Все тренеры собираются здесь

Иллюзия правды. Красивые обманщики 2

Тема искажения и фальсификации данных, начатая в прошлом выпуске, вызвала оживление в зрительном зале :)). Ваши отзывы подтверждают, что приемы, о которых мы говорили, живут и здравствуют в десятках презентаций — хорошо, что теперь мы готовы к встрече с ними.

Сегодня, как и планировали, продолжим «оглашать весь список» хитрых способов искажения объективной реальности, данной нам в ощущение — чтобы не ощущать себя пешками в чьих-то информационных играх :).

Игры с исходными данными

Если кривая на графике оказывается недостаточно или излишне крива, слишком зазубрена и т п, чтобы впечатлить зрителей должным образом, некоторые ораторы пытаются замаскировать «некрасивые места» играя с выборками предоставляемых данных. Как это делается:

3.1. Выбор участка шкалы

Когда график растет вяло, его «подгоняют», отрезая или прибавляя «нужные» участки вертикальной оси. Так, если ваша прибыль увеличилась с 16 до 21 чего-нибудь, можно прошкалировать вертикальную ось с нуля до 25, а можно ограничиться участком с 16 до 22 — ведь не все помнят, что координатная ось должна начинаться с нуля. И тогда во втором случае линия энергично перекроет весь слайд снизу доверху бодрым росчерком, что, несомненно, выглядит крайне впечатляюще.

Если же график нужно наоборот «успокоить» — применяется обратная манипуляция: по вертикальной оси добавляется делений, и нежелательный рост на фоне большого поля становится почти незаметным. Ведь если тот же интервал 16–21 рассматривать на фоне шкалы 0–100, кривая графика покажется почти плоской.

Нередки хитрости и с горизонтальной осью, обычно обозначающей время. Если рассматриваемый период не впечатляет результатами, но прежде бывало еще хуже — можно добавить в слайд показатели предыдущих «плохих лет». Тогда общий график покажет, что сейчас — по сравнению с «тогда» — все очень даже неплохо).

3.2. Выбор «шага» шкалы

В разнородных данных всегда можно найти «правильную» тактику их показа публике. Например, показать на графике результаты только четных лет — и несколько самых невыгодных провалов исчезнут. А уж если брать каждый пятый год — можно спрятать вообще что угодно.

Попробуйте, например, начертить график «Площадь европейских территорий СССР в кв километрах» с делениями 1935, 1940, 1945 — получится стабильно растущая кривая. А что там было в 1941–43 — даже и незаметно.

Другой способ «смягчить» линии — нарезать временные промежутки потоньше: брать, например, убытки не ежегодные, а ежемесячные — кривая графика сразу окажется примерно в двенадцать раз ниже, вместо миллионов зрители увидят сотни тысяч и почувствуют себя спокойнее :)

3.3. Демонстрация тренда

Самый радикальный вариант здесь (если различия между конечным и начальным результатом устраивают рассказчика) — показать только крайние точки, соединенные одной линией и сказать, не вдаваясь в подробности, что «общий тренд нас радует». Ну а что — то, что надо, выросло, то, что надо — упало. А разные детали, как оно там складывалось в промежутке — оно вам надо?

Особенно впечатляют темпы роста, если соединить худший из прежних показателей с лучшим из текущих — например, «Продажи нашего мороженого в месяц». Сравнить можно данные в январе 2012 и июле 2017 — а месяцы забыть указать. Случайно. Конечно, если сезонная природа товара налицо — могут и спросить, а если нет — могут и поверить.

Маскировка на слайде

Если вдруг получилось так, что фальсификатор не может (или ленится) «оперировать» данными — рано расслабляться. Есть еще вагон хитростей изобразительного плана, чтобы ввести нас в заблуждение. Особенно легко спрятать такие хитрости в «сложных» запутанных слайдах с избытком различных данных, мы о них недавно беседовали. Следовательно, когда нам презентуют некий «новый Вавилон» с горой разнообразных данных «в одном флаконе», имеет смысл насторожиться — а не пытаются ли авторы сделать что-то на этом слайде максимально незаметным?

