Все тренеры собираются здесь

Аргументы и факты. Задумайтесь о последствиях

Кажется, совсем недавно, в одном из предыдущих выпусков в первый день лета я предупреждал, что эти чудесные месяцы пролетят чрезвычайно быстро. Похоже, я оказался слишком прав — они пролетели даже быстрее :-). Наши плюс тридцать два за какую-то пару дней превратились в утренние плюс шесть, народ неохотно залезает в свитера и куртки. Мужчина в красной турецкой майке и шортах у хлебного киоска, словно забредший со своими темными очками в наш двор с анатолийского пляжа, выглядит инопланетянином. Наверно, ему просто не хочется расставаться с летом. :-)

Но — долой печаль, друзья, жизнь возможна и при отрицательных температурах. Нам пора продолжить работу со схемой эффективной аргументации. В прошлом выпуске мы внимательно рассмотрели третий пункт формулы «проблема — причины — решение — последствия». Сегодня возьмемся за четвертый.

Рассказ о последствиях предлагаемого решения — важнейшая часть убеждающего выступления. Собственно, ради достижения тех или иных последствий вся речь и затевается, не так ли? Помните, мы говорили: хочешь изменений статуса кво — докажи, что после них будет лучше, чем сейчас. Так что прямая задача оратора — представить аудитории картину ожидаемых последствий. Кстати, они бывают двух типов.

Материальные последствия. Отвечаем на вопрос: если наше предложение будет принято, это даст прибыль или, наоборот, приведет к потере денег (или других материальных ресурсов)? Сколько времени понадобится для возмещения инвестиций, какова отдача от вложенных средств и усилий — существует немало критериев, оценивающих материальные последствия предлагаемого решения. Соответственно, полезно при подготовке выбрать для публики самые убедительные из них.

Социальные последствия также важны — порой даже больше, чем материальные. К каким изменениям в обществе должны привести предлагаемые нами решения? Как изменятся настроения людей, их взаимоотношения, насколько счастливее или несчастнее они будут себя ощущать, когда произойдет то, к чему мы призываем — часто эти вещи для аудитории значительно ближе и важнее, чем показатели рентабельности и прибыли до выплаты налогов. Нам, конечно, следует помнить об этом — и говорить публике, в первую очередь о наиболее понятных и значительных последствиях для нее.

Разумеется, хороший оратор расскажет зрителям о всех замечательных последствиях того решения, которое он предлагает — и будет молодцом. Однако, лучший, опытный оратор покажет, что предусмотрел и другие последствия — возможно, не такие приятные для слушателей.

Если он этого не сделает — за него с удовольствием постараются противники-оппоненты.

Наша задача — не доставить сопернику подобного удовольствия. Правильным будет самим честно осветить возможные минусы нашего предложения. И показать, что плюсов, тем не менее, значительно больше, что общий результат будет однозначно положительным.

Если же на самом деле все наоборот, и мы об этом знаем — стоит ли обманывать?

Итак, мы рассмотрели все пункты схемы убеждающего выступления «проблема — причины — решение — последствия». Давайте еще раз оценим преимущества, которые она нам дает.

Первое

Когда мы хотим убедить публику в необходимости изменений, следование схеме помогает нам сформировать нужную информацию наиболее понятно и логично. Мы говорим: вот реальная — большая и плохая — проблема, это ее причины, у нас есть вот такое хорошее решение, оно дает вот такие позитивные и негативные последствия, вы сами видите, что позитивные значительно перевешивают. Ведение зрителей по логической цепочке шаг за шагом значительно повышает наши шансы на успех.

Второе

Когда мы хотим выступить против изменений и раскритиковать революционера, понимание схемы значительно упрощает задачу. Достаточно прицельно ударить по одному более-менее уязвимому пункту — и рухнет вся стройная система аргументов противника.

Например, можно подвергнуть сомнению масштабы проблемы: «Коллега делает из мухи слона, проблема не так уж велика, зачем нам тратить деньги сейчас на эти мелочи, когда перед обществом стоят действительно серьезные и важные задачи?»

Третье

Схема незаменима при подготовке к выступлению. Она помогает прицельно подбирать нужный материал, отсеивать лишнее, концентрироваться на логике изложения. Разбирая пункт за пунктом, мы можем реально оценить свои силы, лучше понять позицию оппонента и потребности публики, и, наконец, просто глубже разобраться в вопросе — а вдруг изменения, и правда, не нужны?

