Все тренеры собираются здесь

Еще про красивые фигуры

Еще одна важная веха каждого нашего года под названием «майские» позади — можно продолжать активные трудовые будни. Если кто помнит (что вряд ли), в середине апреля мы начали разговор о красивых фигурах речи и успели рассмотреть аллитерацию, асиндетон и полисиндетон (сумеете, не заглядывая в прошлый выпуск, растолковать эти понятия — честь вам и хвала) ). Продолжим экскурсию.

Анафора — еще один стилистический прием, украшающий нашу речь. Он состоит в повторении первого слова (или набора из нескольких слов) в нескольких предложениях или строках. Анафору часто используют поэты, и мы регулярно встречаемся с этим приемом, начиная с самого детства:

Если долго-долго-долго
Если долго по тропинке
Если долго по дорожке
Топать, ехать и бежать…

Юлий Ким

Песня Красной Шапочки из фильма нашего детства чуть ли не вся состоит из анафор — возможно, это (вместе с прекрасной музыкой А. Рыбникова) делает ее такой легкой, упругой и запоминающейся.

В поэзии различают множество разновидностей анафор, в риторике чаще всего применяется лексическая анафора — повторение одних и тех же слов. Это придает речи убедительность, подчеркивает главную идею, помогает публике запомнить ключевую фразу, которая эту идею красиво и емко выражает. Повтор превращает ключевые слова в яркий слоган, вовлекает аудиторию, побуждает ее отозваться, принять участие.

Один из самых ярких примеров применения анафоры в истории публичных выступлений — широко известная речь американского борца против расизма Мартина Лютера Кинга «I have a dream»:

Есть у меня мечта: однажды страна наша, осознав истинный смысл своей веры, станет его воплощением. Мы твердо уверены в том, что всеобщее равенство не требует никаких доказательств.

Есть у меня мечта: однажды на багровых холмах Джорджии потомки бывших рабов смогут разделить трапезу братства с потомками бывших рабовладельцев.

Есть у меня мечта: однажды даже штат Миссисипи, штат, изнывающий от палящей несправедливости, задыхающийся от знойного гнета, превратится в оазис свободы и справедливости.

Обратите внимание, во второй части ролика мы видим, как оратором мастерски используется еще один стилистический прием — эпифору.

Эпифора — противоположность анафоры. Эта фигура речи состоит в повторении одних и тех же слов или фраз в конце соседних отрезков речи. Она также подчеркивает ключевую идею, демонстрирует ее приоритет и даже больше анафоры подходит для создания слогана, формирующего образ оратора и его позиции в целом.

С верою этой мы сможем трудиться вместе, молиться вместе, бороться вместе, в неволе томиться вместе, стоять за свободу вместе, зная, что однажды мы будем свободны!

Другой известный пример успешного использования эпифоры — известная речь Обамы «Yes, we can»

Энн Никсон Купер 106 лет. Она родилась… в те времена, когда она не могла голосовать… когда нам говорили, что мы не можем. Но люди, американцы, говорили: «Нет! Мы можем!» Она верила и дождалась этого момента. Да! Мы можем!

…Она видела, как прошла Великая Депрессия, как люди создавали новые рабочие места, как страна восстанавливалась. Да! Мы можем! Когда бомбы падали, она видела, когда наша нация поднялась и стала вновь великой. Да! Мы можем! Она… поверила пастору из Атланты, который говорил, что мы можем. Да! Мы можем!

Как вы уже, наверное, догадываетесь, есть еще один стилистический прием, который объединяет два первых.

Симплока — стилистический прием, представляющий собой повторение начала и окончания фраз в смежных отрезках речи. Он выполняет задачи, схожие с анафорой и эпифорой — подчеркивает ключевую идею, концентрирует на ней внимание аудитории, украшает выступление, делает его более запоминающимся, более эмоциональным, вовлекающим. 

Когда говорят о ненависти, давайте встанем и выступим против неё. Когда говорят о насилии, давайте встанем и выступим против него.

Из речи Б Клинтона.

В поэзии есть и симплока второго вида — обратная, когда середина фразы остается неизменной, а начало и окончание различаются. Ее еще называют — держитесь! — мезодиплосис).

 

Молодым везде у нас дорога,
Старикам везде у нас почёт.

В Лебедев-Кумач

Возможно, кто-то успешно применял обратную симплоку и в риторике, но примеров мне пока не попалось.

