Все тренеры собираются здесь

К расследованию приступить. Простые сложности

Как вы помните, в прошлый раз мы говорили об эмоциональных слайдах — надеюсь, тренировки в их создании принесли вам и вашим зрителям немало разнообразных впечатлений. Уверен, теперь, когда мы изучили целых четыре основных типа слайдов, ваши презентации всегда будут понятными, яркими и интересными.

Однако, это, к сожалению, не означает, что нам больше не придется иметь дела с презентациями других ораторов — тех, которые (странно!) почему-то до сих пор не с нами, а значит, не знают, как правильно. :)) И полбеды, если мы сидим в зрительном зале, а слайды просто скучные. Гораздо хуже, когда мы сами выступаем — и вынуждены комментировать чужое произведение, на котором по воле щедрого автора «смешались в кучу кони, люди», пять таблиц, девять диаграмм и пятнадцать графиков, а сверху все «заполировано» переплетением стрелок, пестрыми картинками и невнятным заголовком. И уж совсем апофеоз — если, уже выступая, мы видим все это благолепие, как и зрители, впервые в жизни :))

Впрочем, надеюсь, вас все же минует чаша сия — и если вдруг придется использовать чужие слайды в собственных выступлениях, вы найдете время для ознакомления с ними заранее.

Тем не менее, предварительное знакомство со сложным слайдом не снимает остроты задачи — как разобраться в нем нам самим, а главное — как помочь разобраться зрителям, если в картинке менять ничего нельзя или некогда.

Кто виноват? Неважно, лишний вопрос на данный момент. Мы можем очень эмоционально отзываться о художественных талантах, например, главного офиса, откуда «эпическое полотно» прислали, но положения это не исправит.

Что делать

Прежде всего (пункт ноль для всех случаев!) — воздержаться от паники :). Даже если у нас есть всего пара минут, можно успеть неплохо подготовиться:

  • бегло просматриваем заголовок и содержимое, чтобы уловить главную мысль слайда;
  • группируем содержимое по смысловым блокам, прикидываем иерархию блоков — что важно, что второстепенно с точки зрения главной мысли и нашей цели на выступление;
  • проверяем списки, таблицы, графики и т п — определяем, что в них наиболее важно для показа зрителям (а также — на что лучше не обращать их внимание);
  • составляем план — в каком порядке описываем блоки;
  • определяем, какие нужно из всего сделать выводы;
  • продумываем, что нужно сказать зрителям до появления слайда;
  • восхищаемся собственной гениальностью :))

Как выступать

Когда мы в процессе выступления добираемся до момента предъявления слайда народу — спокойно приступаем к делу.

  • Если нужно, предваряем показ слайда вводными словами по теме.
  • Если позволяет атмосфера встречи, можно предупредить аудиторию о некоторой сложности слайда, даже немного пошутить на эту тему.
  • Правильно встаем перед экраном — чтобы можно было показывать на нем «ближней» рукой, оставаясь к зрителям ЛИЦОМ, а не поворачиваясь боком или спиной. То есть, показываем правой рукой, находясь справа от экрана, а левой — находясь слева.
  • Раскрываем главную идею / основной тезис слайда. Это ключевой момент, задающий логику последующего описания и итоговые выводы — чрезвычайно важно подать его четко, ясно и, главное, в контексте наших общих целей на выступление.
  • Делаем общий обзор слайда, кратко разъясняем зрителям основные смысловые блоки, включенные в слайд, показываем логические связи между блоками — конечно, если они есть. :))
  • Последовательно описываем блок за блоком. При этом говорим только о ключевых вещах, нет необходимости описывать все подряд.
  • В процессе выступления интерпретируем информацию в соответствии со своими целями, делаем правильные выводы.

«Обратите внимание, что фирма Икс стабильно держит 12% рынка, что говорит о верном выборе стратегии работы с постоянными клиентами»

— Если на слайде есть длинные списки, рейтинги и тому подобные массивы информации — достаточно отметить первые три-четыре позиции и завершающие две-три. Плюс наиболее важные для нас места среди остальных позиций.

«В этом рейтинге, как видим, уверенно лидируют Швеция, Финляндия и Швейцария. Замыкают список Зимбабве и Гаити. Россия занимает 51 место».

— Показывая что-то на экране, делаем это максимально точно, чтобы помочь зрителю легко найти среди всего многообразия нужное место.

— Цифры, по возможности, округляем до легко запоминающихся или наиболее впечатляющих.

Увы, коллеги, таблица показывает нам печальные вещи — каждый второй брак в нашей стране распадается».

Следуя этим простым принципам, мы сможем качественно расследовать и вполне внятно объяснить нашим зрителям практически любой запутанный сюжет на практически любом перегруженном слайде. При условии некоторой предварительной тренировки, конечно. Соответственно, к чему я вас и призываю немедленно приступить. Просмотрите свои прежние презентации, презентации коллег, подберите перегруженные деталями картинки из интернета — уверен, в материалах для практики недостатка не будет. Вполне возможно, что вы найдете их в сегодняшней почте из хэд офиса :)), так что — вперед, к новым граням мастерства!

