Все тренеры собираются здесь

Аргументы и факты. Строим эффективную аргументацию

Давно мы с вами не виделись. С одной стороны, приятно, что еще не весь мир накрыло интернетом достаточно высокой скорости, с другой — это обстоятельство может внести изменения в планы. Так и случилось: я традиционно поехал в летний лагерь Синтона, чтобы поработать куратором на тренингах Н.И. Козлова — и выпал из виртуального пространства в пользу общения с живой природой :-). Ну что ж, время на тренингах пролетело быстро, здравствуй, цивилизация, я вернулся — и вот моя новая статья. 

В прошлом выпуске мы решили подробнее разобрать особенности работы в жанре убеждающего выступления — и поговорили о статусе кво и бремени доказательства. Сегодня, пожалуй, пора разобраться с принципами создания качественной аргументации. Внешне это дело выглядит очень простым — возможно, именно поэтому часто получается оно из рук вон плохо, нелогично, неубедительно. Давайте выясним некоторые хитрости процесса создания аргументов.

Как строить аргументы

Хорошая аргументация стройна и логична. Она состоит из четких элементов, объединенных в систему. Знание этих элементов и понимание системы поможет:

  • лучше проанализировать ситуацию, о которой идет речь,
  • правильно выстроить и хорошо подать аргументы, наиболее для этой ситуации подходящие.

А вот и непосредственно схема — приобщайтесь :-) ):

Проблема — причины — решение — последствия.

Схема, по правде сказать, не выглядит тайным сакральным знанием и простотой своей может разочаровать некоторых торопыжек. Терпение, коллеги! Здесь есть, о чем подумать.

Например: вы собрались ужинать, а в доме нет хлеба. Проблема.

Причина — все понадеялись, что купит кто-то другой.

Решение — глава семьи быстро бежит в ближайший магазин, пока жена разогревает ужин.

Последствия — хлеб куплен, хоть и не тот, который все любят (другой сорт и не очень свежий), ужин состоялся с небольшим опозданием, все сыты. Логично? Да. А если так:

 вы собрались ужинать, а в доме нет хлеба. Проблема.

Причина — муж, скотина, все из-за него.

Решение — врезать ему скалкой.

Последствия — муж в ответ метнул в жену кастрюлей с супом, все голодные, есть нечего. Логично? Нет. Жизненно? К сожалению :) ).

Похоже, то, что мы знаем простые правильные схемы совсем не означает, что мы любим и умеем ими пользоваться. Так что давайте рассмотрим нашу систему повнимательнее.

Прежде всего, отметим, что каждый из элементов важен сам по себе и прочно связан с остальными. Изменение одного вызывает изменение других. Эта взаимосвязь и обеспечивает убеждающую силу аргумента и выступления в целом. Эффект синергии, однако :). Теперь по пунктам.

Проблема. В первой части аргументации необходимо показать публике, что именно не так с этим миром при существующем порядке вещей. Призыв к изменению статуса кво должен иметь серьезные на то основания — первый пункт нужен нам, чтобы предъявить эти основания аудитории.

Чтобы проблема выглядела достойной перемен, необходимо показать залу две ее стороны:

  1. Она достаточно серьезна для слушателей — качественно.
  2. Она достаточно велика для них — количественно.

Если хотя бы одного из этих условий не хватает, наше беспокойство массы не поддержат.

Подавляющее большинство мужчин планеты сталкиваются с проблемой роста волос на лице. Достаточно ли она велика количественно? Более, чем. Достаточно ли она серьезна качественно? Абсолютно нет — купи бритву или заведи красивую бороду).

В странах с теплым климатом автомобилисты не покупают зимних шин. В случае резких похолоданий и неожиданных снегопадов это может приводить к авариям — и даже гибели людей. Серьезная проблема? Очень. Частая? Нет, раз в несколько лет.

Ни то, ни другое не покажется публике достаточно тревожащим, чтобы она пошла на серьезные усилия по изменению ситуации — следовательно, статусу кво в данных случаях ничто не угрожает. 

Власти города с населением более миллиона человек разворачивают строительство опасного производства в непосредственной близости к самым населенным его районам и к водохранилищу, снабжающему весь город питьевой водой. Убийственные дымы и ядовитые отходы грозят и без того не самому чистому городу настоящей экологической катастрофой. Серьезно? Однозначно. Масштабно? Для горожан — на сто процентов. Проблема, на которой можно строить серьезную аргументацию, налицо. При правильной разработке оратор найдет горячий отклик в сердцах слушателей.

