Все тренеры собираются здесь

Боевой устав тренера

Ценности тренера, которые позволят предотвратить напряженные эмоциональные ситуации и работать только с теми конфликтами, которые необходимы для конструктивного развития группы.

Мучают людей не конфликты, а представления о них…

На тренинге создается особая атмосфера, где участники могут (не всегда осознанно) выражать свои чувства и свое отношение по поводу существующего положения дел в организации или межличностных отношений сотрудников, которые часто подавляются в рабочей обстановке. Поэтому совершенно нормально, если тренер встречает сопротивление к обучению и идентифицирует конфликтные ситуации. Конфликт является плодородной почвой для возникновения изменений.

Если люди недовольны своим положением, они должны вступить в борьбу с существующими порядками, иначе им не добиться изменений к лучшему. В тренинге наличие конфликтных ситуаций свидетельствует о естественном процессе развития групповой динамики и характеризует его с позитивной стороны. Ведь только в группе, где люди откровенны в обсуждении новой темы, возможны разные точки зрения.

В тренинге это может проявляться по-разному, от вопроса, который тренер может счесть «трудным», до саботажа группой упражнения, которое он предлагает. Многое зависит от восприимчивости тренера, ведь часто ситуации сопротивления можно просто не заметить. И если некоторые ситуации действительно рекомендовано проигнорировать, то есть и такие, с которыми нужно что-то делать. Так, если конфликт не разрешен, он уходит вглубь и тлеет, продуктивная работа в группе в конечном счете прекращается. Нераспознанный конфликт становится скрытым сценарием, который может помешать эффективному групповому обучению. А так как эмоции группы выступают своеобразной магнитной пленкой, на которую записываются знания, то, как мы помним, в кассетных магнитофонах пленку иногда может «зажевать», да и на CD могут появиться царапины. А это не только не позволит обучить чему-то новому, но и поставит под удар свой статус как тренера. Именно поэтому первое правило, которое позволит тренеру управлять конфликтами в группе во благо будущих результатов, гласит: тренер — эмоциональный барометр группы.

Другими словами, если вы хотите понять, что чувствует группа, просто задайте себе во время тренинга вопрос: «Как я себя чувствую?» Чем лучше вы понимаете групповую динамику, тем более адекватно сможете подбирать техники и приемы по управлению. С энтузиазмом, приступая к занятиям, вы вызываете точно такой же энтузиазм в группе. Ваши жизнерадостность и психологическая доступность для членов группы сами по себе являются могущественными факторами, помогающими группе развиваться. Степень вашей жизнерадостности и энтузиазма может выступить мерилом жизнеспособности вашей группы. Группа, пытаясь лучше понять тренера,— бессознательно подстраивается под него, так же как и тренер, когда старается сделать свой материал доступным для участников. И если на вопрос вы получаете ответ, что устали, немедленно делайте перерыв, невзирая на график кофе-пауз. С какой целью вы проводите тренинг? Чтобы участники после тренинга получали лучшие результаты. Это возможно, только когда участники готовы воспринимать, а дочитывать свой материал, когда никто не слушает, это не нужно ни вам, ни участникам. Верно?

Нераспознанный конфликт может стать скрытым сценарием, который может помешает эффективному групповому обучению.

Итак, участники выступают своеобразным зеркалом тренера. Группа хорошо чувствует настрой тренера, особенно с утра, когда участники формируют свою оценку. Когда корпоративный тренер воспринимает десятый тренинг за месяц как очередное зло, то участники это чувствуют и платят тем же. Поэтому получается так, что тренер своим поведением и неосторожными высказываниями сначала создает конфликт, а потом эффективно с ним борется. Если же тренер особенно об этом не задумывается, то «автопилот», то есть бессознательное, выбирает текущее физическое и эмоциональное состояние, которое передается участникам наряду с рациональным материалом. Хорошо, когда у тренера отличное настроение, а если… то через полчаса такой же будет вся группа.

С «зеркала» регулярно нужно вытирать пыль, поэтому и здесь поможет вопрос, который тренер может себе задавать как перед началом, так и вовремя тренинга: как я сейчас воспринимаю группу. Если ответ негативный, то нужно быстро менять отношение, а именно проговорив для себя позитивные стороны вашего тренинга для тех людей, которые на него пришли. Можно воспользоваться рекомендацией Радислава Гандапаса и перед началом тренинга проводить самонастройку, проговаривая для себя слова, которые смогут вызвать у вас позитивные чувства к аудитории. Например: «Родные мои, как я рад, что все вы пришли сегодня» или ваш вариант.

