Все тренеры собираются здесь

Иллюзия правды. Красивые обманщики 2

Тема искажения и фальсификации данных, начатая в прошлом выпуске, вызвала оживление в зрительном зале :)). Ваши отзывы подтверждают, что приемы, о которых мы говорили, живут и здравствуют в десятках презентаций — хорошо, что теперь мы готовы к встрече с ними.

Сегодня, как и планировали, продолжим «оглашать весь список» хитрых способов искажения объективной реальности, данной нам в ощущение — чтобы не ощущать себя пешками в чьих-то информационных играх :).

Игры с исходными данными

Если кривая на графике оказывается недостаточно или излишне крива, слишком зазубрена и т п, чтобы впечатлить зрителей должным образом, некоторые ораторы пытаются замаскировать «некрасивые места» играя с выборками предоставляемых данных. Как это делается:

3.1. Выбор участка шкалы

Когда график растет вяло, его «подгоняют», отрезая или прибавляя «нужные» участки вертикальной оси. Так, если ваша прибыль увеличилась с 16 до 21 чего-нибудь, можно прошкалировать вертикальную ось с нуля до 25, а можно ограничиться участком с 16 до 22 — ведь не все помнят, что координатная ось должна начинаться с нуля. И тогда во втором случае линия энергично перекроет весь слайд снизу доверху бодрым росчерком, что, несомненно, выглядит крайне впечатляюще.

Если же график нужно наоборот «успокоить» — применяется обратная манипуляция: по вертикальной оси добавляется делений, и нежелательный рост на фоне большого поля становится почти незаметным. Ведь если тот же интервал 16–21 рассматривать на фоне шкалы 0–100, кривая графика покажется почти плоской.

Нередки хитрости и с горизонтальной осью, обычно обозначающей время. Если рассматриваемый период не впечатляет результатами, но прежде бывало еще хуже — можно добавить в слайд показатели предыдущих «плохих лет». Тогда общий график покажет, что сейчас — по сравнению с «тогда» — все очень даже неплохо).

3.2. Выбор «шага» шкалы

В разнородных данных всегда можно найти «правильную» тактику их показа публике. Например, показать на графике результаты только четных лет — и несколько самых невыгодных провалов исчезнут. А уж если брать каждый пятый год — можно спрятать вообще что угодно.

Попробуйте, например, начертить график «Площадь европейских территорий СССР в кв километрах» с делениями 1935, 1940, 1945 — получится стабильно растущая кривая. А что там было в 1941–43 — даже и незаметно.

Другой способ «смягчить» линии — нарезать временные промежутки потоньше: брать, например, убытки не ежегодные, а ежемесячные — кривая графика сразу окажется примерно в двенадцать раз ниже, вместо миллионов зрители увидят сотни тысяч и почувствуют себя спокойнее :)

3.3. Демонстрация тренда

Самый радикальный вариант здесь (если различия между конечным и начальным результатом устраивают рассказчика) — показать только крайние точки, соединенные одной линией и сказать, не вдаваясь в подробности, что «общий тренд нас радует». Ну а что — то, что надо, выросло, то, что надо — упало. А разные детали, как оно там складывалось в промежутке — оно вам надо?

Особенно впечатляют темпы роста, если соединить худший из прежних показателей с лучшим из текущих — например, «Продажи нашего мороженого в месяц». Сравнить можно данные в январе 2012 и июле 2017 — а месяцы забыть указать. Случайно. Конечно, если сезонная природа товара налицо — могут и спросить, а если нет — могут и поверить.

Маскировка на слайде

Если вдруг получилось так, что фальсификатор не может (или ленится) «оперировать» данными — рано расслабляться. Есть еще вагон хитростей изобразительного плана, чтобы ввести нас в заблуждение. Особенно легко спрятать такие хитрости в «сложных» запутанных слайдах с избытком различных данных, мы о них недавно беседовали. Следовательно, когда нам презентуют некий «новый Вавилон» с горой разнообразных данных «в одном флаконе», имеет смысл насторожиться — а не пытаются ли авторы сделать что-то на этом слайде максимально незаметным?

