Все тренеры собираются здесь

Как научиться доверять

Уровень доверия человека к миру вытекает из его жизненного опыта. Самые первый опыт, который оказывает влияние на дальнейшее течение событий, мы приобретаем в самом раннем возрасте — в первый год после рождения.

С того момента, как малыш появляется на свет, у него уже начинает складываться доверие относительно мира. И называется оно базисным. Малышу не нужно учиться доверять, он доверяет изначально. Если мать уделяет должное внимание ребенку, должным образом удовлетворяет его физические и эмоциональные потребности, доверие ничем не нарушается. И напротив, если необходимую заботу младенец не получает, возникает тревожность к окружающей среде в целом. Ведь мама в данном случае — основной и главный представитель этого непонятного, нового мира.

Таким образом, осознание ребенком в его первые годы жизни враждебности или дружественности мира оставляет значительный отпечаток на том, как человек будет строить отношения с другими людьми в дальнейшем.

Доверие — это убежденность в том, что с вами честны, добросовестны и порядочны.

Вообще, вряд ли существуют такие дети, которые вошли во взрослую жизнь без хоть каких-нибудь психологических травм. Ведь родители — это обычные люди, которые волей-неволей могли в чем-то ошибиться в процессе воспитания. И раз уж так сложились обстоятельства, что в детстве мама ребенка все-таки недолюбила, недосмотрела — это не означает, что режим «НЕДОВЕРИЯ» останется таковым на протяжении всей жизни.

Безусловно, базовое доверие в значительной степени влияет на всю последующую жизнь. Но к данному вопросу можно подходить и осознанно, взращивая в себе эту способность. Можно решить научиться доверять (миру, себе, людям) и сделать это!

ЗАЧЕМ УЧИТЬСЯ ДОВЕРЯТЬ? 

Один из распространенных видов недоверия — недоверие к людям. Рассмотрим типичную ситуацию: скажем, вам делают комплимент. Возможная ответная реакция: «Ха, наверняка ей что-то от меня надо!». Или незнакомец на улице просит ваш телефон, чтобы сделать звонок. Внутренняя реакция: «Ну конечно! Позвонить он хочет! Сейчас выхватит телефон, и видал я только его сверкающие пятки!». При этом по факту, опасность, от которой мы хотим оградить себя недоверием, часто не угрожает ни нашему здоровью, ни безопасности. Часто дело в том, что мы боимся показаться посмешищем, выглядеть глупо, или мыслим в рамках стереотипного мышления.

А ведь доверие является еще и фундаментом в построении близких отношений. На основании него возникает искренность, свобода в проявлении чувств, эмоций. Например, пара проявляет заботу по отношению друг к другу ровно настолько, насколько между ними развито доверие.

В деловой среде известен тот факт, что сотрудники команд, у которых уровень доверия высок, легче переносят стрессы и более высоко оценивают итог совместной работы. Так же доверие в рамках рабочей группы позволяет повысить готовность к взаимопомощи, снизить конфликтность.

Кроме доверия к людям есть еще два вида доверия, связанных между собой — к миру и к себе. Если у человеказаведомо есть установка, которая говорит, к примеру: «Мир жесток. Судьба зла. Мне никогда не везет и не повезет. Всё против меня», можно считать, что доверие к миру нарушено.

Все было бы не так критично, если бы доверие к миру не переплеталось в такой высокой степени с доверием к себе. С пониманием и принятием того, что жизнь находится в наших руках и ответственность за жизнь — тоже за нами. Например: «Мне отказали в работе не из-за того, что директор компании/руководитель отдела/HR-специалист оказались придирчивыми и некомпетентными. На данный момент я действительно пока не соответствую уровню должности, на которую претендую. Но это — зона моего роста и теперь мне понятно, в какую сторону развиваться».

Человек, который относится к миру с враждебностью и недоверием, может найти объяснение любой неудаче. Истолкование будет начинаться, например, с фраз: «потому что ОНИ…», «из-за того, что У НИХ…». И напротив, высокое доверие к миру дает массу возможностей улучшения жизни и творческого подхода к ней. А значит, стоит научиться доверять! Как же это сделать?

КАК РАЗВИВАТЬ ДОВЕРИЕ? 

Фраза «научитесь доверять миру» настолько же «эффективна», насколько и фразы из разряда «не переживайте», «не грустите» и иже с ними.

Здесь нужны практические действия! Чтобы научиться плавать, нужно плавать. Чтобы научиться доверять, нужно начать доверять.

ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ШАГИ НА ПУТИ К ДОВЕРИЮ МОГУТ БЫТЬ ТАКИМИ:

  1. попытайтесь вспомнить, с чем именно связан отрицательный опыт недоверия, какие именно события и ситуации послужили этому. Вернитесь мысленно в них, «переиграйте» их иначе или «отпустите», осознайте, что вы можете выбрать и после, доверять; пропишите по пунктам те стереотипы и установки, которые всплывают у вас по вопросам доверия. Постарайтесь найти опровержения им, увидеть их необоснованность;
  2. составьте список положительных примеров, когда люди не нарушали ваше доверие к ним. Фиксируйте такие примеры каждый день, ведите копилку таких примеров. И вы убедитесь, что их больше!
  3. в решении возникающих вопросов сознательно исходите из «презумпции невиновности», и допускайте изначально тот факт, что партнер с вами абсолютно честен;
  4. посетите соответствующий тренинг. Существует масса различных тренингов, связанных с темой доверия: и к людям, и к миру, и к себе. Если вы действительно приняли решение научиться доверять, развивать в себе такую способность, посещение тренингов может оказаться действенным вспомогательным инструментом на пути к этому.

Конечно, безоговорочное доверие эффективно не всегда. Это и понятно, ведь оно связано с определённым риском.

Мы не предлагаем сломя голову бросаться в омут доверия, впадая в крайности, открываясь всем и вся. А предлагаем пересмотреть свою политику доверия и проанализировать: недоверие в конкретной ситуации является осознанным или же вызвано влиянием стереотипов и прошлого опыта? Не является ли при этом обретаемое ощущение безопасности — суррогатным?

Если видеть в мире априорную враждебность, высока вероятность, что так оно и будет. Можно возвести вокруг себя крепость, расставить вокруг нее круглосуточную стражу. И жить в иллюзии безопасности… Но облегчит ли это вашу жизнь?

А может стоит просто научиться доверять?

Давыденко Ольга Игоревна

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами!

<< Типы собеседников в переговорах Типология клиентов (красный, синий, желтый) >>

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Пакет "5 лучших упражнений для тренинга продаж"

    Упражнения по теме продажи, переговоры – «Пакет "5 лучших упражнений для тренинга продаж"»Отличная возможность! Вы оплачиваете всего 790 руби получаете сразу 5 эксклюзивных упражнений для тренинга продажВаша выгода составит 1000 руб.(!)

    Уникальные рекомендации профессионалов! Все наши упражнения для тренинга продаж оформлены в виде подробной тренерской методички, содержащей массу уникальных подсказок и рекомендаций, тренерских секретов и "фишек", позволяющих провести упражнение наилучшим образом и с максимальным результатом. Такого вы не найдете больше нигде!
    Объем каждой тренерской методички упражнения около 10 страниц. 

    Это выгодно! Задумайтесь, чтобы разработать для вас одну методичку упражнения несколько тренеров-профессионалов высокого уровня работали над ней более 15 часов!  Приобретая данный пакет, вы получаете каждое из 5-ти упражнений по символической цене всего 158 руб.!
    Приобретайте лучшее и делайте свои тренинги по продажам уникальными!

  • Успех

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Успех»Яркое и живое упражнение-разогрев, направленное на рост энергетики, активности и вовлеченности участников тренинга. За счет близкого контакта и физического взаимодействия способствует быстрому возникновению доверия и позитивной атмосферы в группе.

    Что важно, упражнение уже на стадии подготовки запускает активное распределение ролей в группе, выделение лидеров. Намеренное ограничение во времени усиливает внешнюю и внутреннюю динамику. Творческое задание располагает к запуску креативности и образного мышления.

    Упражнение идеально подходит почти для всех типов тренингов. Изменяя лишь тему задания, тренер может использовать его как разогрев и подводку к основной теме тренинга, мини-лекции или основному упражнению. Однако наиболее часто это упражнение используют на тренингах лидерства, уверенности, тренингах личностного роста, успешности, тренингах отношений.

    Упражнение несет и небольшую смысловую нагрузку. В результате его выполнения участники наглядно видят разность восприятия одних и тех же понятий разными людьми, что дает им большую мотивацию разобраться в том, что это значит лично для них, а тренеру — возможность подвести группу к нужной теме.

  • Воздушный шар

    Психологические игры и тренинговые упражнения  – «Воздушный шар»Масштабное и активно используемое тренерами упражнение, направленное на развитие лидерских качеств участников тренинга, на развитие коммуникативных навыков, умения договариваться. На тренинге командообразования это упражнение научит участников работать в команде, договариваться, слышать друг друга, принимать коллективные решения, более эффективно взаимодействовать.

    Благодаря своей захватывающей легенде упражнение сильно вовлекает участников тренинга, повышает тонус и энергетику группы, повышает мотивацию участников тренинга на обучение.

    Но качественное проведение данного упражнения требует от тренера высокой квалификации и большого опыта проведения подобных упражнений. Иначе при всей интересности легенды группа не осознает всех тех выводов, которые могла бы осознать при высоком качестве работы тренера.