Все тренеры собираются здесь

Белые начинают и выигрывают…

Что ж, сентябрь стартовал, учебный год начался. Не слишком многих из знакомых мне учеников это событие искренне обрадовало, но — ничего не поделаешь :). В любом случае, я очень надеюсь, что вы успели хорошо отдохнуть — и теперь с новыми силами возьметесь за отработку ораторских премудростей.

В прошлый раз мы говорили о вариантах структуры основной части нашего выступления. Полагаю, вы уже попробовали некоторые из них и подобрали для себя несколько наиболее подходящих. Я предполагал на этом закончить рассмотрение структурных вопросов и перейти к следующей теме. Ваши отзывы, однако, подсказали другой вариант — давайте сегодня уделим немного времени структуре введения и завершающей части нашей речи.

Введение

Мы уже не раз об этом говорили, но оно стоит повторения — введение чрезвычайно важно для успеха выступления. Особенно, если это — первая встреча с публикой, знакомство. Первое впечатление может сильно облегчить нам дальнейшую работу, а может и серьезно затруднить ее. Остерегайтесь допустить ошибку дилетанта — готовьте вступление так же тщательно, как и основную часть. И помните о том, что наше выступление начинается не тогда, когда мы начали говорить, а значительно раньше — с момента объявления о нем. Невербалика работает на оратора (или против него) постоянно, так что первый пункт структуры вступления — не слово «Здравствуйте», а

Выход на публику

Вышли — красиво, легко, уверенно — заняли ораторское место и — 

Начальная пауза

Статусный оратор не спешит начать выступление — он ждет общего внимания. Дождались — начинаем говорить:

Приветствие

Часто бывает важно знать, кто в зале, чтобы выбрать правильный вариант обращения. Сейчас, конечно, вряд ли в ответ на «Здравствуйте, господа!» вы услышите: «Господа все в Париже», но испортить первое впечатление неподходящим обращением можно в любую историческую эпоху :)).

Представление

Представлять себя следует не абы как, а целесообразно. Если нам нужно подчеркнуть свою экспертность в рассматриваемой теме — указываем соответствующие регалии, опыт — все, что эту экспертность подтверждает. Опять же, помним о соответствии стиля — в академической среде вряд ли следует называться Васей и, тем более, Коляном (разумеется, другое дело, если наша цель — именно эпатировать эту публику :).

Цели

Кратко говорим, о чем пойдет речь, зачем мы здесь. Конечно, не всегда реальная цель оратора соответствует декларируемой, но объяснить публике, чего ей следует ожидать от нашего выступления, в любом случае, не помешает.

Регламент и правила

Полезно кратко рассказать и о «технических» или «процедурных» вопросах — сколько времени продлится выступление, будут ли перерывы (если вы, например, собираетесь вести трехчасовой тренинг, без них не обойтись). Объявление порядка задавания вопросов — по ходу выступления или в конце, устно или в записках — также очень поможет оратору. Да и еще раз напомнить о выключении телефонов будет не лишним. В каждом конкретном случае могут быть свои особые правила — проговариваем все и проверяем, чтобы зрители их поняли и приняли.

Длительность введения обычно не превышает 10–15 процентов от времени всего выступления — затягивать не следует, пусть больше времени останется на основную часть.

После того, как основная часть отзвучала, переходим к заключению.

Заключение

Заключительная часть также очень важна для достижения цели выступления, поэтому важно ее тщательно продумывать. Непрофессионалы часто затягивают основную часть и заключение делают второпях, как попало или вообще о нем забывают — избегайте этой ловушки. Она может свести на нет все ваши предварительные усилия.

Краткий итог

Еще раз кратко проговариваем основные мысли, тезисы, аргументы нашего выступления — то, что зрители должны непременно понять и запомнить.

Призыв к действию / инструкция

Обычно речь произносится для того, чтобы побудить зрителей к действию — важно понятно сказать им, что они должны сделать после того, как выступление закончится. Речь без завершающего призыва, без ясной инструкции словно повисает в воздухе. Если после выступления зритель может задать вам вопрос: «Ну и к чему вы это говорили?», то речи явно не хватило четкой инструкции для зала.

Предложение задать вопросы

Особенно важно это сделать, если в регламенте мы просили подождать с вопросами до конца выступления :)).

Очень полезно отработать умение отвечать на любые вопросы аудитории так, чтобы поворачивать ее внимание к нашей основной теме и прозвучавшим только что призывам и инструкциям (о том, как это делать, мы еще поговорим :).

Информация о следующей встрече

Если мы проводим серию встреч — важно пригласить зрителей на следующую, четко назвав время и место. Хорошо, когда есть возможность нужные данные написать, чтобы их видели все — доска, флипчарт, большой плакат и т д. При необходимости не забываем предупредить о каких-то особенностях очередного занятия. Например, нужно прийти в спортивной обуви или удобной одежде. Или принести тетрадки / печеньки / оплату / взносы — это также полезно написать на видном месте.

