Все тренеры собираются здесь

Аргументы и факты. Лучшие решения

Наш август выдался чудовищно жарким. Весь Урал задыхается от зноя, люди толкутся по берегам водоемов — ни учиться, ни работать никому не хочется. Подозреваю, что для третьего месяца нынешнего лета это общемировая тенденция, опять же — Олимпиада, тянет посмотреть, поболеть. Но — делу время, потехе час — продолжаем наш разговор о схеме правильной аргументации. В формуле «Проблема — причины — решение — последствия» остаются еще два пункта. В прошлых выпусках мы рассмотрели проблемы и причины — переходим к решениям.

Собственно, классическая связка «проблема — решение» благодаря рекламе стала известна даже кошкам и собакам. Казалось бы — что тут еще можно добавить? Из каждого утюга многочисленные рекламные ролики пугают нас жуткими проблемами и предлагают их волшебные решения. Но всегда ли предложенное решение — единственно верное? Давайте рассмотрим, что отличает действительно лучшие решения, достойные нашей схемы эффективной аргументации.

  1. Решение, которое мы предлагаем, должно содержать четкий (желательно) план действий по устранению проблемы.

Это, казалось бы, очевидно, но очевидно также и то, что многие эмоциональные ораторы ограничиваются страстным расписыванием проблемы и клеймением виноватых. До предложения плана дело доходит далеко не у всех — а ведь это не единственное требование к действительно хорошему решению.

Соответственно, решение типа «это все очень плохо и нужно это немедленно прекратить!» — вообще не решение.

      2. Решение соответствует объявленным причинам и логически из них вытекает. Следовательно, хорошее решение нейтрализует причины, эту проблему создавшие. А вместе с ними — и проблему.

Снова рискую показаться капитаном Очевидность — но вспомните нашу даму со скалкой. От того, что она ударила мужа, хлеба в доме не появилось. Мы, вроде бы, хорошо знаем, как правильно, но с завидным упорством вновь и вновь пытаемся применять решения, не устраняющие причин наших проблем.

Устранить проблему полностью, конечно, не всегда возможно — но об этом подробно поговорим чуть позже.

      3. Решение должно быть практически выполнимо.

Увы, и это совершенно естественное требование повсеместно оказывается забытым. Причем, даже на самом высоком уровне — посмотрите на работу государственных парламентов и министерств (а также на предвыборные обещания политиков). Когда мудрый филин в анекдоте советует мышам стать ежиками, это смешно, но когда государство принимает невыполнимый закон — уже печально.

— Если я прикажу какому-нибудь генералу порхать бабочкой с цветка на цветок, или сочинить трагедию, или обернуться морской чайкой и генерал не выполнит приказа, кто будет в этом виноват — он или я?

— Вы, ваше величество,— ни минуты не колеблясь, ответил Маленький принц.

— Совершенно верно,— подтвердил король.— С каждого надо спрашивать то, что он может дать. Власть прежде всего должна быть разумной.

Антуан де Сент-Экзюпери. Маленький принц.

Так что, уважаемые коллеги, прежде, чем предложить гениальное решение, убедитесь, что оно может быть выполнено без применения волшебной палочки или спонсорской поддержки «Газпрома» (что, впрочем, практически одно и то же).

Теперь о возможности или невозможности полного решения проблемы. Обычно мы ищем варианты, которые устроили бы нас по трем основным критериям:

  • результативность; получим ли мы стопроцентный результат или решим вопрос частично;
  • скорость; насколько быстро нужный результат будет достигнут;
  • стоимость; сколько нам придется заплатить за устраивающее нас решение и каким видом ресурсов придется расплачиваться — деньгами, временем, прилагаемыми усилиями и так далее.

Конечно, прекрасно, когда можно «разобраться с делами» с наилучшими показателями сразу по трем направлениям — получить все к нужному сроку с наименьшими затратами. Но, поскольку так практически никогда не бывает (еще один горячий привет Гарри Поттеру и «Газпрому»), есть смысл определить, что нам (вернее, нашим дорогим слушателям) важнее получить прямо сейчас. И исходить из этого. Бывает, что один из критериев настолько важен, что остальными люди готовы пожертвовать — значит, его и нужно показать аудитории во всей красе. А если такое решение будет устраивать зрителей и по второму направлению, успех будет почти гарантирован).

Почему, например, люди соглашаются на ипотеку? Потому что максимально возможный результат в виде отдельной квартиры (критерий результативности), получаемый прямо сейчас (критерий времени), перевешивает двадцать лет выплат трети заработка (критерий стоимости).