4.1. «Ретушь» графика

Даже если вы максимально ограничите специалистов по «пылевым эффектам» — регламентом, временем, угрозами или призывом к моральным устоям — они все еще в состоянии повлиять на восприятие не очень приятных для себя графиков некоторыми тонкими действиями:

  • участки роста (если нужно подчеркнуть рост) делать более «жирными»;
  • «забивать» пространство графика вспомогательными линиями (абсциссами и ординатами к каждой ключевой точке, например);
  • наверняка еще что-то :))

4.2. Использование декоративных элементов

Как-то уже общепринято считать, что презентация в наше время — не только источник информации, но и, в той или иной степени, произведение искусства. Люди интеллектуально разленились, с трудом воспринимают голые факты, плохо запоминают скучные цифры — эмоционально и красиво им подавай, чтобы интересно было. Для талантливого манипулятора это просто раздолье. Пожалуй, не перечислю всех способов «декорирования реальности», назову только некоторые.

Например, можно вместо цифр и линий графиков использовать кружки, квадратики, рисунки, изображающие предмет подсчета. Даже при честных пропорциях их труднее сравнивать друг с другом, чем цифры или столбики диаграмм. Сможете вы быстро сказать, насколько кружок 1 больше кружка 4? А кружка 16? Ну, а про нарушение пропорций мы уже говорили в прошлый раз.

Нередко график, которому не достает собственной энергии роста, украшается сверху яркой бодрой толстой стрелкой, направленной вверх чуть круче, чем реальная линия. Казалось бы, простейший трюк — но ведь работает, рост показателя выглядит более привлекательно.

Когда кому-то очень хочется, чтобы мы смотрели только на «нужные» линии, ленточки и столбики на слайде и не обращали внимания на прочие цифры (даже если они там есть), этот кто-то красит их в более яркий цвет, а иногда еще делает чуть больше остальных. Например, на рисунке «Последний подсчет» мы видим комбинирование двух приемов: разрыва диаграммы и яркого пятна.

Похоже, обладатели второй позиции в рейтинге очень хотели выглядеть посолиднее: разрыв диаграммы зрительно почти устранил их огромное отставание от лидеров, а выделение красным подсчетов Левада-центра (явное превосходство над третьим местом 14–6) отвлекло внимание от фоново-зеленых результатов ВЦИОМ (всего лишь 6–5) и невзрачных серых данных ФОМ (вообще проигрыш 10–11!). Вы ведь тоже сначала не обратили на это внимания? :))

Кстати, сгладить разницу можно и без разрыва диаграммы — достаточно зрительно удлинить ленточки или столбики названиями в прямоугольниках того же цвета — как бы просто для красоты. Это не прямое, а скрытое нарушение пропорций, но работает не хуже прямого. Вспомним рисунок из прошлого выпуска. Сравним первую и вторую строки диаграммы. Сама ленточка 1 честно меньше ленточки 2 в 5–6 раз, соответственно цифрам. Однако длинные прямоугольники почти того же цвета с подписями зрительно так уменьшают эту разницу, что вроде бы как первая цифра меньше второй не в 5–6 раз, а всего на четверть. Вуаля!

Ну вот — неожиданно я вновь выбился из краткого современного интернет-формата. А что делать — тема богатая, придется продолжить ее и в следующий раз. Пока же — домашнее задание. Нарисуйте по одной иллюстрации к каждой из сегодняшних уловок, чтобы лучше запомнить их «в лицо», когда придется встретиться. Если вам попадется новый интересный прием фальсификации — поделитесь уловом, покажем всем :).

Я же, перед тем, как проститься, еще раз поблагодарю Сергея Шипунова, руководителя московского Университета риторики, за иллюстрации к статье.

Как обычно, буду рад помочь мелкими подсказками даром и по-крупному — за деньги, в скайпе или вживую. Жду ваших вопросов. До встречи в следующей статье.

Верных Вам слов и верных решений!

