Все тренеры собираются здесь

Аргументы и факты. Задумайтесь о последствиях

Кажется, совсем недавно, в одном из предыдущих выпусков в первый день лета я предупреждал, что эти чудесные месяцы пролетят чрезвычайно быстро. Похоже, я оказался слишком прав — они пролетели даже быстрее :-). Наши плюс тридцать два за какую-то пару дней превратились в утренние плюс шесть, народ неохотно залезает в свитера и куртки. Мужчина в красной турецкой майке и шортах у хлебного киоска, словно забредший со своими темными очками в наш двор с анатолийского пляжа, выглядит инопланетянином. Наверно, ему просто не хочется расставаться с летом. :-)

Но — долой печаль, друзья, жизнь возможна и при отрицательных температурах. Нам пора продолжить работу со схемой эффективной аргументации. В прошлом выпуске мы внимательно рассмотрели третий пункт формулы «проблема — причины — решение — последствия». Сегодня возьмемся за четвертый.

Рассказ о последствиях предлагаемого решения — важнейшая часть убеждающего выступления. Собственно, ради достижения тех или иных последствий вся речь и затевается, не так ли? Помните, мы говорили: хочешь изменений статуса кво — докажи, что после них будет лучше, чем сейчас. Так что прямая задача оратора — представить аудитории картину ожидаемых последствий. Кстати, они бывают двух типов.

Материальные последствия. Отвечаем на вопрос: если наше предложение будет принято, это даст прибыль или, наоборот, приведет к потере денег (или других материальных ресурсов)? Сколько времени понадобится для возмещения инвестиций, какова отдача от вложенных средств и усилий — существует немало критериев, оценивающих материальные последствия предлагаемого решения. Соответственно, полезно при подготовке выбрать для публики самые убедительные из них.

Социальные последствия также важны — порой даже больше, чем материальные. К каким изменениям в обществе должны привести предлагаемые нами решения? Как изменятся настроения людей, их взаимоотношения, насколько счастливее или несчастнее они будут себя ощущать, когда произойдет то, к чему мы призываем — часто эти вещи для аудитории значительно ближе и важнее, чем показатели рентабельности и прибыли до выплаты налогов. Нам, конечно, следует помнить об этом — и говорить публике, в первую очередь о наиболее понятных и значительных последствиях для нее.

Разумеется, хороший оратор расскажет зрителям о всех замечательных последствиях того решения, которое он предлагает — и будет молодцом. Однако, лучший, опытный оратор покажет, что предусмотрел и другие последствия — возможно, не такие приятные для слушателей.

Если он этого не сделает — за него с удовольствием постараются противники-оппоненты.

Наша задача — не доставить сопернику подобного удовольствия. Правильным будет самим честно осветить возможные минусы нашего предложения. И показать, что плюсов, тем не менее, значительно больше, что общий результат будет однозначно положительным.

Если же на самом деле все наоборот, и мы об этом знаем — стоит ли обманывать?

Итак, мы рассмотрели все пункты схемы убеждающего выступления «проблема — причины — решение — последствия». Давайте еще раз оценим преимущества, которые она нам дает.

Первое

Когда мы хотим убедить публику в необходимости изменений, следование схеме помогает нам сформировать нужную информацию наиболее понятно и логично. Мы говорим: вот реальная — большая и плохая — проблема, это ее причины, у нас есть вот такое хорошее решение, оно дает вот такие позитивные и негативные последствия, вы сами видите, что позитивные значительно перевешивают. Ведение зрителей по логической цепочке шаг за шагом значительно повышает наши шансы на успех.

Второе

Когда мы хотим выступить против изменений и раскритиковать революционера, понимание схемы значительно упрощает задачу. Достаточно прицельно ударить по одному более-менее уязвимому пункту — и рухнет вся стройная система аргументов противника.

Например, можно подвергнуть сомнению масштабы проблемы: «Коллега делает из мухи слона, проблема не так уж велика, зачем нам тратить деньги сейчас на эти мелочи, когда перед обществом стоят действительно серьезные и важные задачи?»

Третье

Схема незаменима при подготовке к выступлению. Она помогает прицельно подбирать нужный материал, отсеивать лишнее, концентрироваться на логике изложения. Разбирая пункт за пунктом, мы можем реально оценить свои силы, лучше понять позицию оппонента и потребности публики, и, наконец, просто глубже разобраться в вопросе — а вдруг изменения, и правда, не нужны?

