Все тренеры собираются здесь

Как обучать взрослых

Преподавание детям и студентам значительно отличается от преподавания взрослым, потому что они учатся совсем по-другому,КАК ОБУЧАТЬ ВЗРОСЛЫХ преследуя несколько другие цели. Здесь диалог доминирует над монологом, а активное участие группы занимает место пассивного слушания. При таком подходе меняется и роль самого преподавателя: вместо привычного лектора или ведущего, он должен быть искусным психологом и организатором, умело вовлекая группу в непринужденную, активную работу, ведущую к эффективному результату.

Выделяют 4 основных принципа в подходе к обучению взрослых:

1. ПРИНЦИП РАВЕНСТВА

Тренер должен сразу показать, что он такой же участник группы, как и все остальные. И здесь имеет значение все: и расстановка мебели (круг или полукруг вместо рядов), и положение тренера (не стоять перед группой, а сесть в круг), и стиль речи (не докладывать, а беседовать), и обращение к группе (не «участники» или «товарищи», а «друзья» и «коллеги»). Кроме того, тренер сразу должен настроиться на то, что любая информация может и должна обсуждаться и подвергаться сомнению.

2. ПРИНЦИП АКТИВНОГО ТВОРЧЕСТВАКак обучать взрослых

И не потому, что так «веселее», хотя и это тоже важно. Просто тот опыт, который каждый из нас имеет, ведет к созданию стереотипов, и любое новое мы стремимся понять и сделать «по старинке», то есть так, как привыкли. Для того, чтобы раздвинуть эти стереотипы и подготовить наш мозг к принятию нового знания и генерации свежих идей (что и составляет сущность процесса обучения), надо создать соответствующую атмосферу в группе.

Ученые вывели своеобразную пирамиду обучения: взрослый усваивает 20% того, что слышит, 40% того, что слышит и видит, 60% того, что слышит, видит и обсуждает, и 80% того, что пытается вывести самостоятельно. А значит, в идеале, любое новое знание должно не просто обсуждаться, но и самостоятельно формулироваться. И здесь опять же важно все: наглядность, яркость, обсуждение в микро-группах, парадоксы, соединение несоединимого, движение, музыка, просто какое-то случайное происшествие.

3. ПРИНЦИП ЛИЧНОСТИ

Тренер должен помнить, что каждый участник является личностью со своими особенностями. У кого-то наши слова или методы могут вызвать раздражение и неприятие, кому-то станет скучно, кто-то будет постоянно думать о домашних проблемах, кто-то будет все время о чем-то шептаться с соседом. Вы спросите, что с этим делать? Ответ прост — это все надо научиться уважать, потому что вокруг вас взрослые самостоятельные люди, для которых больной пес дома может быть важнее «жизни и творчества А. С. Пушкина». Вы спросите, зачем же тогда они пришли — здесь опять же может быть много причин: было неловко отказать, думали, что смогут отвлечься, начальник заставил и т. п. Как с этим справляться? Скажем главное — научитесь не обижаться, а сопереживать. Если вы разовьете это чувство в себе, у вас не будет проблем даже с самой «трудной» группой.

4. ПРИНЦИП КОМФОРТНОСТИКАК ОБУЧАТЬ ВЗРОСЛЫХ

Не пренебрегайте небольшими перерывами, разминками, чашкой кофе. Это поможет вам и снять напряжение, и создать комфортный темп занятия. Взрослому всегда необходима пауза для рефлексии (обдумывания новой информации), поэтому не воспринимайте перерыв как напрасно потраченное время — наоборот, десятиминутная пауза после сорока минут занятия поможет вашей группе усвоить гораздо больше, чем полуторачасовая лекция без перерыва.

И помните — ничто так не способствует обучению, как позитивные эмоции!

Источник: книга О. Чикурова «Кто меня научит?»

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами!

<< Тренинги для руководителей Речевые ошибки тренера >>

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Ролевая игра "Повышение-Увольнение"

    Упражнения по теме продажи, переговоры – Ролевая игра "Повышение-Увольнение"Отличное упражнение! Интересное, богатое на выводы упражнение для тренинга переговоров или тренинга для руководителей. В рамках тренинга переговоров (продаж, ораторского мастерства) упражнение позволит всем участникам активно потренировать навыки убеждающей аргументации. В рамках управленческого тренинга это упражнение даст участникам мощный опыт сложных переговоров с сотрудниками и быстрого принятия решений.

    Эксклюзивные рекомендации профессионалов! Уникальная тренерская методичка упражнения разработана профессионалами специально для портала Тренерская. ру. и содержит массу эксклюзивных рекомендаций, подсказок и тренерских «фишек», позволяющих провести упражнение наилучшим образом и с максимальным результатом. Такого вы не найдете больше нигде!

  • Разминка "Воробьи-вороны"

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Воробьи-вороны»Энергичное игровое упражнение, способное в короткие сроки включить участников тренинга в рабочий процесс, повысить их внимание, энергетику и вовлеченность. Создает позитивную атмосферу и, в случае необходимости, снимает напряжение в группе. Включает физическую и эмоциональную активность участников. Кроме функций разогрева группы это упражнение способствует формированию у участников тренинга позитивного и конструктивного отношения к своему проигрышу или неудаче. Помогает понять, что независимо от результатов своих усилий, можно просто получать удовольствие от игры. Этот принцип можно отнести ко всему в жизни и тем самым легче переносить неудачи и трудности.

    Упражнение «Воробьи-вороны» не смотря на то, что было придумано много лет назад, остается эффективным и востребованным упражнением-разогревом у многих тренеров и по сей день. Причем подходит оно как для тренингов личностного роста, так и для бизнес-тренингов по продажам, переговорам, лидерству. 

  • Воздушный шар

    Психологические игры и тренинговые упражнения  – «Воздушный шар»Масштабное и активно используемое тренерами упражнение, направленное на развитие лидерских качеств участников тренинга, на развитие коммуникативных навыков, умения договариваться. На тренинге командообразования это упражнение научит участников работать в команде, договариваться, слышать друг друга, принимать коллективные решения, более эффективно взаимодействовать.

    Благодаря своей захватывающей легенде упражнение сильно вовлекает участников тренинга, повышает тонус и энергетику группы, повышает мотивацию участников тренинга на обучение.

    Но качественное проведение данного упражнения требует от тренера высокой квалификации и большого опыта проведения подобных упражнений. Иначе при всей интересности легенды группа не осознает всех тех выводов, которые могла бы осознать при высоком качестве работы тренера.