Все тренеры собираются здесь

Аргументы и факты. Строим эффективную аргументацию

Давно мы с вами не виделись. С одной стороны, приятно, что еще не весь мир накрыло интернетом достаточно высокой скорости, с другой — это обстоятельство может внести изменения в планы. Так и случилось: я традиционно поехал в летний лагерь Синтона, чтобы поработать куратором на тренингах Н.И. Козлова — и выпал из виртуального пространства в пользу общения с живой природой :-). Ну что ж, время на тренингах пролетело быстро, здравствуй, цивилизация, я вернулся — и вот моя новая статья. 

В прошлом выпуске мы решили подробнее разобрать особенности работы в жанре убеждающего выступления — и поговорили о статусе кво и бремени доказательства. Сегодня, пожалуй, пора разобраться с принципами создания качественной аргументации. Внешне это дело выглядит очень простым — возможно, именно поэтому часто получается оно из рук вон плохо, нелогично, неубедительно. Давайте выясним некоторые хитрости процесса создания аргументов.

Как строить аргументы

Хорошая аргументация стройна и логична. Она состоит из четких элементов, объединенных в систему. Знание этих элементов и понимание системы поможет:

  • лучше проанализировать ситуацию, о которой идет речь,
  • правильно выстроить и хорошо подать аргументы, наиболее для этой ситуации подходящие.

А вот и непосредственно схема — приобщайтесь :-) ):

Проблема — причины — решение — последствия.

Схема, по правде сказать, не выглядит тайным сакральным знанием и простотой своей может разочаровать некоторых торопыжек. Терпение, коллеги! Здесь есть, о чем подумать.

Например: вы собрались ужинать, а в доме нет хлеба. Проблема.

Причина — все понадеялись, что купит кто-то другой.

Решение — глава семьи быстро бежит в ближайший магазин, пока жена разогревает ужин.

Последствия — хлеб куплен, хоть и не тот, который все любят (другой сорт и не очень свежий), ужин состоялся с небольшим опозданием, все сыты. Логично? Да. А если так:

 вы собрались ужинать, а в доме нет хлеба. Проблема.

Причина — муж, скотина, все из-за него.

Решение — врезать ему скалкой.

Последствия — муж в ответ метнул в жену кастрюлей с супом, все голодные, есть нечего. Логично? Нет. Жизненно? К сожалению :) ).

Похоже, то, что мы знаем простые правильные схемы совсем не означает, что мы любим и умеем ими пользоваться. Так что давайте рассмотрим нашу систему повнимательнее.

Прежде всего, отметим, что каждый из элементов важен сам по себе и прочно связан с остальными. Изменение одного вызывает изменение других. Эта взаимосвязь и обеспечивает убеждающую силу аргумента и выступления в целом. Эффект синергии, однако :). Теперь по пунктам.

Проблема. В первой части аргументации необходимо показать публике, что именно не так с этим миром при существующем порядке вещей. Призыв к изменению статуса кво должен иметь серьезные на то основания — первый пункт нужен нам, чтобы предъявить эти основания аудитории.

Чтобы проблема выглядела достойной перемен, необходимо показать залу две ее стороны:

  1. Она достаточно серьезна для слушателей — качественно.
  2. Она достаточно велика для них — количественно.

Если хотя бы одного из этих условий не хватает, наше беспокойство массы не поддержат.

Подавляющее большинство мужчин планеты сталкиваются с проблемой роста волос на лице. Достаточно ли она велика количественно? Более, чем. Достаточно ли она серьезна качественно? Абсолютно нет — купи бритву или заведи красивую бороду).

В странах с теплым климатом автомобилисты не покупают зимних шин. В случае резких похолоданий и неожиданных снегопадов это может приводить к авариям — и даже гибели людей. Серьезная проблема? Очень. Частая? Нет, раз в несколько лет.

Ни то, ни другое не покажется публике достаточно тревожащим, чтобы она пошла на серьезные усилия по изменению ситуации — следовательно, статусу кво в данных случаях ничто не угрожает. 

Власти города с населением более миллиона человек разворачивают строительство опасного производства в непосредственной близости к самым населенным его районам и к водохранилищу, снабжающему весь город питьевой водой. Убийственные дымы и ядовитые отходы грозят и без того не самому чистому городу настоящей экологической катастрофой. Серьезно? Однозначно. Масштабно? Для горожан — на сто процентов. Проблема, на которой можно строить серьезную аргументацию, налицо. При правильной разработке оратор найдет горячий отклик в сердцах слушателей.

