Все тренеры собираются здесь

Деловая и ролевая игра

 

Тренерская профессия ещё очень молода и даже не выработала общий понятный язык. Одно и то же называется разными терминами, а разное – одним словом.
Цель данной статьи – как раз упорядочить употребление одного термина. Речь идёт о термине «деловая игра».

Удобнее и корректнее всего считать деловую игру разновидностью игры ролевой.

Ролевая игра – это взаимодействие двух участников, поставленных в какие-то роли в заданных рамках (рамки обычно задаёт тренер, хотя бывают вариации). Например, на тренинге по переговорам один из участников играет роль художника, а второй – мецената, и задача художника в том, чтобы получить денег на творчество.

Соответственно, деловая игра – это такая ролевая игра, где роли берутся не с потолка, а из реальной практики участников. То же и с рамками – они тоже берутся из повседневной рабочей деятельности присутствующих.

Пример. Пусть у нас проходит тренинг продаж в торговом зале для сотрудников магазина одежды. Какой здесь будет деловая игра? Скорее всего, один участник играет роль клиента, второй – продавца одежды. Рамки – начало рабочего дня, клиент просто зашёл посмотреть ассортимент.   

 Деловую игру можно делать сложнее и проще – всё зависит от задач, которые тренер хочет через деловую игру решить.

Если нужно дать участникам ощущение успеха, то пусть деловая игра - тренинг будет лёгкой, не напрягающей. Участники сыграют к общему удовольствию и поймут, что они уже что-то могут. Если же нужно показать участникам, что им есть куда расти, или создать сложности для большего интереса при отработке какого-нибудь алгоритма, то лучше сделать игру посложнее. 

Деловую игру можно делать сложнее двумя путями: через роли и через рамки.

Через роли – это значит давать скрытые инструкции для каждой из ролей. Вернёмся к нашему примеру с продавцами одежды и дадим тому, кто играет клиента, скрытую инструкцию: «Ничего не говорить, пока его не спросят». Так тренируется вопросное поведение у продавца (он ведь не слышит инструкцию для клиента, вот и приходится ему изворачиваться, чтобы найти к тому подход).

Как изменять рамки? Например, сказать, что на всю работу есть только три минуты. Или сообщить, что тот, кто своих целей добьётся, получит бонус от тренера.

Для деловой игры есть и ещё одно применение – её можно использовать для проверки качества обучения. Например, если тренинг был для закупщиков и учил тех выбивать из поставщиков максимальные скидки, то на деловой игре можно будет разыграть такую ситуацию от начала до конца.

В роли поставщика может выступать человек, не присутствовавший на тренинге, в роли закупщика – человек, тренинг прошедший. По итогам игры сразу будет видно – научился он чему-нибудь или деньги на обучение были потрачены зря.

Такое использование деловой игры очень нравится заказчику, потому что даёт возможность сразу проверить качество обучения. Тренерам такой подход тоже должен нравиться – если участники после тренинга легко проходят деловую игру, для тренера это самая лучшая рекомендация. Заказчик будет доволен и – что очень возможно – расскажет о тренере своим друзьям-коллегам.

Разноголосица терминов – это специфика молодости. Молодость, как известно, это недостаток, который очень быстро проходит. Пройдёт время, названия устоятся и станут привычными. Строго говоря, только от нас, коллег-тренеров, зависит, как мы будем называть тот или иной элемент нашей работы. За дело!

Автор статьи: Павел Зыгмантович -  тренер с 2001 года, коуч для тренеров, специалист по созданию уникальных программ.

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами!

<< Найти работу тренером или как произвести первое впечатление Упражнения на командообразование >>

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Ролевая игра "Слалом"

    Упражнения по теме продажи, переговоры – «Ролевая игра "Слалом"»Красивое и эффективное упражнение «Слалом» станет украшением любого тренинга для руководителей, а также тренинга продаж, переговоров или коммуникаций.

    Упражнение позволяет бросить вызов умению участников эффективно и гармонично договариваться в условиях ограниченного времени, умению расставлять приоритеты, быстро принимать решения. Упражнение поможет не только активизировать творческий потенциал группы, но и максимально собрать ее внимание на дальнейшем обучении.

    Вашему вниманию предлагается эксклюзивная тренерская методичка упражнения, описывающая все подводные камни его проведения, все тренерские тонкости и нюансы.

  • Разминка "Воробьи-вороны"

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Воробьи-вороны»Энергичное игровое упражнение, способное в короткие сроки включить участников тренинга в рабочий процесс, повысить их внимание, энергетику и вовлеченность. Создает позитивную атмосферу и, в случае необходимости, снимает напряжение в группе. Включает физическую и эмоциональную активность участников. Кроме функций разогрева группы это упражнение способствует формированию у участников тренинга позитивного и конструктивного отношения к своему проигрышу или неудаче. Помогает понять, что независимо от результатов своих усилий, можно просто получать удовольствие от игры. Этот принцип можно отнести ко всему в жизни и тем самым легче переносить неудачи и трудности.

    Упражнение «Воробьи-вороны» не смотря на то, что было придумано много лет назад, остается эффективным и востребованным упражнением-разогревом у многих тренеров и по сей день. Причем подходит оно как для тренингов личностного роста, так и для бизнес-тренингов по продажам, переговорам, лидерству. 

  • Презентация директора

    Психологические игры и тренинговые упражнения  – «Презентация директора»Универсальное и результативное упражнение, способное существенно расширить знания участников тренинга о самопрезентации, оценить их умение производить первое впечатление, поработать с уверенностью, вербальными и невербальными способами общения, а заодно и ускорить процесс распределения ролей, включить группу в «рабочее состояние» и подвести к стадии активной работы.

    Упражнение подходит для всех тренингов, в которых затрагивается тема коммуникаций и презентаций. «На ура» проходит в тренингах уверенности и лидерства. Может оказаться полезным и эффективным на тренингах руководителей.
    Упражнение способно зарядить группу энергией и мотивировать на усердную работу.
    Упражнение для тренинга рекомендовано профессиональным тренером Д.Швецовым, автором книги "Укрепление личности".