Все тренеры собираются здесь

Импровизация по маршруту

Здравствуйте, друзья! Сегодня жизненно необходимо помочь научиться людям ясно ГОВОРИТЬ. Четко и умело выражать свои мысли, убеждать и пробуждать, аргументированно спорить и уверенно отстаивать свою позицию. И СЛЫШАТЬ! Слышать и отличать фальшь от искренности, агитки от аргументов, словоблудие от красноречия. Чем больше людей в нашей стране овладеет мастерством публичного выступления, тем больше будет у нас возможностей сделать общество более демократичным, более свободным, более человеческим. Такая вот задача.

В прошлых выпусках мы довольно много времени уделили работе со словесной импровизацией — очень сильным инструментом мастера общения. Мы узнали приемы словесной импровизации, рассмотрели примеры их применения. Я практически уверен, что Вы уже потренировались и достигли в мастерстве словесной импровизации значительных успехов, не так ли? Если вдруг длинная череда выходных или неожиданно большое количество дел на работе как-то помешали приступить к тренировкам — предлагаю Вам замечательный повод для второго захода. Этот повод называется интегрирующий прием Словесной Импровизации —

ИМПРОВИЗАЦИЯ ПО МАРШРУТУ

Помните, мы, давая определение словесной импровизации, говорили о двух ее вариантах —

пассивная СИ:

«уверенное умение говорить на любую тему без предварительной подготовки, экспромтом».

и активная СИ, которая «отличается от пассивной небольшим, но принципиальным дополнением:

…и умение незаметно для собеседника перевести беседу на нужную оратору тему».

Отличный навык для успешной работы, не так ли? Думаю, если бы он продавался в магазине в виде готовой к употреблению таблетки, многие его с удовольствием приобрели :)). Ну, а пока «таблеточный вариант» еще не изобретен, можно обойтись привычным, проверенным способом — изучением теоретического материала и тренировкой. Причем — второе здесь нужно в гораздо больших объемах, чем первое.

Теоретизировать здесь, действительно, по большому счету, не о чем — есть четыре приема СИ, есть текущая тема разговора, есть финальный «пункт назначения», остальное — дело свободного творчества :)).

Основная нагрузка в таких творческих полетах выпадает на долю приема ассоциаций и перехода по последнему слову. Ассоциации набрасывают нам одну за другой возможности для плавной и естественной смены темы, а Переходы включаются, когда нужный — промежуточный или финальный — предмет разговора оказывается в «зоне поражения».

Вопросно-ответные ходы и описание реальности мы ни в коем случае не забываем — они также прекрасно помогают и в направлении разговора по нужному пути, и в организации «легальных пауз» для оратора, если вдруг потерялась нить или нужно продумать дальнейшие ходы выступления.

Проще всего освоить все «теоретические вопросы» в процессе живого упражнения:

Возьмите наугад три любых слова — попросите товарища написать их на листке (лучший вариант, так как в этом случае все три слова Вы увидите за секунду до начала импровизации), ткните пальцем в книгу, выберите предметы, попавшие на глаза за окном и так далее. Хорошо, но не обязательно, если два из них будут обозначать какие-нибудь предметы, а одно — некое абстрактное, непредметное понятие. И, конечно, постарайтесь, чтобы эти слова выглядели абсолютно не связанными друг с другом.

Например, «Лампа — Колено — Космос». Или «Курица — Болото — Электричество». Потому что, если мы соберемся связывать слова «Телефон — Провод — Общение», успех в упражнении нам будет, конечно, гарантирован, но тренировочного эффекта от такого успеха мы, боюсь, не получим) ).

Итак — подобрали три слова, записали их на лист, лист положили перед собой — чтобы руки были свободны для жестикуляции.

Жесты, кстати, очень помогают импровизации — они словно «вытаскивают» из нас слова и фразы, помогают им протиснуться через горло — так что обязательно оставляем руки свободными и активно жестикулируем!

Самое главное: когда мы увидим перед собой список — НЕ ПЫТАЕМСЯ ПРИДУМАТЬ ПЛАН ВЫСТУПЛЕНИЯ!!!

На этом обычно горят неопытные ораторы: судорожные попытки быстро-быстро найти маршрут продвижения от темы к теме кавалерийским наскоком прямиком ведут к мучительному зависанию и панике.

Просто начинаем импровизировать на тему любого слова из списка — лучше начать с того, которое на первый взгляд способно вызвать у нас больше всего ассоциаций. Импровизируем (конечно же, уверенно и красиво) и ждем — если не на третьей, то на пятой или седьмой ассоциации озарение по поводу перехода на тему номер два неожиданно настигнет нас само. Переходим — и продолжаем в том же духе.

В итоге у нас получается естественная и свободная импровизация по маршруту по последовательной схеме:

Вступление (10–15 секунд) — первая тема (40–60 секунд) — переход (10–15 секунд) — вторая тема — переход — третья тема — заключение (15–20 секунд). Всего — две с половиной — три с половиной минуты на упражнение.

Важно во время импровизации не хитрить — не просто называть или упоминать слово из списка, а именно делать его темой импровизации — рассуждать о нем, «набрасывать» интересные ассоциации, раскрывать тему.

