Все тренеры собираются здесь

Интересная история 2: как рассказывать

Друзья, как поживаете в нынешнем марте? На Урал весна не торопится, минус за окном бывает значительно чаще, чем плюс — да и плюс в компании с резким холодным ветром совсем не радует. Ждем-с).

Как вы, надеюсь, помните, в прошлый раз мы беседовали о правилах создания интересных историй. Полагаю, времени для практической отработки было достаточно, и теперь организовать захватывающий рассказ — хоть из реальных, хоть из вымышленных событий — для вас не составит особого труда.

Но хорошо придумать — это только половина дела. Надо еще ярко, выразительно, интересно рассказать. Вот об этом сегодня и поговорим. 

Как рассказывать

Жанр рассказывания историй (РИ) предъявляет, пожалуй, самые серьезные требования к артистическим способностям оратора. Сторителлинг — это небольшое театральное представление, в котором нам приходится выступать и за сценариста, и за режиссера, и за целую актерскую труппу. Да, не забудьте еще и про роль художника по декорациям и костюмам, потому что первый секрет успеха в выступлении рассказчика — художественный) ).

Рисование картин и образов — прекрасный способ создать в зале нужное настроение, завладеть вниманием зрителей, вовлечь их в действие эмоционально, заставить сопереживать. Для того, чтобы наши описания получались максимально живыми и яркими, важно помнить о некоторых маленьких хитростях:

Первая — описывать картины и образы, используя три канала восприятия информации. Специалисты по НЛП называют это «вижу-слышу-чувствую». То есть мы говорим зрителям не только о том, что они должны увидеть мысленным взором, но и о том, что им следует услышать мысленным слухом и почувствовать другими мысленными органами чувств) ). Именно такие воображаемые описания создают у аудитории максимальный эффект присутствия.

Вторая — использовать в описаниях много ярких характерных деталей. Особенно хорошо это при создании портретов действующих лиц нашей истории — детали делают образы более красочными, более правдоподобными. Кстати — здесь тоже можно не ограничиваться «мысленным взором». Часто гораздо глубже в душу западают особенные звуки или запахи — вспомните, например, скрипучий крик попугая капитана Сильвера из «Острова сокровищ» Р. Л. Стивенсона:

Теперь меня ничем не заманишь на этот проклятый остров. До сих пор мне снятся по ночам буруны, разбивающиеся о его берега, и я вскакиваю с постели, когда мне чудится хриплый голос Капитана Флинта:

— Пиастры! Пиастры! Пиастры!

Третья хитрость — не спешим. Рассказываем обстоятельно, с паузами — нужно дать аудитории возможность успеть представить описываемые картины, нафантазировать упомянутые детали, сложить их в своем воображении в единое целое. Если торопиться, зритель просто не успеет вжиться в виртуальную реальность нашего рассказа и «выпадет» и из эмоциональной атмосферы повествования, и из сюжетной линии.

А почему мастеру РИ нужно быть хорошим актером? Потому что еще один секрет успеха в этом жанре, актерский — театрализация, превращение выступления в мини-спектакль. Мы не просто рассказываем, мы изображаем действия главных героев, подражаем их голосам, разыгрываем диалоги в лицах, движемся, жестикулируем, вживаемся в роли. Не нужно бояться «переиграть» (это, скорее всего, все равно не получится) — пусть зритель видит яркие образы, вовлекается в действие, радуется и переживает за героев повествования.

Третий секрет (патетичный) — назовем его условно «драматизация» — состоит в умении оратора тонко управлять темпом, энергетикой и настроением выступления, делать рассказ более интригующим. драматичным. Для этого нужно:

во-первых, наполнить эмоциями собственную роль — роль рассказчика. Это дает нам возможность выразить свое отношение к происходящему, показать, что нам нравится, что нет, что смешит, что огорчает. Мы ненавязчиво подсказываем зрителю «систему координат» — кто хороший, кто плохой, за кого переживать, а кого ненавидеть — и таким образом задаем нужный тон всему выступлению;

— во-вторых, управлять напряжением в зале отлично помогают интонации оратора, темп речи, жесты, мимика и паузы. Паузы для этого особенно хороши — на всем пути от завязки к кульминации они интригуют зрителя, щекочут его натянутые нервы, беспощадно заставляют изнывать от загадочной неизвестности. Научитесь держать паузы нужной длины в нужных местах — и успех любому вашему рассказу обеспечен. :-) (если что-то не сработает, смотреть с 1.22)

Секрет четвертый (лаконичный) — краткость. Каким бы увлекательным ни казался художественный рассказ его автору, лучше все же не злоупотреблять терпением аудитории и укладывать выступление в 4–7 минут.

Если, конечно, вы не тот самый мастер художественного слова, ради которого все, собственно, и собрались в этом зале.

Для того, чтобы удерживать неослабевающий интерес зала и закручивать интригу дольше, нужно быть специально обученным профессионалом или талантом с большим опытом. Впрочем, если у вас получается — я только за :-).

