Все тренеры собираются здесь

Деловая игра

Деловая игра — моделирование процессов и механизмов принятия решений. В деловой игре процесс выработки решений происходит в условиях поэтапного, многошагового уточнения необходимых факторов, анализа информации, поступающей дополнительно и вырабатываемой в ходе игры. В процессе игры участники анализируют ситуацию, принимают и обсуждают решения, а также вступают между собой в определенные отношения, которые могут носить характер соперничества, сотрудничества, формального взаимодействия и т. д.

Для деловых игр характерно:деловая игра, порядок проведения деловой игры, роль ведущего деловой игры

  • жизненность и типичность ситуаций, рассматриваемых в ходе игры;
  • регулярное повторение задач и процедур, составляющих сущность игры;
  • конфликтность и скрытые резервы. Как известно, отсутствие конфликтности исключает саму постановку проблемы, а отсутствие резервов не позволяет решить ситуацию;
  • отсутствие полной информации, т. е. принятие решения в условиях неопределенности, в ситуации риска или противодействия;
  • влияние принятых ранее решений на изменение обстановки в последующие моменты;
  • действующие лица: участники и ведущие;
  • наглядность последствий принимаемых решений;
  • определенные правила и регламентация игры.

Деловая игра дает участникам возможность увидеть результаты своих действий, сравнить их с результатами других участников и в случае необходимости скорректировать свое решение.

Порядок проведения деловой игры

В деловой игре выделяют следующие этапы.

  1. Введение в игру.
  2. Разделение участников на группы.
  3. Изучение ситуации.
  4. Обсуждение ситуации в группах. Разработка групповой структуры.
  5. Игровой процесс (анализ ситуации, принятие решения, его оформление).
  6. Подведение итогов игры. Анализ деятельности групп. Оценка эффективности работы участников и групп.
  7. Разбор оптимального варианта.
  8. Общая дискуссия.

Введение в игру: этот этап помогает участникам понять цель игры и основные правила ее проведения.

Разделение участников на группы: оптимальный размер группы — 3–5 человек. Желательно, чтобы участники группы были равны по социальному статусу, интеллектуальному развитию, а также психологически совместимы.

Изучение ситуации: для изучения ситуации участники получают необходимую информацию от ведущего, а также обеспечиваются дополнительной информацией (например, правовыми или экономическими документами).

Обсуждение ситуации в группах: в процессе этого этапа задача ведущего — управлять работой групп, помогая отстающим группам, консультируя участников по вопросам, возникающим у них в процессе обсуждения. Для содействия в управлении группами ведущий может прибегнуть к помощи наблюдателей (ассистентов, консультантов), которые бы фиксировали особенности поведения участников и помогали бы им эффективно взаимодействовать.

Важным моментом является фактор времени. Конечно, не стоит постоянно напоминать участникам, сколько времени осталось, однако было бы разумно, если в кабинете, где проводится игра, висели часы.

деловая игра, порядок проведения деловой игры, роль ведущего деловой игрыИгровой процесс: после изучения ситуации начинается сам процесс игры, заключающийся в продуцировании участниками возможных решений поставленной задачи, их анализе, выработке общего заключения.

Вся информация, отражающая деятельность групп, по необходимости заносится в специальные протоколы, которые после игры обрабатываются и анализируются ведущим и ассистентами.

Например, анализируются стратегии взаимодействия, эффективность взаимодействия, количество выдвинутых решений, степень реалистичности решений и т. д.

Подведение итогов игры: на этом этапе проводится анализ деятельности групп и оценка принятых ими решений. Группы сравнивают свою стратегию и стратегию конкурентов, на собственном опыте наблюдают эффективность разных стратегий принятия решений.

Разбор оптимального варианта: после анализа деятельности групп важным является вынесение единого, правильного (эффективного) решения конкретной ситуации, соотнесение его с реальными обстоятельствами, обоснование принятия этого решения.

