Все тренеры собираются здесь

Как создать условия для развития в тренинговой группе

Необходимо внести определённость сразу: речь пойдёт о тренингах, цель которых — развитие навыков взаимодействия и коммуникативной компетентности (управление, переговоры, продажи, презентация, мотивационное воздействие, лидерство, влияние и т. д. ), и о тренингах развития команды.

Разрабатывая и планируя тренинг, тренер задаёт себе множество вопросов: «Какие умения необходимо сформировать у участников?», «Какие знания необходимо дать?», «Как расширить/изменить восприятие участниками темы тренинга?», «В какой очерёдности продвигаться от одного умения к другому, от одной техники к другой?», «Какие предложить процедуры, игры, упражнения и обсуждения?» и т. д.

Приходя же в тренинговую группу, важнейшей задачей тренера становится обеспечение участникам условий для профессионального развития, создание климата в группе, который будет способствовать обучению.

Какие условия должен создать тренер в тренинговой группе (Т-группе), и как это сделать? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте рассмотрим функции тренера и правила Т-группы.

ФУНКЦИИ ТРЕНЕРА

Козлов Н. И.Эмоциональная стимуляция участников. Тренер выступает как «эталонный участник» — свободно выражает собственное мнение, установки, эмоции, отношение.

Проявление уважения к личности участников. Тренер внимательно относится к потребностям участников в принадлежности, уважении, признании. Выражает (но не изображает!) симпатию и дружеские чувства к участникам.

Предложение интерпретаций. Иначе говоря «родительская функция». Тренер комментирует и интерпретирует поведение участников и групповые процессы посредством «связывания» наблюдаемого им в процессе тренинга поведения с темой тренинга.

Структурирование группового процесса. Управляет работой группы для достижения целей тренинга: предлагает очерёдность процедур, игр, упражнений, обсуждений и определяет их формат. Предлагает правила и устанавливает нормы в Т-группе, предлагает тем или иным участникам попробовать ту или иную технику, принять участие в обсуждении или игре и т. д.

ПРАВИЛА Т-ГРУППЫ

Эти правила не являются чьим-то частным мнением. Правила Т-группы были сформулированы в результате научных исследований и большой экспериментальной работы по групповому обучению взрослых людей ещё 60 лет назад. И сегодня они являются обязательными к выполнению.

«Здесь-и-теперь». Тренер побуждает участников обсуждать непосредственно переживаемый опыт в группе и сам концентрируется на том, что происходит в текущий момент, реагируя на те аспекты происходящего, которые связаны с темой тренинга. Обучение на непосредственно переживаемом опыте всегда эффективнее, нежели обсуждение ситуаций из прошлого опыта, либо фантазирование о возможных ситуациях в будущем.

Конфиденциальность. Тренер и участники имеют право за рамками тренинга (после его завершения) обсуждать темы, упражнения, игры, но не отдельных участников. Тренер сообщает участникам об этом правиле и приглашает участников к его соблюдению. Также тренер не имеет права давать комментарии в отношении тех или иных участников кому бы то ни было, включая непосредственного руководителя того или иного участника тренинга. Комментарии возможны исключительно в случае, когда функция тренера — оценка тех или иных компетенций участников. В таком случае участники группы должны быть предупреждены о том, что они участвуют в оценочной процедуре, а не в тренинге. Если же это тренинг — любые комментарии об участниках третьим лицам недопустимы. Для обеспечения конфиденциальности тренер гарантирует участникам, что видеозаписи (если в ходе тренинга используется видео), отснятые и изученные в ходе тренинга, в дальнейшем будут доступны исключительно ведущему тренинга и будут уничтожены.

Активность. Тренер побуждает участников занимать активную позицию в процессе обучения и стремиться участвовать во всех упражнениях, обсуждениях, играх. Тренинг — обучение, основанное на опыте, а опыт — результат активности. Нет активности — нет опыта — нет эффективного обучения. Наблюдение за чужим опытом (опыт других участников группы) обычно малополезно. Важным условием активности участников в тренинге является работа тренера до тренинга по уточнению потребностей участников в обучении и уже в тренинге, направленная на осознание участниками возможности реализовать свои потребности в обучении и саморазвитии в ходе тренинга. В противном случае участники занимают пассивную позицию, которая обычно выражается словами «я лучше посмотрю, а другие пусть поучаствуют», «в тренинге я хочу получить новую информацию, может, узнаю что-то новое». Участник, осознающий возможности реализовать свои потребности в тренинге, обычно занимает активную позицию, чётко и конкретно формулирует запрос. Иногда от тренера можно услышать «это немотивированная группа». Чаще всего это означает, что тренер плохо поработал на этапе уточнения потребностей и ожиданий участников, т. е. до тренинга и уже в самом начале тренинга. Внимательное отношения к потребностям участников и их ожиданиям помогает снять подобное сопротивление группы и отдельных участников.

