Все тренеры собираются здесь

Фасилитатор - человек со стороны

Фасилитатор — человек, балансирующий на тонкой нити между острой включенностью в процесс и абсолютной невовлеченностью, отстраненностью от него. Его основная цель: помочь группе глубоко осознать имеющуюся в ней проблему или поставленную перед ней задачу и найти пути ее решения.

В корпоративном формате тренинга фасилитатор может быть полезен в решении следующих задач, стоящих перед группой (организацией):

  • помощь в организации дискуссий, проведении совещаний и решении конфликтных ситуаций;
  • осознание сотрудниками существующих целей компании, определение соотношений общих и частных целей;
  • мониторинг существующей миссии, целей и корпоративной культуры компании. разработка новых целей, корректировка миссии;
  • развитие основных навыков повышения креативности при решении нестандартных и типичных задач, навыков выявления и преодоления стереотипов восприятия и действий;
  • формирование и развитие у участников навыков совместного решения задач, принятия группового решения.

Основной результат фасилитации: значительное повышение эффективности групповой работы, вовлеченность и заинтересованность участников, раскрытие их потенциала.

Находясь в этой роли, тренер получает возможность вдохнуть все ароматы того «букета», который ему преподнесли заказчики: с одной стороны, это и доверие как постороннему человеку, никак, казалось бы, не заинтересованному в решении проблемы, и надежды, возлагаемые группой на специалиста, владеющего «волшебными психологическими технологиями», и, с другой, скопившаяся по отношению к шефу агрессия. Нелегка шапка Мономаха!

В такой ситуации наиболее приемлемый способ управления группой — именно фасилитация. Чтобы сохранить позитивные стороны и преимущества роли, чтобы выжить и не получить ранений вследствие отрицательных сторон,— от тренера, в данном случае, требуется полная беспристрастность и нацеленность на задачу. Ему не важно, любит его группа и носит на руках, или ненавидит и проклинает. Он не вступает в личные отношения с членами команды, с каждым ровен и благожелателен. Он не знает, как именно будет выглядеть продукт совместной командной деятельности. Что бы ни происходило в группе, он невозмутим и следует единственной цели: поставленная задача должна быть решена качественно, без потерь и в срок. Основное внимание фасилитатора направлено на обеспечение качественного протекания процесса.

Предлагаю рассмотреть, что помогает ему балансировать на грани беспристрастности, какими средствами он достигает поставленных перед ним задач. Как и тренер, работающий в любом другом стиле, фасилитатор использует при необходимости весь спектр имеющихся в его распоряжении методов:

  • эвристическую беседу;
  • мозговой штурм;
  • деловые игры;
  • работу в парах;
  • работу по кругу;
  • работу в малых группах;
  • упражнения на развитие навыков работы в команде;
  • коммуникативные упражнения, тренинг партнерского общения;
  • упражнения на развитие креативности, сенситивности, динамики мышления.

В зависимости от поставленных задач и этапа, на котором находится формируемая команда, фасилитатор применяет тот или иной инструмент. Чем же отличается фасилитаторский стиль от всех остальных? Чтобы лучше понять это, обратимся к методу группового анализа.

В групповом анализе фасилитатора называют более содержательным, точным и благозвучным словом «дирижер». Дирижер не должен быть виртуозным композитором или настройщиком, тромбонистом или скрипачом — исполнительские функции в оркестре выполняют музыканты. Но вот уметь организовать стройное звучание он обязан. Основной инструмент дирижера — «волшебная палочка». Этот человек стоит спиной к публике и управляет десятками музыкальных тем и звучаний, людей и их инструментов одной только лишь мимикой, жестами, взглядом. Легким движением пальцев или даже дрогнувшей брови этот человек способен вызвать или погасить активность солиста, заставить зал рыдать или аплодировать в экстатическом восторге. Этот человек стоит на переднем крае сцены, но его как будто бы нет: взгляды слушателей устремлены в оркестр, они вслушиваются в его звучание и ловят отзвуки своего внутреннего мира, взбудораженного музыкой. Хороший концерт можно сравнить с магическим ритуалом, преображающим всех участников: и слушатели, и музыканты выходят после него изменившимися. 

