Все тренеры собираются здесь

Как приумножить ценности

Здравствуйте, друзья! Даже не знаю, имеет ли смысл в ближайшее время говорить и писать о чем-то, кроме футбола, по которому мир будет сходить с ума еще несколько дней. Однако, как говаривал старина Экклезиаст, «и это пройдет» — в ближайшее воскресенье. И тогда — после самого последнего финального свистка, буйства счастливых победителей и горя безутешных проигравших — люди, отлипнув от экранов, вдруг обнаружат, что половина лета уже безвозвратно пролетела. Чтобы не слишком огорчаться по этому поводу, предлагаю все же отвлечься от просмотров, обсуждений, прогнозов и переживаний на действительно полезное дело — нашу очередную ораторскую тренировку. С новыми упражнениями, конечно — включайтесь!

Диктофон с перехватом

Если вы успели хорошо освоить упражнение «диктофон» из прошлого выпуска, для вас не составит труда внимательно прослушать и дословно воспроизвести две-три последних фразы любого собеседника. Но для хорошего оратора внимательно слушать и хорошо запоминать — это только половина дела. Неплохо бы еще уметь аккуратно перехватить течение разговора и направить его туда, куда нам нужно.

Именно это умение отлично развивает продвинутая версия «диктофона» — «диктофон с перехватом». Теперь нам нужно не только повторить слова партнера по беседе, но и продолжить его мысль, а затем в несколько предложений связно и естественно перейти к своей теме.

Как делать

Для начала составляем список неких тезисов, к которым собираемся вести дело. Это может быть все, что угодно — от сугубо практичного «отгрузка будет проведена только по факту оплаты» до максимально отвлеченного «Наполеон всего лишь хотел заставить Александра I поддержать блокаду Британии». Затем, как и в предыдущей версии, подбираем собеседника — виртуального или реального.

В первом случае лучше всего подойдет набор коротких видео / аудио новостей на различные темы — после каждой из них жмем на паузу, повторяем дословно два-три заключительных предложения — и стараемся «перехватить тему»: за минимальное количество «ходов» максимально естественно перейти к своему тезису, первому из списка. Затем слушаем очередную новость — и красиво «привязываем» к ней второй тезис. И так далее.

— …У проверяющих были вопросы к качеству реализуемой молочной продукции, условиям хранения и срокам ее годности.

— Да, у проверяющих были вопросы к качеству реализуемой молочной продукции, условиям хранения и срокам ее годности. Вообще, обидно, что в нашей стране с ее многовековыми традициями в сельском хозяйстве до сих пор такое возможно. Ведь русский крестьянин всегда отличался трудолюбием и сообразительностью — и в работе, и в бою. Даже непобедимого прежде Бонапарта дубина крестьянской войны одолела. Между прочим, историки говорят, что Наполеон не собирался завоевывать Россию. Он всего лишь хотел заставить Александра I поддержать блокаду Британии…

Живого партнера можно тоже попросить просто зачитывать или рассказывать различные новости, но лучше устроить совместную отработку в виде творческого импровизаторского поединка. Каждый составляет себе список тезисов — чем разнообразнее, тем лучше — и раз за разом, повторив заключительную фразу партнера, переводит разговор «на свои рельсы».

Если вам повезло собраться компанией, можно попробовать вариант, когда каждый выбирает себе только один тезис, и вы ведете беседу по кругу или в произвольном порядке, следуя все тому же алгоритму: повтор последней фразы собеседника — перехват-импровизация — своя тема. Одним словом, вариантов множество — и вы еще можете придумать свои :)).

Дорожная история

Поскольку летом люди много и охотно путешествуют — ездят на автомобилях и поездах, летают на самолетах и парапланах, ходят пешком и на яхтах — сам бог велел воспользоваться этим обстоятельством для отработки наших ораторских умений. Жанр дорожной истории известен с древнейших времен и, казалось бы, прост как грабли — расскажи о своей поездке.

Однако, неожиданно может выясниться, что без определенной подготовки рассказать скучно и невыразительно об интересном путешествии гораздо проще, чем ярко и увлекательно о неинтересном. Конечно, фото и видео со смартфона могут немного добавить красок любому рассказу. Но ведь и их нужно сопровождать какими-то хотя бы минимальными пояснениями.

А ведь рассказывая каждый раз о наших приключениях, мы получаем возможность будто бы вновь и вновь прожить их заново, причем, бесплатно :)). Впечатляющие воспоминания — главная ценность любого приключения. И умелое владение словом приумножает эту ценность в разы — так что имеет смысл инвестировать в такое умение немного времени.

Как делать

Полагаю, с данным упражнением все предельно ясно. Берем любое перемещение человека в пространстве — и рассказываем о нем воображаемым или реальным слушателям. Обратите внимание на открывающееся перед нами потрясающее разнообразие вариантов отработки в зависимости от целей рассказа, состава аудитории и обстоятельств речи (да-да-да, кто не помнит — это фундаментальные вопросы подготовки к выступлению).

Возьмем простейшее объяснение встречному прохожему «как пройти в библиотеку»: что сказать, если он знает этот район, но не был в библиотеке? Впервые в этом городе? Вообще иностранец? Велосипедист? Инвалид-колясочник? А как лучше объяснить, если ночь? А если у вас есть только три минуты? А если это милая девушка / симпатичный парень, и вы хотите произвести впечатление и как-то продлить общение?

Представьте, что рассказываете о своей поездке в отпуск или в командировку. Как этот рассказ сложится для друзей? Для родителей? Для коллег на работе? А если будет возможность показывать фотографии на телефоне? А на плазме с метровой диагональю? Что скажем, чтобы зрителям тоже захотелось поехать этим маршрутом? А чтобы ни в коем случае не захотелось? Как будет выглядеть рассказ, если мы устали / возбуждены / огорчены / тянем время / отвлекаем внимание?

