Все тренеры собираются здесь

Как обучать взрослых

Преподавание детям и студентам значительно отличается от преподавания взрослым, потому что они учатся совсем по-другому,КАК ОБУЧАТЬ ВЗРОСЛЫХ преследуя несколько другие цели. Здесь диалог доминирует над монологом, а активное участие группы занимает место пассивного слушания. При таком подходе меняется и роль самого преподавателя: вместо привычного лектора или ведущего, он должен быть искусным психологом и организатором, умело вовлекая группу в непринужденную, активную работу, ведущую к эффективному результату.

Выделяют 4 основных принципа в подходе к обучению взрослых:

1. ПРИНЦИП РАВЕНСТВА

Тренер должен сразу показать, что он такой же участник группы, как и все остальные. И здесь имеет значение все: и расстановка мебели (круг или полукруг вместо рядов), и положение тренера (не стоять перед группой, а сесть в круг), и стиль речи (не докладывать, а беседовать), и обращение к группе (не «участники» или «товарищи», а «друзья» и «коллеги»). Кроме того, тренер сразу должен настроиться на то, что любая информация может и должна обсуждаться и подвергаться сомнению.

2. ПРИНЦИП АКТИВНОГО ТВОРЧЕСТВАКак обучать взрослых

И не потому, что так «веселее», хотя и это тоже важно. Просто тот опыт, который каждый из нас имеет, ведет к созданию стереотипов, и любое новое мы стремимся понять и сделать «по старинке», то есть так, как привыкли. Для того, чтобы раздвинуть эти стереотипы и подготовить наш мозг к принятию нового знания и генерации свежих идей (что и составляет сущность процесса обучения), надо создать соответствующую атмосферу в группе.

Ученые вывели своеобразную пирамиду обучения: взрослый усваивает 20% того, что слышит, 40% того, что слышит и видит, 60% того, что слышит, видит и обсуждает, и 80% того, что пытается вывести самостоятельно. А значит, в идеале, любое новое знание должно не просто обсуждаться, но и самостоятельно формулироваться. И здесь опять же важно все: наглядность, яркость, обсуждение в микро-группах, парадоксы, соединение несоединимого, движение, музыка, просто какое-то случайное происшествие.

3. ПРИНЦИП ЛИЧНОСТИ

Тренер должен помнить, что каждый участник является личностью со своими особенностями. У кого-то наши слова или методы могут вызвать раздражение и неприятие, кому-то станет скучно, кто-то будет постоянно думать о домашних проблемах, кто-то будет все время о чем-то шептаться с соседом. Вы спросите, что с этим делать? Ответ прост — это все надо научиться уважать, потому что вокруг вас взрослые самостоятельные люди, для которых больной пес дома может быть важнее «жизни и творчества А. С. Пушкина». Вы спросите, зачем же тогда они пришли — здесь опять же может быть много причин: было неловко отказать, думали, что смогут отвлечься, начальник заставил и т. п. Как с этим справляться? Скажем главное — научитесь не обижаться, а сопереживать. Если вы разовьете это чувство в себе, у вас не будет проблем даже с самой «трудной» группой.

4. ПРИНЦИП КОМФОРТНОСТИКАК ОБУЧАТЬ ВЗРОСЛЫХ

Не пренебрегайте небольшими перерывами, разминками, чашкой кофе. Это поможет вам и снять напряжение, и создать комфортный темп занятия. Взрослому всегда необходима пауза для рефлексии (обдумывания новой информации), поэтому не воспринимайте перерыв как напрасно потраченное время — наоборот, десятиминутная пауза после сорока минут занятия поможет вашей группе усвоить гораздо больше, чем полуторачасовая лекция без перерыва.

И помните — ничто так не способствует обучению, как позитивные эмоции!

Источник: книга О. Чикурова «Кто меня научит?»

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами!

<< Тренинги для руководителей Речевые ошибки тренера >>

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Пакет "3 лучших психологических упражнения для тренингов"

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Пакет "6 лучших психологических упражнений для тренингов"»

    Это отличная возможность! Вы оплачиваете всего 1190 руби получаете сразу 3 эксклюзивных психологических упражнения  для тренингов:

    Ваша выгода составит более 1300 руб.(!)

    Каждое психологическое упражнение для тренинга оформлено в виде подробной тренерской методички, содержащей массу уникальных подсказок и рекомендаций, тренерских секретов и "фишек", позволяющих провести упражнение с максимальным результатом
    Такого вы не найдете больше нигде!
    Объем каждой тренерской методички упражнения около 12 страниц. 

  • Ролевая игра "Слалом"

    Упражнения по теме продажи, переговоры – «Ролевая игра "Слалом"»Красивое и эффективное упражнение «Слалом» станет украшением любого тренинга для руководителей, а также тренинга продаж, переговоров или коммуникаций.

    Упражнение позволяет бросить вызов умению участников эффективно и гармонично договариваться в условиях ограниченного времени, умению расставлять приоритеты, быстро принимать решения. Упражнение поможет не только активизировать творческий потенциал группы, но и максимально собрать ее внимание на дальнейшем обучении.

    Вашему вниманию предлагается эксклюзивная тренерская методичка упражнения, описывающая все подводные камни его проведения, все тренерские тонкости и нюансы.

  • Ролевая игра "Случай в гостинице"

    Упражнения по теме продажи, переговоры – «Случай в гостинице»Яркое и запоминающееся упражнение, которое наглядно демонстрирует участникам тренинга слабые места в умении вести переговоры или устанавливать контакт в продажах, а также показывает, какие техники и приемы приводят к успеху в продажах и переговорах, а какие — наоборот. Какие — позволяют быстро установить контакт, а какие скорее накаляют обстановку.

    Упражнение «Случай в гостинице» прекрасно подойдет для тренингов продаж, тренингов переговоров, тренингов уверенного поведения, тренингов влияния.

    Благодаря необычной легенде упражнение «Случай в гостинице» повышает уровень вовлеченности участников тренинга, энергетику группы, мотивацию на дальнейшее обучение.