Все тренеры собираются здесь

Как научиться доверять

Уровень доверия человека к миру вытекает из его жизненного опыта. Самые первый опыт, который оказывает влияние на дальнейшее течение событий, мы приобретаем в самом раннем возрасте — в первый год после рождения.

С того момента, как малыш появляется на свет, у него уже начинает складываться доверие относительно мира. И называется оно базисным. Малышу не нужно учиться доверять, он доверяет изначально. Если мать уделяет должное внимание ребенку, должным образом удовлетворяет его физические и эмоциональные потребности, доверие ничем не нарушается. И напротив, если необходимую заботу младенец не получает, возникает тревожность к окружающей среде в целом. Ведь мама в данном случае — основной и главный представитель этого непонятного, нового мира.

Таким образом, осознание ребенком в его первые годы жизни враждебности или дружественности мира оставляет значительный отпечаток на том, как человек будет строить отношения с другими людьми в дальнейшем.

Доверие — это убежденность в том, что с вами честны, добросовестны и порядочны.

Вообще, вряд ли существуют такие дети, которые вошли во взрослую жизнь без хоть каких-нибудь психологических травм. Ведь родители — это обычные люди, которые волей-неволей могли в чем-то ошибиться в процессе воспитания. И раз уж так сложились обстоятельства, что в детстве мама ребенка все-таки недолюбила, недосмотрела — это не означает, что режим «НЕДОВЕРИЯ» останется таковым на протяжении всей жизни.

Безусловно, базовое доверие в значительной степени влияет на всю последующую жизнь. Но к данному вопросу можно подходить и осознанно, взращивая в себе эту способность. Можно решить научиться доверять (миру, себе, людям) и сделать это!

ЗАЧЕМ УЧИТЬСЯ ДОВЕРЯТЬ? 

Один из распространенных видов недоверия — недоверие к людям. Рассмотрим типичную ситуацию: скажем, вам делают комплимент. Возможная ответная реакция: «Ха, наверняка ей что-то от меня надо!». Или незнакомец на улице просит ваш телефон, чтобы сделать звонок. Внутренняя реакция: «Ну конечно! Позвонить он хочет! Сейчас выхватит телефон, и видал я только его сверкающие пятки!». При этом по факту, опасность, от которой мы хотим оградить себя недоверием, часто не угрожает ни нашему здоровью, ни безопасности. Часто дело в том, что мы боимся показаться посмешищем, выглядеть глупо, или мыслим в рамках стереотипного мышления.

А ведь доверие является еще и фундаментом в построении близких отношений. На основании него возникает искренность, свобода в проявлении чувств, эмоций. Например, пара проявляет заботу по отношению друг к другу ровно настолько, насколько между ними развито доверие.

В деловой среде известен тот факт, что сотрудники команд, у которых уровень доверия высок, легче переносят стрессы и более высоко оценивают итог совместной работы. Так же доверие в рамках рабочей группы позволяет повысить готовность к взаимопомощи, снизить конфликтность.

Кроме доверия к людям есть еще два вида доверия, связанных между собой — к миру и к себе. Если у человеказаведомо есть установка, которая говорит, к примеру: «Мир жесток. Судьба зла. Мне никогда не везет и не повезет. Всё против меня», можно считать, что доверие к миру нарушено.

Все было бы не так критично, если бы доверие к миру не переплеталось в такой высокой степени с доверием к себе. С пониманием и принятием того, что жизнь находится в наших руках и ответственность за жизнь — тоже за нами. Например: «Мне отказали в работе не из-за того, что директор компании/руководитель отдела/HR-специалист оказались придирчивыми и некомпетентными. На данный момент я действительно пока не соответствую уровню должности, на которую претендую. Но это — зона моего роста и теперь мне понятно, в какую сторону развиваться».

Человек, который относится к миру с враждебностью и недоверием, может найти объяснение любой неудаче. Истолкование будет начинаться, например, с фраз: «потому что ОНИ…», «из-за того, что У НИХ…». И напротив, высокое доверие к миру дает массу возможностей улучшения жизни и творческого подхода к ней. А значит, стоит научиться доверять! Как же это сделать?

КАК РАЗВИВАТЬ ДОВЕРИЕ? 

Фраза «научитесь доверять миру» настолько же «эффективна», насколько и фразы из разряда «не переживайте», «не грустите» и иже с ними.

Здесь нужны практические действия! Чтобы научиться плавать, нужно плавать. Чтобы научиться доверять, нужно начать доверять.

ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ШАГИ НА ПУТИ К ДОВЕРИЮ МОГУТ БЫТЬ ТАКИМИ:

  1. попытайтесь вспомнить, с чем именно связан отрицательный опыт недоверия, какие именно события и ситуации послужили этому. Вернитесь мысленно в них, «переиграйте» их иначе или «отпустите», осознайте, что вы можете выбрать и после, доверять; пропишите по пунктам те стереотипы и установки, которые всплывают у вас по вопросам доверия. Постарайтесь найти опровержения им, увидеть их необоснованность;
  2. составьте список положительных примеров, когда люди не нарушали ваше доверие к ним. Фиксируйте такие примеры каждый день, ведите копилку таких примеров. И вы убедитесь, что их больше!
  3. в решении возникающих вопросов сознательно исходите из «презумпции невиновности», и допускайте изначально тот факт, что партнер с вами абсолютно честен;
  4. посетите соответствующий тренинг. Существует масса различных тренингов, связанных с темой доверия: и к людям, и к миру, и к себе. Если вы действительно приняли решение научиться доверять, развивать в себе такую способность, посещение тренингов может оказаться действенным вспомогательным инструментом на пути к этому.

Конечно, безоговорочное доверие эффективно не всегда. Это и понятно, ведь оно связано с определённым риском.

Мы не предлагаем сломя голову бросаться в омут доверия, впадая в крайности, открываясь всем и вся. А предлагаем пересмотреть свою политику доверия и проанализировать: недоверие в конкретной ситуации является осознанным или же вызвано влиянием стереотипов и прошлого опыта? Не является ли при этом обретаемое ощущение безопасности — суррогатным?

Если видеть в мире априорную враждебность, высока вероятность, что так оно и будет. Можно возвести вокруг себя крепость, расставить вокруг нее круглосуточную стражу. И жить в иллюзии безопасности… Но облегчит ли это вашу жизнь?

А может стоит просто научиться доверять?

Давыденко Ольга Игоревна

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами!

<< Типы собеседников в переговорах Типология клиентов (красный, синий, желтый) >>

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Супер-разминка "Брось мяч быстрее!"

    Упражнения на командообразование – «Брось мяч быстрее!»Прекрасное упражнение, которое существенно повышает энергетику, активность и вовлеченность участников тренинга, помогает быстрому возникновению доверия в группе. Это одновременно и яркая разминка, и упражнение-вызов, которое повышает мотивацию участников на обучение и красивым и запоминающимся образом подводит группу к теме следующей мини-лекции.

    Особая прелесть упражнения в том, что оно универсально, его можно с успехом использовать для большинства популярных тем тренингов: командообразование, продажи, переговоры, управленческие тренинги, тренинги лидерства, влияния, целеполагания…

    Упражнение обычно проходит бодро, энергично, активно, мощным образом вовлекает всех участников тренинга. Оно хорошо запоминается группой, и к его результатам тренер может ещё не раз возвращаться в последующие дни тренинга…

  • Убеди другого!

    Упражнения по теме продажи, переговоры – «Убеди другого!»

    Глубокое упражнение для тренингов  продаж или презентаций. Быть убедительным - вот один из важнейших навыков, необходимых для успешных продаж. В первую очередь сам продавец должен быть уверен, что продает отличный товар и уметь эту уверенность предать покупателю так, чтобы он ему поверил и захотел купить его товар.  Упражнение помогает отработать навыки убеждения и помогает участникам тренинга сформировать у себя позитивное отношение к продажам (презентациям, переговорам), найти новые причины и ресурсы любить свою работу и свой товар.

    Уникальная методичка упражнения разработана тренерами-профессионалами специально для портала Тренерская.ру. и содержит подробную технологию его проведения, а также рекомендации и подсказки экспертов. Такого вы не найдете больше нигде! 

    Объем тренерской методички упражнения: 8 страниц. 
    Бонусы! Методичка содержит несколько различных вариаций упражнения и подходящее музыкальное сопровождение!  

  • Уникальное упражнение "Внутренний переводчик"

    Упражнения по теме продажи, переговоры – «Уникальное упражнение "Внутренний переводчик"»

    Уникальное авторское упражнение, разработанное доктором психологических наук, профессором, известным тренером и писателем Н.И.Козловым. 

    Интересное упражнение, которое позволяет научить участников одной из мощных техник эффективной коммуникации и решения конфликтов.

    Техника «Внутренний переводчик» помогает понять внутренние мотивы и цели партнера, управлять ситуацией и людьми в общении, лучше понимать людей, сохранять спокойствие и позитивный настрой в общении, решать возникающие конфликтные ситуации. 

    Особенно ценно, что техника «Внутренний переводчик» авторская, а значит она мало распространена, не «заезжена», её с успехом можно использовать для притязательной аудитории, для опытных участников, которые уже проходили тренинги и хотят «чего-то новенького».