Все тренеры собираются здесь

К расследованию приступить. Простые сложности

Как вы помните, в прошлый раз мы говорили об эмоциональных слайдах — надеюсь, тренировки в их создании принесли вам и вашим зрителям немало разнообразных впечатлений. Уверен, теперь, когда мы изучили целых четыре основных типа слайдов, ваши презентации всегда будут понятными, яркими и интересными.

Однако, это, к сожалению, не означает, что нам больше не придется иметь дела с презентациями других ораторов — тех, которые (странно!) почему-то до сих пор не с нами, а значит, не знают, как правильно. :)) И полбеды, если мы сидим в зрительном зале, а слайды просто скучные. Гораздо хуже, когда мы сами выступаем — и вынуждены комментировать чужое произведение, на котором по воле щедрого автора «смешались в кучу кони, люди», пять таблиц, девять диаграмм и пятнадцать графиков, а сверху все «заполировано» переплетением стрелок, пестрыми картинками и невнятным заголовком. И уж совсем апофеоз — если, уже выступая, мы видим все это благолепие, как и зрители, впервые в жизни :))

Впрочем, надеюсь, вас все же минует чаша сия — и если вдруг придется использовать чужие слайды в собственных выступлениях, вы найдете время для ознакомления с ними заранее.

Тем не менее, предварительное знакомство со сложным слайдом не снимает остроты задачи — как разобраться в нем нам самим, а главное — как помочь разобраться зрителям, если в картинке менять ничего нельзя или некогда.

Кто виноват? Неважно, лишний вопрос на данный момент. Мы можем очень эмоционально отзываться о художественных талантах, например, главного офиса, откуда «эпическое полотно» прислали, но положения это не исправит.

Что делать

Прежде всего (пункт ноль для всех случаев!) — воздержаться от паники :). Даже если у нас есть всего пара минут, можно успеть неплохо подготовиться:

  • бегло просматриваем заголовок и содержимое, чтобы уловить главную мысль слайда;
  • группируем содержимое по смысловым блокам, прикидываем иерархию блоков — что важно, что второстепенно с точки зрения главной мысли и нашей цели на выступление;
  • проверяем списки, таблицы, графики и т п — определяем, что в них наиболее важно для показа зрителям (а также — на что лучше не обращать их внимание);
  • составляем план — в каком порядке описываем блоки;
  • определяем, какие нужно из всего сделать выводы;
  • продумываем, что нужно сказать зрителям до появления слайда;
  • восхищаемся собственной гениальностью :))

Как выступать

Когда мы в процессе выступления добираемся до момента предъявления слайда народу — спокойно приступаем к делу.

  • Если нужно, предваряем показ слайда вводными словами по теме.
  • Если позволяет атмосфера встречи, можно предупредить аудиторию о некоторой сложности слайда, даже немного пошутить на эту тему.
  • Правильно встаем перед экраном — чтобы можно было показывать на нем «ближней» рукой, оставаясь к зрителям ЛИЦОМ, а не поворачиваясь боком или спиной. То есть, показываем правой рукой, находясь справа от экрана, а левой — находясь слева.
  • Раскрываем главную идею / основной тезис слайда. Это ключевой момент, задающий логику последующего описания и итоговые выводы — чрезвычайно важно подать его четко, ясно и, главное, в контексте наших общих целей на выступление.
  • Делаем общий обзор слайда, кратко разъясняем зрителям основные смысловые блоки, включенные в слайд, показываем логические связи между блоками — конечно, если они есть. :))
  • Последовательно описываем блок за блоком. При этом говорим только о ключевых вещах, нет необходимости описывать все подряд.
  • В процессе выступления интерпретируем информацию в соответствии со своими целями, делаем правильные выводы.

«Обратите внимание, что фирма Икс стабильно держит 12% рынка, что говорит о верном выборе стратегии работы с постоянными клиентами»

— Если на слайде есть длинные списки, рейтинги и тому подобные массивы информации — достаточно отметить первые три-четыре позиции и завершающие две-три. Плюс наиболее важные для нас места среди остальных позиций.

«В этом рейтинге, как видим, уверенно лидируют Швеция, Финляндия и Швейцария. Замыкают список Зимбабве и Гаити. Россия занимает 51 место».

— Показывая что-то на экране, делаем это максимально точно, чтобы помочь зрителю легко найти среди всего многообразия нужное место.

— Цифры, по возможности, округляем до легко запоминающихся или наиболее впечатляющих.

Увы, коллеги, таблица показывает нам печальные вещи — каждый второй брак в нашей стране распадается».