Возможно, вы увидели и другие преимущества — что ж, самое время проверить все на практике. Подготовьте убедительное выступление на полезную для вас тему и отправляйтесь убеждать. Кстати, школьные линейки к Дню Знаний — отличная возможность для пламенных речей :-). Тренируйтесь, делитесь результатами, жду ваших вопросов, размышлений, комментариев, и до встречи в следующей статье.

Верных Вам слов и верных решений!

Вячеслав Саломасов,
тренер, психолог, коуч, эксперт по ораторскому мастерству

Вячеслав Саломасов является автором программы тренинга "Ораторское мастерство", которая предлагается в разделе готовых программ.  Программа этого тренинга содержит поминутный план действий тренера, важные подсказки для тренеров, абсолютно все необходимые тренерские материалы, отлично подходит как для корпоративного, так и для открытого тренинга, одинаково эффективна как для обучения линейного персонала, так и для обучения руководителей.

Программа включает такие темы, как энергетика оратора, словесная импровизация, управление волнением, работа с голосом, жестами, позой;  содержит 12 подробных лекций, раскрывающих все основные аспекты ораторского мастерства, 24 уникальных упражнения, позволяющих освоить за 2 дня тренинга все основные приемы эффективного выступления на публике, и многое другое. Подробнее о программе тренинга "Ораторское мастерство"...

Больше об ораторском мастерстве, о приемах и методах убеждения и влияния, а также новости о тренингах по мастерству публичного выступления и других мероприятиях с тренерским участием В. Саломасова читайте на сайте Верного Слова: http://vernoeslovo.com/

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами:

<< Мотивация человека Аргументы и факты. Игра на публику >>

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Уникальное упражнение "Светофор"

    Психологические игры и тренинговые упражнения - Уникальное упражнение "Светофор"

    Уникальное авторское упражнение для тренинга, разработанное доктором психологических наук, профессором, известнейшим тренером и писателем Н.И.Козловым. 

    Невероятное по своей эффективности упражнение, способное за какой-нибудь час совершить «революцию» в умах участников тренинга. Настоящая «жемчужина» среди упражнений своего рода.

    Упражнение для тренинга "Светофор" позволяет участникам, не проходя ситуацию потери в жизни, произвести инвентаризацию своих ценностей, перестать расстраиваться "по мелочам", научиться радоваться и ценить то, что уже есть в жизни! Упражнение станет настоящим украшением для тренингов стрессоустойчивости, тренингов эмоционального интеллекта, тренингов личностного роста и целеполагания.

    Объем уникальной тренерской методички упражнения: 12 страниц! 
    Бонус! В состав данной методички входят аудио-записи реального упражнения (общее время звучания 54:35 мин)! 

  • Разминка "Воробьи-вороны"

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Воробьи-вороны»Энергичное игровое упражнение, способное в короткие сроки включить участников тренинга в рабочий процесс, повысить их внимание, энергетику и вовлеченность. Создает позитивную атмосферу и, в случае необходимости, снимает напряжение в группе. Включает физическую и эмоциональную активность участников. Кроме функций разогрева группы это упражнение способствует формированию у участников тренинга позитивного и конструктивного отношения к своему проигрышу или неудаче. Помогает понять, что независимо от результатов своих усилий, можно просто получать удовольствие от игры. Этот принцип можно отнести ко всему в жизни и тем самым легче переносить неудачи и трудности.

    Упражнение «Воробьи-вороны» не смотря на то, что было придумано много лет назад, остается эффективным и востребованным упражнением-разогревом у многих тренеров и по сей день. Причем подходит оно как для тренингов личностного роста, так и для бизнес-тренингов по продажам, переговорам, лидерству. 

  • Воздушный шар

    Психологические игры и тренинговые упражнения  – «Воздушный шар»Масштабное и активно используемое тренерами упражнение, направленное на развитие лидерских качеств участников тренинга, на развитие коммуникативных навыков, умения договариваться. На тренинге командообразования это упражнение научит участников работать в команде, договариваться, слышать друг друга, принимать коллективные решения, более эффективно взаимодействовать.

    Благодаря своей захватывающей легенде упражнение сильно вовлекает участников тренинга, повышает тонус и энергетику группы, повышает мотивацию участников тренинга на обучение.

    Но качественное проведение данного упражнения требует от тренера высокой квалификации и большого опыта проведения подобных упражнений. Иначе при всей интересности легенды группа не осознает всех тех выводов, которые могла бы осознать при высоком качестве работы тренера.