Как создать условия для развития в тренинговой группе
Необходимо внести определённость сразу: речь пойдёт о тренингах, цель которых — развитие навыков взаимодействия и коммуникативной компетентности (управление, переговоры, продажи, презентация, мотивационное воздействие, лидерство, влияние и т. д. ), и о тренингах развития команды.
Разрабатывая и планируя тренинг, тренер задаёт себе множество вопросов: «Какие умения необходимо сформировать у участников?», «Какие знания необходимо дать?», «Как расширить/изменить восприятие участниками темы тренинга?», «В какой очерёдности продвигаться от одного умения к другому, от одной техники к другой?», «Какие предложить процедуры, игры, упражнения и обсуждения?» и т. д.
Приходя же в тренинговую группу, важнейшей задачей тренера становится обеспечение участникам условий для профессионального развития, создание климата в группе, который будет способствовать обучению.
Какие условия должен создать тренер в тренинговой группе
ФУНКЦИИ ТРЕНЕРА
Эмоциональная стимуляция участников. Тренер выступает как «эталонный участник» — свободно выражает собственное мнение, установки, эмоции, отношение.
Проявление уважения к личности участников. Тренер внимательно относится к потребностям участников в принадлежности, уважении, признании. Выражает (но не изображает!) симпатию и дружеские чувства к участникам.
Предложение интерпретаций. Иначе говоря «родительская функция». Тренер комментирует и интерпретирует поведение участников и групповые процессы посредством «связывания» наблюдаемого им в процессе тренинга поведения с темой тренинга.
Структурирование группового процесса. Управляет работой группы для достижения целей тренинга: предлагает очерёдность процедур, игр, упражнений, обсуждений и определяет их формат. Предлагает правила и устанавливает нормы в
ПРАВИЛА Т-ГРУППЫ
Эти правила не являются
Конфиденциальность. Тренер и участники имеют право за рамками тренинга (после его завершения) обсуждать темы, упражнения, игры, но не отдельных участников. Тренер сообщает участникам об этом правиле и приглашает участников к его соблюдению. Также тренер не имеет права давать комментарии в отношении тех или иных участников кому бы то ни было, включая непосредственного руководителя того или иного участника тренинга. Комментарии возможны исключительно в случае, когда функция тренера — оценка тех или иных компетенций участников. В таком случае участники группы должны быть предупреждены о том, что они участвуют в оценочной процедуре, а не в тренинге. Если же это тренинг — любые комментарии об участниках третьим лицам недопустимы. Для обеспечения конфиденциальности тренер гарантирует участникам, что видеозаписи (если в ходе тренинга используется видео), отснятые и изученные в ходе тренинга, в дальнейшем будут доступны исключительно ведущему тренинга и будут уничтожены.
Активность. Тренер побуждает участников занимать активную позицию в процессе обучения и стремиться участвовать во всех упражнениях, обсуждениях, играх. Тренинг — обучение, основанное на опыте, а опыт — результат активности. Нет активности — нет опыта — нет эффективного обучения. Наблюдение за чужим опытом (опыт других участников группы) обычно малополезно. Важным условием активности участников в тренинге является работа тренера до тренинга по уточнению потребностей участников в обучении и уже в тренинге, направленная на осознание участниками возможности реализовать свои потребности в обучении и саморазвитии в ходе тренинга. В противном случае участники занимают пассивную позицию, которая обычно выражается словами «я лучше посмотрю, а другие пусть поучаствуют», «в тренинге я хочу получить новую информацию, может, узнаю
Право сказать «НЕТ». В каждый момент времени каждый участник может отказаться отвечать на вопрос или участвовать в упражнении, игре или обсуждении. При этом тренер внимательно следит за тем, чтобы «право сказать нет» действительно было у участников. Тренер со своей стороны не давит на участников и не принуждает, и в то же время должен пресекать любые попытки группового давления на участника, который отказывается в
Творческий подход. Тренер приглашает участников пробовать действовать
Искренность, естественность. Тренер должен вести себя естественно, быть настоящим, а не играть ту или иную роль, искать свой уникальный стиль ведения тренинга, вместо того, чтобы копировать чужой стиль. Тренер свободно и открыто сообщает о своих переживаниях, высказывает своё мнение. Только в таких условиях возможно построение доверия в группе. Ведь участники в значительной степени ориентируются на поведение ведущего тренинга. Если тренер ведёт себя неестественно, «играет» с группой, тем самым он подрывает всякие возможности для построения доверия в группе. Тренер, выступая «эталоном», показывает участникам пример и побуждает их, по возможности, занимать открытую позицию, быть самими собой. Это право «чувствовать и думать то, что чувствуешь и думаешь». Только в таких условиях возможно самораскрытые и самовыражение участников, необходимые для эффективной работы
Каждый участник является частью группы. Иногда в ходе тренинга в группе могут возникать подгруппы, можно видеть попытки изолировать «неудобных» членов группы и даже избавиться от них. Тренер должен этому препятствовать. Каждый является частью группы, независимо от того, как
Запрет на алкоголь, наркотики, физическую агрессию. Это единственная причина, когда тренер может и должен не допустить участника в учебную группу, поскольку действия участника в таком случае могут противоречить целям тренинга и даже составлять физическую или психологическую угрозу для других членов тренинговой группы.
«Закрытость» группы. Недопустимо частичное участие третьих лиц в ходе занятий
Запрет посторонних разговоров. Несоблюдение этого правила обычно подрывает доверие в группе и, соответственно, мешает целям обучения. Тренер должен реагировать на посторонние разговоры, так же как и на перешёптывания между участниками. Такое поведение участников мешает созданию необходимой для обучения атмосферы в группе и создаёт напряжение.
И ещё несколько правил коммуникации в группе:
«Не он, а ты». В ходе тренинга следует обращаться непосредственно к участнику, а не говорить о нём в третьем лице. Такой способ коммуникации учит построению партнёрских отношений, вместо восприятия другого как некоего объекта.
Первое лицо. Учите говорить участников от себя, а не прикрываясь безликим «мы». «Я думаю» вместо «мы думаем», «я хочу», вместо «нам нужно» и т. д. Придерживаясь этого правила, участники принимают на себя ответственность за свои действия, чувства, потребности.
Избегать вопросов «почему». Такие вопросы часто бывают манипулятивными. Довольно часто за вопросом «почему» кроется попытка высказать своё мнение, оценку, несогласие, критику. Поэтому такие вопросы провоцируют активизацию психологических механизмов защиты, что мешает реализации целей
Избегать обобщений. В ходе тренинга тренер учит участников избегать обобщений и быть более конкретными в своих наблюдениях, замечаниях и т. п. Это помогает участникам детализировать своё восприятие ситуации (переговоров, управления и т. п.), партнёра по общению и себя. Более чёткое и детализированное восприятие ситуации и участников взаимодействия помогает действовать более эффективно. Кроме того, конкретизация — необходимое условие эффективной обратной связи, важнейшего инструмента тренера и
Эффективная обратная связь. Тренер должен владеть навыками подачи «обратной связи» и учить участников давать «обратную связь» эффективно. Необходимо научить участников отличать «обратную связь» от оценки, критики, осуждения или похвалы — такова одна из важнейших задач тренера. С одной стороны, навык подачи «обратной связи» полезен сам по себе во множестве ситуаций, с другой стороны, предоставление обратной связи участниками
Кроме того, что соблюдение перечисленных правил в тренинговой группе призвано обеспечить участникам условия для эффективного обучении, есть ещё одна причина соблюдать эти правила. Правила
Пётр Холявчук
Источник:
Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами: