Все тренеры собираются здесь

Фигуры к пляжному сезону

Вот и лето наступило — самая долгожданная для многих (а значит, и самая короткая) пора. Время отдыха и радости, три месяца дальних поездок и новых впечатлений, девяносто два дня яркого солнца и ласкового тепла. Подозревая, что летом вам меньше всего будет хотеться заниматься полезными делами и больше всего — приятными, не стану пока досаждать слишком длинными поучениями. Просто напомню, что тему прошлых выпусков — стилистические приемы речи — мы еще не закончили. Что ж, пляжный сезон открыт — добавим ему красивых фигур :)). Тем более, что одна из них уже блеснула своим изяществом (да, я очень скромный) в самых первых фразах этой статьи — если кто заметил.

Перифраз — этот прием состоит в применении разнообразных вариаций выражаемой мысли, использовании одного за другим эпитетов, синонимов, образных выражений, чтобы сказать об одном и том же разными словами.

— Кто, по-вашему, этот мощный старик? Не говорите, вы не можете этого знать. Это — гигант мысли, отец русской демократии и особа, приближенная к императору.

И. Ильф, Е. Петров. «Двенадцать стульев».

Перифраз помогает продлить внимание к нужной части нашей речи, усилить эффект от нее, кроме того, он взвинчивает напряжение зала, оттягивая развитие сюжета, подчеркивает предвосхищение того, что будет дальше. Ораторы часто украшают свою речь перифразом, когда необходимо подчеркнуть важность, торжественность момента.

Джон Фитцджеральд Кеннеди — великий президент, друг всех людей доброй воли, тот, кто верил в достоинство и равенство всех людей, борец за справедливость, апостол мира — был вырван из наших рядов выстрелом убийцы.

Эрл Уоррен, речь памяти Дж Кеннеди, 24.11.1963

Кроме прочего, умение использовать перифраз помогает избежать излишних повторений в речи одинаковых слов и выражений, что делает ее богаче и красивее. Если в тексте выступления три-четыре раза используется, например, «Первое сентября», есть смысл во втором и последующих случаях вместо этого сказать «праздник знаний», «первый осенний день» и так далее.

Только будьте внимательны, следите, чтобы ваша речь не получилась слишком напыщенной, излишне торжественной, перегруженной лживыми, льстивыми или непонятными вариациями — тогда ей, конечно же, никто не поверит.

Кстати, если знатокам интересно, здесь есть некоторые разночтения в терминологии — в некоторых источниках подобный прием называется «Схезис-ономатон». В то же время есть специалисты англоязычной риторики, которые называют так (Schesis onomaton) прием, в известной степени, противоположной перифразу — когда фраза звучит в речи время от времени почти без изменений или с небольшими вариациями. Пример подобного приема на русском языке, известный, наверное, всем —

— это наша корова, и мы ее доим…

т/с «Убойная сила»

Прием, как видите, эффектный и весьма полезный — особенно, когда оратор хочет, чтобы его выступление впечаталось в память аудитории поглубже. Так что можно просто назвать его «многократным повторением тезиса» (как мы уже сделали в одной из предыдущих статей) и не грузить мозг древнегреческими выражениями :)). Интересно, впрочем, что повторять мы можем не только тезис, но и просто красивую фразу или шутку — они, если хорошо запомнятся аудитории, помогут ей запомнить и оратора заодно:

Ну что ж, я обещал быть кратким — достаточно теории, приступайте к отработке. Последние звонки уже миновали, но выпускные вечера еще ждут ваших впечатляющих речей. Впрочем, в летние месяцы много где можно блеснуть красноречием — дерзайте! Наполняйте лето красотой, пусть ваши выступления будут великолепны со всех точек зрения. До встречи в следующей статье.

Верных Вам слов и верных решений!

Вячеслав Саломасов,
тренер, психолог, коуч, эксперт по ораторскому мастерству

Вячеслав Саломасов является автором программы тренинга "Ораторское мастерство", которая предлагается в разделе готовых программ.  Программа этого тренинга содержит поминутный план действий тренера, важные подсказки для тренеров, абсолютно все необходимые тренерские материалы, отлично подходит как для корпоративного, так и для открытого тренинга, одинаково эффективна как для обучения линейного персонала, так и для обучения руководителей.

Программа включает такие темы, как энергетика оратора, словесная импровизация, управление волнением, работа с голосом, жестами, позой;  содержит 12 подробных лекций, раскрывающих все основные аспекты ораторского мастерства, 24 уникальных упражнения, позволяющих освоить за 2 дня тренинга все основные приемы эффективного выступления на публике, и многое другое. Подробнее о программе тренинга "Ораторское мастерство"...

Больше об ораторском мастерстве, о приемах и методах убеждения и влияния, а также новости о тренингах по мастерству публичного выступления и других мероприятиях с тренерским участием В. Саломасова читайте на сайте Верного Слова: http://vernoeslovo.com/

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами:

<< Идеальные фигуры в греческом стиле Как удержать отличную форму >>

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Упражнение для тренингов "Миллион евро"

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Миллион евро»"Интересное, богатое на выводы упражнение для тренинга целеполагания, успешности или тренингов личностного роста. 

    Это упражнение "для тренинга развивает у участников осмысленное отношение к целям, которые они ставят перед собой, помогает найти те вдохновляющие цели, которые человеку будет по-настоящему радостно реализовывать, и отделить эти цели от искуственных, навязанных целей или промежуточных целей. Благодаря интересной легенде упражнение "Миллион евро" всегда проходит живо, участники тренинга сильно вовлекаются, повышается энергетика и заинтересованность участников. И мотивация участников тренинга на достижение собственных целей!

    Судите сами, объем тренерской методички упражнения: 8 страниц. 

  • Убеди другого!

    Упражнения по теме продажи, переговоры – «Убеди другого!»

    Глубокое упражнение для тренингов  продаж или презентаций. Быть убедительным - вот один из важнейших навыков, необходимых для успешных продаж. В первую очередь сам продавец должен быть уверен, что продает отличный товар и уметь эту уверенность предать покупателю так, чтобы он ему поверил и захотел купить его товар.  Упражнение помогает отработать навыки убеждения и помогает участникам тренинга сформировать у себя позитивное отношение к продажам (презентациям, переговорам), найти новые причины и ресурсы любить свою работу и свой товар.

    Уникальная методичка упражнения разработана тренерами-профессионалами специально для портала Тренерская.ру. и содержит подробную технологию его проведения, а также рекомендации и подсказки экспертов. Такого вы не найдете больше нигде! 

    Объем тренерской методички упражнения: 8 страниц. 
    Бонусы! Методичка содержит несколько различных вариаций упражнения и подходящее музыкальное сопровождение!  

  • Ролевая игра "Слалом"

    Упражнения по теме продажи, переговоры – «Ролевая игра "Слалом"»Красивое и эффективное упражнение «Слалом» станет украшением любого тренинга для руководителей, а также тренинга продаж, переговоров или коммуникаций.

    Упражнение позволяет бросить вызов умению участников эффективно и гармонично договариваться в условиях ограниченного времени, умению расставлять приоритеты, быстро принимать решения. Упражнение поможет не только активизировать творческий потенциал группы, но и максимально собрать ее внимание на дальнейшем обучении.

    Вашему вниманию предлагается эксклюзивная тренерская методичка упражнения, описывающая все подводные камни его проведения, все тренерские тонкости и нюансы.