4.1. «Ретушь» графика

Даже если вы максимально ограничите специалистов по «пылевым эффектам» — регламентом, временем, угрозами или призывом к моральным устоям — они все еще в состоянии повлиять на восприятие не очень приятных для себя графиков некоторыми тонкими действиями:

  • участки роста (если нужно подчеркнуть рост) делать более «жирными»;
  • «забивать» пространство графика вспомогательными линиями (абсциссами и ординатами к каждой ключевой точке, например);
  • наверняка еще что-то :))

4.2. Использование декоративных элементов

Как-то уже общепринято считать, что презентация в наше время — не только источник информации, но и, в той или иной степени, произведение искусства. Люди интеллектуально разленились, с трудом воспринимают голые факты, плохо запоминают скучные цифры — эмоционально и красиво им подавай, чтобы интересно было. Для талантливого манипулятора это просто раздолье. Пожалуй, не перечислю всех способов «декорирования реальности», назову только некоторые.

Например, можно вместо цифр и линий графиков использовать кружки, квадратики, рисунки, изображающие предмет подсчета. Даже при честных пропорциях их труднее сравнивать друг с другом, чем цифры или столбики диаграмм. Сможете вы быстро сказать, насколько кружок 1 больше кружка 4? А кружка 16? Ну, а про нарушение пропорций мы уже говорили в прошлый раз.

Нередко график, которому не достает собственной энергии роста, украшается сверху яркой бодрой толстой стрелкой, направленной вверх чуть круче, чем реальная линия. Казалось бы, простейший трюк — но ведь работает, рост показателя выглядит более привлекательно.

Когда кому-то очень хочется, чтобы мы смотрели только на «нужные» линии, ленточки и столбики на слайде и не обращали внимания на прочие цифры (даже если они там есть), этот кто-то красит их в более яркий цвет, а иногда еще делает чуть больше остальных. Например, на рисунке «Последний подсчет» мы видим комбинирование двух приемов: разрыва диаграммы и яркого пятна.

Похоже, обладатели второй позиции в рейтинге очень хотели выглядеть посолиднее: разрыв диаграммы зрительно почти устранил их огромное отставание от лидеров, а выделение красным подсчетов Левада-центра (явное превосходство над третьим местом 14–6) отвлекло внимание от фоново-зеленых результатов ВЦИОМ (всего лишь 6–5) и невзрачных серых данных ФОМ (вообще проигрыш 10–11!). Вы ведь тоже сначала не обратили на это внимания? :))

Кстати, сгладить разницу можно и без разрыва диаграммы — достаточно зрительно удлинить ленточки или столбики названиями в прямоугольниках того же цвета — как бы просто для красоты. Это не прямое, а скрытое нарушение пропорций, но работает не хуже прямого. Вспомним рисунок из прошлого выпуска. Сравним первую и вторую строки диаграммы. Сама ленточка 1 честно меньше ленточки 2 в 5–6 раз, соответственно цифрам. Однако длинные прямоугольники почти того же цвета с подписями зрительно так уменьшают эту разницу, что вроде бы как первая цифра меньше второй не в 5–6 раз, а всего на четверть. Вуаля!

Ну вот — неожиданно я вновь выбился из краткого современного интернет-формата. А что делать — тема богатая, придется продолжить ее и в следующий раз. Пока же — домашнее задание. Нарисуйте по одной иллюстрации к каждой из сегодняшних уловок, чтобы лучше запомнить их «в лицо», когда придется встретиться. Если вам попадется новый интересный прием фальсификации — поделитесь уловом, покажем всем :).

Я же, перед тем, как проститься, еще раз поблагодарю Сергея Шипунова, руководителя московского Университета риторики, за иллюстрации к статье.

Как обычно, буду рад помочь мелкими подсказками даром и по-крупному — за деньги, в скайпе или вживую. Жду ваших вопросов. До встречи в следующей статье.

Верных Вам слов и верных решений!