Следуя этим простым принципам, мы сможем качественно расследовать и вполне внятно объяснить нашим зрителям практически любой запутанный сюжет на практически любом перегруженном слайде. При условии некоторой предварительной тренировки, конечно. Соответственно, к чему я вас и призываю немедленно приступить. Просмотрите свои прежние презентации, презентации коллег, подберите перегруженные деталями картинки из интернета — уверен, в материалах для практики недостатка не будет. Вполне возможно, что вы найдете их в сегодняшней почте из хэд офиса :)), так что — вперед, к новым граням мастерства!

По итогам тренировок у вас могут возникнуть вопросы и комментарии — делитесь, будет интересно обсудить.

Как обычно, можете обращаться ко мне за мелкими подсказками даром и серьезной помощью (в скайпе или вживую) за деньги. Жду ваших вопросов, и до встречи в следующей статье.

Верных Вам слов и верных решений!

Вячеслав Саломасов,
тренер, психолог, коуч, эксперт по ораторскому мастерству

Вячеслав Саломасов является автором программы тренинга "Ораторское мастерство", которая предлагается в разделе готовых программ.  Программа этого тренинга содержит поминутный план действий тренера, важные подсказки для тренеров, абсолютно все необходимые тренерские материалы, отлично подходит как для корпоративного, так и для открытого тренинга, одинаково эффективна как для обучения линейного персонала, так и для обучения руководителей.

Программа включает такие темы, как энергетика оратора, словесная импровизация, управление волнением, работа с голосом, жестами, позой;  содержит 12 подробных лекций, раскрывающих все основные аспекты ораторского мастерства, 24 уникальных упражнения, позволяющих освоить за 2 дня тренинга все основные приемы эффективного выступления на публике, и многое другое. Подробнее о программе тренинга "Ораторское мастерство"...

Больше об ораторском мастерстве, о приемах и методах убеждения и влияния, а также новости о тренингах по мастерству публичного выступления и других мероприятиях с тренерским участием В. Саломасова читайте на сайте Верного Слова: http://vernoeslovo.com/

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами:

<< Яркий квадрат Тень на плетень. Красивые обманщики >>

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Пакет "3 лучших психологических упражнения для тренингов"

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Пакет "6 лучших психологических упражнений для тренингов"»

    Это отличная возможность! Вы оплачиваете всего 1190 руби получаете сразу 3 эксклюзивных психологических упражнения  для тренингов:

    Ваша выгода составит более 1300 руб.(!)

    Каждое психологическое упражнение для тренинга оформлено в виде подробной тренерской методички, содержащей массу уникальных подсказок и рекомендаций, тренерских секретов и "фишек", позволяющих провести упражнение с максимальным результатом
    Такого вы не найдете больше нигде!
    Объем каждой тренерской методички упражнения около 12 страниц. 

  • Упражнение-разминка "Столкни ладонями"

    Упражнения по теме продажи, переговоры – Упражнение-разминка "Столкни ладонями"Очень удачное упражнение-разминка, подходящее практически для всех тем тренингов. Упражнение может быть использовано как в бизнес-тренингах, так и в тренингах личностного роста.

    Это упражнение послужит блестящей подводкой к таким темам, как работа с возражениями клиента, переговоры со сложными партнерами, работа с каверзными вопросами от аудитории, работа с сопротивлением сотрудников, работа с любого рода конфликтами. Упражнение наглядно демонстрирует участникам, что силовое воздействие в ситуации конфликта или сопротивления если и работает, то совсем недолго. Что оно очень быстро вызывает равное по силе противодействие, и в результате ни одна из сторон не может приблизиться к цели.

  • Упражнение-вызов "Пройди к стулу"

    Упражнения по теме продажи, переговоры – «Упражнение-вызов "Пройди к стулу"»"Мощное упражнение для тренинга целеполагания или тренинга переговоров. Упражнение наглядно демонстрирует участникам тренинга их привычные модели поведения, помогает вскрыть негативные установки, убеждения, которые мешают им легко достигать своих целей или вести переговоры. Дает участникам тренинга новые ресурсы.

    Тренерская методичка упражнения разработана профессионалами специально для портала Тренерская. ру и содержит массу уникальных рекомендаций, подсказок и тренерских «фишек», позволяющих провести упражнение с максимальным результатом. Такого вы не найдете больше нигде!
    Объем тренерской методички: 12 страниц.
    Бонус! Методичка содержит сразу 3 варианта упражнения (!), подходящих для трех разных тем тренингов: достижение целей, переговоров и эффективной коммуникации.