Все тренеры собираются здесь

Интересная история 2: как рассказывать

Друзья, как поживаете в нынешнем марте? На Урал весна не торопится, минус за окном бывает значительно чаще, чем плюс — да и плюс в компании с резким холодным ветром совсем не радует. Ждем-с).

Как вы, надеюсь, помните, в прошлый раз мы беседовали о правилах создания интересных историй. Полагаю, времени для практической отработки было достаточно, и теперь организовать захватывающий рассказ — хоть из реальных, хоть из вымышленных событий — для вас не составит особого труда.

Но хорошо придумать — это только половина дела. Надо еще ярко, выразительно, интересно рассказать. Вот об этом сегодня и поговорим. 

Как рассказывать

Жанр рассказывания историй (РИ) предъявляет, пожалуй, самые серьезные требования к артистическим способностям оратора. Сторителлинг — это небольшое театральное представление, в котором нам приходится выступать и за сценариста, и за режиссера, и за целую актерскую труппу. Да, не забудьте еще и про роль художника по декорациям и костюмам, потому что первый секрет успеха в выступлении рассказчика — художественный) ).

Рисование картин и образов — прекрасный способ создать в зале нужное настроение, завладеть вниманием зрителей, вовлечь их в действие эмоционально, заставить сопереживать. Для того, чтобы наши описания получались максимально живыми и яркими, важно помнить о некоторых маленьких хитростях:

Первая — описывать картины и образы, используя три канала восприятия информации. Специалисты по НЛП называют это «вижу-слышу-чувствую». То есть мы говорим зрителям не только о том, что они должны увидеть мысленным взором, но и о том, что им следует услышать мысленным слухом и почувствовать другими мысленными органами чувств) ). Именно такие воображаемые описания создают у аудитории максимальный эффект присутствия.

Вторая — использовать в описаниях много ярких характерных деталей. Особенно хорошо это при создании портретов действующих лиц нашей истории — детали делают образы более красочными, более правдоподобными. Кстати — здесь тоже можно не ограничиваться «мысленным взором». Часто гораздо глубже в душу западают особенные звуки или запахи — вспомните, например, скрипучий крик попугая капитана Сильвера из «Острова сокровищ» Р. Л. Стивенсона:

Теперь меня ничем не заманишь на этот проклятый остров. До сих пор мне снятся по ночам буруны, разбивающиеся о его берега, и я вскакиваю с постели, когда мне чудится хриплый голос Капитана Флинта:

— Пиастры! Пиастры! Пиастры!

Третья хитрость — не спешим. Рассказываем обстоятельно, с паузами — нужно дать аудитории возможность успеть представить описываемые картины, нафантазировать упомянутые детали, сложить их в своем воображении в единое целое. Если торопиться, зритель просто не успеет вжиться в виртуальную реальность нашего рассказа и «выпадет» и из эмоциональной атмосферы повествования, и из сюжетной линии.

А почему мастеру РИ нужно быть хорошим актером? Потому что еще один секрет успеха в этом жанре, актерский — театрализация, превращение выступления в мини-спектакль. Мы не просто рассказываем, мы изображаем действия главных героев, подражаем их голосам, разыгрываем диалоги в лицах, движемся, жестикулируем, вживаемся в роли. Не нужно бояться «переиграть» (это, скорее всего, все равно не получится) — пусть зритель видит яркие образы, вовлекается в действие, радуется и переживает за героев повествования.

Третий секрет (патетичный) — назовем его условно «драматизация» — состоит в умении оратора тонко управлять темпом, энергетикой и настроением выступления, делать рассказ более интригующим. драматичным. Для этого нужно:

во-первых, наполнить эмоциями собственную роль — роль рассказчика. Это дает нам возможность выразить свое отношение к происходящему, показать, что нам нравится, что нет, что смешит, что огорчает. Мы ненавязчиво подсказываем зрителю «систему координат» — кто хороший, кто плохой, за кого переживать, а кого ненавидеть — и таким образом задаем нужный тон всему выступлению;

— во-вторых, управлять напряжением в зале отлично помогают интонации оратора, темп речи, жесты, мимика и паузы. Паузы для этого особенно хороши — на всем пути от завязки к кульминации они интригуют зрителя, щекочут его натянутые нервы, беспощадно заставляют изнывать от загадочной неизвестности. Научитесь держать паузы нужной длины в нужных местах — и успех любому вашему рассказу обеспечен. :-) (если что-то не сработает, смотреть с 1.22)

Секрет четвертый (лаконичный) — краткость. Каким бы увлекательным ни казался художественный рассказ его автору, лучше все же не злоупотреблять терпением аудитории и укладывать выступление в 4–7 минут.

Если, конечно, вы не тот самый мастер художественного слова, ради которого все, собственно, и собрались в этом зале.

Для того, чтобы удерживать неослабевающий интерес зала и закручивать интригу дольше, нужно быть специально обученным профессионалом или талантом с большим опытом. Впрочем, если у вас получается — я только за :-).

