Все тренеры собираются здесь

Фасилитатор - человек со стороны

Фасилитатор — человек, балансирующий на тонкой нити между острой включенностью в процесс и абсолютной невовлеченностью, отстраненностью от него. Его основная цель: помочь группе глубоко осознать имеющуюся в ней проблему или поставленную перед ней задачу и найти пути ее решения.

В корпоративном формате тренинга фасилитатор может быть полезен в решении следующих задач, стоящих перед группой (организацией):

  • помощь в организации дискуссий, проведении совещаний и решении конфликтных ситуаций;
  • осознание сотрудниками существующих целей компании, определение соотношений общих и частных целей;
  • мониторинг существующей миссии, целей и корпоративной культуры компании. разработка новых целей, корректировка миссии;
  • развитие основных навыков повышения креативности при решении нестандартных и типичных задач, навыков выявления и преодоления стереотипов восприятия и действий;
  • формирование и развитие у участников навыков совместного решения задач, принятия группового решения.

Основной результат фасилитации: значительное повышение эффективности групповой работы, вовлеченность и заинтересованность участников, раскрытие их потенциала.

Находясь в этой роли, тренер получает возможность вдохнуть все ароматы того «букета», который ему преподнесли заказчики: с одной стороны, это и доверие как постороннему человеку, никак, казалось бы, не заинтересованному в решении проблемы, и надежды, возлагаемые группой на специалиста, владеющего «волшебными психологическими технологиями», и, с другой, скопившаяся по отношению к шефу агрессия. Нелегка шапка Мономаха!

В такой ситуации наиболее приемлемый способ управления группой — именно фасилитация. Чтобы сохранить позитивные стороны и преимущества роли, чтобы выжить и не получить ранений вследствие отрицательных сторон,— от тренера, в данном случае, требуется полная беспристрастность и нацеленность на задачу. Ему не важно, любит его группа и носит на руках, или ненавидит и проклинает. Он не вступает в личные отношения с членами команды, с каждым ровен и благожелателен. Он не знает, как именно будет выглядеть продукт совместной командной деятельности. Что бы ни происходило в группе, он невозмутим и следует единственной цели: поставленная задача должна быть решена качественно, без потерь и в срок. Основное внимание фасилитатора направлено на обеспечение качественного протекания процесса.

Предлагаю рассмотреть, что помогает ему балансировать на грани беспристрастности, какими средствами он достигает поставленных перед ним задач. Как и тренер, работающий в любом другом стиле, фасилитатор использует при необходимости весь спектр имеющихся в его распоряжении методов:

  • эвристическую беседу;
  • мозговой штурм;
  • деловые игры;
  • работу в парах;
  • работу по кругу;
  • работу в малых группах;
  • упражнения на развитие навыков работы в команде;
  • коммуникативные упражнения, тренинг партнерского общения;
  • упражнения на развитие креативности, сенситивности, динамики мышления.

В зависимости от поставленных задач и этапа, на котором находится формируемая команда, фасилитатор применяет тот или иной инструмент. Чем же отличается фасилитаторский стиль от всех остальных? Чтобы лучше понять это, обратимся к методу группового анализа.

В групповом анализе фасилитатора называют более содержательным, точным и благозвучным словом «дирижер». Дирижер не должен быть виртуозным композитором или настройщиком, тромбонистом или скрипачом — исполнительские функции в оркестре выполняют музыканты. Но вот уметь организовать стройное звучание он обязан. Основной инструмент дирижера — «волшебная палочка». Этот человек стоит спиной к публике и управляет десятками музыкальных тем и звучаний, людей и их инструментов одной только лишь мимикой, жестами, взглядом. Легким движением пальцев или даже дрогнувшей брови этот человек способен вызвать или погасить активность солиста, заставить зал рыдать или аплодировать в экстатическом восторге. Этот человек стоит на переднем крае сцены, но его как будто бы нет: взгляды слушателей устремлены в оркестр, они вслушиваются в его звучание и ловят отзвуки своего внутреннего мира, взбудораженного музыкой. Хороший концерт можно сравнить с магическим ритуалом, преображающим всех участников: и слушатели, и музыканты выходят после него изменившимися. 