Вячеслав Саломасов,
тренер, психолог, коуч, эксперт по ораторскому мастерству

Вячеслав Саломасов является автором программы тренинга "Ораторское мастерство", которая предлагается в разделе готовых программ.  Программа этого тренинга содержит поминутный план действий тренера, важные подсказки для тренеров, абсолютно все необходимые тренерские материалы, отлично подходит как для корпоративного, так и для открытого тренинга, одинаково эффективна как для обучения линейного персонала, так и для обучения руководителей.

Программа включает такие темы, как энергетика оратора, словесная импровизация, управление волнением, работа с голосом, жестами, позой;  содержит 12 подробных лекций, раскрывающих все основные аспекты ораторского мастерства, 24 уникальных упражнения, позволяющих освоить за 2 дня тренинга все основные приемы эффективного выступления на публике, и многое другое. Подробнее о программе тренинга "Ораторское мастерство"...

Больше об ораторском мастерстве, о приемах и методах убеждения и влияния, а также новости о тренингах по мастерству публичного выступления и других мероприятиях с тренерским участием В. Саломасова читайте на сайте Верного Слова: http://vernoeslovo.com/

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами:

<< Тень на плетень. Красивые обманщики

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Упражнение для тренинга переговоров "Шишки"

    Упражнения по теме продажи, переговоры – «Упражнение для тренинга переговоров "Шишки"»Сильное и запоминающееся упражнение-вызов, мощным и наглядным образом показывающее участникам, что успешность переговоров зависит от их умения слушать, выяснять интересы партнера и находить общее решение.

    По своей легенде упражнение похоже на хороший экономический детектив, что сразу вовлекает участников тренинга, поднимает их уровень заинтересованности и мотивацию на дальнейшее обучение. Упражнение «Шишки» гарантированно «цепляет» участников и обычно запоминается как одно из самых ярких упражнений тренинга.

    Упражнение идеально подходит для тренингов продаж и переговоров, как открытых, так и корпоративных. 

  • Игра для тренинга "Чёртова Башня"

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Игра для тренинга "Чёртова Башня"»Красивое, редкое и крайне мощное упражнение для тренинга командообразования, эффективной коммуникации или личностного роста. Красивая легенда упражнения привлекает внимание и интригует, а решение сложной задачи, поставленной перед группой, требует активного участия и  тотальной вовлеченности всей команды.
    Это упражнение для тренинга построено так, что найти решение можно только если учесть интересы всех членов команды, которые на первый взгляд кажутся даже противоречащими друг другу. Но решение есть! Участники тренинга в процессе выполнения упражнения на собственном опыте проживают и осознают, что конфликты и споры отдаляют их от результата, а совместная слаженная работа позволяет решить даже казалось бы "нерешаемые" задачи.
    Эксклюзивные рекомендации профессионалов! Тренерская методичка упражнения разработана профессионалами специально для портала Тренерская.ру и содержит массу уникальных рекомендаций, подсказок и тренерских "фишек". Такого вы не найдете больше нигде! Объем тренерской методички упражнения: 12 страниц. 

  • Бредогенератор

    Упражнения по теме продажи, переговоры – «Бредогенератор»Это упражнение занимает от 30 до 50 минут и позволяет научить участников тренинга более уверенно общаться и выступать. Знающие люди утверждают, что это любимое упражнение, которым тренируют себя радио- и теле-ведущие перед выходом в эфир.

    Упражнение «Бредогенератор» отлично подходит для тренингов уверенного поведения, тренингов по ораторскому мастерству и риторике, тренингов лидерства. Также данное упражнение рекомендуется для тренингов активных продаж для тех областей, где продавцу важен «хорошо подвешенный язык», для тренингов молодых руководителей, которым важно уверенно проводить совещание, также упражнение будет очень полезным для тренинга тренеров.

    В состав упражнения включена подробная лекция на тему «Шесть шагов уверенного выступления». Упражнение позволяет отработать эти шаги, отработать приемы и «фишки» уверенного поведения.