Возможно, вы увидели и другие преимущества — что ж, самое время проверить все на практике. Подготовьте убедительное выступление на полезную для вас тему и отправляйтесь убеждать. Кстати, школьные линейки к Дню Знаний — отличная возможность для пламенных речей :-). Тренируйтесь, делитесь результатами, жду ваших вопросов, размышлений, комментариев, и до встречи в следующей статье.

Верных Вам слов и верных решений!

Вячеслав Саломасов,
тренер, психолог, коуч, эксперт по ораторскому мастерству

Вячеслав Саломасов является автором программы тренинга "Ораторское мастерство", которая предлагается в разделе готовых программ.  Программа этого тренинга содержит поминутный план действий тренера, важные подсказки для тренеров, абсолютно все необходимые тренерские материалы, отлично подходит как для корпоративного, так и для открытого тренинга, одинаково эффективна как для обучения линейного персонала, так и для обучения руководителей.

Программа включает такие темы, как энергетика оратора, словесная импровизация, управление волнением, работа с голосом, жестами, позой;  содержит 12 подробных лекций, раскрывающих все основные аспекты ораторского мастерства, 24 уникальных упражнения, позволяющих освоить за 2 дня тренинга все основные приемы эффективного выступления на публике, и многое другое. Подробнее о программе тренинга "Ораторское мастерство"...

Больше об ораторском мастерстве, о приемах и методах убеждения и влияния, а также новости о тренингах по мастерству публичного выступления и других мероприятиях с тренерским участием В. Саломасова читайте на сайте Верного Слова: http://vernoeslovo.com/

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами:

<< Мотивация человека Аргументы и факты. Игра на публику >>

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Я отлично умею!

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Я отлично умею!»Активное игровое упражнение, расширяющее представления участников тренинга о себе, повышающее самооценку и уверенность в себе и открывающее новые перспективы. Упражнение раскрывает творческий потенциал участников тренинга, настраивает и мотивирует группу на дальнейшую работу.
    Упражнение «Я отлично умею!» прекрасно подходит для тренингов личностного роста и уверенности. Его успешно можно совместить с задачами командообразующих тренингов, и сделать весьма показательным на тренинге целеполагания. Кроме того упражнение незаменимо для тренингов открытия собственного дела и тренингов трудоустройства.
    Объем тренерской методички упражнения: 8 страниц. 
    Бонусы! Методика содержит 5 различных вариаций упражнения в зависимости от целей тренера и особенностей группы!  

  • Упражнение для тренинга переговоров "Шишки"

    Упражнения по теме продажи, переговоры – «Упражнение для тренинга переговоров "Шишки"»Сильное и запоминающееся упражнение-вызов, мощным и наглядным образом показывающее участникам, что успешность переговоров зависит от их умения слушать, выяснять интересы партнера и находить общее решение.

    По своей легенде упражнение похоже на хороший экономический детектив, что сразу вовлекает участников тренинга, поднимает их уровень заинтересованности и мотивацию на дальнейшее обучение. Упражнение «Шишки» гарантированно «цепляет» участников и обычно запоминается как одно из самых ярких упражнений тренинга.

    Упражнение идеально подходит для тренингов продаж и переговоров, как открытых, так и корпоративных. 

  • Упражнение-вызов "Титаник"

    Упражнения на командообразование – Упражнение-вызов «Титаник»Крайне эффективное командообразующее упражнение, требующее участия и тотальной вовлеченности всей группы. Перед участниками ставится сложнейшая задача, решить которую можно только совместными усилиями, мобилизовав все свои личностные качества, деловые навыки и умение работать в команде.

    Упражнение «Титаник» гарантировано «цепляет» участников тренинга и запоминается как одно из самых ярких упражнений тренинга. Это упражнение может быть доступно и начинающим тренерам, но особенной «жемчужиной» оно будет в руках опытного тренера. 

    Тренерская методичка упражнения разработана профессионалами специально для портала Тренерская.ру и содержит массу уникальных рекомендаций, подсказок и тренерских "фишек", позволяющих провести упражнение наилучшим образом. 
    Объем тренерской методички упражнения: 8 страниц.