Все тренеры собираются здесь

Белые начинают и выигрывают…

Что ж, сентябрь стартовал, учебный год начался. Не слишком многих из знакомых мне учеников это событие искренне обрадовало, но — ничего не поделаешь :). В любом случае, я очень надеюсь, что вы успели хорошо отдохнуть — и теперь с новыми силами возьметесь за отработку ораторских премудростей.

В прошлый раз мы говорили о вариантах структуры основной части нашего выступления. Полагаю, вы уже попробовали некоторые из них и подобрали для себя несколько наиболее подходящих. Я предполагал на этом закончить рассмотрение структурных вопросов и перейти к следующей теме. Ваши отзывы, однако, подсказали другой вариант — давайте сегодня уделим немного времени структуре введения и завершающей части нашей речи.

Введение

Мы уже не раз об этом говорили, но оно стоит повторения — введение чрезвычайно важно для успеха выступления. Особенно, если это — первая встреча с публикой, знакомство. Первое впечатление может сильно облегчить нам дальнейшую работу, а может и серьезно затруднить ее. Остерегайтесь допустить ошибку дилетанта — готовьте вступление так же тщательно, как и основную часть. И помните о том, что наше выступление начинается не тогда, когда мы начали говорить, а значительно раньше — с момента объявления о нем. Невербалика работает на оратора (или против него) постоянно, так что первый пункт структуры вступления — не слово «Здравствуйте», а

Выход на публику

Вышли — красиво, легко, уверенно — заняли ораторское место и — 

Начальная пауза

Статусный оратор не спешит начать выступление — он ждет общего внимания. Дождались — начинаем говорить:

Приветствие

Часто бывает важно знать, кто в зале, чтобы выбрать правильный вариант обращения. Сейчас, конечно, вряд ли в ответ на «Здравствуйте, господа!» вы услышите: «Господа все в Париже», но испортить первое впечатление неподходящим обращением можно в любую историческую эпоху :)).

Представление

Представлять себя следует не абы как, а целесообразно. Если нам нужно подчеркнуть свою экспертность в рассматриваемой теме — указываем соответствующие регалии, опыт — все, что эту экспертность подтверждает. Опять же, помним о соответствии стиля — в академической среде вряд ли следует называться Васей и, тем более, Коляном (разумеется, другое дело, если наша цель — именно эпатировать эту публику :).

Цели

Кратко говорим, о чем пойдет речь, зачем мы здесь. Конечно, не всегда реальная цель оратора соответствует декларируемой, но объяснить публике, чего ей следует ожидать от нашего выступления, в любом случае, не помешает.

Регламент и правила

Полезно кратко рассказать и о «технических» или «процедурных» вопросах — сколько времени продлится выступление, будут ли перерывы (если вы, например, собираетесь вести трехчасовой тренинг, без них не обойтись). Объявление порядка задавания вопросов — по ходу выступления или в конце, устно или в записках — также очень поможет оратору. Да и еще раз напомнить о выключении телефонов будет не лишним. В каждом конкретном случае могут быть свои особые правила — проговариваем все и проверяем, чтобы зрители их поняли и приняли.

Длительность введения обычно не превышает 10–15 процентов от времени всего выступления — затягивать не следует, пусть больше времени останется на основную часть.

После того, как основная часть отзвучала, переходим к заключению.

Заключение

Заключительная часть также очень важна для достижения цели выступления, поэтому важно ее тщательно продумывать. Непрофессионалы часто затягивают основную часть и заключение делают второпях, как попало или вообще о нем забывают — избегайте этой ловушки. Она может свести на нет все ваши предварительные усилия.

Краткий итог

Еще раз кратко проговариваем основные мысли, тезисы, аргументы нашего выступления — то, что зрители должны непременно понять и запомнить.

Призыв к действию / инструкция

Обычно речь произносится для того, чтобы побудить зрителей к действию — важно понятно сказать им, что они должны сделать после того, как выступление закончится. Речь без завершающего призыва, без ясной инструкции словно повисает в воздухе. Если после выступления зритель может задать вам вопрос: «Ну и к чему вы это говорили?», то речи явно не хватило четкой инструкции для зала.

Предложение задать вопросы

Особенно важно это сделать, если в регламенте мы просили подождать с вопросами до конца выступления :)).

Очень полезно отработать умение отвечать на любые вопросы аудитории так, чтобы поворачивать ее внимание к нашей основной теме и прозвучавшим только что призывам и инструкциям (о том, как это делать, мы еще поговорим :).

Информация о следующей встрече

Если мы проводим серию встреч — важно пригласить зрителей на следующую, четко назвав время и место. Хорошо, когда есть возможность нужные данные написать, чтобы их видели все — доска, флипчарт, большой плакат и т д. При необходимости не забываем предупредить о каких-то особенностях очередного занятия. Например, нужно прийти в спортивной обуви или удобной одежде. Или принести тетрадки / печеньки / оплату / взносы — это также полезно написать на видном месте.

