Все тренеры собираются здесь

Интересная история

Полагаю, ваши выступления уже стали гораздо убедительнее — если, конечно, вы нашли некоторое время для практической отработки особенностей жанра убедительного выступления, о которых мы говорили в прошлом и предшествующем ему выпусках. Давайте перейдем к следующему жанру с романтичным названием — Story telling или, по-нашему, рассказывание историй.

Сравнивая рассказывание историй (РИ) с убеждающим выступлением, пожалуй, затруднюсь сказать, какой из жанров более древний. Думаю, все же сказители появились в обществе немного раньше, чем продавцы, политики и адвокаты, так что традиции профессионального сторителлинга в ораторском мастерстве несколько богаче) ). В чем же особенности современного умения РИ? Давайте разбираться.

Из всех жанров ораторской профессии рассказывание историй является, пожалуй, наиболее близким к искусству. Ведь его прямая задача — заинтриговать, развлечь, вызвать сочувствие, привести впечатляющий поучительный пример, так или иначе воздействовать на эмоции и чувства аудитории. Недаром РИ называют еще художественным рассказом, а лучших рассказчиков можно встретить среди профессиональных артистов. И если главное слово информационного выступления — «полезно», а убеждающего — «убедительно», то определяющий эпитет РИ — «интересно». А оратор, умеющий сделать публике интересно, уверяю вас, будет успешен в любом жанре). Видимо, именно поэтому элементы РИ сейчас все активнее применяются в самых разных видах выступлений.

Как сделать интересно

Хорошая история создается по правилам качественного литературного произведения. Чрезвычайно важно правильно скомпоновать сюжет — чтобы он захватывал аудиторию с самого начала и затягивал с каждой минутой все глубже, чтобы зритель не мог оторваться до самого конца рассказа.

Начинается все с завязки, в которой мы знакомим слушателей с контекстом сюжета и главными действующими лицами. Хорошая завязка динамична и не отягощена излишними подробностями. Интригу лучше объявить сразу — тогда мы немедленно захватываем внимание зрителя, возбуждаем его любопытство. Посмотрите какой-нибудь из фильмов о Джеймсе Бонде — там главные герои еще до начальных титров успевают построить дворец, разрушить город и перестрелять с десяток плохих парней и хороших полицейских.

Когда интрига создана, переходим к ее закручиванию и нагнетанию напряжения. Для этого нужно добавлять загадок, не разрешая предыдущих, ухудшать дела положительных героев и, соответственно, всячески лить воду на мельницу главных негодяев. А буде таковых не окажется — нагнетать роковое стечение неблагоприятных обстоятельств.

Лучший вариант, конечно — объединить и негодяев, и обстоятельства :)).

Поскольку, в отличие от фильмов и книг, мы имеем гораздо меньше времени, нужно избавиться от всего, что может ослабить интригу. Если какой-то из поворотов сюжета не добавляет действию напряжения — выкидываем его без сожаления.

Когда зрителям покажется, что всем «хорошим» уже точно конец, и интригу закручивать более некуда — приходит время кульминации. Кульминация — словно взрыв, момент наивысшего напряжения, раскрытия тайн, срывания масок, разрешения противоречий. Хорошо, если нам удастся во время кульминации эмоционально потрясти аудиторию, вызвать у нее гомерический хохот или безудержные слезы. Тогда можно почти точно считать выступление успешным.

Кульминация (как любое пиковое состояние) кратковременна, из нее логически вытекает развязка сюжета, которая показывает нам финальную картину мира — что и как сложилось в нем «когда разгар событий кончен», кто с чем (и с кем) в итоге остался, кто вознагражден, а кто наказан. Хорошая развязка лаконична и созвучна настроению кульминации, она не размывает пережитые зрителями эмоции, а заботливо поддерживает и постепенно смягчает их. Идеальный вариант развязки мы можем найти, например, в финале «Пиковой дамы» великого Пушкина:

Германн сошёл с ума. Он сидит в Обуховской больнице в 17-м нумере, не отвечает ни на какие вопросы и бормочет необыкновенно скоро: «Тройка, семёрка, туз! Тройка, семёрка, дама! …». Дальше смотрите в первоисточнике.

Развязкой можем, в принципе, заканчивать свое выступление и мы. Однако, художественный рассказ в исполнении оратора смотрится гораздо сильнее и красивее, когда он увенчан неким логическим выводом, моралью. Это короткий, в одно-два предложения вывод, выражающий главную идею всего повествования. Для этого можно использовать какую-нибудь пословицу, поговорку или афоризм, крылатое выражение, можно адаптировать известную фразу или придумать свою — главное, чтобы она была эффектной, емкой, подчеркивающей смысл нашего выступления. Удачная мораль западает в душу зрителю и усиливает впечатление от речи (и от ее исполнителя).

