Все тренеры собираются здесь

Бизнес-тренинг: с чего начать, как преуспеть. Советы руководителям и тренерам (часть 1)

1.1. Определение потребности

организации в обучении. Виды обучающих программ, их особенности и назначение

Нет предела совершенству! «Учиться, учиться и учиться» — этот лозунг не только не устаревает, но и становится с течением времени все более актуальным. В зависимости от предпочтений первого лица компании делятся на два типа: обучающиеся (самообучающиеся как редкий частный случай) и активно сопротивляющиеся обучению.

Те, кто активно сопротивляются, руководствуются идеей: «Персонал учить вредно: люди научатся, повысят свою квалификацию и уйдут к конкурентам. Нам особо умные не нужны!». Это компании типа bad loosen, пытающиеся выжить и удержаться на плаву за счет старых наработок и ресурсов. Они собственноручно и бездумно обрекают себя на истощение и вымирание.

Мы обратимся к живым, нацеленным на развитие. Компании, планирующие прожить долгую, счастливую и яркую жизнь, нам интересны потому, что именно они являются потенциальными и реальными заказчиками тренинговых услуг. За последние десять лет многое изменилось в отношении российских компаний к тренингу как инструменту организационного развития и средству управления персоналом. Если еще в начале этого века приходилось долго на пальцах объяснять людям, никогда не бывавшим на тренинге, что он собой представляет, то теперь ситуация изменилась кардинальным образом. Прочувствовав огромные возможности этого инструмента управления, компании помимо заинтересованности в проведении тренингов для своих сотрудников выражают также желание иметь своего «внутреннего тренера».

Несколько слов о феномене «внутреннего тренерства»

Практика эта стара как мир. Древние правители стремились иметь советниками ученых-звездочетов: это усиливало их власть, основанную на тайных знаниях и способностях предсказывать явления природы. Средневековые короли держали при дворе алхимиков: это питало их научные и финансовые перспективы и дарило надежды на получение сверхприбылей — материаль ных и идеологических. Чуть позже вошли в моду гениальные музыканты и живописцы,— это укрепляло имидж высоких особ и тешило их самолюбие. Затем угодными стали ученые-физики…

Практика приближения ко двору ученых и умельцев выгодна и малозатратна… Современные руководители идут аналогичным путем. Они надеются, что за умеренную плату и постоянную занятость специалисты обеспечат им и укрепление власти, и способности к предвидению будущего, и усиление позитивного имиджа, и защищенность от различных проблем с персоналом.

Неплохая сама по себе, разумная, взаимовыгодная и экономически проверенная идея, однако, пока дает сбои. Тренеры, устраивающиеся на работу в такие компании, или просят слишком много за свой труд, или не в состоянии решить поставленных задач. Причина такого сбоя проста: тренинг — сложнейшая процедура, а специалист (если он таковым является) — тонкий механизм, требующий к себе особенного отношения. «В чем особенности?» — спросит руководитель. Все просто. Если мы хотим забить в стену гвоздь, мы пользуемся молотком, а не дорогостоящей электроникой. Если мы хотим, чтобы корпоративный тренинг был инструментом управления, мы должны поставить внутреннего тренера на уровень управляющего и дать ему соответствующие полномочия. Пока же ситуация иная.

«…Надя, привет!!! Я была вчера в компании NN на собеседовании. Осталось какое-то двойственное ощущение. Скорее, даже неприятное. Я не знаю, какой квалификации специалиста они хотят, но, похоже, ни один профессор университета не сможет удовлетворить их требования. Одно утешает: где они найдут такого спеца, который согласится у них работать за такие деньги, которые они готовы платить? Дождемся завтра — обещали дать ответ».

«…Надя, привет!!! Ура, меня взяли!!! Я выиграла тендер из двадцати претендентов! Я — бизнес-тренер компании NN!!!»

«…Надя, привет!!! Позавчера я поспешила похвастаться тебе… Сегодня я уволилась. Знаешь, чего они от меня хотят?! Чтобы я учила их операторов работать в Excel! Правильно держать руки на клавиатуре. Вовремя сохранять документ и т. п. Я так удивилась, что сначала согласилась. Потом спросила, неужели у них нет программистов или системного администратора — человека, который научил бы людей работать на компьютере?! Мне сказали — нет, это должен делать бизнес-тренер. По одному (!!!) часу каждое утро. Я поняла, что это настоящее оскорбление — заставить меня пройти через многоэтажные жернова собеседований для того, чтобы я ТАК использовала свои знания и опыт! Я уточнила, не является ли это задание очередной проверкой, будет ли в дальнейшем серьезная работа? Мне сказали — нет!

И за это они готовы платить 40 тысяч в месяц?! Может быть, я чего-то не понимаю? … Я написала заявление об увольнении. Надя, разве это — бизнес-тренинг?!»