Итак, друзья, резюмируем: для того, чтобы точные аргументы нашего убедительного выступления безошибочно достигали цели, нужно, прежде всего, выбрать «правильную» проблему — такую, которая достаточно серьезна и достаточно велика в глазах данной конкретной аудитории. Если же вы всю «Меру. Степень. Глубину» © уже прочувствовали, а публика пока пребывает в благодушном неведении — начинайте не с аргументации, а с драматизации. Поделитесь своим видением достаточно ярко и впечатляюще, чтобы прониклось большинство зрителей, а уж потом переходите к следующему этапу выстраивания аргументации — причинам. Но об этом мы будем говорить уже в новом выпуске:-) — чтобы вы нашли время для практики. Потренируйтесь в поиске «правильных» проблем в существующем положении дел вокруг вас — подходящих для возможного убеждающего выступления по изменению статуса кво. Что вызовет отклик у ваших сослуживцев, соседей по дому, собратьев по вагону метро, сограждан по стране? Делитесь — жду ваших вопросов, размышлений, комментариев, и до встречи в следующем выпуске.

Верных Вам слов и верных решений!

Вячеслав Саломасов,
тренер, психолог, коуч, эксперт по ораторскому мастерству

Вячеслав Саломасов является автором программы тренинга "Ораторское мастерство", которая предлагается в разделе готовых программ.  Программа этого тренинга содержит поминутный план действий тренера, важные подсказки для тренеров, абсолютно все необходимые тренерские материалы, отлично подходит как для корпоративного, так и для открытого тренинга, одинаково эффективна как для обучения линейного персонала, так и для обучения руководителей.

Программа включает такие темы, как энергетика оратора, словесная импровизация, управление волнением, работа с голосом, жестами, позой;  содержит 12 подробных лекций, раскрывающих все основные аспекты ораторского мастерства, 24 уникальных упражнения, позволяющих освоить за 2 дня тренинга все основные приемы эффективного выступления на публике, и многое другое. Подробнее о программе тренинга "Ораторское мастерство"...

Больше об ораторском мастерстве, о приемах и методах убеждения и влияния, а также новости о тренингах по мастерству публичного выступления и других мероприятиях с тренерским участием В. Саломасова читайте на сайте Верного Слова: http://vernoeslovo.com/

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами:

<< Статус кво: менять нельзя оставить Аргументы и факты. Кто виноват >>

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Бредогенератор

    Упражнения по теме продажи, переговоры – «Бредогенератор»Это упражнение занимает от 30 до 50 минут и позволяет научить участников тренинга более уверенно общаться и выступать. Знающие люди утверждают, что это любимое упражнение, которым тренируют себя радио- и теле-ведущие перед выходом в эфир.

    Упражнение «Бредогенератор» отлично подходит для тренингов уверенного поведения, тренингов по ораторскому мастерству и риторике, тренингов лидерства. Также данное упражнение рекомендуется для тренингов активных продаж для тех областей, где продавцу важен «хорошо подвешенный язык», для тренингов молодых руководителей, которым важно уверенно проводить совещание, также упражнение будет очень полезным для тренинга тренеров.

    В состав упражнения включена подробная лекция на тему «Шесть шагов уверенного выступления». Упражнение позволяет отработать эти шаги, отработать приемы и «фишки» уверенного поведения.

  • "Продай" свой недостаток

    Психологические игры и тренинговые упражнения – "Продай" свой недостаток

    Простое и эффективное упражнение для тренингов личностного роста, тренингов уверенности или управления эмоциями. Упражнение способно в короткий срок изменить отношение участников к своим недостаткам, поднять самооценку, повысить уверенность в себе и раскрыть для себя мир позитивного мышления. Одно из лучших в своем роде. Упражнение существенно повышает энергетику и вовлеченность группы, создает позитивную атмосферу и активирует творческий потенциал участников тренинга.

    Эксклюзивные рекомендации профессионалов! Это не просто упражнение для тренинга, это уникальная тренерская методичка, включающая подробную инструкцию проведения упражнения, разбор сложных ситуаций и возражений, рекомендации, советы и подсказки тренеров-экспертов. Такого вы не найдете больше нигде! 

    Объем тренерской методички упражнения: 8 страниц. 
    Бонусы! Прилагается подробный блок теории и 6 различных вариаций данного упражнения! 

  • Упражнение-разминка "Столкни ладонями"

    Упражнения по теме продажи, переговоры – Упражнение-разминка "Столкни ладонями"Очень удачное упражнение-разминка, подходящее практически для всех тем тренингов. Упражнение может быть использовано как в бизнес-тренингах, так и в тренингах личностного роста.

    Это упражнение послужит блестящей подводкой к таким темам, как работа с возражениями клиента, переговоры со сложными партнерами, работа с каверзными вопросами от аудитории, работа с сопротивлением сотрудников, работа с любого рода конфликтами. Упражнение наглядно демонстрирует участникам, что силовое воздействие в ситуации конфликта или сопротивления если и работает, то совсем недолго. Что оно очень быстро вызывает равное по силе противодействие, и в результате ни одна из сторон не может приблизиться к цели.