Право сказать «НЕТ». В каждый момент времени каждый участник может отказаться отвечать на вопрос или участвовать в упражнении, игре или обсуждении. При этом тренер внимательно следит за тем, чтобы «право сказать нет» действительно было у участников. Тренер со своей стороны не давит на участников и не принуждает, и в то же время должен пресекать любые попытки группового давления на участника, который отказывается в чём-либо участвовать.

Творческий подход. Тренер приглашает участников пробовать действовать по-новому, использовать новые формы поведения уже в ходе тренинга. Такой подход позволяет на опыте ещё в тренинге оценить применимость и полезность тех приёмов, техник и умений, которым участники учатся в тренинге.

Искренность, естественность. Тренер должен вести себя естественно, быть настоящим, а не играть ту или иную роль, искать свой уникальный стиль ведения тренинга, вместо того, чтобы копировать чужой стиль. Тренер свободно и открыто сообщает о своих переживаниях, высказывает своё мнение. Только в таких условиях возможно построение доверия в группе. Ведь участники в значительной степени ориентируются на поведение ведущего тренинга. Если тренер ведёт себя неестественно, «играет» с группой, тем самым он подрывает всякие возможности для построения доверия в группе. Тренер, выступая «эталоном», показывает участникам пример и побуждает их, по возможности, занимать открытую позицию, быть самими собой. Это право «чувствовать и думать то, что чувствуешь и думаешь». Только в таких условиях возможно самораскрытые и самовыражение участников, необходимые для эффективной работы Т-группы.

Каждый участник является частью группы. Иногда в ходе тренинга в группе могут возникать подгруппы, можно видеть попытки изолировать «неудобных» членов группы и даже избавиться от них. Тренер должен этому препятствовать. Каждый является частью группы, независимо от того, как кто-то оценивает его поведение и что думает о нём. Иногда можно услышать, как тот или иной тренер прямо или косвенно «выставил» участника из тренинга, например, заявив руководству, что если определённый участник останется в группе, цели тренинга реализовать не удастся. Такое поведение тренера недопустимо, нарушает права участника тренинга и противоречит этике работы ведущего группы.

Запрет на алкоголь, наркотики, физическую агрессию. Это единственная причина, когда тренер может и должен не допустить участника в учебную группу, поскольку действия участника в таком случае могут противоречить целям тренинга и даже составлять физическую или психологическую угрозу для других членов тренинговой группы.

«Закрытость» группы. Недопустимо частичное участие третьих лиц в ходе занятий Т-группы. Некоторые тренеры могут допускать потенциального заказчика на тот или иной фрагмент тренинга. Такая форма презентации своих услуг потенциальному клиенту мешает участникам Т-группы и снижает эффективность тренингового обучения. Это допустимо, когда речь идёт о семинарах, практикумах, лекциях. В то же время, такое поведение тренера в Т-группе недопустимо и противоречит этике работы ведущего группы. Просто примите для себя решение заниматься продажами своих услуг в свободное от тренинга время, а не за счёт Т-группы. То же относится к желаниям руководства проконтролировать ход тренинга и понаблюдать за участниками.

Запрет посторонних разговоров. Несоблюдение этого правила обычно подрывает доверие в группе и, соответственно, мешает целям обучения. Тренер должен реагировать на посторонние разговоры, так же как и на перешёптывания между участниками. Такое поведение участников мешает созданию необходимой для обучения атмосферы в группе и создаёт напряжение.

И ещё несколько правил коммуникации в группе:

«Не он, а ты». В ходе тренинга следует обращаться непосредственно к участнику, а не говорить о нём в третьем лице. Такой способ коммуникации учит построению партнёрских отношений, вместо восприятия другого как некоего объекта.

Первое лицо. Учите говорить участников от себя, а не прикрываясь безликим «мы». «Я думаю» вместо «мы думаем», «я хочу», вместо «нам нужно» и т. д. Придерживаясь этого правила, участники принимают на себя ответственность за свои действия, чувства, потребности.