Одним словом, вариантов масса. А ведь можно еще прибавить виртуальные путешествия, поездки, о которых мы пока только мечтаем, маршруты, которые мы придумали, и прочее, прочее, прочее. Не хотите рассказывать о себе? Вспомните захватывающие истории об увлекательных путешествиях других людей — от школьного друга Пети Васечкина до какого-нибудь великого землепроходца.

Как обычно, чрезвычайно полезно записывать свои выступления на диктофон (а еще лучше — на видео), а потом критически оценивать с помощью принципов обратной связи высокого качества — самостоятельно или с помощью экспертов. Кстати, упражнение «Дорожная история» вполне себе совмещается с активным участием в футбольных безумствах этого лета. Совместите приятное с полезным — потренируйтесь в рассказе «Как я ходил (ездил) смотреть футбол на стадион (в фанзону, в спортбар, к другу в гости) на матч Тунис — Панама (Дания — Австралия)». Сделайте людям интересно :).

Ну а я тоже в дорогу — за новыми полезными упражнениями для вас. Скоро снова встретимся.

При необходимости обращайтесь за помощью в ораторских практиках и психологических вопросах мелкими подсказками даром и крупными за деньги — по скайпу или вживую. Жду ваших вопросов и комментариев. Будьте здоровы, теплых и радостных вам летних дней, и до встречи в следующей статье. 

Верных Вам слов и верных решений!

Вячеслав Саломасов,
тренер, психолог, коуч, эксперт по ораторскому мастерству

Вячеслав Саломасов является автором программы тренинга "Ораторское мастерство", которая предлагается в разделе готовых программ.  Программа этого тренинга содержит поминутный план действий тренера, важные подсказки для тренеров, абсолютно все необходимые тренерские материалы, отлично подходит как для корпоративного, так и для открытого тренинга, одинаково эффективна как для обучения линейного персонала, так и для обучения руководителей.

Программа включает такие темы, как энергетика оратора, словесная импровизация, управление волнением, работа с голосом, жестами, позой;  содержит 12 подробных лекций, раскрывающих все основные аспекты ораторского мастерства, 24 уникальных упражнения, позволяющих освоить за 2 дня тренинга все основные приемы эффективного выступления на публике, и многое другое. Подробнее о программе тренинга "Ораторское мастерство"...

Больше об ораторском мастерстве, о приемах и методах убеждения и влияния, а также новости о тренингах по мастерству публичного выступления и других мероприятиях с тренерским участием В. Саломасова читайте на сайте Верного Слова: http://vernoeslovo.com/

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами:

<< Летний призыв. Ораторы на марше Принципы Обратной Связи >>

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Бредогенератор

    Упражнения по теме продажи, переговоры – «Бредогенератор»Это упражнение занимает от 30 до 50 минут и позволяет научить участников тренинга более уверенно общаться и выступать. Знающие люди утверждают, что это любимое упражнение, которым тренируют себя радио- и теле-ведущие перед выходом в эфир.

    Упражнение «Бредогенератор» отлично подходит для тренингов уверенного поведения, тренингов по ораторскому мастерству и риторике, тренингов лидерства. Также данное упражнение рекомендуется для тренингов активных продаж для тех областей, где продавцу важен «хорошо подвешенный язык», для тренингов молодых руководителей, которым важно уверенно проводить совещание, также упражнение будет очень полезным для тренинга тренеров.

    В состав упражнения включена подробная лекция на тему «Шесть шагов уверенного выступления». Упражнение позволяет отработать эти шаги, отработать приемы и «фишки» уверенного поведения.

  • Упражнение-вызов "Пройди к стулу"

    Упражнения по теме продажи, переговоры – «Упражнение-вызов "Пройди к стулу"»"Мощное упражнение для тренинга целеполагания или тренинга переговоров. Упражнение наглядно демонстрирует участникам тренинга их привычные модели поведения, помогает вскрыть негативные установки, убеждения, которые мешают им легко достигать своих целей или вести переговоры. Дает участникам тренинга новые ресурсы.

    Тренерская методичка упражнения разработана профессионалами специально для портала Тренерская. ру и содержит массу уникальных рекомендаций, подсказок и тренерских «фишек», позволяющих провести упражнение с максимальным результатом. Такого вы не найдете больше нигде!
    Объем тренерской методички: 12 страниц.
    Бонус! Методичка содержит сразу 3 варианта упражнения (!), подходящих для трех разных тем тренингов: достижение целей, переговоров и эффективной коммуникации.

  • Упражнение для тренингов "10 000$"

    Упражнения по теме продажи, переговоры – «10000$»

    Первоклассный пример упражнения-вызова, способного повысить энергетику группы, активизировать ее творческий потенциал и настроить на максимально заинтересованное восприятие теории. Это упражнение для тренинга - реальное испытание способности участников тренинга договориться между собой.
    Упражнение для тренинга "$10 000" прекрасно справляется с задачей «погружения» участников в условия, где им нужно договориться не формально, а по-настоящему. В результате тренер имеет не только готовых к обучению участников, но и прекрасный пример для анализа проигрышных и выигрышных стратегий переговоров.
    Эксклюзивные рекомендации профессионалов! Тренерская методичка упражнения разработана профессионалами специально для портала Тренерская.ру. и содержит массу уникальных рекомендаций, подсказок и тренерских "фишек", позволяющих провести упражнение с максимальным результатом. Такого вы не найдете больше нигде! 
    Объем тренерской методички упражнения: 8 страниц.