«…Надя, привет!!! Моя эпопея с поиском работы продолжается. Хожу на собеседования — не перестаю удивляться: ЧТО работодатели подразумевают под профессией бизнес-тренер! … И смех и грех! Учить людей правильно держать руки на клавиатуре — это еще не самое страшное!!! Ты бы видела людей, которые приходят на эти собеседования! Скоро все ПТУ будут учить на тренеров. Я, честно говоря, не думала, что все настолько запущено. Кроме того, работодатели пугаются, что я полгода в свободном полете».

«…Надя, привет! Я интенсивно ищу работу. Чего только не предлагают! Когда на очередном собеседовании мне сказали, что за шесть управленческих тренингов в месяц мне будут платить 13 тысяч, и я отказалась, сказав, что я эти деньги зарабатываю, не выходя из дома, они обиделись».

«…Надя, привет! Вчера была на собеседовании в компании X! Сказали, что результаты будут известны примерно недели через две, так как в этот срок они хотят „отсмотреть“ как можно больше кандидатов. Практика собеседования очень интересная. Менеджер по персоналу по телефону сказал мне, что времени будет очень мало. Я и рассчитывала, что не больше 20 минут. А пробыла у них 1 час 15 минут. Выяснилось, что у них очень оригинальное представление о тренингах. Например, контрольный получасовой опрос сотрудников с целью узнать, как ими усвоены предварительно выданные листовки, в этой компании тоже считается тренингом!»

Кто и как в организации планирует систему обучения

Обычно этим занимаются сам руководитель или специальные департаменты и отделы обучения, созданные в головных структурах крупных корпораций. В небольших компаниях этим ведают службы персонала или сами сотрудники.

Обучение проводится следующими способами:

  • с помощью внутреннего специалиста компании;
  • путем совместной деятельности и внутрифирменных систем передачи опыта (наставничество, собрания, корпоративная пресса и т. п. );
  • в специально созданной внутри компании структуре («Школа менеджера», «Школа рекламиста», «Школа продавца» и т. п. );
  • с помощью внешнего специалиста (тренера, консультанта);
  • через индивидуальное обучение (вузы, курсы, открытые семинары и тренинги, чтение литературы, коучинг, курсы повышения квалификации);
  • с помощью самообучения специалистов за счет компании или независимо от нее, за счет самого сотрудника (соответственно, повышение квалификации специалиста запланировано организацией либо держится от нее в секрете).

Параметры, ограничивающие возможности для обучения персонала:

  • бюджет;
  • время;
  • кадры;
  • потребности (ориентация на борьбу с негативными тенденциями — через наблюдение и опросы или ориентация на позитивные тенденции — примеры перспективного развития, реклама).

Системный подход к обучению персонала имеет значительные преимущества перед нерегулярными тренингами. При системном подходе проблемы, имеющиеся в организации, решаются комплексно, одновременно на разных уровнях; кроме того, создается единое информационное пространство, вся компания движется к цели гармонично, без перекосов в развитии. Помочь руководителю или службе персонала разработать комплексную программу обучения может тренер, проведя предварительную диагностику и описав зоны ближайшего развития тех или иных отделов компании, выявленные в результате этой диагностики. Инструментом диагностики способны стать так называемый установочный тренинг, на котором группа выявляет задачи своего ближайшего развития, или опросы, тестирование, наблюдение и интервью.

В зависимости от уровня развития организации, имеющихся в ней проблем и направленности внимания корпоративный тренинг выступает как поддерживающая или инновационная процедура. В компаниях, ориентирующихся на стабильность, корпоративный тренинг поддерживает эффективность работы сотрудников, удовлетворяя потребность организации в управлении качеством и результативностью. В компаниях, нацеленных на организационные изменения, корпоративный тренинг несет в себе инновационные черты, направлен на развитие как отдельных сотрудников, так и организации в целом и удовлетворяет потребность организации в управлении изменениями.

Какие задачи решает тренинг

Итак, представления заказчиков и их ожидания от тренинга очень различаются. Попробуем разобраться, что считать тренингом и что следует ожидать от тренера.

На первой сессии мастерской бизнес-тренинга я задаю участникам, действующим и будущим тренерам, вопрос: что в их понимании означает слово «тренировать»? Привожу здесь перечень ответов, данных группой начинающих бизнес-тренеров.

