Все тренеры собираются здесь

Аргументы и факты. Задумайтесь о последствиях

Кажется, совсем недавно, в одном из предыдущих выпусков в первый день лета я предупреждал, что эти чудесные месяцы пролетят чрезвычайно быстро. Похоже, я оказался слишком прав — они пролетели даже быстрее :-). Наши плюс тридцать два за какую-то пару дней превратились в утренние плюс шесть, народ неохотно залезает в свитера и куртки. Мужчина в красной турецкой майке и шортах у хлебного киоска, словно забредший со своими темными очками в наш двор с анатолийского пляжа, выглядит инопланетянином. Наверно, ему просто не хочется расставаться с летом. :-)

Но — долой печаль, друзья, жизнь возможна и при отрицательных температурах. Нам пора продолжить работу со схемой эффективной аргументации. В прошлом выпуске мы внимательно рассмотрели третий пункт формулы «проблема — причины — решение — последствия». Сегодня возьмемся за четвертый.

Рассказ о последствиях предлагаемого решения — важнейшая часть убеждающего выступления. Собственно, ради достижения тех или иных последствий вся речь и затевается, не так ли? Помните, мы говорили: хочешь изменений статуса кво — докажи, что после них будет лучше, чем сейчас. Так что прямая задача оратора — представить аудитории картину ожидаемых последствий. Кстати, они бывают двух типов.

Материальные последствия. Отвечаем на вопрос: если наше предложение будет принято, это даст прибыль или, наоборот, приведет к потере денег (или других материальных ресурсов)? Сколько времени понадобится для возмещения инвестиций, какова отдача от вложенных средств и усилий — существует немало критериев, оценивающих материальные последствия предлагаемого решения. Соответственно, полезно при подготовке выбрать для публики самые убедительные из них.

Социальные последствия также важны — порой даже больше, чем материальные. К каким изменениям в обществе должны привести предлагаемые нами решения? Как изменятся настроения людей, их взаимоотношения, насколько счастливее или несчастнее они будут себя ощущать, когда произойдет то, к чему мы призываем — часто эти вещи для аудитории значительно ближе и важнее, чем показатели рентабельности и прибыли до выплаты налогов. Нам, конечно, следует помнить об этом — и говорить публике, в первую очередь о наиболее понятных и значительных последствиях для нее.

Разумеется, хороший оратор расскажет зрителям о всех замечательных последствиях того решения, которое он предлагает — и будет молодцом. Однако, лучший, опытный оратор покажет, что предусмотрел и другие последствия — возможно, не такие приятные для слушателей.

Если он этого не сделает — за него с удовольствием постараются противники-оппоненты.

Наша задача — не доставить сопернику подобного удовольствия. Правильным будет самим честно осветить возможные минусы нашего предложения. И показать, что плюсов, тем не менее, значительно больше, что общий результат будет однозначно положительным.

Если же на самом деле все наоборот, и мы об этом знаем — стоит ли обманывать?

Итак, мы рассмотрели все пункты схемы убеждающего выступления «проблема — причины — решение — последствия». Давайте еще раз оценим преимущества, которые она нам дает.

Первое

Когда мы хотим убедить публику в необходимости изменений, следование схеме помогает нам сформировать нужную информацию наиболее понятно и логично. Мы говорим: вот реальная — большая и плохая — проблема, это ее причины, у нас есть вот такое хорошее решение, оно дает вот такие позитивные и негативные последствия, вы сами видите, что позитивные значительно перевешивают. Ведение зрителей по логической цепочке шаг за шагом значительно повышает наши шансы на успех.

Второе

Когда мы хотим выступить против изменений и раскритиковать революционера, понимание схемы значительно упрощает задачу. Достаточно прицельно ударить по одному более-менее уязвимому пункту — и рухнет вся стройная система аргументов противника.

Например, можно подвергнуть сомнению масштабы проблемы: «Коллега делает из мухи слона, проблема не так уж велика, зачем нам тратить деньги сейчас на эти мелочи, когда перед обществом стоят действительно серьезные и важные задачи?»

Третье

Схема незаменима при подготовке к выступлению. Она помогает прицельно подбирать нужный материал, отсеивать лишнее, концентрироваться на логике изложения. Разбирая пункт за пунктом, мы можем реально оценить свои силы, лучше понять позицию оппонента и потребности публики, и, наконец, просто глубже разобраться в вопросе — а вдруг изменения, и правда, не нужны?

