Все тренеры собираются здесь

Аргументы и факты. Задумайтесь о последствиях

Кажется, совсем недавно, в одном из предыдущих выпусков в первый день лета я предупреждал, что эти чудесные месяцы пролетят чрезвычайно быстро. Похоже, я оказался слишком прав — они пролетели даже быстрее :-). Наши плюс тридцать два за какую-то пару дней превратились в утренние плюс шесть, народ неохотно залезает в свитера и куртки. Мужчина в красной турецкой майке и шортах у хлебного киоска, словно забредший со своими темными очками в наш двор с анатолийского пляжа, выглядит инопланетянином. Наверно, ему просто не хочется расставаться с летом. :-)

Но — долой печаль, друзья, жизнь возможна и при отрицательных температурах. Нам пора продолжить работу со схемой эффективной аргументации. В прошлом выпуске мы внимательно рассмотрели третий пункт формулы «проблема — причины — решение — последствия». Сегодня возьмемся за четвертый.

Рассказ о последствиях предлагаемого решения — важнейшая часть убеждающего выступления. Собственно, ради достижения тех или иных последствий вся речь и затевается, не так ли? Помните, мы говорили: хочешь изменений статуса кво — докажи, что после них будет лучше, чем сейчас. Так что прямая задача оратора — представить аудитории картину ожидаемых последствий. Кстати, они бывают двух типов.

Материальные последствия. Отвечаем на вопрос: если наше предложение будет принято, это даст прибыль или, наоборот, приведет к потере денег (или других материальных ресурсов)? Сколько времени понадобится для возмещения инвестиций, какова отдача от вложенных средств и усилий — существует немало критериев, оценивающих материальные последствия предлагаемого решения. Соответственно, полезно при подготовке выбрать для публики самые убедительные из них.

Социальные последствия также важны — порой даже больше, чем материальные. К каким изменениям в обществе должны привести предлагаемые нами решения? Как изменятся настроения людей, их взаимоотношения, насколько счастливее или несчастнее они будут себя ощущать, когда произойдет то, к чему мы призываем — часто эти вещи для аудитории значительно ближе и важнее, чем показатели рентабельности и прибыли до выплаты налогов. Нам, конечно, следует помнить об этом — и говорить публике, в первую очередь о наиболее понятных и значительных последствиях для нее.

Разумеется, хороший оратор расскажет зрителям о всех замечательных последствиях того решения, которое он предлагает — и будет молодцом. Однако, лучший, опытный оратор покажет, что предусмотрел и другие последствия — возможно, не такие приятные для слушателей.

Если он этого не сделает — за него с удовольствием постараются противники-оппоненты.

Наша задача — не доставить сопернику подобного удовольствия. Правильным будет самим честно осветить возможные минусы нашего предложения. И показать, что плюсов, тем не менее, значительно больше, что общий результат будет однозначно положительным.

Если же на самом деле все наоборот, и мы об этом знаем — стоит ли обманывать?

Итак, мы рассмотрели все пункты схемы убеждающего выступления «проблема — причины — решение — последствия». Давайте еще раз оценим преимущества, которые она нам дает.

Первое

Когда мы хотим убедить публику в необходимости изменений, следование схеме помогает нам сформировать нужную информацию наиболее понятно и логично. Мы говорим: вот реальная — большая и плохая — проблема, это ее причины, у нас есть вот такое хорошее решение, оно дает вот такие позитивные и негативные последствия, вы сами видите, что позитивные значительно перевешивают. Ведение зрителей по логической цепочке шаг за шагом значительно повышает наши шансы на успех.

Второе

Когда мы хотим выступить против изменений и раскритиковать революционера, понимание схемы значительно упрощает задачу. Достаточно прицельно ударить по одному более-менее уязвимому пункту — и рухнет вся стройная система аргументов противника.

Например, можно подвергнуть сомнению масштабы проблемы: «Коллега делает из мухи слона, проблема не так уж велика, зачем нам тратить деньги сейчас на эти мелочи, когда перед обществом стоят действительно серьезные и важные задачи?»

Третье

Схема незаменима при подготовке к выступлению. Она помогает прицельно подбирать нужный материал, отсеивать лишнее, концентрироваться на логике изложения. Разбирая пункт за пунктом, мы можем реально оценить свои силы, лучше понять позицию оппонента и потребности публики, и, наконец, просто глубже разобраться в вопросе — а вдруг изменения, и правда, не нужны?

