Все тренеры собираются здесь

Интересная история

Полагаю, ваши выступления уже стали гораздо убедительнее — если, конечно, вы нашли некоторое время для практической отработки особенностей жанра убедительного выступления, о которых мы говорили в прошлом и предшествующем ему выпусках. Давайте перейдем к следующему жанру с романтичным названием — Story telling или, по-нашему, рассказывание историй.

Сравнивая рассказывание историй (РИ) с убеждающим выступлением, пожалуй, затруднюсь сказать, какой из жанров более древний. Думаю, все же сказители появились в обществе немного раньше, чем продавцы, политики и адвокаты, так что традиции профессионального сторителлинга в ораторском мастерстве несколько богаче) ). В чем же особенности современного умения РИ? Давайте разбираться.

Из всех жанров ораторской профессии рассказывание историй является, пожалуй, наиболее близким к искусству. Ведь его прямая задача — заинтриговать, развлечь, вызвать сочувствие, привести впечатляющий поучительный пример, так или иначе воздействовать на эмоции и чувства аудитории. Недаром РИ называют еще художественным рассказом, а лучших рассказчиков можно встретить среди профессиональных артистов. И если главное слово информационного выступления — «полезно», а убеждающего — «убедительно», то определяющий эпитет РИ — «интересно». А оратор, умеющий сделать публике интересно, уверяю вас, будет успешен в любом жанре). Видимо, именно поэтому элементы РИ сейчас все активнее применяются в самых разных видах выступлений.

Как сделать интересно

Хорошая история создается по правилам качественного литературного произведения. Чрезвычайно важно правильно скомпоновать сюжет — чтобы он захватывал аудиторию с самого начала и затягивал с каждой минутой все глубже, чтобы зритель не мог оторваться до самого конца рассказа.

Начинается все с завязки, в которой мы знакомим слушателей с контекстом сюжета и главными действующими лицами. Хорошая завязка динамична и не отягощена излишними подробностями. Интригу лучше объявить сразу — тогда мы немедленно захватываем внимание зрителя, возбуждаем его любопытство. Посмотрите какой-нибудь из фильмов о Джеймсе Бонде — там главные герои еще до начальных титров успевают построить дворец, разрушить город и перестрелять с десяток плохих парней и хороших полицейских.

Когда интрига создана, переходим к ее закручиванию и нагнетанию напряжения. Для этого нужно добавлять загадок, не разрешая предыдущих, ухудшать дела положительных героев и, соответственно, всячески лить воду на мельницу главных негодяев. А буде таковых не окажется — нагнетать роковое стечение неблагоприятных обстоятельств.

Лучший вариант, конечно — объединить и негодяев, и обстоятельства :)).

Поскольку, в отличие от фильмов и книг, мы имеем гораздо меньше времени, нужно избавиться от всего, что может ослабить интригу. Если какой-то из поворотов сюжета не добавляет действию напряжения — выкидываем его без сожаления.

Когда зрителям покажется, что всем «хорошим» уже точно конец, и интригу закручивать более некуда — приходит время кульминации. Кульминация — словно взрыв, момент наивысшего напряжения, раскрытия тайн, срывания масок, разрешения противоречий. Хорошо, если нам удастся во время кульминации эмоционально потрясти аудиторию, вызвать у нее гомерический хохот или безудержные слезы. Тогда можно почти точно считать выступление успешным.

Кульминация (как любое пиковое состояние) кратковременна, из нее логически вытекает развязка сюжета, которая показывает нам финальную картину мира — что и как сложилось в нем «когда разгар событий кончен», кто с чем (и с кем) в итоге остался, кто вознагражден, а кто наказан. Хорошая развязка лаконична и созвучна настроению кульминации, она не размывает пережитые зрителями эмоции, а заботливо поддерживает и постепенно смягчает их. Идеальный вариант развязки мы можем найти, например, в финале «Пиковой дамы» великого Пушкина:

Германн сошёл с ума. Он сидит в Обуховской больнице в 17-м нумере, не отвечает ни на какие вопросы и бормочет необыкновенно скоро: «Тройка, семёрка, туз! Тройка, семёрка, дама! …». Дальше смотрите в первоисточнике.

Развязкой можем, в принципе, заканчивать свое выступление и мы. Однако, художественный рассказ в исполнении оратора смотрится гораздо сильнее и красивее, когда он увенчан неким логическим выводом, моралью. Это короткий, в одно-два предложения вывод, выражающий главную идею всего повествования. Для этого можно использовать какую-нибудь пословицу, поговорку или афоризм, крылатое выражение, можно адаптировать известную фразу или придумать свою — главное, чтобы она была эффектной, емкой, подчеркивающей смысл нашего выступления. Удачная мораль западает в душу зрителю и усиливает впечатление от речи (и от ее исполнителя).