Кстати, не всякое, даже будто бы явно наилучшее на данный момент решение останется таковым, если мы задумаемся о его последствиях. Но это — уже другая история, о которой мы будем говорить в следующей статье. А пока, как обычно, приглашаю вас заняться активной практикой — проверьте свои решения на наличие плана, соответствие проблемам и практичность применения. А также убедитесь, что выбранные критерии эффективности принятых решений вам наиболее важны :-). Ну и было бы отлично поработать над созданием качественной аргументации в ваших убеждающих выступлениях перед уважаемой публикой.

Верных Вам слов и верных решений!

Вячеслав Саломасов,
тренер, психолог, коуч, эксперт по ораторскому мастерству

Вячеслав Саломасов является автором программы тренинга "Ораторское мастерство", которая предлагается в разделе готовых программ.  Программа этого тренинга содержит поминутный план действий тренера, важные подсказки для тренеров, абсолютно все необходимые тренерские материалы, отлично подходит как для корпоративного, так и для открытого тренинга, одинаково эффективна как для обучения линейного персонала, так и для обучения руководителей.

Программа включает такие темы, как энергетика оратора, словесная импровизация, управление волнением, работа с голосом, жестами, позой;  содержит 12 подробных лекций, раскрывающих все основные аспекты ораторского мастерства, 24 уникальных упражнения, позволяющих освоить за 2 дня тренинга все основные приемы эффективного выступления на публике, и многое другое. Подробнее о программе тренинга "Ораторское мастерство"...

Больше об ораторском мастерстве, о приемах и методах убеждения и влияния, а также новости о тренингах по мастерству публичного выступления и других мероприятиях с тренерским участием В. Саломасова читайте на сайте Верного Слова: http://vernoeslovo.com/

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами:

<< Аргументы и факты. Кто виноват Мотивация человека >>

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Слепой и Поводырь

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Слепой и Поводырь»Это классическое упражнение-ледокол. А, значит, оно отлично снимает первичное напряжение и недоверие в тренинговой группе, способствует установлению теплых, доверительных отношений между участниками тренинга.

    Упражнение «Слепой и Поводырь» отлично подводит участников тренинга к исследованию и обсуждению темы доверия к другим людям. Помогает участникам тренинга увеличить уровень доверия в своей жизни, начать больше доверять людям, увидеть, что в жизни мы часто изначально «не доверяем».

    Упражнение «Слепой и Поводырь» дает возможность каждому участнику тренинга лучше узнать самого себя: насколько он доверяет окружающим, легко или сложно ему положиться на другого человека, каков он во взаимодействии с другими, каким его воспринимают другие люди.

  • Упражнение-вызов "Титаник"

    Упражнения на командообразование – Упражнение-вызов «Титаник»Крайне эффективное командообразующее упражнение, требующее участия и тотальной вовлеченности всей группы. Перед участниками ставится сложнейшая задача, решить которую можно только совместными усилиями, мобилизовав все свои личностные качества, деловые навыки и умение работать в команде.

    Упражнение «Титаник» гарантировано «цепляет» участников тренинга и запоминается как одно из самых ярких упражнений тренинга. Это упражнение может быть доступно и начинающим тренерам, но особенной «жемчужиной» оно будет в руках опытного тренера. 

    Тренерская методичка упражнения разработана профессионалами специально для портала Тренерская.ру и содержит массу уникальных рекомендаций, подсказок и тренерских "фишек", позволяющих провести упражнение наилучшим образом. 
    Объем тренерской методички упражнения: 8 страниц. 

  • Убеди другого!

    Упражнения по теме продажи, переговоры – «Убеди другого!»

    Глубокое упражнение для тренингов  продаж или презентаций. Быть убедительным - вот один из важнейших навыков, необходимых для успешных продаж. В первую очередь сам продавец должен быть уверен, что продает отличный товар и уметь эту уверенность предать покупателю так, чтобы он ему поверил и захотел купить его товар.  Упражнение помогает отработать навыки убеждения и помогает участникам тренинга сформировать у себя позитивное отношение к продажам (презентациям, переговорам), найти новые причины и ресурсы любить свою работу и свой товар.

    Уникальная методичка упражнения разработана тренерами-профессионалами специально для портала Тренерская.ру. и содержит подробную технологию его проведения, а также рекомендации и подсказки экспертов. Такого вы не найдете больше нигде! 

    Объем тренерской методички упражнения: 8 страниц. 
    Бонусы! Методичка содержит несколько различных вариаций упражнения и подходящее музыкальное сопровождение!