Все тренеры собираются здесь

Деловая и ролевая игра

 

Тренерская профессия ещё очень молода и даже не выработала общий понятный язык. Одно и то же называется разными терминами, а разное – одним словом.
Цель данной статьи – как раз упорядочить употребление одного термина. Речь идёт о термине «деловая игра».

Удобнее и корректнее всего считать деловую игру разновидностью игры ролевой.

Ролевая игра – это взаимодействие двух участников, поставленных в какие-то роли в заданных рамках (рамки обычно задаёт тренер, хотя бывают вариации). Например, на тренинге по переговорам один из участников играет роль художника, а второй – мецената, и задача художника в том, чтобы получить денег на творчество.

Соответственно, деловая игра – это такая ролевая игра, где роли берутся не с потолка, а из реальной практики участников. То же и с рамками – они тоже берутся из повседневной рабочей деятельности присутствующих.

Пример. Пусть у нас проходит тренинг продаж в торговом зале для сотрудников магазина одежды. Какой здесь будет деловая игра? Скорее всего, один участник играет роль клиента, второй – продавца одежды. Рамки – начало рабочего дня, клиент просто зашёл посмотреть ассортимент.   

 Деловую игру можно делать сложнее и проще – всё зависит от задач, которые тренер хочет через деловую игру решить.

Если нужно дать участникам ощущение успеха, то пусть деловая игра - тренинг будет лёгкой, не напрягающей. Участники сыграют к общему удовольствию и поймут, что они уже что-то могут. Если же нужно показать участникам, что им есть куда расти, или создать сложности для большего интереса при отработке какого-нибудь алгоритма, то лучше сделать игру посложнее. 

Деловую игру можно делать сложнее двумя путями: через роли и через рамки.

Через роли – это значит давать скрытые инструкции для каждой из ролей. Вернёмся к нашему примеру с продавцами одежды и дадим тому, кто играет клиента, скрытую инструкцию: «Ничего не говорить, пока его не спросят». Так тренируется вопросное поведение у продавца (он ведь не слышит инструкцию для клиента, вот и приходится ему изворачиваться, чтобы найти к тому подход).

Как изменять рамки? Например, сказать, что на всю работу есть только три минуты. Или сообщить, что тот, кто своих целей добьётся, получит бонус от тренера.

Для деловой игры есть и ещё одно применение – её можно использовать для проверки качества обучения. Например, если тренинг был для закупщиков и учил тех выбивать из поставщиков максимальные скидки, то на деловой игре можно будет разыграть такую ситуацию от начала до конца.

В роли поставщика может выступать человек, не присутствовавший на тренинге, в роли закупщика – человек, тренинг прошедший. По итогам игры сразу будет видно – научился он чему-нибудь или деньги на обучение были потрачены зря.

Такое использование деловой игры очень нравится заказчику, потому что даёт возможность сразу проверить качество обучения. Тренерам такой подход тоже должен нравиться – если участники после тренинга легко проходят деловую игру, для тренера это самая лучшая рекомендация. Заказчик будет доволен и – что очень возможно – расскажет о тренере своим друзьям-коллегам.

Разноголосица терминов – это специфика молодости. Молодость, как известно, это недостаток, который очень быстро проходит. Пройдёт время, названия устоятся и станут привычными. Строго говоря, только от нас, коллег-тренеров, зависит, как мы будем называть тот или иной элемент нашей работы. За дело!

Автор статьи: Павел Зыгмантович -  тренер с 2001 года, коуч для тренеров, специалист по созданию уникальных программ.

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами!

<< Найти работу тренером или как произвести первое впечатление Упражнения на командообразование >>

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Уникальное упражнение "Светофор"

    Психологические игры и тренинговые упражнения - Уникальное упражнение "Светофор"

    Уникальное авторское упражнение для тренинга, разработанное доктором психологических наук, профессором, известнейшим тренером и писателем Н.И.Козловым. 

    Невероятное по своей эффективности упражнение, способное за какой-нибудь час совершить «революцию» в умах участников тренинга. Настоящая «жемчужина» среди упражнений своего рода.

    Упражнение для тренинга "Светофор" позволяет участникам, не проходя ситуацию потери в жизни, произвести инвентаризацию своих ценностей, перестать расстраиваться "по мелочам", научиться радоваться и ценить то, что уже есть в жизни! Упражнение станет настоящим украшением для тренингов стрессоустойчивости, тренингов эмоционального интеллекта, тренингов личностного роста и целеполагания.

    Объем уникальной тренерской методички упражнения: 12 страниц! 
    Бонус! В состав данной методички входят аудио-записи реального упражнения (общее время звучания 54:35 мин)! 

  • Упражнение для тренинга "Угадай героя"

    Упражнения по теме продажи, переговоры – «Угадай героя!»Интересное и показательное упражнение для тренинга продаж, переговоров, коммуникаций, которое на практике показывает эффективность использования открытых и альтернативных вопросов при выявлении потребностей клиентов. Под эту задачу у упражнения для тренинга "Угадай героя" вряд ли найдутся достойные конкуренты. Методичка содержит 4 разных вариации упражнения! Хотите, чтобыучастники наглядно увидели эффективность открытых вопросов по сравнению с закрытыми? Или чтобы осознали, какие вопросы они чаще всего сами используют на практике? Чтобы потренировались в задавании эффективных вопросов? Все возможно! 

    Эксклюзивная методичка упражнения  разработана тренерами-профессионалами специально для портала Тренерская.ру. и содержит уникальные рекомендации, подсказки экспертов, раскрывающие все секреты успешного проведения упражнения. Такого вы не найдете больше нигде! 

    Объем тренерской методички упражнения: 9 страниц. 
    Бонусы! 4 различных вариаций упражнения и подробный блок теории!   

  • Мой капитал

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Мой капитал»Это игра-вызов, игра-соревнование, в начале которой все участники тренинга обладают равным количеством ресурсов, а в конце игры участники оказываются с очень разными результатами. В процессе данного упражнения участники группы выстраиваются в четкий ранжир, при этом больше шансов на победу имеет тот, кто умеет смотреть на происходящее беспристрастно, объективно, верно оценивать других людей.

    Это непростое упражнение, т. к. каждый участник тренинга видит свое место в группе относительно других людей, и у многих участников это может вызвать сильные и не всегда позитивные эмоции. А, значит, это упражнение может стать для участников тренинга сильной мотивацией для изменений, для развития, для роста, сильным вызовом. Обычно, игра «Мой капитал» вызывает множество различных эмоций, и дает богатую пищу для размышлений. И уж точно она никого не оставляет равнодушным!

    Упражнение «Мой капитал» эксклюзивно, его вы не найдете ни на одном другом ресурсе.