Все тренеры собираются здесь

Как обучать взрослых

Преподавание детям и студентам значительно отличается от преподавания взрослым, потому что они учатся совсем по-другому,КАК ОБУЧАТЬ ВЗРОСЛЫХ преследуя несколько другие цели. Здесь диалог доминирует над монологом, а активное участие группы занимает место пассивного слушания. При таком подходе меняется и роль самого преподавателя: вместо привычного лектора или ведущего, он должен быть искусным психологом и организатором, умело вовлекая группу в непринужденную, активную работу, ведущую к эффективному результату.

Выделяют 4 основных принципа в подходе к обучению взрослых:

1. ПРИНЦИП РАВЕНСТВА

Тренер должен сразу показать, что он такой же участник группы, как и все остальные. И здесь имеет значение все: и расстановка мебели (круг или полукруг вместо рядов), и положение тренера (не стоять перед группой, а сесть в круг), и стиль речи (не докладывать, а беседовать), и обращение к группе (не «участники» или «товарищи», а «друзья» и «коллеги»). Кроме того, тренер сразу должен настроиться на то, что любая информация может и должна обсуждаться и подвергаться сомнению.

2. ПРИНЦИП АКТИВНОГО ТВОРЧЕСТВАКак обучать взрослых

И не потому, что так «веселее», хотя и это тоже важно. Просто тот опыт, который каждый из нас имеет, ведет к созданию стереотипов, и любое новое мы стремимся понять и сделать «по старинке», то есть так, как привыкли. Для того, чтобы раздвинуть эти стереотипы и подготовить наш мозг к принятию нового знания и генерации свежих идей (что и составляет сущность процесса обучения), надо создать соответствующую атмосферу в группе.

Ученые вывели своеобразную пирамиду обучения: взрослый усваивает 20% того, что слышит, 40% того, что слышит и видит, 60% того, что слышит, видит и обсуждает, и 80% того, что пытается вывести самостоятельно. А значит, в идеале, любое новое знание должно не просто обсуждаться, но и самостоятельно формулироваться. И здесь опять же важно все: наглядность, яркость, обсуждение в микро-группах, парадоксы, соединение несоединимого, движение, музыка, просто какое-то случайное происшествие.

3. ПРИНЦИП ЛИЧНОСТИ

Тренер должен помнить, что каждый участник является личностью со своими особенностями. У кого-то наши слова или методы могут вызвать раздражение и неприятие, кому-то станет скучно, кто-то будет постоянно думать о домашних проблемах, кто-то будет все время о чем-то шептаться с соседом. Вы спросите, что с этим делать? Ответ прост — это все надо научиться уважать, потому что вокруг вас взрослые самостоятельные люди, для которых больной пес дома может быть важнее «жизни и творчества А. С. Пушкина». Вы спросите, зачем же тогда они пришли — здесь опять же может быть много причин: было неловко отказать, думали, что смогут отвлечься, начальник заставил и т. п. Как с этим справляться? Скажем главное — научитесь не обижаться, а сопереживать. Если вы разовьете это чувство в себе, у вас не будет проблем даже с самой «трудной» группой.

4. ПРИНЦИП КОМФОРТНОСТИКАК ОБУЧАТЬ ВЗРОСЛЫХ

Не пренебрегайте небольшими перерывами, разминками, чашкой кофе. Это поможет вам и снять напряжение, и создать комфортный темп занятия. Взрослому всегда необходима пауза для рефлексии (обдумывания новой информации), поэтому не воспринимайте перерыв как напрасно потраченное время — наоборот, десятиминутная пауза после сорока минут занятия поможет вашей группе усвоить гораздо больше, чем полуторачасовая лекция без перерыва.

И помните — ничто так не способствует обучению, как позитивные эмоции!

Источник: книга О. Чикурова «Кто меня научит?»

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами!

<< Тренинги для руководителей Речевые ошибки тренера >>

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Мой капитал

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Мой капитал»Это игра-вызов, игра-соревнование, в начале которой все участники тренинга обладают равным количеством ресурсов, а в конце игры участники оказываются с очень разными результатами. В процессе данного упражнения участники группы выстраиваются в четкий ранжир, при этом больше шансов на победу имеет тот, кто умеет смотреть на происходящее беспристрастно, объективно, верно оценивать других людей.

    Это непростое упражнение, т. к. каждый участник тренинга видит свое место в группе относительно других людей, и у многих участников это может вызвать сильные и не всегда позитивные эмоции. А, значит, это упражнение может стать для участников тренинга сильной мотивацией для изменений, для развития, для роста, сильным вызовом. Обычно, игра «Мой капитал» вызывает множество различных эмоций, и дает богатую пищу для размышлений. И уж точно она никого не оставляет равнодушным!

    Упражнение «Мой капитал» эксклюзивно, его вы не найдете ни на одном другом ресурсе.

  • Упражнение для тренинга "Угадай героя"

    Упражнения по теме продажи, переговоры – «Угадай героя!»Интересное и показательное упражнение для тренинга продаж, переговоров, коммуникаций, которое на практике показывает эффективность использования открытых и альтернативных вопросов при выявлении потребностей клиентов. Под эту задачу у упражнения для тренинга "Угадай героя" вряд ли найдутся достойные конкуренты. Методичка содержит 4 разных вариации упражнения! Хотите, чтобыучастники наглядно увидели эффективность открытых вопросов по сравнению с закрытыми? Или чтобы осознали, какие вопросы они чаще всего сами используют на практике? Чтобы потренировались в задавании эффективных вопросов? Все возможно! 

    Эксклюзивная методичка упражнения  разработана тренерами-профессионалами специально для портала Тренерская.ру. и содержит уникальные рекомендации, подсказки экспертов, раскрывающие все секреты успешного проведения упражнения. Такого вы не найдете больше нигде! 

    Объем тренерской методички упражнения: 9 страниц. 
    Бонусы! 4 различных вариаций упражнения и подробный блок теории!   

  • Суд

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Суд»Действенное и глубокое упражнение для тренингов личностного роста, тренингов уверенности. Это упражнение для тренинга способно вызвать реальные изменения в самооценке участников тренинга. Упражнение действительно похоже на судебное заседание, поэтому несомненно станет ярким и важным событием тренинга для всех участников, которые получают возможность публично услышать обратную связь от своих коллег по группе. Не смотря на то, что обратная связь дается в конструктивной форме, оно все-таки содержит, как «позитивные», так и «негативные» замечания, и поэтому станет для группы настоящим испытанием.
    Эксклюзивная методичка упражнения разработана тренерами-профессионалами специально для портала Тренерская.ру. и содержит уникальные рекомендации, подсказки экспертов, позволяющие провести упражнение  наилучшим образом. Такого вы не найдете больше нигде! 
    Объем тренерской методички упражнения: 6 страниц.