Все тренеры собираются здесь

Художник и Санитар

Здравствуйте, друзья! Август — тоже лето, даже если вы живете где-то далеко «к северу от юга» и проводите этот месяц дома, а не на берегах теплых морей. Следовательно, летнее настроение вас еще не отпустило, и нам, по-прежнему, имеет смысл не зарываться в теорию, а продолжить бодрую практическую шлифовку ораторских навыков. Надеюсь, тему вопросов и ответов из прежней статьи вы уже освоили — продолжаем движение. Сегодняшняя пара упражнений поможет лучше развить образность и чистоту нашей речи.

Художник

Один из самых серьезных вызовов для любого оратора — передача с помощью слова различных изображений, зрительных образов, всего того, что изначально предполагается для восприятия глазами. Недаром народная мудрость говорит, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Современные средства презентации, с одной стороны, значительно упростили эту задачу, а с другой — сделали нынешних спикеров чудовищно зависимыми от инструментов визуализации и инфографики. Увы, сейчас, когда для передачи красоты некой картинки не нужно утруждать себя подбором слов — достаточно лишь клацнуть мышкой — мастерство художественного слова становится все большей редкостью.

Чтобы не выглядеть беспомощным в ситуации, когда ни проектора, ни плазмы, ни даже монитора под рукой не окажется, предлагаю немедленно приступить к открытию в себе художника :).

Что делать

Все предельно просто — смотрим в окно, смотрим вокруг себя, смотрим на любую картинку на мониторе. И описываем вслух то, что видим. 

Ну — на самом деле, все, конечно, не совсем просто. Возникает множество нюансов. Как описывать, с чьей точки зрения? Художник-пейзажист, геолог, риэлтор-оценщик и военный разведчик увидят и опишут одну и ту же местность совершенно по-разному. И, кстати, будучи зрителями, также совершенно по-разному воспримут наш рассказ.

А чего мы хотим добиться своим описанием? Чтобы зрители восхитились, разочаровались, захотели там побывать, дали денег на спасение или инвестировали в разработку месторождения?

А сколько у нас времени — полчаса, десять минут, сорок пять секунд?

Соответственно, имеет смысл сначала набросать себе несколько простых вводных условий — кто я, где и перед кем выступаю, чего хочу, сколько у меня времени. А затем уж зажигать — перед реальными зрителями, перед видеокамерой, перед диктофоном. Кстати, даже если вы отдыхаете от людей и гаджетов на необитаемом острове, простой рассказ в пространство для окрестных пальм будет также полезен :).

Как рассказывать

Лучше, если наше описание имеет некоторую структуру, например, от общего — к частному. Сначала набрасываем широкими мазками контекст картины: что за местность, какая эпоха, время года и т п. Затем можно уточнить, что изображено, какая композиция, чем заняты действующие лица. Потом акцентируем внимание на интересных деталях. А затем, если уместно, делимся своими впечатлениями от изображения в целом.

Стоит обратить внимание на свои художественные инструменты — оратор рисует картины не кистями и красками, а богатым запасом разнообразных прилагательных, яркими эпитетами, красивыми метафорами. Полезно бывает наделить изображения определенными характерами, «оживить» их — даже если это неодушевленные предметы.

…Сюжет о том, как молодой, непослушный

Парит вверху над домом кораблик воздушный…

М. Щербаков, Песня о молодости

Одним словом, дерзайте, ищите необычные варианты, читайте поэтов, расширяйте свой активный словарный запас. Для контроля попробуйте посчитать, сколько вы используете прилагательных в своей речи сейчас — и сколько их будет после пары недель работы «художником».

Санитарная обработка

Параллельно с «Художником» имеет смысл заняться активной чисткой своей речи от различных паразитов. Яркое образное выразительное говорение с ними совершенно несовместимо — конечно, если это только не специальный тщательно продуманный художественный прием.

Технический прогресс и развитие медицины активно помогают нам забороть непрошеных гостей биологического плана, но против мусора в речи они пока бессильны  :)). Следовательно, нужно нам самим решительно браться за дело и, пока лето (или хотя бы «к исходу сентября» — как говаривал А.С. Пушкин), избавиться от всяческих «ну… как бы… короче… вот… типа…» и так далее. Задача вполне посильная — если подойти к ней с должным усердием и некоторым терпением. Упражнение «Санобработка» как раз будет нам отличным в этом помощником.

Что делать

Поскольку сила и коварство мусорных слов в том, что люди их за собой не замечают, сначала нужно обнаружить врага — выяснить, какие слова-паразиты мешают нам нормально жить прямо сейчас.

Для этого лучше обратиться к своему ближайшему окружению, к тем, с кем мы больше всего общаемся. Если они затруднятся подсказать сразу — нужно попросить их последить за нами день-другой.

Еще один хороший способ — попробовать выступить без подготовки с небольшим рассказом, сообщением, новостью о том, в чем мы не являемся глубокими специалистами, перед внимательными слушателями. Для верности можно вооружить их диктофонами. Некоторое волнение и необходимость думать и говорить одновременно помогут выявить наши любимые мусорные слова довольно быстро.

Когда объем работы определен, можно браться за дело. Обычно оказывается, что необходимо «выполоть» больше одного мусорного слова. Тогда следует начать с самого частого (или самого неприличного).

Вновь обращаемся за помощью к ближнему кругу — торжественно объявляем, что решили избавиться, например, от слова-паразита «вот» — и просим уважаемых коллег, членов семьи, одногруппников и т д следить за нашей речью и указывать нам, когда мы это слово говорим. Каждый, кто указал, получает в награду десять рублей / десять евро / дольку шоколада — выберите, что-то не слишком ценное, но все же жаль отдавать.

