Все тренеры собираются здесь

Иллюзия правды. Красивые обманщики 2

Тема искажения и фальсификации данных, начатая в прошлом выпуске, вызвала оживление в зрительном зале :)). Ваши отзывы подтверждают, что приемы, о которых мы говорили, живут и здравствуют в десятках презентаций — хорошо, что теперь мы готовы к встрече с ними.

Сегодня, как и планировали, продолжим «оглашать весь список» хитрых способов искажения объективной реальности, данной нам в ощущение — чтобы не ощущать себя пешками в чьих-то информационных играх :).

Игры с исходными данными

Если кривая на графике оказывается недостаточно или излишне крива, слишком зазубрена и т п, чтобы впечатлить зрителей должным образом, некоторые ораторы пытаются замаскировать «некрасивые места» играя с выборками предоставляемых данных. Как это делается:

3.1. Выбор участка шкалы

Когда график растет вяло, его «подгоняют», отрезая или прибавляя «нужные» участки вертикальной оси. Так, если ваша прибыль увеличилась с 16 до 21 чего-нибудь, можно прошкалировать вертикальную ось с нуля до 25, а можно ограничиться участком с 16 до 22 — ведь не все помнят, что координатная ось должна начинаться с нуля. И тогда во втором случае линия энергично перекроет весь слайд снизу доверху бодрым росчерком, что, несомненно, выглядит крайне впечатляюще.

Если же график нужно наоборот «успокоить» — применяется обратная манипуляция: по вертикальной оси добавляется делений, и нежелательный рост на фоне большого поля становится почти незаметным. Ведь если тот же интервал 16–21 рассматривать на фоне шкалы 0–100, кривая графика покажется почти плоской.

Нередки хитрости и с горизонтальной осью, обычно обозначающей время. Если рассматриваемый период не впечатляет результатами, но прежде бывало еще хуже — можно добавить в слайд показатели предыдущих «плохих лет». Тогда общий график покажет, что сейчас — по сравнению с «тогда» — все очень даже неплохо).

3.2. Выбор «шага» шкалы

В разнородных данных всегда можно найти «правильную» тактику их показа публике. Например, показать на графике результаты только четных лет — и несколько самых невыгодных провалов исчезнут. А уж если брать каждый пятый год — можно спрятать вообще что угодно.

Попробуйте, например, начертить график «Площадь европейских территорий СССР в кв километрах» с делениями 1935, 1940, 1945 — получится стабильно растущая кривая. А что там было в 1941–43 — даже и незаметно.

Другой способ «смягчить» линии — нарезать временные промежутки потоньше: брать, например, убытки не ежегодные, а ежемесячные — кривая графика сразу окажется примерно в двенадцать раз ниже, вместо миллионов зрители увидят сотни тысяч и почувствуют себя спокойнее :)

3.3. Демонстрация тренда

Самый радикальный вариант здесь (если различия между конечным и начальным результатом устраивают рассказчика) — показать только крайние точки, соединенные одной линией и сказать, не вдаваясь в подробности, что «общий тренд нас радует». Ну а что — то, что надо, выросло, то, что надо — упало. А разные детали, как оно там складывалось в промежутке — оно вам надо?

Особенно впечатляют темпы роста, если соединить худший из прежних показателей с лучшим из текущих — например, «Продажи нашего мороженого в месяц». Сравнить можно данные в январе 2012 и июле 2017 — а месяцы забыть указать. Случайно. Конечно, если сезонная природа товара налицо — могут и спросить, а если нет — могут и поверить.

Маскировка на слайде

Если вдруг получилось так, что фальсификатор не может (или ленится) «оперировать» данными — рано расслабляться. Есть еще вагон хитростей изобразительного плана, чтобы ввести нас в заблуждение. Особенно легко спрятать такие хитрости в «сложных» запутанных слайдах с избытком различных данных, мы о них недавно беседовали. Следовательно, когда нам презентуют некий «новый Вавилон» с горой разнообразных данных «в одном флаконе», имеет смысл насторожиться — а не пытаются ли авторы сделать что-то на этом слайде максимально незаметным?