И да — чуть не забыл! Когда мы приготовили наш рассказ, хорошо придумать ему интересное цепляющее, с изюминкой название — такое, чтобы зрителю, услышавшему его, обязательно захотелось узнать, о чем пойдет речь. Здесь возможно применение некоторого художественного преувеличения — но не следует уподобляться желтой прессе и нагло врать или передергивать факты. Лучше воспользоваться забавной игрой слов или доброй иронией: ст3

— Друзья, сегодня я расскажу вам о том, как выиграл в шахматы у самого Каспарова!

Итак, коллеги, теперь вы познакомились с основными частями художественного рассказа — не пора ли составить свою интересную историю? А о том, как правильно выступить с ней, мы поговорим в следующей статье. Пока же — тренируемся! 

Верных Вам слов и верных решений!

Вячеслав Саломасов,
тренер, психолог, коуч, эксперт по ораторскому мастерству

Вячеслав Саломасов является автором программы тренинга "Ораторское мастерство", которая предлагается в разделе готовых программ.  Программа этого тренинга содержит поминутный план действий тренера, важные подсказки для тренеров, абсолютно все необходимые тренерские материалы, отлично подходит как для корпоративного, так и для открытого тренинга, одинаково эффективна как для обучения линейного персонала, так и для обучения руководителей.

Программа включает такие темы, как энергетика оратора, словесная импровизация, управление волнением, работа с голосом, жестами, позой;  содержит 12 подробных лекций, раскрывающих все основные аспекты ораторского мастерства, 24 уникальных упражнения, позволяющих освоить за 2 дня тренинга все основные приемы эффективного выступления на публике, и многое другое. Подробнее о программе тренинга "Ораторское мастерство"...

Больше об ораторском мастерстве, о приемах и методах убеждения и влияния, а также новости о тренингах по мастерству публичного выступления и других мероприятиях с тренерским участием В. Саломасова читайте на сайте Верного Слова: http://vernoeslovo.com/

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами:

<< Как убеждать убедительно Интересная история 2: как рассказывать >>

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Упражнение-разминка "Волшебная палочка"

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Волшебная палочка»Упражнение рекомендовано профессиональным тренером Д.Швецовым, автором книг "Укрепление личности", "Чувство вины: антивирус".
    Увлекательное и действенное упражнение отлично подходит в качестве разминки, но при несложной модификации может стать и более глубоким, основным упражнением. Создает легкую, позитивную атмосферу доверия и активизирует творческий настрой участников.

    Упражнение «Волшебная палочка» помогает участникам разобраться с тем, что делает их счастливыми, и найти новые доступные возможности быть таковыми. Кроме того участники смогут лучше понять потребности окружающих и найти способы сделать счастливее и их. Несмотря на кажущуюся простоту, упражнение в зависимости от целей тренера может быть как легким, так и более «глубоким» для осознания.

  • Ролевая игра "Слалом"

    Упражнения по теме продажи, переговоры – «Ролевая игра "Слалом"»Красивое и эффективное упражнение «Слалом» станет украшением любого тренинга для руководителей, а также тренинга продаж, переговоров или коммуникаций.

    Упражнение позволяет бросить вызов умению участников эффективно и гармонично договариваться в условиях ограниченного времени, умению расставлять приоритеты, быстро принимать решения. Упражнение поможет не только активизировать творческий потенциал группы, но и максимально собрать ее внимание на дальнейшем обучении.

    Вашему вниманию предлагается эксклюзивная тренерская методичка упражнения, описывающая все подводные камни его проведения, все тренерские тонкости и нюансы.

  • "Продай" свой недостаток

    Психологические игры и тренинговые упражнения – "Продай" свой недостаток

    Простое и эффективное упражнение для тренингов личностного роста, тренингов уверенности или управления эмоциями. Упражнение способно в короткий срок изменить отношение участников к своим недостаткам, поднять самооценку, повысить уверенность в себе и раскрыть для себя мир позитивного мышления. Одно из лучших в своем роде. Упражнение существенно повышает энергетику и вовлеченность группы, создает позитивную атмосферу и активирует творческий потенциал участников тренинга.

    Эксклюзивные рекомендации профессионалов! Это не просто упражнение для тренинга, это уникальная тренерская методичка, включающая подробную инструкцию проведения упражнения, разбор сложных ситуаций и возражений, рекомендации, советы и подсказки тренеров-экспертов. Такого вы не найдете больше нигде! 

    Объем тренерской методички упражнения: 8 страниц. 
    Бонусы! Прилагается подробный блок теории и 6 различных вариаций данного упражнения!