Все тренеры собираются здесь

Чем отличается семинар от тренинга

Путаница между понятиями «семинар» и «тренинг» вызвана желанием продать семинар как тренинг. Тренинг — и моднее, и выше оплачивается. Но сделать качественный тренинг гораздо сложнее, чем семинар.

СЕМИНАР

(от лат. seminarium — рассадник). Это вид групповых занятий, на котором участники обсуждают заранее подготовленные сообщения, доклады. У него есть достаточно большое сходство с лекцией, но на семинаре обязательно идет обсуждение. Семинар нужен для того, чтобы получить новые знания или привести их в порядок. Семинар позволяет разложить знания участников по полочкам.

Ведущий семинара находится как бы над коллективом обучаемых. Он глаголет истину в последней инстанции.

Количество участников семинара ничем не ограничено, кроме размеров помещения.

По времени семинары могут длиться до нескольких дней.

Эффективность семинара измеряется размером того, что запомнили его участники.

Минус: участники семинара получает некоторое количество знаний, но они по-прежнему не умеют делать то, о чем узнали. Чтобы успешно продавать или управлять людьми, одних теоретических знаний мало. Недостаточно знать, как продавать ту или иную услугу, как правильно ставить задачу подчиненному или как повысить его мотивацию. Нужно УМЕТЬ это делать.

Главное: семинар — это теория.

 

ТРЕНИНГ

В переводе с английского означает «тренировка». Под тренингом понимаются систематические упражнения для приобретения или совершенствования какого-либо навыка, умения. Основанная цель любой тренировки — отточить на практике полученные знания и навыки, то есть любой тренинг нацелен на отработку навыков. Желательно в ходе тренинга довести нужные навыки до автоматизма. Настоящий тренинг состоит на 10% из теории и на 90% из практических занятий.

Высококачественный тренинг — это активный способ обучения. В него входит самостоятельная работа, работа в группах, решение кейсов, дискуссии и т. п. На практических занятиях отрабатываются приемы для решения сложных ситуаций. Каждый участник тренируется в разнообразных играх, упражнениях, проигрывая многократно свое поведение в сложной ситуации. Он получает обратную связь: другие участники и тренер говорят, насколько успешно было выполнено упражнение. Анализируются все плюсы и минусы, проявленные участником. Он может подкорректировать свои действия на основе такого «взгляда со стороны», и снова тренировать навык. Очень часто во время проведения тренинга ведется видеосъемка для наглядной демонстрации участникам уровня выполнения упражнений.

Ведущий тренинга старается, чтобы работали сами участники тренинга. После хороших тренингов у людей возникает даже возмущение: почему мы платим такие деньги и при этом пашем на тренинге сами?!

Количество участников

Если вы спрашиваете у тренера: «Какое количество участников группы допустимо для проведения тренинга?» А вам отвечают: «Количество участников может быть любым». Это верный знак — это не тренинг. Для проведения качественого тренинга нужна группа в составе не менее шести, но не более двенадцати — пятнадцати человек. Отработать навык несколько раз, получить обратную связь можно только в группе, не превышающей 15 человек. Нижняя граница — 6 человек, объясняется тем, что упражнения на отработку проходят как работа в парах или в группе.

Эффективность тренинга измеряется реальными изменениями поведения. Появляются отработанные навыки, которых не было до тренинга, и ощущение «да, теперь я умею».

Минус: тренинг не подходит для работы с неподготовленным персоналом.

Главное: тренинг — это практика.

 

ТРЕНИНГ-СЕМИНАР

Более чем половина обучающих программ, продающихся сейчас на рынке и называющихся «тренингами», на самом деле являются тренингами-семинарами. Больше всего они напоминают лекционное занятие, совмещающееся с практикумом. Участникам рассказывают о различных теоретических схемах и алгоритмах решения проблемы. Затем, они предложенные схемы применяют в коротких практических упражнениях. Соотношение теории и практики на тренинге-семинаре примерно 90% к 10%.