Общая дискуссия: целью дискуссии является закрепление принятого решения, а также заострение внимания участников на возможности переговоров, взаимодействия в решении многих актуальных проблем.

Роль ведущего в деловой игре

Роль ведущего при проведении игры весьма многогранна: до игры — он инструктор, в процессе игры — консультант, по ее окончании — судья, и, наконец,— руководитель дискуссии. Все это требует от ведущего соответствующих знаний, умений и навыков.

деловая игра, порядок проведения деловой игры, роль ведущего деловой игрыВедущий должен чувствовать специфику данной формы групповой работы. Игра — это живое моделирование реально происходящих процессов и ситуаций жизни, и здесь инструкциями и правилами ход игры предусмотреть невозможно. Каждый раз одна и та же игра (по сюжету и правилам) проходит иначе, и главная роль в этом — роль ведущего.

Несмотря на то, что ведущий должен управлять процессом, ему не следует вмешиваться в игру. Следует предоставить участникам допустимую самостоятельность. Лишь в тех случаях, когда игра заходит в тупик, можно дать совет, устранить неясность, но не стоит помогать участникам принимать решения.

Игра должна проходить в атмосфере творчества, эмоционального подъема, психологической безопасности, поскольку она является ценным опытом межличностного и межгруппового взаимодействия, усвоение которого может стать очередным шагом к выработке навыков эффективного существования в социуме.

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами:

<< Групповая динамика. Понятие и механизмы. Поведенческие стратегии бизнес-тренера >>

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Слепой и Поводырь

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Слепой и Поводырь»Это классическое упражнение-ледокол. А, значит, оно отлично снимает первичное напряжение и недоверие в тренинговой группе, способствует установлению теплых, доверительных отношений между участниками тренинга.

    Упражнение «Слепой и Поводырь» отлично подводит участников тренинга к исследованию и обсуждению темы доверия к другим людям. Помогает участникам тренинга увеличить уровень доверия в своей жизни, начать больше доверять людям, увидеть, что в жизни мы часто изначально «не доверяем».

    Упражнение «Слепой и Поводырь» дает возможность каждому участнику тренинга лучше узнать самого себя: насколько он доверяет окружающим, легко или сложно ему положиться на другого человека, каков он во взаимодействии с другими, каким его воспринимают другие люди.

  • Пакет "3 лучших психологических упражнения для тренингов"

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Пакет "6 лучших психологических упражнений для тренингов"»

    Это отличная возможность! Вы оплачиваете всего 990 руби получаете сразу 3 эксклюзивных психологических упражнения  для тренингов:

    Ваша выгода составит почти 1300 руб.(!)

    Каждое психологическое упражнение для тренинга оформлено в виде подробной тренерской методички, содержащей массу уникальных подсказок и рекомендаций, тренерских секретов и "фишек", позволяющих провести упражнение с максимальным результатом
    Такого вы не найдете больше нигде!
    Объем каждой тренерской методички упражнения около 12 страниц. 

  • Уникальное упражнение "Внутренний переводчик"

    Упражнения по теме продажи, переговоры – «Уникальное упражнение "Внутренний переводчик"»

    Уникальное авторское упражнение, разработанное доктором психологических наук, профессором, известным тренером и писателем Н.И.Козловым. 

    Интересное упражнение, которое позволяет научить участников одной из мощных техник эффективной коммуникации и решения конфликтов.

    Техника «Внутренний переводчик» помогает понять внутренние мотивы и цели партнера, управлять ситуацией и людьми в общении, лучше понимать людей, сохранять спокойствие и позитивный настрой в общении, решать возникающие конфликтные ситуации. 

    Особенно ценно, что техника «Внутренний переводчик» авторская, а значит она мало распространена, не «заезжена», её с успехом можно использовать для притязательной аудитории, для опытных участников, которые уже проходили тренинги и хотят «чего-то новенького».