Если отдавать на данном историческом этапе вдруг нечего — не беда. Можно вместо этого делать три-пять приседаний или отжиманий, громко кукарекать, больно щелкать себя по запястью предварительно надетой на него бухгалтерской резинкой — в дрессуре и воспитании это называется негативным подкреплением :)).

Важно: нельзя откладывать «расплату» на потом, расплачиваться сразу за все вечером или в конце недели — это не дает эффекта. Только немедленный расчет, только хардкор! :)) Так что запаситесь мелочью, или придется отдавать те купюры, которые есть в наличии.

Разумеется, поначалу это будет вас смешить. Потом — жутко бесить. Здесь главное — не бросать, держаться, продолжать говорить и расплачиваться, приседать, отжиматься. Некоторое время спустя мы начнем замечать свои слова-паразиты и ловить их «за хвост» на полпути где-то в середине гортани — добрый знак. С этого момента заработки наших помощников неуклонно пойдут на убыль — до той поры, пока мы не возьмемся за следующего паразита :)).

Что ж — к делу! Упражнения, как говорится, проверены временем и опытом сотен людей — присоединяйтесь и вы. Ваша чистая, красивая и образная речь — в ваших… В смысле — все от вас зависит :)). Так что не откладывайте на завтра, беритесь сейчас, а то ведь я через пару недель еще вам упражнений подброшу.

А пока прощаюсь, напоминаю о возможности обращаться ко мне за помощью в ораторских практиках и психологических вопросах — за мелкими подсказками даром и крупными за деньги (по скайпу или вживую). Жду ваших вопросов и комментариев. Будьте здоровы, теплых и радостных вам летних дней!

Верных Вам слов и верных решений!

Вячеслав Саломасов,
тренер, психолог, коуч, эксперт по ораторскому мастерству

Вячеслав Саломасов является автором программы тренинга "Ораторское мастерство", которая предлагается в разделе готовых программ.  Программа этого тренинга содержит поминутный план действий тренера, важные подсказки для тренеров, абсолютно все необходимые тренерские материалы, отлично подходит как для корпоративного, так и для открытого тренинга, одинаково эффективна как для обучения линейного персонала, так и для обучения руководителей.

Программа включает такие темы, как энергетика оратора, словесная импровизация, управление волнением, работа с голосом, жестами, позой;  содержит 12 подробных лекций, раскрывающих все основные аспекты ораторского мастерства, 24 уникальных упражнения, позволяющих освоить за 2 дня тренинга все основные приемы эффективного выступления на публике, и многое другое. Подробнее о программе тренинга "Ораторское мастерство"...

Больше об ораторском мастерстве, о приемах и методах убеждения и влияния, а также новости о тренингах по мастерству публичного выступления и других мероприятиях с тренерским участием В. Саломасова читайте на сайте Верного Слова: http://vernoeslovo.com/

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами:

<< Жесткий спарринг с провокаторами Абсолютный слух. Плюс три к карме >>

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Вырвись из круга!

    Упражнения по теме продажи, переговоры – «Вырвись из круга!»Крайне мощное в своей эффективности упражнение-вызов, в кратчайшие сроки наглядно разъясняющее разницу между конструктивным и неконструктивным подходом к разрешению конфликтов и настраивающее участников тренинга на интенсивное обучение.

    Это упражнение станет отличным «вызовом» группе. В результате его выполнения группа может дойти до уверенности в том, что задание невыполнимо, но при рефлексии увидит совершенно иной подход к разрешению ситуации, что вызовет «переворот» в мышлении и послужит отличным началом для восприятия основной теории.

    Упражнение подходит для большинства тренингов так или иначе затрагивающих тему коммуникаций. Ведь «конфликт — это столкновение интересов», а оно присутствует практически везде. Очень показателен будет на тренингах продаж, переговоров, коммуникационных тренингах, тренингах семейных отношений. Тема «бесконфликтности» будет желанным дополнением к тренингу личностного роста. На тренингах командообразования данное упражнение поспособствует сплочению и гармоничному сотрудничеству, а на тренингах построения бизнеса и управления, откроет новый подход в разрешении противоречий.

  • Упражнение для тренинга переговоров "Шишки"

    Упражнения по теме продажи, переговоры – «Упражнение для тренинга переговоров "Шишки"»Сильное и запоминающееся упражнение-вызов, мощным и наглядным образом показывающее участникам, что успешность переговоров зависит от их умения слушать, выяснять интересы партнера и находить общее решение.

    По своей легенде упражнение похоже на хороший экономический детектив, что сразу вовлекает участников тренинга, поднимает их уровень заинтересованности и мотивацию на дальнейшее обучение. Упражнение «Шишки» гарантированно «цепляет» участников и обычно запоминается как одно из самых ярких упражнений тренинга.

    Упражнение идеально подходит для тренингов продаж и переговоров, как открытых, так и корпоративных. 

  • Упражнение-разминка "Столкни ладонями"

    Упражнения по теме продажи, переговоры – Упражнение-разминка "Столкни ладонями"Очень удачное упражнение-разминка, подходящее практически для всех тем тренингов. Упражнение может быть использовано как в бизнес-тренингах, так и в тренингах личностного роста.

    Это упражнение послужит блестящей подводкой к таким темам, как работа с возражениями клиента, переговоры со сложными партнерами, работа с каверзными вопросами от аудитории, работа с сопротивлением сотрудников, работа с любого рода конфликтами. Упражнение наглядно демонстрирует участникам, что силовое воздействие в ситуации конфликта или сопротивления если и работает, то совсем недолго. Что оно очень быстро вызывает равное по силе противодействие, и в результате ни одна из сторон не может приблизиться к цели.