Итак, друзья, резюмируем: для того, чтобы точные аргументы нашего убедительного выступления безошибочно достигали цели, нужно, прежде всего, выбрать «правильную» проблему — такую, которая достаточно серьезна и достаточно велика в глазах данной конкретной аудитории. Если же вы всю «Меру. Степень. Глубину» © уже прочувствовали, а публика пока пребывает в благодушном неведении — начинайте не с аргументации, а с драматизации. Поделитесь своим видением достаточно ярко и впечатляюще, чтобы прониклось большинство зрителей, а уж потом переходите к следующему этапу выстраивания аргументации — причинам. Но об этом мы будем говорить уже в новом выпуске:-) — чтобы вы нашли время для практики. Потренируйтесь в поиске «правильных» проблем в существующем положении дел вокруг вас — подходящих для возможного убеждающего выступления по изменению статуса кво. Что вызовет отклик у ваших сослуживцев, соседей по дому, собратьев по вагону метро, сограждан по стране? Делитесь — жду ваших вопросов, размышлений, комментариев, и до встречи в следующем выпуске.

Верных Вам слов и верных решений!

Вячеслав Саломасов,
тренер, психолог, коуч, эксперт по ораторскому мастерству

Вячеслав Саломасов является автором программы тренинга "Ораторское мастерство", которая предлагается в разделе готовых программ.  Программа этого тренинга содержит поминутный план действий тренера, важные подсказки для тренеров, абсолютно все необходимые тренерские материалы, отлично подходит как для корпоративного, так и для открытого тренинга, одинаково эффективна как для обучения линейного персонала, так и для обучения руководителей.

Программа включает такие темы, как энергетика оратора, словесная импровизация, управление волнением, работа с голосом, жестами, позой;  содержит 12 подробных лекций, раскрывающих все основные аспекты ораторского мастерства, 24 уникальных упражнения, позволяющих освоить за 2 дня тренинга все основные приемы эффективного выступления на публике, и многое другое. Подробнее о программе тренинга "Ораторское мастерство"...

Больше об ораторском мастерстве, о приемах и методах убеждения и влияния, а также новости о тренингах по мастерству публичного выступления и других мероприятиях с тренерским участием В. Саломасова читайте на сайте Верного Слова: http://vernoeslovo.com/

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами:

<< Статус кво: менять нельзя оставить Аргументы и факты. Кто виноват >>

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Креативная походка

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Креативная походка»"Это упражнение учит осознавать связь состояния тела и эмоционального состояния, а также позволяет научить участников тренинга изменять свое эмоциональное состояние через изменение состояния тела.

    Не секрет, что то, как выстроено наше тело и в каком оно состоянии — серьезный фактор, влияющий и на наши душевные состояния, и на перспективы личностного развития. И первое, на что следует обратить внимание,— это наши осанка, жесты и походка. Меняя походку и жесты, можно менять эмоциональное состояние, можно управлять им!

    Без этой темы нельзя обойтись на тренинге уверенного поведения, тренинге лидерства или тренинге влияния. Ведь то, как ходит, как держит себя уверенный человек, лидер — важная составляющая успеха и влияния.

  • Убеди другого!

    Упражнения по теме продажи, переговоры – «Убеди другого!»

    Глубокое упражнение для тренингов  продаж или презентаций. Быть убедительным - вот один из важнейших навыков, необходимых для успешных продаж. В первую очередь сам продавец должен быть уверен, что продает отличный товар и уметь эту уверенность предать покупателю так, чтобы он ему поверил и захотел купить его товар.  Упражнение помогает отработать навыки убеждения и помогает участникам тренинга сформировать у себя позитивное отношение к продажам (презентациям, переговорам), найти новые причины и ресурсы любить свою работу и свой товар.

    Уникальная методичка упражнения разработана тренерами-профессионалами специально для портала Тренерская.ру. и содержит подробную технологию его проведения, а также рекомендации и подсказки экспертов. Такого вы не найдете больше нигде! 

    Объем тренерской методички упражнения: 8 страниц. 
    Бонусы! Методичка содержит несколько различных вариаций упражнения и подходящее музыкальное сопровождение!  

  • Упражнение-вызов "Титаник"

    Упражнения на командообразование – Упражнение-вызов «Титаник»Крайне эффективное командообразующее упражнение, требующее участия и тотальной вовлеченности всей группы. Перед участниками ставится сложнейшая задача, решить которую можно только совместными усилиями, мобилизовав все свои личностные качества, деловые навыки и умение работать в команде.

    Упражнение «Титаник» гарантировано «цепляет» участников тренинга и запоминается как одно из самых ярких упражнений тренинга. Это упражнение может быть доступно и начинающим тренерам, но особенной «жемчужиной» оно будет в руках опытного тренера. 

    Тренерская методичка упражнения разработана профессионалами специально для портала Тренерская.ру и содержит массу уникальных рекомендаций, подсказок и тренерских "фишек", позволяющих провести упражнение наилучшим образом. 
    Объем тренерской методички упражнения: 8 страниц.