4.1. «Ретушь» графика

Даже если вы максимально ограничите специалистов по «пылевым эффектам» — регламентом, временем, угрозами или призывом к моральным устоям — они все еще в состоянии повлиять на восприятие не очень приятных для себя графиков некоторыми тонкими действиями:

  • участки роста (если нужно подчеркнуть рост) делать более «жирными»;
  • «забивать» пространство графика вспомогательными линиями (абсциссами и ординатами к каждой ключевой точке, например);
  • наверняка еще что-то :))

4.2. Использование декоративных элементов

Как-то уже общепринято считать, что презентация в наше время — не только источник информации, но и, в той или иной степени, произведение искусства. Люди интеллектуально разленились, с трудом воспринимают голые факты, плохо запоминают скучные цифры — эмоционально и красиво им подавай, чтобы интересно было. Для талантливого манипулятора это просто раздолье. Пожалуй, не перечислю всех способов «декорирования реальности», назову только некоторые.

Например, можно вместо цифр и линий графиков использовать кружки, квадратики, рисунки, изображающие предмет подсчета. Даже при честных пропорциях их труднее сравнивать друг с другом, чем цифры или столбики диаграмм. Сможете вы быстро сказать, насколько кружок 1 больше кружка 4? А кружка 16? Ну, а про нарушение пропорций мы уже говорили в прошлый раз.

Нередко график, которому не достает собственной энергии роста, украшается сверху яркой бодрой толстой стрелкой, направленной вверх чуть круче, чем реальная линия. Казалось бы, простейший трюк — но ведь работает, рост показателя выглядит более привлекательно.

Когда кому-то очень хочется, чтобы мы смотрели только на «нужные» линии, ленточки и столбики на слайде и не обращали внимания на прочие цифры (даже если они там есть), этот кто-то красит их в более яркий цвет, а иногда еще делает чуть больше остальных. Например, на рисунке «Последний подсчет» мы видим комбинирование двух приемов: разрыва диаграммы и яркого пятна.

Похоже, обладатели второй позиции в рейтинге очень хотели выглядеть посолиднее: разрыв диаграммы зрительно почти устранил их огромное отставание от лидеров, а выделение красным подсчетов Левада-центра (явное превосходство над третьим местом 14–6) отвлекло внимание от фоново-зеленых результатов ВЦИОМ (всего лишь 6–5) и невзрачных серых данных ФОМ (вообще проигрыш 10–11!). Вы ведь тоже сначала не обратили на это внимания? :))

Кстати, сгладить разницу можно и без разрыва диаграммы — достаточно зрительно удлинить ленточки или столбики названиями в прямоугольниках того же цвета — как бы просто для красоты. Это не прямое, а скрытое нарушение пропорций, но работает не хуже прямого. Вспомним рисунок из прошлого выпуска. Сравним первую и вторую строки диаграммы. Сама ленточка 1 честно меньше ленточки 2 в 5–6 раз, соответственно цифрам. Однако длинные прямоугольники почти того же цвета с подписями зрительно так уменьшают эту разницу, что вроде бы как первая цифра меньше второй не в 5–6 раз, а всего на четверть. Вуаля!

Ну вот — неожиданно я вновь выбился из краткого современного интернет-формата. А что делать — тема богатая, придется продолжить ее и в следующий раз. Пока же — домашнее задание. Нарисуйте по одной иллюстрации к каждой из сегодняшних уловок, чтобы лучше запомнить их «в лицо», когда придется встретиться. Если вам попадется новый интересный прием фальсификации — поделитесь уловом, покажем всем :).

Я же, перед тем, как проститься, еще раз поблагодарю Сергея Шипунова, руководителя московского Университета риторики, за иллюстрации к статье.

Как обычно, буду рад помочь мелкими подсказками даром и по-крупному — за деньги, в скайпе или вживую. Жду ваших вопросов. До встречи в следующей статье.

Верных Вам слов и верных решений!

