Все тренеры собираются здесь

Интересная история

Полагаю, ваши выступления уже стали гораздо убедительнее — если, конечно, вы нашли некоторое время для практической отработки особенностей жанра убедительного выступления, о которых мы говорили в прошлом и предшествующем ему выпусках. Давайте перейдем к следующему жанру с романтичным названием — Story telling или, по-нашему, рассказывание историй.

Сравнивая рассказывание историй (РИ) с убеждающим выступлением, пожалуй, затруднюсь сказать, какой из жанров более древний. Думаю, все же сказители появились в обществе немного раньше, чем продавцы, политики и адвокаты, так что традиции профессионального сторителлинга в ораторском мастерстве несколько богаче) ). В чем же особенности современного умения РИ? Давайте разбираться.

Из всех жанров ораторской профессии рассказывание историй является, пожалуй, наиболее близким к искусству. Ведь его прямая задача — заинтриговать, развлечь, вызвать сочувствие, привести впечатляющий поучительный пример, так или иначе воздействовать на эмоции и чувства аудитории. Недаром РИ называют еще художественным рассказом, а лучших рассказчиков можно встретить среди профессиональных артистов. И если главное слово информационного выступления — «полезно», а убеждающего — «убедительно», то определяющий эпитет РИ — «интересно». А оратор, умеющий сделать публике интересно, уверяю вас, будет успешен в любом жанре). Видимо, именно поэтому элементы РИ сейчас все активнее применяются в самых разных видах выступлений.

Как сделать интересно

Хорошая история создается по правилам качественного литературного произведения. Чрезвычайно важно правильно скомпоновать сюжет — чтобы он захватывал аудиторию с самого начала и затягивал с каждой минутой все глубже, чтобы зритель не мог оторваться до самого конца рассказа.

Начинается все с завязки, в которой мы знакомим слушателей с контекстом сюжета и главными действующими лицами. Хорошая завязка динамична и не отягощена излишними подробностями. Интригу лучше объявить сразу — тогда мы немедленно захватываем внимание зрителя, возбуждаем его любопытство. Посмотрите какой-нибудь из фильмов о Джеймсе Бонде — там главные герои еще до начальных титров успевают построить дворец, разрушить город и перестрелять с десяток плохих парней и хороших полицейских.

Когда интрига создана, переходим к ее закручиванию и нагнетанию напряжения. Для этого нужно добавлять загадок, не разрешая предыдущих, ухудшать дела положительных героев и, соответственно, всячески лить воду на мельницу главных негодяев. А буде таковых не окажется — нагнетать роковое стечение неблагоприятных обстоятельств.

Лучший вариант, конечно — объединить и негодяев, и обстоятельства :)).

Поскольку, в отличие от фильмов и книг, мы имеем гораздо меньше времени, нужно избавиться от всего, что может ослабить интригу. Если какой-то из поворотов сюжета не добавляет действию напряжения — выкидываем его без сожаления.

Когда зрителям покажется, что всем «хорошим» уже точно конец, и интригу закручивать более некуда — приходит время кульминации. Кульминация — словно взрыв, момент наивысшего напряжения, раскрытия тайн, срывания масок, разрешения противоречий. Хорошо, если нам удастся во время кульминации эмоционально потрясти аудиторию, вызвать у нее гомерический хохот или безудержные слезы. Тогда можно почти точно считать выступление успешным.

Кульминация (как любое пиковое состояние) кратковременна, из нее логически вытекает развязка сюжета, которая показывает нам финальную картину мира — что и как сложилось в нем «когда разгар событий кончен», кто с чем (и с кем) в итоге остался, кто вознагражден, а кто наказан. Хорошая развязка лаконична и созвучна настроению кульминации, она не размывает пережитые зрителями эмоции, а заботливо поддерживает и постепенно смягчает их. Идеальный вариант развязки мы можем найти, например, в финале «Пиковой дамы» великого Пушкина:

Германн сошёл с ума. Он сидит в Обуховской больнице в 17-м нумере, не отвечает ни на какие вопросы и бормочет необыкновенно скоро: «Тройка, семёрка, туз! Тройка, семёрка, дама! …». Дальше смотрите в первоисточнике.

Развязкой можем, в принципе, заканчивать свое выступление и мы. Однако, художественный рассказ в исполнении оратора смотрится гораздо сильнее и красивее, когда он увенчан неким логическим выводом, моралью. Это короткий, в одно-два предложения вывод, выражающий главную идею всего повествования. Для этого можно использовать какую-нибудь пословицу, поговорку или афоризм, крылатое выражение, можно адаптировать известную фразу или придумать свою — главное, чтобы она была эффектной, емкой, подчеркивающей смысл нашего выступления. Удачная мораль западает в душу зрителю и усиливает впечатление от речи (и от ее исполнителя).