Благодарность аудитории за внимание

Как бы ни сложилось выступление, поблагодарить зал необходимо. Это и вежливо, и полезно — люди запомнят, что мы были им благодарны, и подсознательно будут относиться к нам, к нашему выступлению и к прозвучавшим в нем идеям более тепло. Очень хорошо, если это получится сделать не дежурно, а по-особенному, так, чтобы люди поняли, что так мы благодарим именно и только их — проявляем креатив! 

На завершающую часть выступления также нужно отвести примерно 10–15 процентов времени выступления. Здесь, однако, возможны существенные корректировки в сторону увеличения, если мы осознанно планируем уделить больше внимания вопросам аудитории.

Как видите, начало и окончание выступления — такие же важные полноценные компоненты выступления, как и основная часть. Их также нужно планировать, продумывать и отрабатывать. А стало быть, как поют юные гардемарины из известного фильма Светланы Дружининой «А стало быть — вперед!». Практиковаться!

Верных Вам слов и верных решений!

Вячеслав Саломасов,
тренер, психолог, коуч, эксперт по ораторскому мастерству

Вячеслав Саломасов является автором программы тренинга "Ораторское мастерство", которая предлагается в разделе готовых программ.  Программа этого тренинга содержит поминутный план действий тренера, важные подсказки для тренеров, абсолютно все необходимые тренерские материалы, отлично подходит как для корпоративного, так и для открытого тренинга, одинаково эффективна как для обучения линейного персонала, так и для обучения руководителей.

Программа включает такие темы, как энергетика оратора, словесная импровизация, управление волнением, работа с голосом, жестами, позой;  содержит 12 подробных лекций, раскрывающих все основные аспекты ораторского мастерства, 24 уникальных упражнения, позволяющих освоить за 2 дня тренинга все основные приемы эффективного выступления на публике, и многое другое. Подробнее о программе тренинга "Ораторское мастерство"...

Больше об ораторском мастерстве, о приемах и методах убеждения и влияния, а также новости о тренингах по мастерству публичного выступления и других мероприятиях с тренерским участием В. Саломасова читайте на сайте Верного Слова: http://vernoeslovo.com/

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами:

<< Больше – лучше. Структура под задачу Тренинг развития команды: мифы и реальность >>

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Разминка "Дом и Жилец"

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Дом и Жилец»

    Динамичное и интересное упражнение-разогрев, которое позволяет за короткое время заметно повысить уровень энергетики, внимания и активности в группе.
    Это упражнение можно использовать для тренингов любой направленностиУпражнение станет хорошей подводкой к темам о различных стратегиях поведения в той или иной ситуации, об активности в достижении цели, о лидерской позиции, о быстроте принятия решений в меняющейся обстановке.
    Упражнение "Дом и Жилец" легко снимает усталость, позволяет  найти силы для разбора новой важной темы даже в конце тренингового дня.  Это одно из лучших упражнений-разминок для тренингов, помогающих быстро поднять энергетику и активность группы с помощью физической активности.  

    Объем тренерской методички упражнения: 8 страниц.
    Бонус! К методичке прилагается аудио-файл с записью упражнения и подходящее музыкальное сопровождение!

  • Я отлично умею!

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Я отлично умею!»Активное игровое упражнение, расширяющее представления участников тренинга о себе, повышающее самооценку и уверенность в себе и открывающее новые перспективы. Упражнение раскрывает творческий потенциал участников тренинга, настраивает и мотивирует группу на дальнейшую работу.
    Упражнение «Я отлично умею!» прекрасно подходит для тренингов личностного роста и уверенности. Его успешно можно совместить с задачами командообразующих тренингов, и сделать весьма показательным на тренинге целеполагания. Кроме того упражнение незаменимо для тренингов открытия собственного дела и тренингов трудоустройства.
    Объем тренерской методички упражнения: 8 страниц. 
    Бонусы! Методика содержит 5 различных вариаций упражнения в зависимости от целей тренера и особенностей группы!  

  • Упражнение "Строим дом из веревки"

    Упражнения по теме продажи, переговоры – «Строим дом из веревки»

    Упражнение взято из арсенала доктора психологических наук, профессора, известнейшего тренера и писателя Н. И. Козлова.

    Это упражнение для тренинга решает две основные задачи. Первая — развитие лидерских качеств участников, что актуально в тренингах лидерства, тренингах уверенности и тренингах для руководителей.

    Вторая задача упражнения — тренировка умения работать в команде. В этом контексте упражнение идеально подходит для тренингов командообразования, тимбилдинга.

    Объем тренерской методички: 11 страниц. Бонусы! 7 аудио-файлов с записью реального проведения упражнения и подробный блок теории к упражнению.