Все тренеры собираются здесь

К расследованию приступить. Простые сложности

Как вы помните, в прошлый раз мы говорили об эмоциональных слайдах — надеюсь, тренировки в их создании принесли вам и вашим зрителям немало разнообразных впечатлений. Уверен, теперь, когда мы изучили целых четыре основных типа слайдов, ваши презентации всегда будут понятными, яркими и интересными.

Однако, это, к сожалению, не означает, что нам больше не придется иметь дела с презентациями других ораторов — тех, которые (странно!) почему-то до сих пор не с нами, а значит, не знают, как правильно. :)) И полбеды, если мы сидим в зрительном зале, а слайды просто скучные. Гораздо хуже, когда мы сами выступаем — и вынуждены комментировать чужое произведение, на котором по воле щедрого автора «смешались в кучу кони, люди», пять таблиц, девять диаграмм и пятнадцать графиков, а сверху все «заполировано» переплетением стрелок, пестрыми картинками и невнятным заголовком. И уж совсем апофеоз — если, уже выступая, мы видим все это благолепие, как и зрители, впервые в жизни :))

Впрочем, надеюсь, вас все же минует чаша сия — и если вдруг придется использовать чужие слайды в собственных выступлениях, вы найдете время для ознакомления с ними заранее.

Тем не менее, предварительное знакомство со сложным слайдом не снимает остроты задачи — как разобраться в нем нам самим, а главное — как помочь разобраться зрителям, если в картинке менять ничего нельзя или некогда.

Кто виноват? Неважно, лишний вопрос на данный момент. Мы можем очень эмоционально отзываться о художественных талантах, например, главного офиса, откуда «эпическое полотно» прислали, но положения это не исправит.

Что делать

Прежде всего (пункт ноль для всех случаев!) — воздержаться от паники :). Даже если у нас есть всего пара минут, можно успеть неплохо подготовиться:

  • бегло просматриваем заголовок и содержимое, чтобы уловить главную мысль слайда;
  • группируем содержимое по смысловым блокам, прикидываем иерархию блоков — что важно, что второстепенно с точки зрения главной мысли и нашей цели на выступление;
  • проверяем списки, таблицы, графики и т п — определяем, что в них наиболее важно для показа зрителям (а также — на что лучше не обращать их внимание);
  • составляем план — в каком порядке описываем блоки;
  • определяем, какие нужно из всего сделать выводы;
  • продумываем, что нужно сказать зрителям до появления слайда;
  • восхищаемся собственной гениальностью :))

Как выступать

Когда мы в процессе выступления добираемся до момента предъявления слайда народу — спокойно приступаем к делу.

  • Если нужно, предваряем показ слайда вводными словами по теме.
  • Если позволяет атмосфера встречи, можно предупредить аудиторию о некоторой сложности слайда, даже немного пошутить на эту тему.
  • Правильно встаем перед экраном — чтобы можно было показывать на нем «ближней» рукой, оставаясь к зрителям ЛИЦОМ, а не поворачиваясь боком или спиной. То есть, показываем правой рукой, находясь справа от экрана, а левой — находясь слева.
  • Раскрываем главную идею / основной тезис слайда. Это ключевой момент, задающий логику последующего описания и итоговые выводы — чрезвычайно важно подать его четко, ясно и, главное, в контексте наших общих целей на выступление.
  • Делаем общий обзор слайда, кратко разъясняем зрителям основные смысловые блоки, включенные в слайд, показываем логические связи между блоками — конечно, если они есть. :))
  • Последовательно описываем блок за блоком. При этом говорим только о ключевых вещах, нет необходимости описывать все подряд.
  • В процессе выступления интерпретируем информацию в соответствии со своими целями, делаем правильные выводы.

«Обратите внимание, что фирма Икс стабильно держит 12% рынка, что говорит о верном выборе стратегии работы с постоянными клиентами»

— Если на слайде есть длинные списки, рейтинги и тому подобные массивы информации — достаточно отметить первые три-четыре позиции и завершающие две-три. Плюс наиболее важные для нас места среди остальных позиций.

«В этом рейтинге, как видим, уверенно лидируют Швеция, Финляндия и Швейцария. Замыкают список Зимбабве и Гаити. Россия занимает 51 место».

— Показывая что-то на экране, делаем это максимально точно, чтобы помочь зрителю легко найти среди всего многообразия нужное место.

— Цифры, по возможности, округляем до легко запоминающихся или наиболее впечатляющих.

Увы, коллеги, таблица показывает нам печальные вещи — каждый второй брак в нашей стране распадается».

Следуя этим простым принципам, мы сможем качественно расследовать и вполне внятно объяснить нашим зрителям практически любой запутанный сюжет на практически любом перегруженном слайде. При условии некоторой предварительной тренировки, конечно. Соответственно, к чему я вас и призываю немедленно приступить. Просмотрите свои прежние презентации, презентации коллег, подберите перегруженные деталями картинки из интернета — уверен, в материалах для практики недостатка не будет. Вполне возможно, что вы найдете их в сегодняшней почте из хэд офиса :)), так что — вперед, к новым граням мастерства!