И да — чуть не забыл! Когда мы приготовили наш рассказ, хорошо придумать ему интересное цепляющее, с изюминкой название — такое, чтобы зрителю, услышавшему его, обязательно захотелось узнать, о чем пойдет речь. Здесь возможно применение некоторого художественного преувеличения — но не следует уподобляться желтой прессе и нагло врать или передергивать факты. Лучше воспользоваться забавной игрой слов или доброй иронией: ст3

— Друзья, сегодня я расскажу вам о том, как выиграл в шахматы у самого Каспарова!

Итак, коллеги, теперь вы познакомились с основными частями художественного рассказа — не пора ли составить свою интересную историю? А о том, как правильно выступить с ней, мы поговорим в следующей статье. Пока же — тренируемся! 

Верных Вам слов и верных решений!

Вячеслав Саломасов,
тренер, психолог, коуч, эксперт по ораторскому мастерству

Вячеслав Саломасов является автором программы тренинга "Ораторское мастерство", которая предлагается в разделе готовых программ.  Программа этого тренинга содержит поминутный план действий тренера, важные подсказки для тренеров, абсолютно все необходимые тренерские материалы, отлично подходит как для корпоративного, так и для открытого тренинга, одинаково эффективна как для обучения линейного персонала, так и для обучения руководителей.

Программа включает такие темы, как энергетика оратора, словесная импровизация, управление волнением, работа с голосом, жестами, позой;  содержит 12 подробных лекций, раскрывающих все основные аспекты ораторского мастерства, 24 уникальных упражнения, позволяющих освоить за 2 дня тренинга все основные приемы эффективного выступления на публике, и многое другое. Подробнее о программе тренинга "Ораторское мастерство"...

Больше об ораторском мастерстве, о приемах и методах убеждения и влияния, а также новости о тренингах по мастерству публичного выступления и других мероприятиях с тренерским участием В. Саломасова читайте на сайте Верного Слова: http://vernoeslovo.com/

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами:

<< Как убеждать убедительно Интересная история 2: как рассказывать >>

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Упражнение для тренинга "Угадай героя"

    Упражнения по теме продажи, переговоры – «Угадай героя!»Интересное и показательное упражнение для тренинга продаж, переговоров, коммуникаций, которое на практике показывает эффективность использования открытых и альтернативных вопросов при выявлении потребностей клиентов. Под эту задачу у упражнения для тренинга "Угадай героя" вряд ли найдутся достойные конкуренты. Методичка содержит 4 разных вариации упражнения! Хотите, чтобыучастники наглядно увидели эффективность открытых вопросов по сравнению с закрытыми? Или чтобы осознали, какие вопросы они чаще всего сами используют на практике? Чтобы потренировались в задавании эффективных вопросов? Все возможно! 

    Эксклюзивная методичка упражнения  разработана тренерами-профессионалами специально для портала Тренерская.ру. и содержит уникальные рекомендации, подсказки экспертов, раскрывающие все секреты успешного проведения упражнения. Такого вы не найдете больше нигде! 

    Объем тренерской методички упражнения: 9 страниц. 
    Бонусы! 4 различных вариаций упражнения и подробный блок теории!   

  • Уникальная техника "Вчувствование"

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Уникальная техника "Вчувствование"»

    Редкое упражнение для тренинга, описанное на примере его проведения известным тренером и психологом, доктором психологических наук, профессором Н.И.Козловым. 

    Глубокое упражнение, которое позволяет научить группу одной из мощных техник эффективной коммуникации «Вчувствование», которая помогает понимать и чувствовать своего партнера по коммуникации, учит более позитивно относиться к окружающим людям, чаще замечать их лучшие качества, легче входить с ними в контакт и договариваться.

    Эксклюзивные рекомендации профессионалов! Уникальная тренерская методичка упражнения разработана экспертами специально для портала Тренерская.ру., содержит массу тренерских рекомендаций и подсказок, позволяющих провести упражнение наилучшим образом. Такого вы не найдете больше нигде! 
    Объем тренерской методички упражнения: 10 страниц! Бонусы!

  • Бредогенератор

    Упражнения по теме продажи, переговоры – «Бредогенератор»Это упражнение занимает от 30 до 50 минут и позволяет научить участников тренинга более уверенно общаться и выступать. Знающие люди утверждают, что это любимое упражнение, которым тренируют себя радио- и теле-ведущие перед выходом в эфир.

    Упражнение «Бредогенератор» отлично подходит для тренингов уверенного поведения, тренингов по ораторскому мастерству и риторике, тренингов лидерства. Также данное упражнение рекомендуется для тренингов активных продаж для тех областей, где продавцу важен «хорошо подвешенный язык», для тренингов молодых руководителей, которым важно уверенно проводить совещание, также упражнение будет очень полезным для тренинга тренеров.

    В состав упражнения включена подробная лекция на тему «Шесть шагов уверенного выступления». Упражнение позволяет отработать эти шаги, отработать приемы и «фишки» уверенного поведения.