Избегать вопросов «почему». Такие вопросы часто бывают манипулятивными. Довольно часто за вопросом «почему» кроется попытка высказать своё мнение, оценку, несогласие, критику. Поэтому такие вопросы провоцируют активизацию психологических механизмов защиты, что мешает реализации целей Т-группы. Тренер помогает переформулировать «почему-вопросы» в более конструктивные, либо заменить их открытым высказыванием своего мнения. Иногда достаточно просто заменить слово «почему» на «как», «что», «когда».

Избегать обобщений. В ходе тренинга тренер учит участников избегать обобщений и быть более конкретными в своих наблюдениях, замечаниях и т. п. Это помогает участникам детализировать своё восприятие ситуации (переговоров, управления и т. п.), партнёра по общению и себя. Более чёткое и детализированное восприятие ситуации и участников взаимодействия помогает действовать более эффективно. Кроме того, конкретизация — необходимое условие эффективной обратной связи, важнейшего инструмента тренера и Т-группы.

Эффективная обратная связь. Тренер должен владеть навыками подачи «обратной связи» и учить участников давать «обратную связь» эффективно. Необходимо научить участников отличать «обратную связь» от оценки, критики, осуждения или похвалы — такова одна из важнейших задач тренера. С одной стороны, навык подачи «обратной связи» полезен сам по себе во множестве ситуаций, с другой стороны, предоставление обратной связи участниками Т-группы друг другу способствует развитию самопонимания участников и соответствует целям обучения.

Кроме того, что соблюдение перечисленных правил в тренинговой группе призвано обеспечить участникам условия для эффективного обучении, есть ещё одна причина соблюдать эти правила. Правила Т-группы отражают права участников тренинга, несоблюдение тренером правил Т-группы ущемляет права участников и является нарушением профессиональной этики тренера.

Пётр Холявчук 
Источник: http://training-institute.com.ua

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами:

<< Содержание речи. Фокусы мотивации Содержание речи. Мотивация с картинками >>

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Уникальное упражнение "Колесо жизни"

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Колесо жизни»Сильное и глубокое упражнение, в процессе которого участники тренинга наглядно видят, насколько они удовлетворены различными сферами своей жизни, выбирают свои приоритетные цели и ставят конкретные задачи на определенный промежуток времени.

    Не всегда человеку легко определиться, в какую сторону двигаться. «Колесо жизни» — одна из лучших технологий, помогающая осознанно организовать свою жизнь, определить свои жизненные цели и приоритеты развития на ближнюю, среднюю и дальнюю перспективы.

    Упражнение идеально подходит для тренингов целеполагания, тренингов по life-менеджменту. Благодаря своей метафоричности и наглядности, оно станет настоящим украшением такого тренинга, одним из самых запоминающихся его моментов.

    Объем тренерской методички упражнения: 15 страниц.

  • Разминка "Воробьи-вороны"

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Воробьи-вороны»Энергичное игровое упражнение, способное в короткие сроки включить участников тренинга в рабочий процесс, повысить их внимание, энергетику и вовлеченность. Создает позитивную атмосферу и, в случае необходимости, снимает напряжение в группе. Включает физическую и эмоциональную активность участников. Кроме функций разогрева группы это упражнение способствует формированию у участников тренинга позитивного и конструктивного отношения к своему проигрышу или неудаче. Помогает понять, что независимо от результатов своих усилий, можно просто получать удовольствие от игры. Этот принцип можно отнести ко всему в жизни и тем самым легче переносить неудачи и трудности.

    Упражнение «Воробьи-вороны» не смотря на то, что было придумано много лет назад, остается эффективным и востребованным упражнением-разогревом у многих тренеров и по сей день. Причем подходит оно как для тренингов личностного роста, так и для бизнес-тренингов по продажам, переговорам, лидерству. 

  • Воздушный шар

    Психологические игры и тренинговые упражнения  – «Воздушный шар»Масштабное и активно используемое тренерами упражнение, направленное на развитие лидерских качеств участников тренинга, на развитие коммуникативных навыков, умения договариваться. На тренинге командообразования это упражнение научит участников работать в команде, договариваться, слышать друг друга, принимать коллективные решения, более эффективно взаимодействовать.

    Благодаря своей захватывающей легенде упражнение сильно вовлекает участников тренинга, повышает тонус и энергетику группы, повышает мотивацию участников тренинга на обучение.

    Но качественное проведение данного упражнения требует от тренера высокой квалификации и большого опыта проведения подобных упражнений. Иначе при всей интересности легенды группа не осознает всех тех выводов, которые могла бы осознать при высоком качестве работы тренера.