Все тренеры собираются здесь

Как хорошо уметь читать

Вот и заканчиваются новогодние праздники, самые настойчивые из нас сегодня еще отпразднуют старый Новый Год — и все, за работу! Надеюсь, в пору праздничных застолий вы нашли немало возможностей отточить свои ораторские умения — благо, возможностей для этого в новогодние каникулы предостаточно. Красивый тост сказать, Дедом Морозом и Снегурочкой поработать, вручение подарков интересно обыграть, народ на всякие конкурсы-викторины организовать, обращение к народу прочесть — да мало ли… Кстати, большинство из перечисленных жанров мы, так или иначе,  уже рассматривали в статьях — кроме одного. О нем сегодня и побеседуем.

Вы, конечно, помните, что я всегда предостерегал вас от выступлений в виде чтения текста «по листочку». Действительно, чтение (как и рассказывание текста, заученного наизусть) обычно серьезно портит впечатление от речи. Оратор, глядя неотрывно в текст, разрывает контакт с залом, плохо контролирует темп, теряет интонации, не управляет энергетикой. Слушать такое выступление чаще всего ужасно скучно.

Но как же быть, если обстоятельства не оставляют нам выбора и чтения избежать совершенно невозможно? Ведь есть всякие официальные приемы и прочие протокольные церемонии, где живой стиль, к сожалению, до сих пор неприемлем. Смириться с неизбежностью, вогнать зрителей в тоску и навредить собственному имиджу? Отнюдь. Оставим этот вариант серой толпе непрофессионалов — чтобы снова ярко блеснуть на их удручающем фоне) ). Если знать несколько простых правил, можно и чтение сделать весьма увлекательным для зрителей процессом. Итак — сегодня мы учимся читать) ).

Как правильно читать текст

1. Поскольку сохранение контакта глазами с аудиторией — важнейшее условие успешного выступления, мы не можем себе позволить просто читать вслух, как люди делают это обычно, глядя в текст. Нужно сначала прочесть некоторое количество слов «про себя» — а затем поднять глаза к зрителям и проговорить то, что прочли. И так постоянно: впитали — отдали. Когда глядим в листок — молчим, когда говорим — глядим в зал.

Соответственно, важно научиться вычитывать куски текста подходящей длины. Очень короткие вынудят «нырять» в листок слишком часто, а чересчур длинные трудно запомнить дословно, да и контакт во время чтения, опять же, будет прерываться надолго — трудно каждый раз восстанавливать его заново. Как вы уже догадываетесь, раз за разом правильно выбирать кусочек нужной длины поможет регулярная практика.

2. Человек обычно читает быстрее, чем просто говорит. А это значит, что оратор, читающий речь обычным способом, непроизвольно говорит все быстрее и быстрее — в ущерб артикуляции, громкости, смысловым паузам и интонациям. И чем дальше, тем хуже получается, чем дольше бедняга «выступает», тем быстрее и неразборчивее он тараторит.

Потери контроля над темпом можно избежать, если сдерживать его намеренно, читать нарочито медленно, с акцентированными смысловыми паузами. Кстати, соблюдение предыдущего правила помогает делать паузы регулярно.

3. Один из основных недостатков выступлений «по листочку» — бедность интонаций, ужасающая монотонность. Оратор, постепенно ускоряясь, превращает себя в звукоизвлекательный аппарат (кажется, сейчас это называется «ридер») — слушать такой голос и не заснуть практически невозможно) ).

Соответственно, чрезвычайно важно при чтении с листа сохранять в речи живые естественные интонации, отрабатывать это умение на практике.

4. Еще одна большая беда «нехудожественного чтеца» — погружаясь в чтение, он превращается в неподвижную монотонно бубнящую «говорящую голову» (особенно, если все остальное прячет за трибуной), совершенно забывая про жестикуляцию. И он еще верит, что быть при этом интересен аудитории? Действительно интересные для зрителя говорящие головы можно найти в наше время, пожалуй, только в одном месте — в сериале про Смешариков) ).

Коллеги! Никто не запрещает нам даже во время чтения речи с листа использовать жесты! Если текст нужно держать в руке — а я уверен, что большинству ораторов вполне по силам удержать несколько листов формата А4 в одной руке — другая все равно остается свободной для жестикуляции. Жесты оживляют и украшают наше выступление, помогают удерживать внимание зрителей — жестикулируем при чтении активнее!

Итак, коллеги, сохранение контакта глазами, контроль темпа, интонирование и жестикуляция помогают «оживить» чтение «с листа».

В тех случаях, когда дословное цитирование не является обязательным требованием протокола, мы можем использовать еще два приема, которые помогают сделать из чтения текста интересное оригинальное выступление.