Ведущий тренинга-семинара довольно часто старается как можно подробнее и красочнее рассказать участникам о главной теме тренинга. Для этого он используют множество методов, примеров из практики, видео зарисовок, полезных статей в раздаточном материале. Но для качественного обучения крайне важно, чтобы участники ДЕЙСТВОВАЛИ. Если за весь «тренинг» участники только и делали, что слушали, то о результатах говорить не приходится. Можно говорить лишь об умении тренера интересно рассказывать и о приятном впечатлении, которое он производит. Но это нельзя назвать тренингом. Это лекция.

Эта форма обучения неплоха как первая ступень в большой целевой программе или промежуточное, подготавливающее звено для прохождения качественного тренинга. Оптимальный вариант — в первый день проводится тренинг-семинар, а во второй сам тренинг.

Эффективность: тренинг-семинар дает участникам информированность, ощущение «да, я знаю как», озарение «теперь-то я знаю, как это происходит на самом деле» или «все, оказывается, не так уж и сложно (так просто)!».

Минус: не стоит рассчитывать на то, что тренинг-семинар решит все проблемы.

Главное: тренинг-семинар хорош только как начальная ступень. Чем больше практики, тем эффективней обучение.

 

Алена Удовенко, тренер с 1997 года.

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами!

<< Техники и упражнения арт-терапии в тренинге Как создать доверие в группе >>

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Упражнение-вызов "Пройди к стулу"

    Упражнения по теме продажи, переговоры – «Упражнение-вызов "Пройди к стулу"»"Мощное упражнение для тренинга целеполагания или тренинга переговоров. Упражнение наглядно демонстрирует участникам тренинга их привычные модели поведения, помогает вскрыть негативные установки, убеждения, которые мешают им легко достигать своих целей или вести переговоры. Дает участникам тренинга новые ресурсы.

    Тренерская методичка упражнения разработана профессионалами специально для портала Тренерская. ру и содержит массу уникальных рекомендаций, подсказок и тренерских «фишек», позволяющих провести упражнение с максимальным результатом. Такого вы не найдете больше нигде!
    Объем тренерской методички: 12 страниц.
    Бонус! Методичка содержит сразу 3 варианта упражнения (!), подходящих для трех разных тем тренингов: достижение целей, переговоров и эффективной коммуникации.

  • "Продай" свой недостаток

    Психологические игры и тренинговые упражнения – "Продай" свой недостаток

    Простое и эффективное упражнение для тренингов личностного роста, тренингов уверенности или управления эмоциями. Упражнение способно в короткий срок изменить отношение участников к своим недостаткам, поднять самооценку, повысить уверенность в себе и раскрыть для себя мир позитивного мышления. Одно из лучших в своем роде. Упражнение существенно повышает энергетику и вовлеченность группы, создает позитивную атмосферу и активирует творческий потенциал участников тренинга.

    Эксклюзивные рекомендации профессионалов! Это не просто упражнение для тренинга, это уникальная тренерская методичка, включающая подробную инструкцию проведения упражнения, разбор сложных ситуаций и возражений, рекомендации, советы и подсказки тренеров-экспертов. Такого вы не найдете больше нигде! 

    Объем тренерской методички упражнения: 8 страниц. 
    Бонусы! Прилагается подробный блок теории и 6 различных вариаций данного упражнения! 

  • Упражнение-разминка "Волшебная палочка"

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Волшебная палочка»Упражнение рекомендовано профессиональным тренером Д.Швецовым, автором книг "Укрепление личности", "Чувство вины: антивирус".
    Увлекательное и действенное упражнение отлично подходит в качестве разминки, но при несложной модификации может стать и более глубоким, основным упражнением. Создает легкую, позитивную атмосферу доверия и активизирует творческий настрой участников.

    Упражнение «Волшебная палочка» помогает участникам разобраться с тем, что делает их счастливыми, и найти новые доступные возможности быть таковыми. Кроме того участники смогут лучше понять потребности окружающих и найти способы сделать счастливее и их. Несмотря на кажущуюся простоту, упражнение в зависимости от целей тренера может быть как легким, так и более «глубоким» для осознания.