Все тренеры собираются здесь

Хорошая мина. Как выглядеть экспертом

На наш суровый город без предупреждения обрушилось необычное для апреля тепло, народ на улицах блещет разнообразием в одежде — от внушительных стеганых пальто до игривых короткорукавых футболок. Чем, кстати, не повод блеснуть заодно и богатством интонаций — от восторгов по поводу погоды до возмущений в адрес отопления, которое продолжает прожаривать квартиры бессмысленно и беспощадно :). Надеюсь, для вас выразить любую эмоцию теперь не проблема — вы ведь хорошо поработали над материалами прошлого выпуска. Впрочем, я настоятельно рекомендую вам побольше практики с интонациями позитивного спектра :)).

А мы обратимся сегодня к новой теме — ее определили вопросы читателей и участников тренингов — «как выглядеть экспертом».

— я хорошо разбираюсь в теме, много знаю, но рассказываю о ней скучно, не могу заинтересовать людей…

— я волнуюсь, когда выступаю, поэтому начинаю говорить быстро и смотрю постоянно в шпаргалку…

— выгляжу как студент, который не знает урока…

— как им показать, что я специалист? …

Да, обидная вещь — оратору мало просто знать. Ему нужно выглядеть знающим. Выглядеть, пожалуй, даже важнее. Давайте разберемся, как это сделать правильно. Мне отлично помог в этой теме курс риторики доктора Мэта МакГаррити из University of Washington — с удовольствием поделюсь деталями.

Как показать себя экспертом

Пожалуй, есть смысл обратиться за ответом на этот вопрос к самому что ни на есть эксперту по ораторскому мастерству, авторитету со стажем — я говорю про великого Аристотеля. В своем произведении «Риторика» Аристотель рассматривает три составляющих мастерства публичной речи: логос, пафос и этос. Мы верим чему-то, если нас логически убедили — это логос. Мы также верим, если нас захватили темой — это пафос. Но больше всего мы верим, когда доверяем спикеру как человеку — и это этос, самая убеждающая часть мастерства оратора.

Этос — это способность проявить, показать нашу экспертность по теме. Из чего он складывается?

Аристотель приводит три составных части этоса.

Фронезис — практическая мудрость, умение разбираться в знании.

Фронезис подразумевает не только владение теоретическими знаниями о предмете речи, но и умение, понимание, как применить эти знания на практике. Метасообщение фронезиса — «я знаю, о чем говорю».

Арете — выдающееся мастерство, виртуозность, легкость владения сложной темой, игра. Создание впечатление лидера, специалиста высокого класса и передача этого впечатления на тему. Помните образ О Бендера в блистательном исполнении Андрея Миронова:

«О наслажденье — скользить по краю!
Замрите, ангелы, смотрите — я играю…»

Эуониа — доброжелательность, забота об аудитории. Публика должна видеть — мы очень хотим, чтобы они поняли: мы готовили эту речь для них, вложили в это душу и болеем за то, чтобы они принесла им пользу.

Этос — не столько тема, мысль, содержание, сколько стиль, словарный запас, умение показать, кто ты есть, выразить себя через выступление. Это хорошая игра. Не притворство, не подделка, а ИГРА — как у гениального актера.

Итак, нам нужен этос. Как его проявить, как вызвать доверие и позитив зала?

1. Готовим много вариантов представления своей идеи

Если только знать — мало, показываем свое знание. Не имитацию, не подделку — реальное знание. Для этого:

  • можем объяснить идею несколькими разными способами
  • используем истории, метафоры, аналогии
  • используем примеры и иллюстрации.

Если у нас есть только один способ представить свою идею, и публика его не воспримет — мы пропали :).

2. Избегаем жаргонов и специальных терминов

Важно говорить на языке, соответствующем теме и в то же время понятном аудитории. Если специальные термины трудно заменить понятными словами — наша задача перед тем, как использовать, объяснить их залу так, чтобы могли понять неспециалисты. Лучший путь к этосу — быть понятным!

3. Показываем свой энтузиазм

Не стоит пытаться «играть» энтузиазм — слишком просто переиграть и сфальшивить. Лучше зажечь в себе действительный интерес к теме, найти, что в ней нравится — и поделиться этим с публикой. Есть хороший способ показать энтузиазм: быть собой, но собой «на 110%» — этакой версией себя, умноженной на 1.1 по вектору позитива, активности, интереса. Попробуйте — это отрабатывается :) ).

4. Включаем юмор, больше улыбаемся

Позволяем себе быть веселыми, позитивными. Как ни странно, когда аудитория не «заточена» посмеяться специально (как на стенд-апах или концертах комиков), «порог смешного» очень низок. Поэтому не обязательно искрометно шутить, достаточно «претензий» на шутку — зал это любит и ценит. Важно помнить, что возможные направления юмора — «я смешной», «предмет речи смешной», «случай смешной», «мы смешные» (если уверены в безобидности шутки). «Вы смешные» — строго запрещено. Общая задача — показать, что оратор чувствует себя легко и свободно. Ну и зал порадовать, конечно) ).

5. Свободно используем пространство

Это тоже про «оратор чувствует себя легко и свободно» — движемся и жестикулируем по принципу «что не запрещено, то разрешено». Посмотрите видео лучших спикеров — они ходят по сцене как по собственной комнате, жестикулируют естественно и выразительно. Берем с них пример — важно только помнить о границах чужих пространств и собственного приличия) ).

