Все тренеры собираются здесь

Интересная история

Полагаю, ваши выступления уже стали гораздо убедительнее — если, конечно, вы нашли некоторое время для практической отработки особенностей жанра убедительного выступления, о которых мы говорили в прошлом и предшествующем ему выпусках. Давайте перейдем к следующему жанру с романтичным названием — Story telling или, по-нашему, рассказывание историй.

Сравнивая рассказывание историй (РИ) с убеждающим выступлением, пожалуй, затруднюсь сказать, какой из жанров более древний. Думаю, все же сказители появились в обществе немного раньше, чем продавцы, политики и адвокаты, так что традиции профессионального сторителлинга в ораторском мастерстве несколько богаче) ). В чем же особенности современного умения РИ? Давайте разбираться.

Из всех жанров ораторской профессии рассказывание историй является, пожалуй, наиболее близким к искусству. Ведь его прямая задача — заинтриговать, развлечь, вызвать сочувствие, привести впечатляющий поучительный пример, так или иначе воздействовать на эмоции и чувства аудитории. Недаром РИ называют еще художественным рассказом, а лучших рассказчиков можно встретить среди профессиональных артистов. И если главное слово информационного выступления — «полезно», а убеждающего — «убедительно», то определяющий эпитет РИ — «интересно». А оратор, умеющий сделать публике интересно, уверяю вас, будет успешен в любом жанре). Видимо, именно поэтому элементы РИ сейчас все активнее применяются в самых разных видах выступлений.

Как сделать интересно

Хорошая история создается по правилам качественного литературного произведения. Чрезвычайно важно правильно скомпоновать сюжет — чтобы он захватывал аудиторию с самого начала и затягивал с каждой минутой все глубже, чтобы зритель не мог оторваться до самого конца рассказа.

Начинается все с завязки, в которой мы знакомим слушателей с контекстом сюжета и главными действующими лицами. Хорошая завязка динамична и не отягощена излишними подробностями. Интригу лучше объявить сразу — тогда мы немедленно захватываем внимание зрителя, возбуждаем его любопытство. Посмотрите какой-нибудь из фильмов о Джеймсе Бонде — там главные герои еще до начальных титров успевают построить дворец, разрушить город и перестрелять с десяток плохих парней и хороших полицейских.

Когда интрига создана, переходим к ее закручиванию и нагнетанию напряжения. Для этого нужно добавлять загадок, не разрешая предыдущих, ухудшать дела положительных героев и, соответственно, всячески лить воду на мельницу главных негодяев. А буде таковых не окажется — нагнетать роковое стечение неблагоприятных обстоятельств.

Лучший вариант, конечно — объединить и негодяев, и обстоятельства :)).

Поскольку, в отличие от фильмов и книг, мы имеем гораздо меньше времени, нужно избавиться от всего, что может ослабить интригу. Если какой-то из поворотов сюжета не добавляет действию напряжения — выкидываем его без сожаления.

Когда зрителям покажется, что всем «хорошим» уже точно конец, и интригу закручивать более некуда — приходит время кульминации. Кульминация — словно взрыв, момент наивысшего напряжения, раскрытия тайн, срывания масок, разрешения противоречий. Хорошо, если нам удастся во время кульминации эмоционально потрясти аудиторию, вызвать у нее гомерический хохот или безудержные слезы. Тогда можно почти точно считать выступление успешным.

Кульминация (как любое пиковое состояние) кратковременна, из нее логически вытекает развязка сюжета, которая показывает нам финальную картину мира — что и как сложилось в нем «когда разгар событий кончен», кто с чем (и с кем) в итоге остался, кто вознагражден, а кто наказан. Хорошая развязка лаконична и созвучна настроению кульминации, она не размывает пережитые зрителями эмоции, а заботливо поддерживает и постепенно смягчает их. Идеальный вариант развязки мы можем найти, например, в финале «Пиковой дамы» великого Пушкина:

Германн сошёл с ума. Он сидит в Обуховской больнице в 17-м нумере, не отвечает ни на какие вопросы и бормочет необыкновенно скоро: «Тройка, семёрка, туз! Тройка, семёрка, дама! …». Дальше смотрите в первоисточнике.

Развязкой можем, в принципе, заканчивать свое выступление и мы. Однако, художественный рассказ в исполнении оратора смотрится гораздо сильнее и красивее, когда он увенчан неким логическим выводом, моралью. Это короткий, в одно-два предложения вывод, выражающий главную идею всего повествования. Для этого можно использовать какую-нибудь пословицу, поговорку или афоризм, крылатое выражение, можно адаптировать известную фразу или придумать свою — главное, чтобы она была эффектной, емкой, подчеркивающей смысл нашего выступления. Удачная мораль западает в душу зрителю и усиливает впечатление от речи (и от ее исполнителя).

