоимость; сколько нам придется заплатить за устраивающее нас решение и каким видом ресурсов придется расплачиваться — деньгами, временем, прилагаемыми усилиями и так далее.

Конечно, прекрасно, когда можно «разобраться с делами» с наилучшими показателями сразу по трем направлениям — получить все к нужному сроку с наименьшими затратами. Но, поскольку так практически никогда не бывает (еще один горячий привет Гарри Поттеру и «Газпрому»), есть смысл определить, что нам (вернее, нашим дорогим слушателям) важнее получить прямо сейчас. И исходить из этого. Бывает, что один из критериев настолько важен, что остальными люди готовы пожертвовать — значит, его и нужно показать аудитории во всей красе. А если такое решение будет устраивать зрителей и по второму направлению, успех будет почти гарантирован).

Почему, например, люди соглашаются на ипотеку? Потому что максимально возможный результат в виде отдельной квартиры (критерий результативности), получаемый прямо сейчас (критерий времени), перевешивает двадцать лет выплат трети заработка (критерий стоимости).

Кстати, не всякое, даже будто бы явно наилучшее на данный момент решение останется таковым, если мы задумаемся о его последствиях. Но это — уже другая история, о которой мы будем говорить в следующей статье. А пока, как обычно, приглашаю вас заняться активной практикой — проверьте свои решения на наличие плана, соответствие проблемам и практичность применения. А также убедитесь, что выбранные критерии эффективности принятых решений вам наиболее важны :-). Ну и было бы отлично поработать над созданием качественной аргументации в ваших убеждающих выступлениях перед уважаемой публикой.

Верных Вам слов и верных решений!

Вячеслав Саломасов,
тренер, психолог, коуч, эксперт по ораторскому мастерству

Вячеслав Саломасов является автором программы тренинга "Ораторское мастерство", которая предлагается в разделе готовых программ.  Программа этого тренинга содержит поминутный план действий тренера, важные подсказки для тренеров, абсолютно все необходимые тренерские материалы, отлично подходит как для корпоративного, так и для открытого тренинга, одинаково эффективна как для обучения линейного персонала, так и для обучения руководителей.

Программа включает такие темы, как энергетика оратора, словесная импровизация, управление волнением, работа с голосом, жестами, позой;  содержит 12 подробных лекций, раскрывающих все основные аспекты ораторского мастерства, 24 уникальных упражнения, позволяющих освоить за 2 дня тренинга все основные приемы эффективного выступления на публике, и многое другое. Подробнее о программе тренинга "Ораторское мастерство"...

Больше об ораторском мастерстве, о приемах и методах убеждения и влияния, а также новости о тренингах по мастерству публичного выступления и других мероприятиях с тренерским участием В. Саломасова читайте на сайте Верного Слова: http://vernoeslovo.com/

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами:

<< Аргументы и факты. Кто виноват Мотивация человека >>

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Ролевая игра "Приходите в следующий раз!"

    Мощное упражнение, наглядно демонстрирующее участникам тренинга их привычные модели поведения в ситуации, когда большинство их контактов заканчиваются отказом.

    Многие люди при Упражнения по теме продажи, переговоры – «Ролевая игра "Приходите в следующий раз!"»частом получении отказов начинает снижать количество контактов, снижать свою активность. И испытывают при этом негативные эмоции, стресс, неуверенность. Особенно наглядно это проявляется в активных продажах или при устройстве на работу. А для достижения успешного результата нужно действовать с точностью до наоборот!

    Упражнения позволяет в короткое время пережить подобную ситуацию, тут же проанализировать свои эмоциональные и поведенческие реакции и сделать личные выводы на основании осмысленного собственного опыта.

    Объем тренерской методички: 9 страниц. К методичке прилагаются: аудиофайл (12:04 мин. ) и подробный блок теории к упражнению.

  • Ролевая игра "Случай в гостинице"

    Упражнения по теме продажи, переговоры – «Случай в гостинице»Яркое и запоминающееся упражнение, которое наглядно демонстрирует участникам тренинга слабые места в умении вести переговоры или устанавливать контакт в продажах, а также показывает, какие техники и приемы приводят к успеху в продажах и переговорах, а какие — наоборот. Какие — позволяют быстро установить контакт, а какие скорее накаляют обстановку.

    Упражнение «Случай в гостинице» прекрасно подойдет для тренингов продаж, тренингов переговоров, тренингов уверенного поведения, тренингов влияния.

    Благодаря необычной легенде упражнение «Случай в гостинице» повышает уровень вовлеченности участников тренинга, энергетику группы, мотивацию на дальнейшее обучение.

  • Креативная походка

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Креативная походка»"Это упражнение учит осознавать связь состояния тела и эмоционального состояния, а также позволяет научить участников тренинга изменять свое эмоциональное состояние через изменение состояния тела.

    Не секрет, что то, как выстроено наше тело и в каком оно состоянии — серьезный фактор, влияющий и на наши душевные состояния, и на перспективы личностного развития. И первое, на что следует обратить внимание,— это наши осанка, жесты и походка. Меняя походку и жесты, можно менять эмоциональное состояние, можно управлять им!

    Без этой темы нельзя обойтись на тренинге уверенного поведения, тренинге лидерства или тренинге влияния. Ведь то, как ходит, как держит себя уверенный человек, лидер — важная составляющая успеха и влияния.