Вячеслав Саломасов,
тренер, психолог, коуч, эксперт по ораторскому мастерству

Вячеслав Саломасов является автором программы тренинга "Ораторское мастерство", которая предлагается в разделе готовых программ.  Программа этого тренинга содержит поминутный план действий тренера, важные подсказки для тренеров, абсолютно все необходимые тренерские материалы, отлично подходит как для корпоративного, так и для открытого тренинга, одинаково эффективна как для обучения линейного персонала, так и для обучения руководителей.

Программа включает такие темы, как энергетика оратора, словесная импровизация, управление волнением, работа с голосом, жестами, позой;  содержит 12 подробных лекций, раскрывающих все основные аспекты ораторского мастерства, 24 уникальных упражнения, позволяющих освоить за 2 дня тренинга все основные приемы эффективного выступления на публике, и многое другое. Подробнее о программе тренинга "Ораторское мастерство"...

Больше об ораторском мастерстве, о приемах и методах убеждения и влияния, а также новости о тренингах по мастерству публичного выступления и других мероприятиях с тренерским участием В. Саломасова читайте на сайте Верного Слова: http://vernoeslovo.com/

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами:

<< Тень на плетень. Красивые обманщики Анализируй это и то. Красивые обманщики 3 >>

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Супер-разминка "Брось мяч быстрее!"

    Упражнения на командообразование – «Брось мяч быстрее!»Прекрасное упражнение, которое существенно повышает энергетику, активность и вовлеченность участников тренинга, помогает быстрому возникновению доверия в группе. Это одновременно и яркая разминка, и упражнение-вызов, которое повышает мотивацию участников на обучение и красивым и запоминающимся образом подводит группу к теме следующей мини-лекции.

    Особая прелесть упражнения в том, что оно универсально, его можно с успехом использовать для большинства популярных тем тренингов: командообразование, продажи, переговоры, управленческие тренинги, тренинги лидерства, влияния, целеполагания…

    Упражнение обычно проходит бодро, энергично, активно, мощным образом вовлекает всех участников тренинга. Оно хорошо запоминается группой, и к его результатам тренер может ещё не раз возвращаться в последующие дни тренинга…

  • Упражнение для тренинга "Угадай героя"

    Упражнения по теме продажи, переговоры – «Угадай героя!»Интересное и показательное упражнение для тренинга продаж, переговоров, коммуникаций, которое на практике показывает эффективность использования открытых и альтернативных вопросов при выявлении потребностей клиентов. Под эту задачу у упражнения для тренинга "Угадай героя" вряд ли найдутся достойные конкуренты. Методичка содержит 4 разных вариации упражнения! Хотите, чтобыучастники наглядно увидели эффективность открытых вопросов по сравнению с закрытыми? Или чтобы осознали, какие вопросы они чаще всего сами используют на практике? Чтобы потренировались в задавании эффективных вопросов? Все возможно! 

    Эксклюзивная методичка упражнения  разработана тренерами-профессионалами специально для портала Тренерская.ру. и содержит уникальные рекомендации, подсказки экспертов, раскрывающие все секреты успешного проведения упражнения. Такого вы не найдете больше нигде! 

    Объем тренерской методички упражнения: 9 страниц. 
    Бонусы! 4 различных вариаций упражнения и подробный блок теории!   

  • Презентация директора

    Психологические игры и тренинговые упражнения  – «Презентация директора»Универсальное и результативное упражнение, способное существенно расширить знания участников тренинга о самопрезентации, оценить их умение производить первое впечатление, поработать с уверенностью, вербальными и невербальными способами общения, а заодно и ускорить процесс распределения ролей, включить группу в «рабочее состояние» и подвести к стадии активной работы.

    Упражнение подходит для всех тренингов, в которых затрагивается тема коммуникаций и презентаций. «На ура» проходит в тренингах уверенности и лидерства. Может оказаться полезным и эффективным на тренингах руководителей.
    Упражнение способно зарядить группу энергией и мотивировать на усердную работу.
    Упражнение для тренинга рекомендовано профессиональным тренером Д.Швецовым, автором книги "Укрепление личности".