А теперь о ценностях или убеждениях, которые влияют на поведение тренера при управлении группой. Рассмотрим только те, которые позволят не просто управлять конфликтами, но и предотвращать их, не ввязываясь «в бой». Можно бесконечно долго сыпать техниками и различными приемами управления групповыми процессами, но группа всегда видит, делаете вы это, искренне веря в то, что говорите, или просто пытаетесь отмазаться. Важно научиться доверять себе, ведь ваша личность — самый лучший инструмент при регулировании конфликтных ситуаций. Тренинг ведет не методика, а личность. Именно поэтому первая тренерская ценность — это искренность.

Искренность важнее компетентности

Тренер побуждает к творческому поиску, ждет высказываний участников, поэтому отвечает не сам, а переводит вопрос в группу. Однако бывают ситуации, когда группа не знает ответ (за исключением спросившего), и ответить действительно нужно… Вот тут если чего-то не знаешь, не нужно выдумывать ответ, просто признайтесь в этом, и группа более уважительно отреагирует, поскольку участники понимают, что вы не гуру (пока), на все вопросы ответы знать не можете. Но незнание ответа не останавливает некоторых тренеров, и вот тут-то проблемы могут начаться, если тренер пробует выкрутиться и «ответить». Далее идет следующая тренерская ценность:

тренер ничего не утверждает, а предлагает все проверить на практике

Действительно, тренер — не гуру, поэтому однозначно утверждать, что это работает так, а не иначе, не может. Когда вы принимаете точку зрения абсолютного эксперта, вам необходимо ее защищать, но если вы говорите себе «я не эксперт», даже если обладаете достаточными познаниями, то становитесь более открытым и можете свободно обращаться с различными идеями и мнениями участников, допуская другие варианты. Другими словами, вы начинаете проявлять больше внимания, занимать не оборонительную, а активную позицию по отношению к участникам тренинга. И обратите внимание: это уже снимает большую часть возражений по информации, которую вы передаете.

Как это выглядит в виде техники во время ведения тренинга? В виде фразы тренера в ответ на возражение участника, например:

Участник: «Это не будет работать!»

Тренер: «Все, о чем я вам говорю,— это ложь и неправда… до тех пор, пока вы не попробуете это на практике и не скажете: вот это — работает, а то — не совсем».

Следующее убеждение тренера, которое следует из предыдущего: тренер не является лидером группы. Борьба за власть — один из основных инстинктов человека, он особенно проявляется в любой группе, как в тренинговой так в группе сотрудников одной дирекции или курса студентов в институте. Так, все стадии развития группы от знакомства до завершения группа участников на тренинге может пройти за 2–3 дня, а группа студентов в институте проходит их за 5 лет! Таким образом, тренинг — это микросоциум в концентрированном виде, где все процессы групповой динамики проходят гораздо быстрее. Именно поэтому «распределение ролей» начинается со стадии знакомства и особенно проявляется на второй стадии «сопротивления». Это может проявляться в виде нападок на высказывания тренера. Почему? Тренер изначально воспринимается группой как фигура статусная, так как он стоит, а группа сидит. А еще со школы мы помним, что тот, кто стоит,— учитель и более знающий человек… Поэтому, чтобы стать лидером в группе, нужно «вызвать на бой» «вожака» (этот процесс хорошо описан в зоопсихологии), чтобы впоследствии занять его место. Зачастую данный процесс у участников запускается неосознанно, потому что это сфера инстинктов. Вероятно, вы помните, как тренер препирался с одним из участников, а группа в это время оживленно реагировала, принимая сторону то тренера, то участника, который спорил с тренером, либо тихо засыпала…

Искренность тренера — одно из важных условий успешного проведения тренинга

Именно поэтому тренер не является лидером, ведь по большому счету он не член группы и не участвует в «турнирных боях», а всего лишь «внешний раздражитель» или «проводник знаний», задача которого — качественно передать знания, а не доказать свою правоту.

Как это сделать практически? Не ввязывайтесь в эмоциональные дискуссии, просто в этот момент «уходя со сцены», дайте участникам самим найти истину. Не стоит переживать по поводу времени. Истина ищется, как правило, несколько минут, после чего вы можете спокойно продолжить свой тренинг.

Тренер — ролевая модель, на которую равняются участники, состоящая из принятых в группе гласных и негласных правил. К примеру, если правило принятое в начале тренинга гласит «не опаздывать», а сам тренер регулярно опаздывает, то тем самым на негласном уровне он демонстрирует участникам, что это правило можно игнорировать. А какие правила сильнее? … Отсюда наша следующая ценность:

Делай то, что проповедуешь

Это касается не только поведения тренера, но и тех знаний, которые он передает. Почему один тренер увлекает за собой группу, вводя ее в своеобразный позитивный поток увлекательного обучения, а второму это никак не удается, несмотря на большую компетентность, чем у первого? Ответ очевиден: первый тренер верит в то, что говорит! Это невозможно не заметить. Как написано в Библии, «По вере вашей да будет вам».