Возможно, вы увидели и другие преимущества — что ж, самое время проверить все на практике. Подготовьте убедительное выступление на полезную для вас тему и отправляйтесь убеждать. Кстати, школьные линейки к Дню Знаний — отличная возможность для пламенных речей :-). Тренируйтесь, делитесь результатами, жду ваших вопросов, размышлений, комментариев, и до встречи в следующей статье.

Верных Вам слов и верных решений!

Вячеслав Саломасов,
тренер, психолог, коуч, эксперт по ораторскому мастерству

Вячеслав Саломасов является автором программы тренинга "Ораторское мастерство", которая предлагается в разделе готовых программ.  Программа этого тренинга содержит поминутный план действий тренера, важные подсказки для тренеров, абсолютно все необходимые тренерские материалы, отлично подходит как для корпоративного, так и для открытого тренинга, одинаково эффективна как для обучения линейного персонала, так и для обучения руководителей.

Программа включает такие темы, как энергетика оратора, словесная импровизация, управление волнением, работа с голосом, жестами, позой;  содержит 12 подробных лекций, раскрывающих все основные аспекты ораторского мастерства, 24 уникальных упражнения, позволяющих освоить за 2 дня тренинга все основные приемы эффективного выступления на публике, и многое другое. Подробнее о программе тренинга "Ораторское мастерство"...

Больше об ораторском мастерстве, о приемах и методах убеждения и влияния, а также новости о тренингах по мастерству публичного выступления и других мероприятиях с тренерским участием В. Саломасова читайте на сайте Верного Слова: http://vernoeslovo.com/

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами:

<< Мотивация человека Аргументы и факты. Игра на публику >>

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Упражнение-разминка "Разожми кулак"

    Упражнения по теме продажи, переговоры – «Разожми кулак»Эффектное упражнение, подходящее для многих тем тренингов. Занимая всего 10–15 минут упражнение позволяет тренеру быстро поднять уровень энергетики группы, запоминающимся способом привлечь внимание участников к следующей теме и повысить мотивацию участников на дальнейшее обучение.

    Упражнение наглядно демонстрирует участникам, что силовые методы воздействия дают проигрышные результаты, но мы часто действуем по привычке именно силовыми методами.

    Упражнение будет хорошей подводкой к мини-лекциям на темы: как работать с возражениями клиента; как руководителю работать с сопротивлением сотрудников; как вести себя в конфликтной ситуации…

    Объем тренерской методички: 8 страниц.

    Бонус! Прилагается аудиозапись упражнения и подходящая музыка.

  • Презентация директора

    Психологические игры и тренинговые упражнения  – «Презентация директора»Универсальное и результативное упражнение, способное существенно расширить знания участников тренинга о самопрезентации, оценить их умение производить первое впечатление, поработать с уверенностью, вербальными и невербальными способами общения, а заодно и ускорить процесс распределения ролей, включить группу в «рабочее состояние» и подвести к стадии активной работы.

    Упражнение подходит для всех тренингов, в которых затрагивается тема коммуникаций и презентаций. «На ура» проходит в тренингах уверенности и лидерства. Может оказаться полезным и эффективным на тренингах руководителей.
    Упражнение способно зарядить группу энергией и мотивировать на усердную работу.
    Упражнение для тренинга рекомендовано профессиональным тренером Д.Швецовым, автором книги "Укрепление личности".

  • Упражнение "Строим дом из веревки"

    Упражнения по теме продажи, переговоры – «Строим дом из веревки»

    Упражнение взято из арсенала доктора психологических наук, профессора, известнейшего тренера и писателя Н. И. Козлова.

    Это упражнение для тренинга решает две основные задачи. Первая — развитие лидерских качеств участников, что актуально в тренингах лидерства, тренингах уверенности и тренингах для руководителей.

    Вторая задача упражнения — тренировка умения работать в команде. В этом контексте упражнение идеально подходит для тренингов командообразования, тимбилдинга.

    Объем тренерской методички: 11 страниц. Бонусы! 7 аудио-файлов с записью реального проведения упражнения и подробный блок теории к упражнению.