5. Дополнение прочитанного куска текста собственными комментариями и размышлениями. Прочли пару предложений — сказали по этому поводу несколько своих. Прочли — еще добавили. В итоге получается уже не просто чтение, а чтение с обсуждением, живой разговор по поводу текста — а это слушать гораздо интереснее.

6. Энергичное вовлечение аудитории в действие с помощью цепляющих действий. Помните —

— риторический вопрос ко всем,

— риторический вопрос к одному человеку

— описание реальности

— просьба о помощи / подсказке.

С помощью «цеплялок» мы не только превращаем чтение в обсуждение, но и делаем его интерактивным. А зрители, ставшие участниками выступления, скучать уже точно не будут.

Как видите, друзья, даже необходимость читать речь с листа — еще не повод выступать скучно. Нужно просто уметь читать) ). А значит, как обычно, самое время переходить к практике. Выбираем любой текст, приглашаем партнера или включаем диктофон/видеокамеру и учимся читать по-ораторски.  А я прощаюсь до следующего выпуска и тоже отправляюсь готовиться — к очередному живому мастер-классу. Поздравляю вас со старым Новым Годом, желаю всем нам успехов и счастья в наступившем 2016 году!

Верных Вам слов и верных решений!

С уважением,

Вячеслав Саломасов,
тренер, психолог, коуч, эксперт по ораторскому мастерству

Вячеслав Саломасов является автором программы тренинга "Ораторское мастерство", которая предлагается в разделе готовых программ.  Программа этого тренинга содержит поминутный план действий тренера, важные подсказки для тренеров, абсолютно все необходимые тренерские материалы, отлично подходит как для корпоративного, так и для открытого тренинга, одинаково эффективна как для обучения линейного персонала, так и для обучения руководителей.

Программа включает такие темы, как энергетика оратора, словесная импровизация, управление волнением, работа с голосом, жестами, позой;  содержит 12 подробных лекций, раскрывающих все основные аспекты ораторского мастерства, 24 уникальных упражнения, позволяющих освоить за 2 дня тренинга все основные приемы эффективного выступления на публике, и многое другое. Подробнее о программе тренинга "Ораторское мастерство"...

Больше об ораторском мастерстве, о приемах и методах убеждения и влияния, а также новости о тренингах по мастерству публичного выступления и других мероприятиях с тренерским участием В. Саломасова читайте на сайте Верного Слова: http://vernoeslovo.com/

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами:

<< Два сапога – пара 2: главные секреты Кто владеет информацией, тот владеет миром >>

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Суд

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Суд»Действенное и глубокое упражнение для тренингов личностного роста, тренингов уверенности. Это упражнение для тренинга способно вызвать реальные изменения в самооценке участников тренинга. Упражнение действительно похоже на судебное заседание, поэтому несомненно станет ярким и важным событием тренинга для всех участников, которые получают возможность публично услышать обратную связь от своих коллег по группе. Не смотря на то, что обратная связь дается в конструктивной форме, оно все-таки содержит, как «позитивные», так и «негативные» замечания, и поэтому станет для группы настоящим испытанием.
    Эксклюзивная методичка упражнения разработана тренерами-профессионалами специально для портала Тренерская.ру. и содержит уникальные рекомендации, подсказки экспертов, позволяющие провести упражнение  наилучшим образом. Такого вы не найдете больше нигде! 
    Объем тренерской методички упражнения: 6 страниц. 

  • Слепой и Поводырь

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Слепой и Поводырь»Это классическое упражнение-ледокол. А, значит, оно отлично снимает первичное напряжение и недоверие в тренинговой группе, способствует установлению теплых, доверительных отношений между участниками тренинга.

    Упражнение «Слепой и Поводырь» отлично подводит участников тренинга к исследованию и обсуждению темы доверия к другим людям. Помогает участникам тренинга увеличить уровень доверия в своей жизни, начать больше доверять людям, увидеть, что в жизни мы часто изначально «не доверяем».

    Упражнение «Слепой и Поводырь» дает возможность каждому участнику тренинга лучше узнать самого себя: насколько он доверяет окружающим, легко или сложно ему положиться на другого человека, каков он во взаимодействии с другими, каким его воспринимают другие люди.

  • Упражнение для тренингов "Миллион евро"

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Миллион евро»"Интересное, богатое на выводы упражнение для тренинга целеполагания, успешности или тренингов личностного роста. 

    Это упражнение "для тренинга развивает у участников осмысленное отношение к целям, которые они ставят перед собой, помогает найти те вдохновляющие цели, которые человеку будет по-настоящему радостно реализовывать, и отделить эти цели от искуственных, навязанных целей или промежуточных целей. Благодаря интересной легенде упражнение "Миллион евро" всегда проходит живо, участники тренинга сильно вовлекаются, повышается энергетика и заинтересованность участников. И мотивация участников тренинга на достижение собственных целей!

    Судите сами, объем тренерской методички упражнения: 8 страниц.