Все тренеры собираются здесь

Интересная история

Полагаю, ваши выступления уже стали гораздо убедительнее — если, конечно, вы нашли некоторое время для практической отработки особенностей жанра убедительного выступления, о которых мы говорили в прошлом и предшествующем ему выпусках. Давайте перейдем к следующему жанру с романтичным названием — Story telling или, по-нашему, рассказывание историй.

Сравнивая рассказывание историй (РИ) с убеждающим выступлением, пожалуй, затруднюсь сказать, какой из жанров более древний. Думаю, все же сказители появились в обществе немного раньше, чем продавцы, политики и адвокаты, так что традиции профессионального сторителлинга в ораторском мастерстве несколько богаче) ). В чем же особенности современного умения РИ? Давайте разбираться.

Из всех жанров ораторской профессии рассказывание историй является, пожалуй, наиболее близким к искусству. Ведь его прямая задача — заинтриговать, развлечь, вызвать сочувствие, привести впечатляющий поучительный пример, так или иначе воздействовать на эмоции и чувства аудитории. Недаром РИ называют еще художественным рассказом, а лучших рассказчиков можно встретить среди профессиональных артистов. И если главное слово информационного выступления — «полезно», а убеждающего — «убедительно», то определяющий эпитет РИ — «интересно». А оратор, умеющий сделать публике интересно, уверяю вас, будет успешен в любом жанре). Видимо, именно поэтому элементы РИ сейчас все активнее применяются в самых разных видах выступлений.

Как сделать интересно

Хорошая история создается по правилам качественного литературного произведения. Чрезвычайно важно правильно скомпоновать сюжет — чтобы он захватывал аудиторию с самого начала и затягивал с каждой минутой все глубже, чтобы зритель не мог оторваться до самого конца рассказа.

Начинается все с завязки, в которой мы знакомим слушателей с контекстом сюжета и главными действующими лицами. Хорошая завязка динамична и не отягощена излишними подробностями. Интригу лучше объявить сразу — тогда мы немедленно захватываем внимание зрителя, возбуждаем его любопытство. Посмотрите какой-нибудь из фильмов о Джеймсе Бонде — там главные герои еще до начальных титров успевают построить дворец, разрушить город и перестрелять с десяток плохих парней и хороших полицейских.

Когда интрига создана, переходим к ее закручиванию и нагнетанию напряжения. Для этого нужно добавлять загадок, не разрешая предыдущих, ухудшать дела положительных героев и, соответственно, всячески лить воду на мельницу главных негодяев. А буде таковых не окажется — нагнетать роковое стечение неблагоприятных обстоятельств.

Лучший вариант, конечно — объединить и негодяев, и обстоятельства :)).

Поскольку, в отличие от фильмов и книг, мы имеем гораздо меньше времени, нужно избавиться от всего, что может ослабить интригу. Если какой-то из поворотов сюжета не добавляет действию напряжения — выкидываем его без сожаления.

Когда зрителям покажется, что всем «хорошим» уже точно конец, и интригу закручивать более некуда — приходит время кульминации. Кульминация — словно взрыв, момент наивысшего напряжения, раскрытия тайн, срывания масок, разрешения противоречий. Хорошо, если нам удастся во время кульминации эмоционально потрясти аудиторию, вызвать у нее гомерический хохот или безудержные слезы. Тогда можно почти точно считать выступление успешным.

Кульминация (как любое пиковое состояние) кратковременна, из нее логически вытекает развязка сюжета, которая показывает нам финальную картину мира — что и как сложилось в нем «когда разгар событий кончен», кто с чем (и с кем) в итоге остался, кто вознагражден, а кто наказан. Хорошая развязка лаконична и созвучна настроению кульминации, она не размывает пережитые зрителями эмоции, а заботливо поддерживает и постепенно смягчает их. Идеальный вариант развязки мы можем найти, например, в финале «Пиковой дамы» великого Пушкина:

Германн сошёл с ума. Он сидит в Обуховской больнице в 17-м нумере, не отвечает ни на какие вопросы и бормочет необыкновенно скоро: «Тройка, семёрка, туз! Тройка, семёрка, дама! …». Дальше смотрите в первоисточнике.

Развязкой можем, в принципе, заканчивать свое выступление и мы. Однако, художественный рассказ в исполнении оратора смотрится гораздо сильнее и красивее, когда он увенчан неким логическим выводом, моралью. Это короткий, в одно-два предложения вывод, выражающий главную идею всего повествования. Для этого можно использовать какую-нибудь пословицу, поговорку или афоризм, крылатое выражение, можно адаптировать известную фразу или придумать свою — главное, чтобы она была эффектной, емкой, подчеркивающей смысл нашего выступления. Удачная мораль западает в душу зрителю и усиливает впечатление от речи (и от ее исполнителя).