Ну и пятый секрет — необязательный). Оратору легче добиться успеха, когда он ведет художественный рассказ от первого лица. Тогда зритель подсознательно будто бы допускает, что это, и правда, когда-то случалось с рассказчиком. В результате прием углубляет контакт с аудиторией, быстро создает доверительную атмосферу, эмоционально вовлекает зрителей. Ничего страшного, если на самом деле все происходило не с нами (или вообще не происходило) — мы всегда можем сказать об этом в конце выступления. И к тому же, рассказ — это произведение искусства, а в искусстве некоторый художественный вымысел вполне допустим. :))

Красный как рак Галоша вышел за дверь, а мы с капитаном закурили.

М-да,— сказал я.

Капитан промолчал.

— Отъявленный врун ваш Галоша…

Вообще-то,— сказал капитан,— все, что рассказал Галоша, было на самом деле с Кошкиным и Молокановым… Кошкин и Молоканов задержали двух нарушителей…

Юрий Коваль. Алый. Особое задание

Ну что ж, друзья, на этом секреты, достаточные для хорошего выступления в жанре рассказывания историй, закончились. Берите свои интересные истории — и скорее выступать, отрабатывать практическое применение теоретических знаний. Можете присылать мне то, что у вас получилось — разберем и оценим вместе. А я прощаюсь до следующей статьи.

Верных Вам слов и верных решений!

Вячеслав Саломасов,
тренер, психолог, коуч, эксперт по ораторскому мастерству

Вячеслав Саломасов является автором программы тренинга "Ораторское мастерство", которая предлагается в разделе готовых программ.  Программа этого тренинга содержит поминутный план действий тренера, важные подсказки для тренеров, абсолютно все необходимые тренерские материалы, отлично подходит как для корпоративного, так и для открытого тренинга, одинаково эффективна как для обучения линейного персонала, так и для обучения руководителей.

Программа включает такие темы, как энергетика оратора, словесная импровизация, управление волнением, работа с голосом, жестами, позой;  содержит 12 подробных лекций, раскрывающих все основные аспекты ораторского мастерства, 24 уникальных упражнения, позволяющих освоить за 2 дня тренинга все основные приемы эффективного выступления на публике, и многое другое. Подробнее о программе тренинга "Ораторское мастерство"...

Больше об ораторском мастерстве, о приемах и методах убеждения и влияния, а также новости о тренингах по мастерству публичного выступления и других мероприятиях с тренерским участием В. Саломасова читайте на сайте Верного Слова: http://vernoeslovo.com/

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами:

<< Интересная история Верная интонация >>

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Слепой и Поводырь

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Слепой и Поводырь»Это классическое упражнение-ледокол. А, значит, оно отлично снимает первичное напряжение и недоверие в тренинговой группе, способствует установлению теплых, доверительных отношений между участниками тренинга.

    Упражнение «Слепой и Поводырь» отлично подводит участников тренинга к исследованию и обсуждению темы доверия к другим людям. Помогает участникам тренинга увеличить уровень доверия в своей жизни, начать больше доверять людям, увидеть, что в жизни мы часто изначально «не доверяем».

    Упражнение «Слепой и Поводырь» дает возможность каждому участнику тренинга лучше узнать самого себя: насколько он доверяет окружающим, легко или сложно ему положиться на другого человека, каков он во взаимодействии с другими, каким его воспринимают другие люди.

  • Презентация директора

    Психологические игры и тренинговые упражнения  – «Презентация директора»Универсальное и результативное упражнение, способное существенно расширить знания участников тренинга о самопрезентации, оценить их умение производить первое впечатление, поработать с уверенностью, вербальными и невербальными способами общения, а заодно и ускорить процесс распределения ролей, включить группу в «рабочее состояние» и подвести к стадии активной работы.

    Упражнение подходит для всех тренингов, в которых затрагивается тема коммуникаций и презентаций. «На ура» проходит в тренингах уверенности и лидерства. Может оказаться полезным и эффективным на тренингах руководителей.
    Упражнение способно зарядить группу энергией и мотивировать на усердную работу.
    Упражнение для тренинга рекомендовано профессиональным тренером Д.Швецовым, автором книги "Укрепление личности".

  • Уникальное упражнение "Светофор"

    Психологические игры и тренинговые упражнения - Уникальное упражнение "Светофор"

    Уникальное авторское упражнение для тренинга, разработанное доктором психологических наук, профессором, известнейшим тренером и писателем Н.И.Козловым. 

    Невероятное по своей эффективности упражнение, способное за какой-нибудь час совершить «революцию» в умах участников тренинга. Настоящая «жемчужина» среди упражнений своего рода.

    Упражнение для тренинга "Светофор" позволяет участникам, не проходя ситуацию потери в жизни, произвести инвентаризацию своих ценностей, перестать расстраиваться "по мелочам", научиться радоваться и ценить то, что уже есть в жизни! Упражнение станет настоящим украшением для тренингов стрессоустойчивости, тренингов эмоционального интеллекта, тренингов личностного роста и целеполагания.

    Объем уникальной тренерской методички упражнения: 12 страниц! 
    Бонус! В состав данной методички входят аудио-записи реального упражнения (общее время звучания 54:35 мин)!