Все тренеры собираются здесь

Как обучать взрослых

Преподавание детям и студентам значительно отличается от преподавания взрослым, потому что они учатся совсем по-другому,КАК ОБУЧАТЬ ВЗРОСЛЫХ преследуя несколько другие цели. Здесь диалог доминирует над монологом, а активное участие группы занимает место пассивного слушания. При таком подходе меняется и роль самого преподавателя: вместо привычного лектора или ведущего, он должен быть искусным психологом и организатором, умело вовлекая группу в непринужденную, активную работу, ведущую к эффективному результату.

Выделяют 4 основных принципа в подходе к обучению взрослых:

1. ПРИНЦИП РАВЕНСТВА

Тренер должен сразу показать, что он такой же участник группы, как и все остальные. И здесь имеет значение все: и расстановка мебели (круг или полукруг вместо рядов), и положение тренера (не стоять перед группой, а сесть в круг), и стиль речи (не докладывать, а беседовать), и обращение к группе (не «участники» или «товарищи», а «друзья» и «коллеги»). Кроме того, тренер сразу должен настроиться на то, что любая информация может и должна обсуждаться и подвергаться сомнению.

2. ПРИНЦИП АКТИВНОГО ТВОРЧЕСТВАКак обучать взрослых

И не потому, что так «веселее», хотя и это тоже важно. Просто тот опыт, который каждый из нас имеет, ведет к созданию стереотипов, и любое новое мы стремимся понять и сделать «по старинке», то есть так, как привыкли. Для того, чтобы раздвинуть эти стереотипы и подготовить наш мозг к принятию нового знания и генерации свежих идей (что и составляет сущность процесса обучения), надо создать соответствующую атмосферу в группе.

Ученые вывели своеобразную пирамиду обучения: взрослый усваивает 20% того, что слышит, 40% того, что слышит и видит, 60% того, что слышит, видит и обсуждает, и 80% того, что пытается вывести самостоятельно. А значит, в идеале, любое новое знание должно не просто обсуждаться, но и самостоятельно формулироваться. И здесь опять же важно все: наглядность, яркость, обсуждение в микро-группах, парадоксы, соединение несоединимого, движение, музыка, просто какое-то случайное происшествие.

3. ПРИНЦИП ЛИЧНОСТИ

Тренер должен помнить, что каждый участник является личностью со своими особенностями. У кого-то наши слова или методы могут вызвать раздражение и неприятие, кому-то станет скучно, кто-то будет постоянно думать о домашних проблемах, кто-то будет все время о чем-то шептаться с соседом. Вы спросите, что с этим делать? Ответ прост — это все надо научиться уважать, потому что вокруг вас взрослые самостоятельные люди, для которых больной пес дома может быть важнее «жизни и творчества А. С. Пушкина». Вы спросите, зачем же тогда они пришли — здесь опять же может быть много причин: было неловко отказать, думали, что смогут отвлечься, начальник заставил и т. п. Как с этим справляться? Скажем главное — научитесь не обижаться, а сопереживать. Если вы разовьете это чувство в себе, у вас не будет проблем даже с самой «трудной» группой.

4. ПРИНЦИП КОМФОРТНОСТИКАК ОБУЧАТЬ ВЗРОСЛЫХ

Не пренебрегайте небольшими перерывами, разминками, чашкой кофе. Это поможет вам и снять напряжение, и создать комфортный темп занятия. Взрослому всегда необходима пауза для рефлексии (обдумывания новой информации), поэтому не воспринимайте перерыв как напрасно потраченное время — наоборот, десятиминутная пауза после сорока минут занятия поможет вашей группе усвоить гораздо больше, чем полуторачасовая лекция без перерыва.

И помните — ничто так не способствует обучению, как позитивные эмоции!

Источник: книга О. Чикурова «Кто меня научит?»

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами!

<< Тренинги для руководителей Речевые ошибки тренера >>

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Бредогенератор

    Упражнения по теме продажи, переговоры – «Бредогенератор»Это упражнение занимает от 30 до 50 минут и позволяет научить участников тренинга более уверенно общаться и выступать. Знающие люди утверждают, что это любимое упражнение, которым тренируют себя радио- и теле-ведущие перед выходом в эфир.

    Упражнение «Бредогенератор» отлично подходит для тренингов уверенного поведения, тренингов по ораторскому мастерству и риторике, тренингов лидерства. Также данное упражнение рекомендуется для тренингов активных продаж для тех областей, где продавцу важен «хорошо подвешенный язык», для тренингов молодых руководителей, которым важно уверенно проводить совещание, также упражнение будет очень полезным для тренинга тренеров.

    В состав упражнения включена подробная лекция на тему «Шесть шагов уверенного выступления». Упражнение позволяет отработать эти шаги, отработать приемы и «фишки» уверенного поведения.

  • Уникальное упражнение "Светофор"

    Психологические игры и тренинговые упражнения - Уникальное упражнение "Светофор"

    Уникальное авторское упражнение для тренинга, разработанное доктором психологических наук, профессором, известнейшим тренером и писателем Н.И.Козловым. 

    Невероятное по своей эффективности упражнение, способное за какой-нибудь час совершить «революцию» в умах участников тренинга. Настоящая «жемчужина» среди упражнений своего рода.

    Упражнение для тренинга "Светофор" позволяет участникам, не проходя ситуацию потери в жизни, произвести инвентаризацию своих ценностей, перестать расстраиваться "по мелочам", научиться радоваться и ценить то, что уже есть в жизни! Упражнение станет настоящим украшением для тренингов стрессоустойчивости, тренингов эмоционального интеллекта, тренингов личностного роста и целеполагания.

    Объем уникальной тренерской методички упражнения: 12 страниц! 
    Бонус! В состав данной методички входят аудио-записи реального упражнения (общее время звучания 54:35 мин)! 

  • Упражнение "Строим дом из веревки"

    Упражнения по теме продажи, переговоры – «Строим дом из веревки»

    Упражнение взято из арсенала доктора психологических наук, профессора, известнейшего тренера и писателя Н. И. Козлова.

    Это упражнение для тренинга решает две основные задачи. Первая — развитие лидерских качеств участников, что актуально в тренингах лидерства, тренингах уверенности и тренингах для руководителей.

    Вторая задача упражнения — тренировка умения работать в команде. В этом контексте упражнение идеально подходит для тренингов командообразования, тимбилдинга.

    Объем тренерской методички: 11 страниц. Бонусы! 7 аудио-файлов с записью реального проведения упражнения и подробный блок теории к упражнению.