Примерно то же самое происходит на психологическом тренинге, который проводится с использованием фасилитаторского стиля. Наиболее востребован он на втором этапе развития команды — этапе «бурления». Здесь от тренера требуется, чтобы он помог группе и отдельным участникам пройти этот сложный и эмоционально тяжелый этап наиболее конструктивно. Он удерживает группу от попыток вернуться в привычный, хорошо освоенный и потому представляющийся безопасным первый этап, аккуратнопроводя ее от момента «закипания» через страсти «бурления» к более конструктивным этапам и высокому уровню взаимодействия.

Тренер-фасилитатор на втором этапе тренинга формирования команды выполняет функцию посредника. Его можно с уверенностью сравнить со сталкером — проводником, знающим дорогу по опасной местности. Пусть группе хочется пройти простым, но губительным путем, или остановиться в развитии, или даже вернуться назад — фасилитатор помнит о поставленной цели и знает безопасные пути к «Комнате, в которой исполняются самые заветные желания».

Прокофьева Надежда Ильинична

Источник: http://www.b-seminar.ru

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами:

<< Критика — сильная манипуляция. Как с ней уверенно справляться? Боевой устав тренера >>

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Вижу цель, не вижу препятствий

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Вижу цель, не вижу препятствий»

    Сильное и действенное упражнение на целеустремленность, предоставляющее участникам тренинга возможность проработать свои сомнения и возможные препятствия на пути к своей цели. Упражнение повышает энергетику и мотивацию группы на дальнейшее обучение. Тренер сможет наглядно продемонстрировать участникам, как возникающие незначительные препятствия могут мешать достижению важных целей, и как легко их преодолеть, просто имея должную целеустремленность.

    Особенно важно то, что в рамках данного упражнения каждый участник тренинга поработает со своей собственной важной целью, в результате чего существенно повысятся шансы на её успешное достижение, а у участников существенно повысится мотивация к достижению цели и уверенность в себе.

    Объем тренерской методички: 7 страниц. Бонусы! Дополнительная модификация упражнения, позволяющая сделать его яркой и эффектной концовкой тренинга и 4 варианта подходящего музыкального сопровождения.

  • Бегом к своей цели

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Бегом к своей цели»Энергичное и сильное упражнение для тренингов целеполагания, уверенности, личностного роста, которое позволяет через метафору дать участникам тренинга прочувствовать силу собственного внутреннего сопротивления на пути к выбранной целиУпражнение наглядно показывает, что для успешного достижения цели недостаточно только сформулировать цель и наметить план действий, важен ещё настрой на достижение цели и отсутствие сопротивления. Участники смогут за короткое время ярко, полно, глубоко пережить свое сопротивление и получат мотивацию к изменениям. 
    Эксклюзивные рекомендации профессионалов! Уникальная методичка данного упражнения для тренинга разработана экспертами специально для портала Тренерская.ру. и содержит массу  рекомендаций, подсказок и тренерских "фишек", позволяющих профессионально провести это упражнение. Такого вы не найдете больше нигде! 
    Объем тренерской методички: 9 страниц. Бонусы! Аудио-файл (9:45 мин.) и подробный блок теории к упражнению.

  • Воздушный шар

    Психологические игры и тренинговые упражнения  – «Воздушный шар»Масштабное и активно используемое тренерами упражнение, направленное на развитие лидерских качеств участников тренинга, на развитие коммуникативных навыков, умения договариваться. На тренинге командообразования это упражнение научит участников работать в команде, договариваться, слышать друг друга, принимать коллективные решения, более эффективно взаимодействовать.

    Благодаря своей захватывающей легенде упражнение сильно вовлекает участников тренинга, повышает тонус и энергетику группы, повышает мотивацию участников тренинга на обучение.

    Но качественное проведение данного упражнения требует от тренера высокой квалификации и большого опыта проведения подобных упражнений. Иначе при всей интересности легенды группа не осознает всех тех выводов, которые могла бы осознать при высоком качестве работы тренера.