И да — чуть не забыл! Когда мы приготовили наш рассказ, хорошо придумать ему интересное цепляющее, с изюминкой название — такое, чтобы зрителю, услышавшему его, обязательно захотелось узнать, о чем пойдет речь. Здесь возможно применение некоторого художественного преувеличения — но не следует уподобляться желтой прессе и нагло врать или передергивать факты. Лучше воспользоваться забавной игрой слов или доброй иронией: ст3

— Друзья, сегодня я расскажу вам о том, как выиграл в шахматы у самого Каспарова!

Итак, коллеги, теперь вы познакомились с основными частями художественного рассказа — не пора ли составить свою интересную историю? А о том, как правильно выступить с ней, мы поговорим в следующей статье. Пока же — тренируемся! 

Верных Вам слов и верных решений!

Вячеслав Саломасов,
тренер, психолог, коуч, эксперт по ораторскому мастерству

Вячеслав Саломасов является автором программы тренинга "Ораторское мастерство", которая предлагается в разделе готовых программ.  Программа этого тренинга содержит поминутный план действий тренера, важные подсказки для тренеров, абсолютно все необходимые тренерские материалы, отлично подходит как для корпоративного, так и для открытого тренинга, одинаково эффективна как для обучения линейного персонала, так и для обучения руководителей.

Программа включает такие темы, как энергетика оратора, словесная импровизация, управление волнением, работа с голосом, жестами, позой;  содержит 12 подробных лекций, раскрывающих все основные аспекты ораторского мастерства, 24 уникальных упражнения, позволяющих освоить за 2 дня тренинга все основные приемы эффективного выступления на публике, и многое другое. Подробнее о программе тренинга "Ораторское мастерство"...

Больше об ораторском мастерстве, о приемах и методах убеждения и влияния, а также новости о тренингах по мастерству публичного выступления и других мероприятиях с тренерским участием В. Саломасова читайте на сайте Верного Слова: http://vernoeslovo.com/

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами:

<< Как убеждать убедительно Интересная история 2: как рассказывать >>

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Бегом к своей цели

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Бегом к своей цели»Энергичное и сильное упражнение для тренингов целеполагания, уверенности, личностного роста, которое позволяет через метафору дать участникам тренинга прочувствовать силу собственного внутреннего сопротивления на пути к выбранной целиУпражнение наглядно показывает, что для успешного достижения цели недостаточно только сформулировать цель и наметить план действий, важен ещё настрой на достижение цели и отсутствие сопротивления. Участники смогут за короткое время ярко, полно, глубоко пережить свое сопротивление и получат мотивацию к изменениям. 
    Эксклюзивные рекомендации профессионалов! Уникальная методичка данного упражнения для тренинга разработана экспертами специально для портала Тренерская.ру. и содержит массу  рекомендаций, подсказок и тренерских "фишек", позволяющих профессионально провести это упражнение. Такого вы не найдете больше нигде! 
    Объем тренерской методички: 9 страниц. Бонусы! Аудио-файл (9:45 мин.) и подробный блок теории к упражнению.

  • Спец-предложение "Полный доступ ко всем материалам сайта"

    Упражнения по теме продажи, переговоры – «Спец-предложение "Полный доступ ко всем материалам сайта"»Супер-предложение для тех, кто хочет получить сразу ВСЕ упражнения для тренингов и программы тренингов, размещенные на нашем портале! 

    Вы можете получить ПОЛНЫЙ ДОСТУП КО ВСЕМ материалам и услугам портала Trenerskaya.ru!

    Оплатив всего 24990 руб. вы получаете:

    1. Возможность получить ВСЕ наши уникальные методички упражнений для тренингов. 40 уникальных упражнений с детально описанной методикой проведения будут доступны вам! (Общая стоимость всех упражнений 20 000 руб!).
    2. Готовую Программу тренинга «Активные продажи» 
    3. Готовую Программу тренинга «Работа с возражениями» 
    4. Готовую Программу тренинга «Эффективное руководство» 
    5. Готовую Программу «Тренинга переговоров»
    6. Готовую Программу тренинга "Ораторское мастерство

    Как получить полный доступ? Очень просто!

  • Креативная походка

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Креативная походка»"Это упражнение учит осознавать связь состояния тела и эмоционального состояния, а также позволяет научить участников тренинга изменять свое эмоциональное состояние через изменение состояния тела.

    Не секрет, что то, как выстроено наше тело и в каком оно состоянии — серьезный фактор, влияющий и на наши душевные состояния, и на перспективы личностного развития. И первое, на что следует обратить внимание,— это наши осанка, жесты и походка. Меняя походку и жесты, можно менять эмоциональное состояние, можно управлять им!

    Без этой темы нельзя обойтись на тренинге уверенного поведения, тренинге лидерства или тренинге влияния. Ведь то, как ходит, как держит себя уверенный человек, лидер — важная составляющая успеха и влияния.