5. Подбираем выразительный словарь

Для подчеркивания своей увлеченности темой (и заражения ею зрителей) используем словарь заинтересованного человека, выражения, которые подчеркивают интерес, восторг, другие яркие эмоции. Если мы нашли что-то в этой теме, достойное называться «восхитительным» — стоит поделиться этим с залом!

Еще один инструмент эмоциональной окраски речи — интонационные акценты и смысловые паузы. Они отлично управляют вниманием зала, есть смысл запланировать их заранее и хорошо отрепетировать.

Для того, чтобы быстрее овладеть этосом, лучше всего поучиться у профессионалов, выбираем тех спикеров и артистов, чья манера поведения на сцене нам нравится — и примеряем их образ. Что-то можно перенять, что-то творчески переработать, что-то добавить от себя. И, конечно, как обычно, проверить все на практике — к чему я вас немедленно и приглашаю. Овладеваем секретами экспертности, отрабатываем, делимся впечатлениями. А я прощаюсь до следующей статьи.

Верных Вам слов и верных решений!

Вячеслав Саломасов,
тренер, психолог, коуч, эксперт по ораторскому мастерству

Вячеслав Саломасов является автором программы тренинга "Ораторское мастерство", которая предлагается в разделе готовых программ.  Программа этого тренинга содержит поминутный план действий тренера, важные подсказки для тренеров, абсолютно все необходимые тренерские материалы, отлично подходит как для корпоративного, так и для открытого тренинга, одинаково эффективна как для обучения линейного персонала, так и для обучения руководителей.

Программа включает такие темы, как энергетика оратора, словесная импровизация, управление волнением, работа с голосом, жестами, позой;  содержит 12 подробных лекций, раскрывающих все основные аспекты ораторского мастерства, 24 уникальных упражнения, позволяющих освоить за 2 дня тренинга все основные приемы эффективного выступления на публике, и многое другое. Подробнее о программе тренинга "Ораторское мастерство"...

Больше об ораторском мастерстве, о приемах и методах убеждения и влияния, а также новости о тренингах по мастерству публичного выступления и других мероприятиях с тренерским участием В. Саломасова читайте на сайте Верного Слова: http://vernoeslovo.com/

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами:

<< Верная интонация Как попасть в топ чарта. Флип чарта >>

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Упражнение-разминка "Столкни ладонями"

    Упражнения по теме продажи, переговоры – Упражнение-разминка "Столкни ладонями"Очень удачное упражнение-разминка, подходящее практически для всех тем тренингов. Упражнение может быть использовано как в бизнес-тренингах, так и в тренингах личностного роста.

    Это упражнение послужит блестящей подводкой к таким темам, как работа с возражениями клиента, переговоры со сложными партнерами, работа с каверзными вопросами от аудитории, работа с сопротивлением сотрудников, работа с любого рода конфликтами. Упражнение наглядно демонстрирует участникам, что силовое воздействие в ситуации конфликта или сопротивления если и работает, то совсем недолго. Что оно очень быстро вызывает равное по силе противодействие, и в результате ни одна из сторон не может приблизиться к цели.

  • Разминка "Воробьи-вороны"

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Воробьи-вороны»Энергичное игровое упражнение, способное в короткие сроки включить участников тренинга в рабочий процесс, повысить их внимание, энергетику и вовлеченность. Создает позитивную атмосферу и, в случае необходимости, снимает напряжение в группе. Включает физическую и эмоциональную активность участников. Кроме функций разогрева группы это упражнение способствует формированию у участников тренинга позитивного и конструктивного отношения к своему проигрышу или неудаче. Помогает понять, что независимо от результатов своих усилий, можно просто получать удовольствие от игры. Этот принцип можно отнести ко всему в жизни и тем самым легче переносить неудачи и трудности.

    Упражнение «Воробьи-вороны» не смотря на то, что было придумано много лет назад, остается эффективным и востребованным упражнением-разогревом у многих тренеров и по сей день. Причем подходит оно как для тренингов личностного роста, так и для бизнес-тренингов по продажам, переговорам, лидерству. 

  • Вырвись из круга!

    Упражнения по теме продажи, переговоры – «Вырвись из круга!»Крайне мощное в своей эффективности упражнение-вызов, в кратчайшие сроки наглядно разъясняющее разницу между конструктивным и неконструктивным подходом к разрешению конфликтов и настраивающее участников тренинга на интенсивное обучение.

    Это упражнение станет отличным «вызовом» группе. В результате его выполнения группа может дойти до уверенности в том, что задание невыполнимо, но при рефлексии увидит совершенно иной подход к разрешению ситуации, что вызовет «переворот» в мышлении и послужит отличным началом для восприятия основной теории.

    Упражнение подходит для большинства тренингов так или иначе затрагивающих тему коммуникаций. Ведь «конфликт — это столкновение интересов», а оно присутствует практически везде. Очень показателен будет на тренингах продаж, переговоров, коммуникационных тренингах, тренингах семейных отношений. Тема «бесконфликтности» будет желанным дополнением к тренингу личностного роста. На тренингах командообразования данное упражнение поспособствует сплочению и гармоничному сотрудничеству, а на тренингах построения бизнеса и управления, откроет новый подход в разрешении противоречий.