По итогам тренировок у вас могут возникнуть вопросы и комментарии — делитесь, будет интересно обсудить.

Как обычно, можете обращаться ко мне за мелкими подсказками даром и серьезной помощью (в скайпе или вживую) за деньги. Жду ваших вопросов, и до встречи в следующей статье.

Верных Вам слов и верных решений!

Вячеслав Саломасов,
тренер, психолог, коуч, эксперт по ораторскому мастерству

Вячеслав Саломасов является автором программы тренинга "Ораторское мастерство", которая предлагается в разделе готовых программ.  Программа этого тренинга содержит поминутный план действий тренера, важные подсказки для тренеров, абсолютно все необходимые тренерские материалы, отлично подходит как для корпоративного, так и для открытого тренинга, одинаково эффективна как для обучения линейного персонала, так и для обучения руководителей.

Программа включает такие темы, как энергетика оратора, словесная импровизация, управление волнением, работа с голосом, жестами, позой;  содержит 12 подробных лекций, раскрывающих все основные аспекты ораторского мастерства, 24 уникальных упражнения, позволяющих освоить за 2 дня тренинга все основные приемы эффективного выступления на публике, и многое другое. Подробнее о программе тренинга "Ораторское мастерство"...

Больше об ораторском мастерстве, о приемах и методах убеждения и влияния, а также новости о тренингах по мастерству публичного выступления и других мероприятиях с тренерским участием В. Саломасова читайте на сайте Верного Слова: http://vernoeslovo.com/

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами:

<< Яркий квадрат Тень на плетень. Красивые обманщики >>

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Уникальное упражнение "Светофор"

    Психологические игры и тренинговые упражнения - Уникальное упражнение "Светофор"

    Уникальное авторское упражнение для тренинга, разработанное доктором психологических наук, профессором, известнейшим тренером и писателем Н.И.Козловым. 

    Невероятное по своей эффективности упражнение, способное за какой-нибудь час совершить «революцию» в умах участников тренинга. Настоящая «жемчужина» среди упражнений своего рода.

    Упражнение для тренинга "Светофор" позволяет участникам, не проходя ситуацию потери в жизни, произвести инвентаризацию своих ценностей, перестать расстраиваться "по мелочам", научиться радоваться и ценить то, что уже есть в жизни! Упражнение станет настоящим украшением для тренингов стрессоустойчивости, тренингов эмоционального интеллекта, тренингов личностного роста и целеполагания.

    Объем уникальной тренерской методички упражнения: 12 страниц! 
    Бонус! В состав данной методички входят аудио-записи реального упражнения (общее время звучания 54:35 мин)! 

  • Успех

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Успех»Яркое и живое упражнение-разогрев, направленное на рост энергетики, активности и вовлеченности участников тренинга. За счет близкого контакта и физического взаимодействия способствует быстрому возникновению доверия и позитивной атмосферы в группе.

    Что важно, упражнение уже на стадии подготовки запускает активное распределение ролей в группе, выделение лидеров. Намеренное ограничение во времени усиливает внешнюю и внутреннюю динамику. Творческое задание располагает к запуску креативности и образного мышления.

    Упражнение идеально подходит почти для всех типов тренингов. Изменяя лишь тему задания, тренер может использовать его как разогрев и подводку к основной теме тренинга, мини-лекции или основному упражнению. Однако наиболее часто это упражнение используют на тренингах лидерства, уверенности, тренингах личностного роста, успешности, тренингах отношений.

    Упражнение несет и небольшую смысловую нагрузку. В результате его выполнения участники наглядно видят разность восприятия одних и тех же понятий разными людьми, что дает им большую мотивацию разобраться в том, что это значит лично для них, а тренеру — возможность подвести группу к нужной теме.

  • Мой капитал

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Мой капитал»Это игра-вызов, игра-соревнование, в начале которой все участники тренинга обладают равным количеством ресурсов, а в конце игры участники оказываются с очень разными результатами. В процессе данного упражнения участники группы выстраиваются в четкий ранжир, при этом больше шансов на победу имеет тот, кто умеет смотреть на происходящее беспристрастно, объективно, верно оценивать других людей.

    Это непростое упражнение, т. к. каждый участник тренинга видит свое место в группе относительно других людей, и у многих участников это может вызвать сильные и не всегда позитивные эмоции. А, значит, это упражнение может стать для участников тренинга сильной мотивацией для изменений, для развития, для роста, сильным вызовом. Обычно, игра «Мой капитал» вызывает множество различных эмоций, и дает богатую пищу для размышлений. И уж точно она никого не оставляет равнодушным!

    Упражнение «Мой капитал» эксклюзивно, его вы не найдете ни на одном другом ресурсе.