И да — чуть не забыл! Когда мы приготовили наш рассказ, хорошо придумать ему интересное цепляющее, с изюминкой название — такое, чтобы зрителю, услышавшему его, обязательно захотелось узнать, о чем пойдет речь. Здесь возможно применение некоторого художественного преувеличения — но не следует уподобляться желтой прессе и нагло врать или передергивать факты. Лучше воспользоваться забавной игрой слов или доброй иронией: ст3

— Друзья, сегодня я расскажу вам о том, как выиграл в шахматы у самого Каспарова!

Итак, коллеги, теперь вы познакомились с основными частями художественного рассказа — не пора ли составить свою интересную историю? А о том, как правильно выступить с ней, мы поговорим в следующей статье. Пока же — тренируемся! 

Верных Вам слов и верных решений!

Вячеслав Саломасов,
тренер, психолог, коуч, эксперт по ораторскому мастерству

Вячеслав Саломасов является автором программы тренинга "Ораторское мастерство", которая предлагается в разделе готовых программ.  Программа этого тренинга содержит поминутный план действий тренера, важные подсказки для тренеров, абсолютно все необходимые тренерские материалы, отлично подходит как для корпоративного, так и для открытого тренинга, одинаково эффективна как для обучения линейного персонала, так и для обучения руководителей.

Программа включает такие темы, как энергетика оратора, словесная импровизация, управление волнением, работа с голосом, жестами, позой;  содержит 12 подробных лекций, раскрывающих все основные аспекты ораторского мастерства, 24 уникальных упражнения, позволяющих освоить за 2 дня тренинга все основные приемы эффективного выступления на публике, и многое другое. Подробнее о программе тренинга "Ораторское мастерство"...

Больше об ораторском мастерстве, о приемах и методах убеждения и влияния, а также новости о тренингах по мастерству публичного выступления и других мероприятиях с тренерским участием В. Саломасова читайте на сайте Верного Слова: http://vernoeslovo.com/

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами:

<< Как убеждать убедительно Интересная история 2: как рассказывать >>

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Ролевая игра "Случай в гостинице"

    Упражнения по теме продажи, переговоры – «Случай в гостинице»Яркое и запоминающееся упражнение, которое наглядно демонстрирует участникам тренинга слабые места в умении вести переговоры или устанавливать контакт в продажах, а также показывает, какие техники и приемы приводят к успеху в продажах и переговорах, а какие — наоборот. Какие — позволяют быстро установить контакт, а какие скорее накаляют обстановку.

    Упражнение «Случай в гостинице» прекрасно подойдет для тренингов продаж, тренингов переговоров, тренингов уверенного поведения, тренингов влияния.

    Благодаря необычной легенде упражнение «Случай в гостинице» повышает уровень вовлеченности участников тренинга, энергетику группы, мотивацию на дальнейшее обучение.

  • Упражнение для тренингов "Миллион евро"

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Миллион евро»"Интересное, богатое на выводы упражнение для тренинга целеполагания, успешности или тренингов личностного роста. 

    Это упражнение "для тренинга развивает у участников осмысленное отношение к целям, которые они ставят перед собой, помогает найти те вдохновляющие цели, которые человеку будет по-настоящему радостно реализовывать, и отделить эти цели от искуственных, навязанных целей или промежуточных целей. Благодаря интересной легенде упражнение "Миллион евро" всегда проходит живо, участники тренинга сильно вовлекаются, повышается энергетика и заинтересованность участников. И мотивация участников тренинга на достижение собственных целей!

    Судите сами, объем тренерской методички упражнения: 8 страниц. 

  • Игра для тренинга "Чёртова Башня"

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Игра для тренинга "Чёртова Башня"»Красивое, редкое и крайне мощное упражнение для тренинга командообразования, эффективной коммуникации или личностного роста. Красивая легенда упражнения привлекает внимание и интригует, а решение сложной задачи, поставленной перед группой, требует активного участия и  тотальной вовлеченности всей команды.
    Это упражнение для тренинга построено так, что найти решение можно только если учесть интересы всех членов команды, которые на первый взгляд кажутся даже противоречащими друг другу. Но решение есть! Участники тренинга в процессе выполнения упражнения на собственном опыте проживают и осознают, что конфликты и споры отдаляют их от результата, а совместная слаженная работа позволяет решить даже казалось бы "нерешаемые" задачи.
    Эксклюзивные рекомендации профессионалов! Тренерская методичка упражнения разработана профессионалами специально для портала Тренерская.ру и содержит массу уникальных рекомендаций, подсказок и тренерских "фишек". Такого вы не найдете больше нигде! Объем тренерской методички упражнения: 12 страниц.