С помощью тренинга как инструмента организационных изменений можно решить следующие задачи:

  • диагностировать, исследовать имеющиеся у сотрудников знания, навыки, установки, представления, отношения;
  • информировать, дать новые знания по предмету обучения;
  • сформировать навыки и/или развить их;
  • мотивировать персонал. Способствовать снижению текучести кадров, повышению работоспособности и лояльности сотрудников. Символизировать заботу руководства о сотрудниках. Увеличить привлекательность компании как работодателя;
  • осуществлять профилактику конфликтов в коллективе, эмоционального выгорания; способствовать сплочению коллектива;
  • найти решение нестандартных задач, используя групповой ресурс. Открыть возможности для экспериментирования, дать попробовать новое;
  • через осознание прошлого опыта направить внимание людей в будущее и способствовать конструктивным изменениям на индивидуальном, групповом и/или системном уровне;
  • организовать обмен ценным корпоративным и личным опытом, корректировать информационные потоки;
  • способствовать созданию, внедрению и соблюдению внутрифирменных стандартов. Корректировать фирменный стиль;
  • помогать сплочению коллектива, формированию команды единомышленников, вдохновлять сотрудников на достижения.

Становится очевидным, что даже начинающие тренеры представляют себе уровень сложности профессии и масштаб ее возможностей. Для того чтобы внести большую ясность, попробуем классифицировать различные виды обучающих программ, их особенности и назначение.

Все существующие на рынке формы обучения можно условно поделить на две основные группы: профессиональное и психологическое обучение. В рамках этих основных групп можно выделить подгруппы (табл. 1.1).

Таблица 1.1. Виды обучающих программ, их особенности и назначение

Таблица подготовлена мной с опорой на материалы, представленные в статье М. В. Кларина «Корпоративный тренинг — инструмент развития и управления». Статья опубликована в журнале «Менеджмент в России и за рубежом» (№ 3,2000).

Кроме того, тренинги делятся на открытые, куда может попасть любой желающий, и корпоративные, которые проводятся для сотрудников одной организации. И крупные, и небольшие компании, стремящиеся к развитию, на основе имеющихся у них ресурсов разрабатывают собственные системы обучения.

Продолжение следует...

Вторая часть

Третья часть

Четвертая часть

Пятая часть (окончание)

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами:

<< Бизнес-тренинг: с чего начать, как преуспеть. Советы руководителям и тренерам (часть 2) Найти работу тренером или как произвести первое впечатление >>

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Упражнение для тренингов "10 000$"

    Упражнения по теме продажи, переговоры – «10000$»

    Первоклассный пример упражнения-вызова, способного повысить энергетику группы, активизировать ее творческий потенциал и настроить на максимально заинтересованное восприятие теории. Это упражнение для тренинга - реальное испытание способности участников тренинга договориться между собой.
    Упражнение для тренинга "$10 000" прекрасно справляется с задачей «погружения» участников в условия, где им нужно договориться не формально, а по-настоящему. В результате тренер имеет не только готовых к обучению участников, но и прекрасный пример для анализа проигрышных и выигрышных стратегий переговоров.
    Эксклюзивные рекомендации профессионалов! Тренерская методичка упражнения разработана профессионалами специально для портала Тренерская.ру. и содержит массу уникальных рекомендаций, подсказок и тренерских "фишек", позволяющих провести упражнение с максимальным результатом. Такого вы не найдете больше нигде! 
    Объем тренерской методички упражнения: 8 страниц. 

  • Ролевая игра "Слалом"

    Упражнения по теме продажи, переговоры – «Ролевая игра "Слалом"»Красивое и эффективное упражнение «Слалом» станет украшением любого тренинга для руководителей, а также тренинга продаж, переговоров или коммуникаций.

    Упражнение позволяет бросить вызов умению участников эффективно и гармонично договариваться в условиях ограниченного времени, умению расставлять приоритеты, быстро принимать решения. Упражнение поможет не только активизировать творческий потенциал группы, но и максимально собрать ее внимание на дальнейшем обучении.

    Вашему вниманию предлагается эксклюзивная тренерская методичка упражнения, описывающая все подводные камни его проведения, все тренерские тонкости и нюансы.

  • Упражнение-вызов "Титаник"

    Упражнения на командообразование – Упражнение-вызов «Титаник»Крайне эффективное командообразующее упражнение, требующее участия и тотальной вовлеченности всей группы. Перед участниками ставится сложнейшая задача, решить которую можно только совместными усилиями, мобилизовав все свои личностные качества, деловые навыки и умение работать в команде.

    Упражнение «Титаник» гарантировано «цепляет» участников тренинга и запоминается как одно из самых ярких упражнений тренинга. Это упражнение может быть доступно и начинающим тренерам, но особенной «жемчужиной» оно будет в руках опытного тренера. 

    Тренерская методичка упражнения разработана профессионалами специально для портала Тренерская.ру и содержит массу уникальных рекомендаций, подсказок и тренерских "фишек", позволяющих провести упражнение наилучшим образом. 
    Объем тренерской методички упражнения: 8 страниц.