Благодарность аудитории за внимание

Как бы ни сложилось выступление, поблагодарить зал необходимо. Это и вежливо, и полезно — люди запомнят, что мы были им благодарны, и подсознательно будут относиться к нам, к нашему выступлению и к прозвучавшим в нем идеям более тепло. Очень хорошо, если это получится сделать не дежурно, а по-особенному, так, чтобы люди поняли, что так мы благодарим именно и только их — проявляем креатив! 

На завершающую часть выступления также нужно отвести примерно 10–15 процентов времени выступления. Здесь, однако, возможны существенные корректировки в сторону увеличения, если мы осознанно планируем уделить больше внимания вопросам аудитории.

Как видите, начало и окончание выступления — такие же важные полноценные компоненты выступления, как и основная часть. Их также нужно планировать, продумывать и отрабатывать. А стало быть, как поют юные гардемарины из известного фильма Светланы Дружининой «А стало быть — вперед!». Практиковаться!

Верных Вам слов и верных решений!

Вячеслав Саломасов,
тренер, психолог, коуч, эксперт по ораторскому мастерству

Вячеслав Саломасов является автором программы тренинга "Ораторское мастерство", которая предлагается в разделе готовых программ.  Программа этого тренинга содержит поминутный план действий тренера, важные подсказки для тренеров, абсолютно все необходимые тренерские материалы, отлично подходит как для корпоративного, так и для открытого тренинга, одинаково эффективна как для обучения линейного персонала, так и для обучения руководителей.

Программа включает такие темы, как энергетика оратора, словесная импровизация, управление волнением, работа с голосом, жестами, позой;  содержит 12 подробных лекций, раскрывающих все основные аспекты ораторского мастерства, 24 уникальных упражнения, позволяющих освоить за 2 дня тренинга все основные приемы эффективного выступления на публике, и многое другое. Подробнее о программе тренинга "Ораторское мастерство"...

Больше об ораторском мастерстве, о приемах и методах убеждения и влияния, а также новости о тренингах по мастерству публичного выступления и других мероприятиях с тренерским участием В. Саломасова читайте на сайте Верного Слова: http://vernoeslovo.com/

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами:

<< Больше – лучше. Структура под задачу Тренинг развития команды: мифы и реальность >>

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Убеди другого!

    Упражнения по теме продажи, переговоры – «Убеди другого!»

    Глубокое упражнение для тренингов  продаж или презентаций. Быть убедительным - вот один из важнейших навыков, необходимых для успешных продаж. В первую очередь сам продавец должен быть уверен, что продает отличный товар и уметь эту уверенность предать покупателю так, чтобы он ему поверил и захотел купить его товар.  Упражнение помогает отработать навыки убеждения и помогает участникам тренинга сформировать у себя позитивное отношение к продажам (презентациям, переговорам), найти новые причины и ресурсы любить свою работу и свой товар.

    Уникальная методичка упражнения разработана тренерами-профессионалами специально для портала Тренерская.ру. и содержит подробную технологию его проведения, а также рекомендации и подсказки экспертов. Такого вы не найдете больше нигде! 

    Объем тренерской методички упражнения: 8 страниц. 
    Бонусы! Методичка содержит несколько различных вариаций упражнения и подходящее музыкальное сопровождение!  

  • Пакет "3 лучших психологических упражнения для тренингов"

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Пакет "6 лучших психологических упражнений для тренингов"»

    Это отличная возможность! Вы оплачиваете всего 1190 руби получаете сразу 3 эксклюзивных психологических упражнения  для тренингов:

    Ваша выгода составит более 1300 руб.(!)

    Каждое психологическое упражнение для тренинга оформлено в виде подробной тренерской методички, содержащей массу уникальных подсказок и рекомендаций, тренерских секретов и "фишек", позволяющих провести упражнение с максимальным результатом
    Такого вы не найдете больше нигде!
    Объем каждой тренерской методички упражнения около 12 страниц. 

  • Упражнение-вызов "Пройди к стулу"

    Упражнения по теме продажи, переговоры – «Упражнение-вызов "Пройди к стулу"»"Мощное упражнение для тренинга целеполагания или тренинга переговоров. Упражнение наглядно демонстрирует участникам тренинга их привычные модели поведения, помогает вскрыть негативные установки, убеждения, которые мешают им легко достигать своих целей или вести переговоры. Дает участникам тренинга новые ресурсы.

    Тренерская методичка упражнения разработана профессионалами специально для портала Тренерская. ру и содержит массу уникальных рекомендаций, подсказок и тренерских «фишек», позволяющих провести упражнение с максимальным результатом. Такого вы не найдете больше нигде!
    Объем тренерской методички: 12 страниц.
    Бонус! Методичка содержит сразу 3 варианта упражнения (!), подходящих для трех разных тем тренингов: достижение целей, переговоров и эффективной коммуникации.