Что ж, теперь в вашем ораторском арсенале на три красивых фигуры речи больше — самое время заняться практической их отработкой. В следующий раз мы продолжим знакомство с красивыми фигурами — растянем удовольствие, чтобы вас не запутать. Пока же тренируем анафору, эпифору и симплоку — успешных вам выступлений. Жду ваших вопросов, размышлений, комментариев. До встречи.

Верных Вам слов и верных решений!

Вячеслав Саломасов,
тренер, психолог, коуч, эксперт по ораторскому мастерству

Вячеслав Саломасов является автором программы тренинга "Ораторское мастерство", которая предлагается в разделе готовых программ.  Программа этого тренинга содержит поминутный план действий тренера, важные подсказки для тренеров, абсолютно все необходимые тренерские материалы, отлично подходит как для корпоративного, так и для открытого тренинга, одинаково эффективна как для обучения линейного персонала, так и для обучения руководителей.

Программа включает такие темы, как энергетика оратора, словесная импровизация, управление волнением, работа с голосом, жестами, позой;  содержит 12 подробных лекций, раскрывающих все основные аспекты ораторского мастерства, 24 уникальных упражнения, позволяющих освоить за 2 дня тренинга все основные приемы эффективного выступления на публике, и многое другое. Подробнее о программе тренинга "Ораторское мастерство"...

Больше об ораторском мастерстве, о приемах и методах убеждения и влияния, а также новости о тренингах по мастерству публичного выступления и других мероприятиях с тренерским участием В. Саломасова читайте на сайте Верного Слова: http://vernoeslovo.com/

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами:

<< День Победы Идеальные фигуры в греческом стиле >>

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Ролевая игра "Повышение-Увольнение"

    Упражнения по теме продажи, переговоры – Ролевая игра "Повышение-Увольнение"Отличное упражнение! Интересное, богатое на выводы упражнение для тренинга переговоров или тренинга для руководителей. В рамках тренинга переговоров (продаж, ораторского мастерства) упражнение позволит всем участникам активно потренировать навыки убеждающей аргументации. В рамках управленческого тренинга это упражнение даст участникам мощный опыт сложных переговоров с сотрудниками и быстрого принятия решений.

    Эксклюзивные рекомендации профессионалов! Уникальная тренерская методичка упражнения разработана профессионалами специально для портала Тренерская. ру. и содержит массу эксклюзивных рекомендаций, подсказок и тренерских «фишек», позволяющих провести упражнение наилучшим образом и с максимальным результатом. Такого вы не найдете больше нигде!

  • Презентация директора

    Психологические игры и тренинговые упражнения  – «Презентация директора»Универсальное и результативное упражнение, способное существенно расширить знания участников тренинга о самопрезентации, оценить их умение производить первое впечатление, поработать с уверенностью, вербальными и невербальными способами общения, а заодно и ускорить процесс распределения ролей, включить группу в «рабочее состояние» и подвести к стадии активной работы.

    Упражнение подходит для всех тренингов, в которых затрагивается тема коммуникаций и презентаций. «На ура» проходит в тренингах уверенности и лидерства. Может оказаться полезным и эффективным на тренингах руководителей.
    Упражнение способно зарядить группу энергией и мотивировать на усердную работу.
    Упражнение для тренинга рекомендовано профессиональным тренером Д.Швецовым, автором книги "Укрепление личности".

  • Бредогенератор

    Упражнения по теме продажи, переговоры – «Бредогенератор»Это упражнение занимает от 30 до 50 минут и позволяет научить участников тренинга более уверенно общаться и выступать. Знающие люди утверждают, что это любимое упражнение, которым тренируют себя радио- и теле-ведущие перед выходом в эфир.

    Упражнение «Бредогенератор» отлично подходит для тренингов уверенного поведения, тренингов по ораторскому мастерству и риторике, тренингов лидерства. Также данное упражнение рекомендуется для тренингов активных продаж для тех областей, где продавцу важен «хорошо подвешенный язык», для тренингов молодых руководителей, которым важно уверенно проводить совещание, также упражнение будет очень полезным для тренинга тренеров.

    В состав упражнения включена подробная лекция на тему «Шесть шагов уверенного выступления». Упражнение позволяет отработать эти шаги, отработать приемы и «фишки» уверенного поведения.