Вячеслав Саломасов,
тренер, психолог, коуч, эксперт по ораторскому мастерству

Вячеслав Саломасов является автором программы тренинга "Ораторское мастерство", которая предлагается в разделе готовых программ.  Программа этого тренинга содержит поминутный план действий тренера, важные подсказки для тренеров, абсолютно все необходимые тренерские материалы, отлично подходит как для корпоративного, так и для открытого тренинга, одинаково эффективна как для обучения линейного персонала, так и для обучения руководителей.

Программа включает такие темы, как энергетика оратора, словесная импровизация, управление волнением, работа с голосом, жестами, позой;  содержит 12 подробных лекций, раскрывающих все основные аспекты ораторского мастерства, 24 уникальных упражнения, позволяющих освоить за 2 дня тренинга все основные приемы эффективного выступления на публике, и многое другое. Подробнее о программе тренинга "Ораторское мастерство"...

Больше об ораторском мастерстве, о приемах и методах убеждения и влияния, а также новости о тренингах по мастерству публичного выступления и других мероприятиях с тренерским участием В. Саломасова читайте на сайте Верного Слова: http://vernoeslovo.com/

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами:

<< Тень на плетень. Красивые обманщики Анализируй это и то. Красивые обманщики 3 >>

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Бредогенератор

    Упражнения по теме продажи, переговоры – «Бредогенератор»Это упражнение занимает от 30 до 50 минут и позволяет научить участников тренинга более уверенно общаться и выступать. Знающие люди утверждают, что это любимое упражнение, которым тренируют себя радио- и теле-ведущие перед выходом в эфир.

    Упражнение «Бредогенератор» отлично подходит для тренингов уверенного поведения, тренингов по ораторскому мастерству и риторике, тренингов лидерства. Также данное упражнение рекомендуется для тренингов активных продаж для тех областей, где продавцу важен «хорошо подвешенный язык», для тренингов молодых руководителей, которым важно уверенно проводить совещание, также упражнение будет очень полезным для тренинга тренеров.

    В состав упражнения включена подробная лекция на тему «Шесть шагов уверенного выступления». Упражнение позволяет отработать эти шаги, отработать приемы и «фишки» уверенного поведения.

  • Разминка "Дом и Жилец"

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Дом и Жилец»

    Динамичное и интересное упражнение-разогрев, которое позволяет за короткое время заметно повысить уровень энергетики, внимания и активности в группе.
    Это упражнение можно использовать для тренингов любой направленностиУпражнение станет хорошей подводкой к темам о различных стратегиях поведения в той или иной ситуации, об активности в достижении цели, о лидерской позиции, о быстроте принятия решений в меняющейся обстановке.
    Упражнение "Дом и Жилец" легко снимает усталость, позволяет  найти силы для разбора новой важной темы даже в конце тренингового дня.  Это одно из лучших упражнений-разминок для тренингов, помогающих быстро поднять энергетику и активность группы с помощью физической активности.  

    Объем тренерской методички упражнения: 8 страниц.
    Бонус! К методичке прилагается аудио-файл с записью упражнения и подходящее музыкальное сопровождение!

  • Убеди другого!

    Упражнения по теме продажи, переговоры – «Убеди другого!»

    Глубокое упражнение для тренингов  продаж или презентаций. Быть убедительным - вот один из важнейших навыков, необходимых для успешных продаж. В первую очередь сам продавец должен быть уверен, что продает отличный товар и уметь эту уверенность предать покупателю так, чтобы он ему поверил и захотел купить его товар.  Упражнение помогает отработать навыки убеждения и помогает участникам тренинга сформировать у себя позитивное отношение к продажам (презентациям, переговорам), найти новые причины и ресурсы любить свою работу и свой товар.

    Уникальная методичка упражнения разработана тренерами-профессионалами специально для портала Тренерская.ру. и содержит подробную технологию его проведения, а также рекомендации и подсказки экспертов. Такого вы не найдете больше нигде! 

    Объем тренерской методички упражнения: 8 страниц. 
    Бонусы! Методичка содержит несколько различных вариаций упражнения и подходящее музыкальное сопровождение!