Примерно то же самое происходит на психологическом тренинге, который проводится с использованием фасилитаторского стиля. Наиболее востребован он на втором этапе развития команды — этапе «бурления». Здесь от тренера требуется, чтобы он помог группе и отдельным участникам пройти этот сложный и эмоционально тяжелый этап наиболее конструктивно. Он удерживает группу от попыток вернуться в привычный, хорошо освоенный и потому представляющийся безопасным первый этап, аккуратнопроводя ее от момента «закипания» через страсти «бурления» к более конструктивным этапам и высокому уровню взаимодействия.

Тренер-фасилитатор на втором этапе тренинга формирования команды выполняет функцию посредника. Его можно с уверенностью сравнить со сталкером — проводником, знающим дорогу по опасной местности. Пусть группе хочется пройти простым, но губительным путем, или остановиться в развитии, или даже вернуться назад — фасилитатор помнит о поставленной цели и знает безопасные пути к «Комнате, в которой исполняются самые заветные желания».

Прокофьева Надежда Ильинична

Источник: http://www.b-seminar.ru

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами:

<< Критика — сильная манипуляция. Как с ней уверенно справляться? Боевой устав тренера >>

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Линейка успешности

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Линейка успешности»Упражнение «Линейка успешности» — эффективный способ помочь участникам тренинга в адекватной оценке собственной успешности, выявлению критериев успешности, определению своего статуса в обществе и готовности к изменениям.

    Что важнее? То как человека оценивают другие или тот как он оценивает себя сам? Это упражнение помогает в учебной игровой ситуации дать возможность участникам тренинга ответить на эти вопросы, самостоятельно определив критерии успешности, оценить свои достижения и найти баланс между важностью чужих мнений о себе и мнением собственным.

    Упражнение идеально подходит для тренингов успешности, лидерства, личностного роста, тренингов целеполагания и мотивационных тренингов.

  • Вырвись из круга!

    Упражнения по теме продажи, переговоры – «Вырвись из круга!»Крайне мощное в своей эффективности упражнение-вызов, в кратчайшие сроки наглядно разъясняющее разницу между конструктивным и неконструктивным подходом к разрешению конфликтов и настраивающее участников тренинга на интенсивное обучение.

    Это упражнение станет отличным «вызовом» группе. В результате его выполнения группа может дойти до уверенности в том, что задание невыполнимо, но при рефлексии увидит совершенно иной подход к разрешению ситуации, что вызовет «переворот» в мышлении и послужит отличным началом для восприятия основной теории.

    Упражнение подходит для большинства тренингов так или иначе затрагивающих тему коммуникаций. Ведь «конфликт — это столкновение интересов», а оно присутствует практически везде. Очень показателен будет на тренингах продаж, переговоров, коммуникационных тренингах, тренингах семейных отношений. Тема «бесконфликтности» будет желанным дополнением к тренингу личностного роста. На тренингах командообразования данное упражнение поспособствует сплочению и гармоничному сотрудничеству, а на тренингах построения бизнеса и управления, откроет новый подход в разрешении противоречий.

  • Креативная походка

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Креативная походка»"Это упражнение учит осознавать связь состояния тела и эмоционального состояния, а также позволяет научить участников тренинга изменять свое эмоциональное состояние через изменение состояния тела.

    Не секрет, что то, как выстроено наше тело и в каком оно состоянии — серьезный фактор, влияющий и на наши душевные состояния, и на перспективы личностного развития. И первое, на что следует обратить внимание,— это наши осанка, жесты и походка. Меняя походку и жесты, можно менять эмоциональное состояние, можно управлять им!

    Без этой темы нельзя обойтись на тренинге уверенного поведения, тренинге лидерства или тренинге влияния. Ведь то, как ходит, как держит себя уверенный человек, лидер — важная составляющая успеха и влияния.