Ну и пятый секрет — необязательный). Оратору легче добиться успеха, когда он ведет художественный рассказ от первого лица. Тогда зритель подсознательно будто бы допускает, что это, и правда, когда-то случалось с рассказчиком. В результате прием углубляет контакт с аудиторией, быстро создает доверительную атмосферу, эмоционально вовлекает зрителей. Ничего страшного, если на самом деле все происходило не с нами (или вообще не происходило) — мы всегда можем сказать об этом в конце выступления. И к тому же, рассказ — это произведение искусства, а в искусстве некоторый художественный вымысел вполне допустим. :))

Красный как рак Галоша вышел за дверь, а мы с капитаном закурили.

М-да,— сказал я.

Капитан промолчал.

— Отъявленный врун ваш Галоша…

Вообще-то,— сказал капитан,— все, что рассказал Галоша, было на самом деле с Кошкиным и Молокановым… Кошкин и Молоканов задержали двух нарушителей…

Юрий Коваль. Алый. Особое задание

Ну что ж, друзья, на этом секреты, достаточные для хорошего выступления в жанре рассказывания историй, закончились. Берите свои интересные истории — и скорее выступать, отрабатывать практическое применение теоретических знаний. Можете присылать мне то, что у вас получилось — разберем и оценим вместе. А я прощаюсь до следующей статьи.

Верных Вам слов и верных решений!

Вячеслав Саломасов,
тренер, психолог, коуч, эксперт по ораторскому мастерству

Вячеслав Саломасов является автором программы тренинга "Ораторское мастерство", которая предлагается в разделе готовых программ.  Программа этого тренинга содержит поминутный план действий тренера, важные подсказки для тренеров, абсолютно все необходимые тренерские материалы, отлично подходит как для корпоративного, так и для открытого тренинга, одинаково эффективна как для обучения линейного персонала, так и для обучения руководителей.

Программа включает такие темы, как энергетика оратора, словесная импровизация, управление волнением, работа с голосом, жестами, позой;  содержит 12 подробных лекций, раскрывающих все основные аспекты ораторского мастерства, 24 уникальных упражнения, позволяющих освоить за 2 дня тренинга все основные приемы эффективного выступления на публике, и многое другое. Подробнее о программе тренинга "Ораторское мастерство"...

Больше об ораторском мастерстве, о приемах и методах убеждения и влияния, а также новости о тренингах по мастерству публичного выступления и других мероприятиях с тренерским участием В. Саломасова читайте на сайте Верного Слова: http://vernoeslovo.com/

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами:

<< Интересная история Верная интонация >>

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Уникальное упражнение "Колесо жизни"

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Колесо жизни»Сильное и глубокое упражнение, в процессе которого участники тренинга наглядно видят, насколько они удовлетворены различными сферами своей жизни, выбирают свои приоритетные цели и ставят конкретные задачи на определенный промежуток времени.

    Не всегда человеку легко определиться, в какую сторону двигаться. «Колесо жизни» — одна из лучших технологий, помогающая осознанно организовать свою жизнь, определить свои жизненные цели и приоритеты развития на ближнюю, среднюю и дальнюю перспективы.

    Упражнение идеально подходит для тренингов целеполагания, тренингов по life-менеджменту. Благодаря своей метафоричности и наглядности, оно станет настоящим украшением такого тренинга, одним из самых запоминающихся его моментов.

    Объем тренерской методички упражнения: 15 страниц.

  • Бредогенератор

    Упражнения по теме продажи, переговоры – «Бредогенератор»Это упражнение занимает от 30 до 50 минут и позволяет научить участников тренинга более уверенно общаться и выступать. Знающие люди утверждают, что это любимое упражнение, которым тренируют себя радио- и теле-ведущие перед выходом в эфир.

    Упражнение «Бредогенератор» отлично подходит для тренингов уверенного поведения, тренингов по ораторскому мастерству и риторике, тренингов лидерства. Также данное упражнение рекомендуется для тренингов активных продаж для тех областей, где продавцу важен «хорошо подвешенный язык», для тренингов молодых руководителей, которым важно уверенно проводить совещание, также упражнение будет очень полезным для тренинга тренеров.

    В состав упражнения включена подробная лекция на тему «Шесть шагов уверенного выступления». Упражнение позволяет отработать эти шаги, отработать приемы и «фишки» уверенного поведения.

  • Разминка "Дом и Жилец"

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Дом и Жилец»

    Динамичное и интересное упражнение-разогрев, которое позволяет за короткое время заметно повысить уровень энергетики, внимания и активности в группе.
    Это упражнение можно использовать для тренингов любой направленностиУпражнение станет хорошей подводкой к темам о различных стратегиях поведения в той или иной ситуации, об активности в достижении цели, о лидерской позиции, о быстроте принятия решений в меняющейся обстановке.
    Упражнение "Дом и Жилец" легко снимает усталость, позволяет  найти силы для разбора новой важной темы даже в конце тренингового дня.  Это одно из лучших упражнений-разминок для тренингов, помогающих быстро поднять энергетику и активность группы с помощью физической активности.  

    Объем тренерской методички упражнения: 8 страниц.
    Бонус! К методичке прилагается аудио-файл с записью упражнения и подходящее музыкальное сопровождение!