Практически в каждом тренинге — по продажам, «тренинге для тренеров» или «менеджмент и лидерство» — говорится об уважении своих клиентов, участников или коллег. А как проявляется ваше уважение к участникам вашего тренинга? В раздаточном материале? В красивой визуализации на флипчарте? Не перегруженных слайдах? Или, может быть, вы сами проветриваете помещение в перерыве и, не дожидаясь уборщицы, собираете бумажки и пластиковые стаканчики? Конечно же!

На тренинге по качественному обслуживанию покупателей лучший тренер тот, кто может порой негласно показать, как можно заботиться и предоставлять безупречный сервис своим участникам. Так, продавец обслуживает (или служит для…) покупателя, менеджер обслуживает (чем могу служить?) своих сотрудников, ну, а тренер…

Цель тренера — обслуживать участников тренинга

Подумайте, как вы можете позаботиться о своих участниках? И не стоит ждать за это благодарности, ведь если мы это делаем за спасибо, то это уже не доброе дело, а сделка!

И конечно же,

Что бы я не делал, количество добра должно увеличиваться.

Как бы банально и наивно не звучала эта фраза, которую предложил известный тренер и психолог Н. Козлов,— эта ценность действительно работает! В арсенале профессионального тренера есть и запрещенные приемы, причем, я надеюсь, их не изучают специально, а просто их узнают в процессе своей практики. И поэтому когда в «трудной» ситуации на тренинге вы ищете подходящий прием, вспомните это правило и ваша интуиция подскажет вам наиболее логичный и правильный выход из ситуации.

Ткаченко Геннадий

Источник: http://www.trn.ua/

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами:

<< Фасилитатор - человек со стороны Как выбрать программу обучения бизнес-тренерству? >>

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Вижу цель, не вижу препятствий

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Вижу цель, не вижу препятствий»

    Сильное и действенное упражнение на целеустремленность, предоставляющее участникам тренинга возможность проработать свои сомнения и возможные препятствия на пути к своей цели. Упражнение повышает энергетику и мотивацию группы на дальнейшее обучение. Тренер сможет наглядно продемонстрировать участникам, как возникающие незначительные препятствия могут мешать достижению важных целей, и как легко их преодолеть, просто имея должную целеустремленность.

    Особенно важно то, что в рамках данного упражнения каждый участник тренинга поработает со своей собственной важной целью, в результате чего существенно повысятся шансы на её успешное достижение, а у участников существенно повысится мотивация к достижению цели и уверенность в себе.

    Объем тренерской методички: 7 страниц. Бонусы! Дополнительная модификация упражнения, позволяющая сделать его яркой и эффектной концовкой тренинга и 4 варианта подходящего музыкального сопровождения.

  • Ролевая игра "Случай в гостинице"

    Упражнения по теме продажи, переговоры – «Случай в гостинице»Яркое и запоминающееся упражнение, которое наглядно демонстрирует участникам тренинга слабые места в умении вести переговоры или устанавливать контакт в продажах, а также показывает, какие техники и приемы приводят к успеху в продажах и переговорах, а какие — наоборот. Какие — позволяют быстро установить контакт, а какие скорее накаляют обстановку.

    Упражнение «Случай в гостинице» прекрасно подойдет для тренингов продаж, тренингов переговоров, тренингов уверенного поведения, тренингов влияния.

    Благодаря необычной легенде упражнение «Случай в гостинице» повышает уровень вовлеченности участников тренинга, энергетику группы, мотивацию на дальнейшее обучение.

  • Разминка "Воробьи-вороны"

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Воробьи-вороны»Энергичное игровое упражнение, способное в короткие сроки включить участников тренинга в рабочий процесс, повысить их внимание, энергетику и вовлеченность. Создает позитивную атмосферу и, в случае необходимости, снимает напряжение в группе. Включает физическую и эмоциональную активность участников. Кроме функций разогрева группы это упражнение способствует формированию у участников тренинга позитивного и конструктивного отношения к своему проигрышу или неудаче. Помогает понять, что независимо от результатов своих усилий, можно просто получать удовольствие от игры. Этот принцип можно отнести ко всему в жизни и тем самым легче переносить неудачи и трудности.

    Упражнение «Воробьи-вороны» не смотря на то, что было придумано много лет назад, остается эффективным и востребованным упражнением-разогревом у многих тренеров и по сей день. Причем подходит оно как для тренингов личностного роста, так и для бизнес-тренингов по продажам, переговорам, лидерству.