Возможно, вы увидели и другие преимущества — что ж, самое время проверить все на практике. Подготовьте убедительное выступление на полезную для вас тему и отправляйтесь убеждать. Кстати, школьные линейки к Дню Знаний — отличная возможность для пламенных речей :-). Тренируйтесь, делитесь результатами, жду ваших вопросов, размышлений, комментариев, и до встречи в следующей статье.

Верных Вам слов и верных решений!

Вячеслав Саломасов,
тренер, психолог, коуч, эксперт по ораторскому мастерству

Вячеслав Саломасов является автором программы тренинга "Ораторское мастерство", которая предлагается в разделе готовых программ.  Программа этого тренинга содержит поминутный план действий тренера, важные подсказки для тренеров, абсолютно все необходимые тренерские материалы, отлично подходит как для корпоративного, так и для открытого тренинга, одинаково эффективна как для обучения линейного персонала, так и для обучения руководителей.

Программа включает такие темы, как энергетика оратора, словесная импровизация, управление волнением, работа с голосом, жестами, позой;  содержит 12 подробных лекций, раскрывающих все основные аспекты ораторского мастерства, 24 уникальных упражнения, позволяющих освоить за 2 дня тренинга все основные приемы эффективного выступления на публике, и многое другое. Подробнее о программе тренинга "Ораторское мастерство"...

Больше об ораторском мастерстве, о приемах и методах убеждения и влияния, а также новости о тренингах по мастерству публичного выступления и других мероприятиях с тренерским участием В. Саломасова читайте на сайте Верного Слова: http://vernoeslovo.com/

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами:

<< Мотивация человека Аргументы и факты. Игра на публику >>

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Уникальная техника "Вчувствование"

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Уникальная техника "Вчувствование"»

    Редкое упражнение для тренинга, описанное на примере его проведения известным тренером и психологом, доктором психологических наук, профессором Н.И.Козловым. 

    Глубокое упражнение, которое позволяет научить группу одной из мощных техник эффективной коммуникации «Вчувствование», которая помогает понимать и чувствовать своего партнера по коммуникации, учит более позитивно относиться к окружающим людям, чаще замечать их лучшие качества, легче входить с ними в контакт и договариваться.

    Эксклюзивные рекомендации профессионалов! Уникальная тренерская методичка упражнения разработана экспертами специально для портала Тренерская.ру., содержит массу тренерских рекомендаций и подсказок, позволяющих провести упражнение наилучшим образом. Такого вы не найдете больше нигде! 
    Объем тренерской методички упражнения: 10 страниц! Бонусы!

  • Успех

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Успех»Яркое и живое упражнение-разогрев, направленное на рост энергетики, активности и вовлеченности участников тренинга. За счет близкого контакта и физического взаимодействия способствует быстрому возникновению доверия и позитивной атмосферы в группе.

    Что важно, упражнение уже на стадии подготовки запускает активное распределение ролей в группе, выделение лидеров. Намеренное ограничение во времени усиливает внешнюю и внутреннюю динамику. Творческое задание располагает к запуску креативности и образного мышления.

    Упражнение идеально подходит почти для всех типов тренингов. Изменяя лишь тему задания, тренер может использовать его как разогрев и подводку к основной теме тренинга, мини-лекции или основному упражнению. Однако наиболее часто это упражнение используют на тренингах лидерства, уверенности, тренингах личностного роста, успешности, тренингах отношений.

    Упражнение несет и небольшую смысловую нагрузку. В результате его выполнения участники наглядно видят разность восприятия одних и тех же понятий разными людьми, что дает им большую мотивацию разобраться в том, что это значит лично для них, а тренеру — возможность подвести группу к нужной теме.

  • Бредогенератор

    Упражнения по теме продажи, переговоры – «Бредогенератор»Это упражнение занимает от 30 до 50 минут и позволяет научить участников тренинга более уверенно общаться и выступать. Знающие люди утверждают, что это любимое упражнение, которым тренируют себя радио- и теле-ведущие перед выходом в эфир.

    Упражнение «Бредогенератор» отлично подходит для тренингов уверенного поведения, тренингов по ораторскому мастерству и риторике, тренингов лидерства. Также данное упражнение рекомендуется для тренингов активных продаж для тех областей, где продавцу важен «хорошо подвешенный язык», для тренингов молодых руководителей, которым важно уверенно проводить совещание, также упражнение будет очень полезным для тренинга тренеров.

    В состав упражнения включена подробная лекция на тему «Шесть шагов уверенного выступления». Упражнение позволяет отработать эти шаги, отработать приемы и «фишки» уверенного поведения.