Все тренеры собираются здесь

Деловая и ролевая игра

 

Тренерская профессия ещё очень молода и даже не выработала общий понятный язык. Одно и то же называется разными терминами, а разное – одним словом.
Цель данной статьи – как раз упорядочить употребление одного термина. Речь идёт о термине «деловая игра».

Удобнее и корректнее всего считать деловую игру разновидностью игры ролевой.

Ролевая игра – это взаимодействие двух участников, поставленных в какие-то роли в заданных рамках (рамки обычно задаёт тренер, хотя бывают вариации). Например, на тренинге по переговорам один из участников играет роль художника, а второй – мецената, и задача художника в том, чтобы получить денег на творчество.

Соответственно, деловая игра – это такая ролевая игра, где роли берутся не с потолка, а из реальной практики участников. То же и с рамками – они тоже берутся из повседневной рабочей деятельности присутствующих.

Пример. Пусть у нас проходит тренинг продаж в торговом зале для сотрудников магазина одежды. Какой здесь будет деловая игра? Скорее всего, один участник играет роль клиента, второй – продавца одежды. Рамки – начало рабочего дня, клиент просто зашёл посмотреть ассортимент.   

 Деловую игру можно делать сложнее и проще – всё зависит от задач, которые тренер хочет через деловую игру решить.

Если нужно дать участникам ощущение успеха, то пусть деловая игра - тренинг будет лёгкой, не напрягающей. Участники сыграют к общему удовольствию и поймут, что они уже что-то могут. Если же нужно показать участникам, что им есть куда расти, или создать сложности для большего интереса при отработке какого-нибудь алгоритма, то лучше сделать игру посложнее. 

Деловую игру можно делать сложнее двумя путями: через роли и через рамки.

Через роли – это значит давать скрытые инструкции для каждой из ролей. Вернёмся к нашему примеру с продавцами одежды и дадим тому, кто играет клиента, скрытую инструкцию: «Ничего не говорить, пока его не спросят». Так тренируется вопросное поведение у продавца (он ведь не слышит инструкцию для клиента, вот и приходится ему изворачиваться, чтобы найти к тому подход).

Как изменять рамки? Например, сказать, что на всю работу есть только три минуты. Или сообщить, что тот, кто своих целей добьётся, получит бонус от тренера.

Для деловой игры есть и ещё одно применение – её можно использовать для проверки качества обучения. Например, если тренинг был для закупщиков и учил тех выбивать из поставщиков максимальные скидки, то на деловой игре можно будет разыграть такую ситуацию от начала до конца.

В роли поставщика может выступать человек, не присутствовавший на тренинге, в роли закупщика – человек, тренинг прошедший. По итогам игры сразу будет видно – научился он чему-нибудь или деньги на обучение были потрачены зря.

Такое использование деловой игры очень нравится заказчику, потому что даёт возможность сразу проверить качество обучения. Тренерам такой подход тоже должен нравиться – если участники после тренинга легко проходят деловую игру, для тренера это самая лучшая рекомендация. Заказчик будет доволен и – что очень возможно – расскажет о тренере своим друзьям-коллегам.

Разноголосица терминов – это специфика молодости. Молодость, как известно, это недостаток, который очень быстро проходит. Пройдёт время, названия устоятся и станут привычными. Строго говоря, только от нас, коллег-тренеров, зависит, как мы будем называть тот или иной элемент нашей работы. За дело!

Автор статьи: Павел Зыгмантович -  тренер с 2001 года, коуч для тренеров, специалист по созданию уникальных программ.

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами!

<< Найти работу тренером или как произвести первое впечатление Упражнения на командообразование >>

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Пакет "3 лучших психологических упражнения для тренингов"

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Пакет "6 лучших психологических упражнений для тренингов"»

    Это отличная возможность! Вы оплачиваете всего 990 руби получаете сразу 3 эксклюзивных психологических упражнения  для тренингов:

    Ваша выгода составит почти 1300 руб.(!)

    Каждое психологическое упражнение для тренинга оформлено в виде подробной тренерской методички, содержащей массу уникальных подсказок и рекомендаций, тренерских секретов и "фишек", позволяющих провести упражнение с максимальным результатом
    Такого вы не найдете больше нигде!
    Объем каждой тренерской методички упражнения около 12 страниц. 

  • Линейка успешности

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Линейка успешности»Упражнение «Линейка успешности» — эффективный способ помочь участникам тренинга в адекватной оценке собственной успешности, выявлению критериев успешности, определению своего статуса в обществе и готовности к изменениям.

    Что важнее? То как человека оценивают другие или тот как он оценивает себя сам? Это упражнение помогает в учебной игровой ситуации дать возможность участникам тренинга ответить на эти вопросы, самостоятельно определив критерии успешности, оценить свои достижения и найти баланс между важностью чужих мнений о себе и мнением собственным.

    Упражнение идеально подходит для тренингов успешности, лидерства, личностного роста, тренингов целеполагания и мотивационных тренингов.

  • Я отлично умею!

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Я отлично умею!»Активное игровое упражнение, расширяющее представления участников тренинга о себе, повышающее самооценку и уверенность в себе и открывающее новые перспективы. Упражнение раскрывает творческий потенциал участников тренинга, настраивает и мотивирует группу на дальнейшую работу.
    Упражнение «Я отлично умею!» прекрасно подходит для тренингов личностного роста и уверенности. Его успешно можно совместить с задачами командообразующих тренингов, и сделать весьма показательным на тренинге целеполагания. Кроме того упражнение незаменимо для тренингов открытия собственного дела и тренингов трудоустройства.
    Объем тренерской методички упражнения: 8 страниц. 
    Бонусы! Методика содержит 5 различных вариаций упражнения в зависимости от целей тренера и особенностей группы!