По итогам тренировок у вас могут возникнуть вопросы и комментарии — делитесь, будет интересно обсудить.

Как обычно, можете обращаться ко мне за мелкими подсказками даром и серьезной помощью (в скайпе или вживую) за деньги. Жду ваших вопросов, и до встречи в следующей статье.

Верных Вам слов и верных решений!

Вячеслав Саломасов,
тренер, психолог, коуч, эксперт по ораторскому мастерству

Вячеслав Саломасов является автором программы тренинга "Ораторское мастерство", которая предлагается в разделе готовых программ.  Программа этого тренинга содержит поминутный план действий тренера, важные подсказки для тренеров, абсолютно все необходимые тренерские материалы, отлично подходит как для корпоративного, так и для открытого тренинга, одинаково эффективна как для обучения линейного персонала, так и для обучения руководителей.

Программа включает такие темы, как энергетика оратора, словесная импровизация, управление волнением, работа с голосом, жестами, позой;  содержит 12 подробных лекций, раскрывающих все основные аспекты ораторского мастерства, 24 уникальных упражнения, позволяющих освоить за 2 дня тренинга все основные приемы эффективного выступления на публике, и многое другое. Подробнее о программе тренинга "Ораторское мастерство"...

Больше об ораторском мастерстве, о приемах и методах убеждения и влияния, а также новости о тренингах по мастерству публичного выступления и других мероприятиях с тренерским участием В. Саломасова читайте на сайте Верного Слова: http://vernoeslovo.com/

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами:

<< Яркий квадрат Тень на плетень. Красивые обманщики >>

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Упражнение для тренингов "10 000$"

    Упражнения по теме продажи, переговоры – «10000$»

    Первоклассный пример упражнения-вызова, способного повысить энергетику группы, активизировать ее творческий потенциал и настроить на максимально заинтересованное восприятие теории. Это упражнение для тренинга - реальное испытание способности участников тренинга договориться между собой.
    Упражнение для тренинга "$10 000" прекрасно справляется с задачей «погружения» участников в условия, где им нужно договориться не формально, а по-настоящему. В результате тренер имеет не только готовых к обучению участников, но и прекрасный пример для анализа проигрышных и выигрышных стратегий переговоров.
    Эксклюзивные рекомендации профессионалов! Тренерская методичка упражнения разработана профессионалами специально для портала Тренерская.ру. и содержит массу уникальных рекомендаций, подсказок и тренерских "фишек", позволяющих провести упражнение с максимальным результатом. Такого вы не найдете больше нигде! 
    Объем тренерской методички упражнения: 8 страниц. 

  • Бредогенератор

    Упражнения по теме продажи, переговоры – «Бредогенератор»Это упражнение занимает от 30 до 50 минут и позволяет научить участников тренинга более уверенно общаться и выступать. Знающие люди утверждают, что это любимое упражнение, которым тренируют себя радио- и теле-ведущие перед выходом в эфир.

    Упражнение «Бредогенератор» отлично подходит для тренингов уверенного поведения, тренингов по ораторскому мастерству и риторике, тренингов лидерства. Также данное упражнение рекомендуется для тренингов активных продаж для тех областей, где продавцу важен «хорошо подвешенный язык», для тренингов молодых руководителей, которым важно уверенно проводить совещание, также упражнение будет очень полезным для тренинга тренеров.

    В состав упражнения включена подробная лекция на тему «Шесть шагов уверенного выступления». Упражнение позволяет отработать эти шаги, отработать приемы и «фишки» уверенного поведения.

  • Найди любимую работу

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Найди любимую работу»

    Упражнение для тренинга рекомендовано профессиональным тренером Д.Швецовым, автором книги "Укрепление личности".
    Качественное целевое упражнение для тренингов личностного роста, профориентации, целеполагания или тренингов открытия своего дела. Упражнение в короткие сроки помогает решить один из наиболее волнующих вопросов«Как выбрать работу (дело, профессию), заниматься которой было бы не только прибыльно, но и приятно, интересно? Как найти свое призвание?».  Конкретная технология, подробно описанная в данном упражнении для тренинга, поможет участникам поверить, что сочетание «любимая работа» очень даже возможно.

    Эксклюзивные рекомендации профессионалов! Это не просто упражнение для тренинга, это уникальная тренерская методичка, включающая подробную инструкцию проведения упражнения, разбор сложных ситуаций и возражений, рекомендации, советы и подсказки тренеров-экспертов. Такого вы не найдете больше нигде! 

    Объем тренерской методички упражнения: 8 страниц. 
    Бонусы! Упражнение содержит подробный блок теории и аудио-запись "живого" упражнения!