Поэтому варианты «Для этих офисных куриц нет интереснее темы для обсуждения, чем отключение электричества в нашем болоте» или «Я встал на колено под лампой у гостиницы „Космос“, чтобы завязать шнурок ботинка» не подходят :)).

И еще одно Самое главное (даже более Главное, чем предыдущее!) в импровизации по маршруту — практика. Даже так:

ПРАКТИКА! ПРАКТИКА!! ПРАКТИКА!!!

Только постоянные усердные тренировки сделают из просто оратора, знающего о существовании приемов словесной импровизации, блестящего профессионала-»маршрутника». Повторите упражнение с тремя темами раз, другой, пятый, десятый — и сами убедитесь, что связать с помощью импровизации можно что угодно с чем угодно, ограничений вообще нет!

Кстати — кроме последовательной схемы активной импровизации, которую мы рассмотрели сегодня, есть еще один вариант продвижения по маршруту — очень интересный, даже изящный! Но о нем давайте поговорим в следующий раз — после того, как Вы поработаете над сегодняшним материалом — и поделитесь впечатлениями от результатов. Соответственно, призываю Вас на этом месте чтение закончить и к этой самой практике немедленно приступить) ).

Как обычно, буду рад Вашим рассуждениям, идеям, вопросам и о словесной импровизации, и о мастерстве публичного выступления в целом. Делитесь опытом, рассказывайте истории, задавайте вопросы.

Оставляйте комментарии, пишите на почту vsl7 @mail.ru

Верных Вам слов и верных решений!

Вячеслав Саломасов,
тренер, психолог, коуч, эксперт по ораторскому мастерству

Вячеслав Саломасов является автором программы тренинга "Ораторское мастерство", которая предлагается в разделе готовых программ.  Программа этого тренинга содержит поминутный план действий тренера, важные подсказки для тренеров, абсолютно все необходимые тренерские материалы, отлично подходит как для корпоративного, так и для открытого тренинга, одинаково эффективна как для обучения линейного персонала, так и для обучения руководителей.

Программа включает такие темы, как энергетика оратора, словесная импровизация, управление волнением, работа с голосом, жестами, позой;  содержит 12 подробных лекций, раскрывающих все основные аспекты ораторского мастерства, 24 уникальных упражнения, позволяющих освоить за 2 дня тренинга все основные приемы эффективного выступления на публике, и многое другое. Подробнее о программе тренинга "Ораторское мастерство"...

Больше об ораторском мастерстве, о приемах и методах убеждения и влияния, а также новости о тренингах по мастерству публичного выступления и других мероприятиях с тренерским участием В. Саломасова читайте на сайте Верного Слова: http://vernoeslovo.com/

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами:

<< Тренировка на зубах Новый Год и Дед Мороз >>

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Презентация директора

    Психологические игры и тренинговые упражнения  – «Презентация директора»Универсальное и результативное упражнение, способное существенно расширить знания участников тренинга о самопрезентации, оценить их умение производить первое впечатление, поработать с уверенностью, вербальными и невербальными способами общения, а заодно и ускорить процесс распределения ролей, включить группу в «рабочее состояние» и подвести к стадии активной работы.

    Упражнение подходит для всех тренингов, в которых затрагивается тема коммуникаций и презентаций. «На ура» проходит в тренингах уверенности и лидерства. Может оказаться полезным и эффективным на тренингах руководителей.
    Упражнение способно зарядить группу энергией и мотивировать на усердную работу.
    Упражнение для тренинга рекомендовано профессиональным тренером Д.Швецовым, автором книги "Укрепление личности".

  • Уникальная техника "Вчувствование"

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Уникальная техника "Вчувствование"»

    Редкое упражнение для тренинга, описанное на примере его проведения известным тренером и психологом, доктором психологических наук, профессором Н.И.Козловым. 

    Глубокое упражнение, которое позволяет научить группу одной из мощных техник эффективной коммуникации «Вчувствование», которая помогает понимать и чувствовать своего партнера по коммуникации, учит более позитивно относиться к окружающим людям, чаще замечать их лучшие качества, легче входить с ними в контакт и договариваться.

    Эксклюзивные рекомендации профессионалов! Уникальная тренерская методичка упражнения разработана экспертами специально для портала Тренерская.ру., содержит массу тренерских рекомендаций и подсказок, позволяющих провести упражнение наилучшим образом. Такого вы не найдете больше нигде! 
    Объем тренерской методички упражнения: 10 страниц! Бонусы!

  • Упражнение-разминка "Столкни ладонями"

    Упражнения по теме продажи, переговоры – Упражнение-разминка "Столкни ладонями"Очень удачное упражнение-разминка, подходящее практически для всех тем тренингов. Упражнение может быть использовано как в бизнес-тренингах, так и в тренингах личностного роста.

    Это упражнение послужит блестящей подводкой к таким темам, как работа с возражениями клиента, переговоры со сложными партнерами, работа с каверзными вопросами от аудитории, работа с сопротивлением сотрудников, работа с любого рода конфликтами. Упражнение наглядно демонстрирует участникам, что силовое воздействие в ситуации конфликта или сопротивления если и работает, то совсем недолго. Что оно очень быстро вызывает равное по силе противодействие, и в результате ни одна из сторон не может приблизиться к цели.