Все тренеры собираются здесь

Как научиться доверять

Уровень доверия человека к миру вытекает из его жизненного опыта. Самые первый опыт, который оказывает влияние на дальнейшее течение событий, мы приобретаем в самом раннем возрасте — в первый год после рождения.

С того момента, как малыш появляется на свет, у него уже начинает складываться доверие относительно мира. И называется оно базисным. Малышу не нужно учиться доверять, он доверяет изначально. Если мать уделяет должное внимание ребенку, должным образом удовлетворяет его физические и эмоциональные потребности, доверие ничем не нарушается. И напротив, если необходимую заботу младенец не получает, возникает тревожность к окружающей среде в целом. Ведь мама в данном случае — основной и главный представитель этого непонятного, нового мира.

Таким образом, осознание ребенком в его первые годы жизни враждебности или дружественности мира оставляет значительный отпечаток на том, как человек будет строить отношения с другими людьми в дальнейшем.

Доверие — это убежденность в том, что с вами честны, добросовестны и порядочны.

Вообще, вряд ли существуют такие дети, которые вошли во взрослую жизнь без хоть каких-нибудь психологических травм. Ведь родители — это обычные люди, которые волей-неволей могли в чем-то ошибиться в процессе воспитания. И раз уж так сложились обстоятельства, что в детстве мама ребенка все-таки недолюбила, недосмотрела — это не означает, что режим «НЕДОВЕРИЯ» останется таковым на протяжении всей жизни.

Безусловно, базовое доверие в значительной степени влияет на всю последующую жизнь. Но к данному вопросу можно подходить и осознанно, взращивая в себе эту способность. Можно решить научиться доверять (миру, себе, людям) и сделать это!

ЗАЧЕМ УЧИТЬСЯ ДОВЕРЯТЬ? 

Один из распространенных видов недоверия — недоверие к людям. Рассмотрим типичную ситуацию: скажем, вам делают комплимент. Возможная ответная реакция: «Ха, наверняка ей что-то от меня надо!». Или незнакомец на улице просит ваш телефон, чтобы сделать звонок. Внутренняя реакция: «Ну конечно! Позвонить он хочет! Сейчас выхватит телефон, и видал я только его сверкающие пятки!». При этом по факту, опасность, от которой мы хотим оградить себя недоверием, часто не угрожает ни нашему здоровью, ни безопасности. Часто дело в том, что мы боимся показаться посмешищем, выглядеть глупо, или мыслим в рамках стереотипного мышления.

А ведь доверие является еще и фундаментом в построении близких отношений. На основании него возникает искренность, свобода в проявлении чувств, эмоций. Например, пара проявляет заботу по отношению друг к другу ровно настолько, насколько между ними развито доверие.

В деловой среде известен тот факт, что сотрудники команд, у которых уровень доверия высок, легче переносят стрессы и более высоко оценивают итог совместной работы. Так же доверие в рамках рабочей группы позволяет повысить готовность к взаимопомощи, снизить конфликтность.

Кроме доверия к людям есть еще два вида доверия, связанных между собой — к миру и к себе. Если у человеказаведомо есть установка, которая говорит, к примеру: «Мир жесток. Судьба зла. Мне никогда не везет и не повезет. Всё против меня», можно считать, что доверие к миру нарушено.

Все было бы не так критично, если бы доверие к миру не переплеталось в такой высокой степени с доверием к себе. С пониманием и принятием того, что жизнь находится в наших руках и ответственность за жизнь — тоже за нами. Например: «Мне отказали в работе не из-за того, что директор компании/руководитель отдела/HR-специалист оказались придирчивыми и некомпетентными. На данный момент я действительно пока не соответствую уровню должности, на которую претендую. Но это — зона моего роста и теперь мне понятно, в какую сторону развиваться».

Человек, который относится к миру с враждебностью и недоверием, может найти объяснение любой неудаче. Истолкование будет начинаться, например, с фраз: «потому что ОНИ…», «из-за того, что У НИХ…». И напротив, высокое доверие к миру дает массу возможностей улучшения жизни и творческого подхода к ней. А значит, стоит научиться доверять! Как же это сделать?

КАК РАЗВИВАТЬ ДОВЕРИЕ? 

Фраза «научитесь доверять миру» настолько же «эффективна», насколько и фразы из разряда «не переживайте», «не грустите» и иже с ними.

Здесь нужны практические действия! Чтобы научиться плавать, нужно плавать. Чтобы научиться доверять, нужно начать доверять.

ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ШАГИ НА ПУТИ К ДОВЕРИЮ МОГУТ БЫТЬ ТАКИМИ:

  1. попытайтесь вспомнить, с чем именно связан отрицательный опыт недоверия, какие именно события и ситуации послужили этому. Вернитесь мысленно в них, «переиграйте» их иначе или «отпустите», осознайте, что вы можете выбрать и после, доверять; пропишите по пунктам те стереотипы и установки, которые всплывают у вас по вопросам доверия. Постарайтесь найти опровержения им, увидеть их необоснованность;
  2. составьте список положительных примеров, когда люди не нарушали ваше доверие к ним. Фиксируйте такие примеры каждый день, ведите копилку таких примеров. И вы убедитесь, что их больше!
  3. в решении возникающих вопросов сознательно исходите из «презумпции невиновности», и допускайте изначально тот факт, что партнер с вами абсолютно честен;
  4. посетите соответствующий тренинг. Существует масса различных тренингов, связанных с темой доверия: и к людям, и к миру, и к себе. Если вы действительно приняли решение научиться доверять, развивать в себе такую способность, посещение тренингов может оказаться действенным вспомогательным инструментом на пути к этому.

Конечно, безоговорочное доверие эффективно не всегда. Это и понятно, ведь оно связано с определённым риском.

Мы не предлагаем сломя голову бросаться в омут доверия, впадая в крайности, открываясь всем и вся. А предлагаем пересмотреть свою политику доверия и проанализировать: недоверие в конкретной ситуации является осознанным или же вызвано влиянием стереотипов и прошлого опыта? Не является ли при этом обретаемое ощущение безопасности — суррогатным?

Если видеть в мире априорную враждебность, высока вероятность, что так оно и будет. Можно возвести вокруг себя крепость, расставить вокруг нее круглосуточную стражу. И жить в иллюзии безопасности… Но облегчит ли это вашу жизнь?

А может стоит просто научиться доверять?

Давыденко Ольга Игоревна

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами!

<< Типы собеседников в переговорах Типология клиентов (красный, синий, желтый) >>

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Креативная походка

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Креативная походка»"Это упражнение учит осознавать связь состояния тела и эмоционального состояния, а также позволяет научить участников тренинга изменять свое эмоциональное состояние через изменение состояния тела.

    Не секрет, что то, как выстроено наше тело и в каком оно состоянии — серьезный фактор, влияющий и на наши душевные состояния, и на перспективы личностного развития. И первое, на что следует обратить внимание,— это наши осанка, жесты и походка. Меняя походку и жесты, можно менять эмоциональное состояние, можно управлять им!

    Без этой темы нельзя обойтись на тренинге уверенного поведения, тренинге лидерства или тренинге влияния. Ведь то, как ходит, как держит себя уверенный человек, лидер — важная составляющая успеха и влияния.

  • Ролевая игра "Случай в гостинице"

    Упражнения по теме продажи, переговоры – «Случай в гостинице»Яркое и запоминающееся упражнение, которое наглядно демонстрирует участникам тренинга слабые места в умении вести переговоры или устанавливать контакт в продажах, а также показывает, какие техники и приемы приводят к успеху в продажах и переговорах, а какие — наоборот. Какие — позволяют быстро установить контакт, а какие скорее накаляют обстановку.

    Упражнение «Случай в гостинице» прекрасно подойдет для тренингов продаж, тренингов переговоров, тренингов уверенного поведения, тренингов влияния.

    Благодаря необычной легенде упражнение «Случай в гостинице» повышает уровень вовлеченности участников тренинга, энергетику группы, мотивацию на дальнейшее обучение.

  • Ролевая игра "Повышение-Увольнение"

    Упражнения по теме продажи, переговоры – Ролевая игра "Повышение-Увольнение"Отличное упражнение! Интересное, богатое на выводы упражнение для тренинга переговоров или тренинга для руководителей. В рамках тренинга переговоров (продаж, ораторского мастерства) упражнение позволит всем участникам активно потренировать навыки убеждающей аргументации. В рамках управленческого тренинга это упражнение даст участникам мощный опыт сложных переговоров с сотрудниками и быстрого принятия решений.

    Эксклюзивные рекомендации профессионалов! Уникальная тренерская методичка упражнения разработана профессионалами специально для портала Тренерская. ру. и содержит массу эксклюзивных рекомендаций, подсказок и тренерских «фишек», позволяющих провести упражнение наилучшим образом и с максимальным результатом. Такого вы не найдете больше нигде!