И да — чуть не забыл! Когда мы приготовили наш рассказ, хорошо придумать ему интересное цепляющее, с изюминкой название — такое, чтобы зрителю, услышавшему его, обязательно захотелось узнать, о чем пойдет речь. Здесь возможно применение некоторого художественного преувеличения — но не следует уподобляться желтой прессе и нагло врать или передергивать факты. Лучше воспользоваться забавной игрой слов или доброй иронией: ст3

— Друзья, сегодня я расскажу вам о том, как выиграл в шахматы у самого Каспарова!

Итак, коллеги, теперь вы познакомились с основными частями художественного рассказа — не пора ли составить свою интересную историю? А о том, как правильно выступить с ней, мы поговорим в следующей статье. Пока же — тренируемся! 

Верных Вам слов и верных решений!

Вячеслав Саломасов,
тренер, психолог, коуч, эксперт по ораторскому мастерству

Вячеслав Саломасов является автором программы тренинга "Ораторское мастерство", которая предлагается в разделе готовых программ.  Программа этого тренинга содержит поминутный план действий тренера, важные подсказки для тренеров, абсолютно все необходимые тренерские материалы, отлично подходит как для корпоративного, так и для открытого тренинга, одинаково эффективна как для обучения линейного персонала, так и для обучения руководителей.

Программа включает такие темы, как энергетика оратора, словесная импровизация, управление волнением, работа с голосом, жестами, позой;  содержит 12 подробных лекций, раскрывающих все основные аспекты ораторского мастерства, 24 уникальных упражнения, позволяющих освоить за 2 дня тренинга все основные приемы эффективного выступления на публике, и многое другое. Подробнее о программе тренинга "Ораторское мастерство"...

Больше об ораторском мастерстве, о приемах и методах убеждения и влияния, а также новости о тренингах по мастерству публичного выступления и других мероприятиях с тренерским участием В. Саломасова читайте на сайте Верного Слова: http://vernoeslovo.com/

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами:

<< Как убеждать убедительно Интересная история 2: как рассказывать >>

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Упражнение-вызов "Титаник"

    Упражнения на командообразование – Упражнение-вызов «Титаник»Крайне эффективное командообразующее упражнение, требующее участия и тотальной вовлеченности всей группы. Перед участниками ставится сложнейшая задача, решить которую можно только совместными усилиями, мобилизовав все свои личностные качества, деловые навыки и умение работать в команде.

    Упражнение «Титаник» гарантировано «цепляет» участников тренинга и запоминается как одно из самых ярких упражнений тренинга. Это упражнение может быть доступно и начинающим тренерам, но особенной «жемчужиной» оно будет в руках опытного тренера. 

    Тренерская методичка упражнения разработана профессионалами специально для портала Тренерская.ру и содержит массу уникальных рекомендаций, подсказок и тренерских "фишек", позволяющих провести упражнение наилучшим образом. 
    Объем тренерской методички упражнения: 8 страниц. 

  • Упражнение для тренингов "Миллион евро"

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Миллион евро»"Интересное, богатое на выводы упражнение для тренинга целеполагания, успешности или тренингов личностного роста. 

    Это упражнение "для тренинга развивает у участников осмысленное отношение к целям, которые они ставят перед собой, помогает найти те вдохновляющие цели, которые человеку будет по-настоящему радостно реализовывать, и отделить эти цели от искуственных, навязанных целей или промежуточных целей. Благодаря интересной легенде упражнение "Миллион евро" всегда проходит живо, участники тренинга сильно вовлекаются, повышается энергетика и заинтересованность участников. И мотивация участников тренинга на достижение собственных целей!

    Судите сами, объем тренерской методички упражнения: 8 страниц. 

  • Найди любимую работу

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Найди любимую работу»

    Упражнение для тренинга рекомендовано профессиональным тренером Д.Швецовым, автором книги "Укрепление личности".
    Качественное целевое упражнение для тренингов личностного роста, профориентации, целеполагания или тренингов открытия своего дела. Упражнение в короткие сроки помогает решить один из наиболее волнующих вопросов«Как выбрать работу (дело, профессию), заниматься которой было бы не только прибыльно, но и приятно, интересно? Как найти свое призвание?».  Конкретная технология, подробно описанная в данном упражнении для тренинга, поможет участникам поверить, что сочетание «любимая работа» очень даже возможно.

    Эксклюзивные рекомендации профессионалов! Это не просто упражнение для тренинга, это уникальная тренерская методичка, включающая подробную инструкцию проведения упражнения, разбор сложных ситуаций и возражений, рекомендации, советы и подсказки тренеров-экспертов. Такого вы не найдете больше нигде! 

    Объем тренерской методички упражнения: 8 страниц. 
    Бонусы! Упражнение содержит подробный блок теории и аудио-запись "живого" упражнения!