Все тренеры собираются здесь

Как создавать понятные схемы для тренингов, лекций и семинаров

Александра Карепина: «Ты не умничай, ты — покажи»

Схема — проверенный способ объяснить аудитории сложный процесс или закономерность. Но как создавать внятные схемы, которые действительно помогут слушателю понять материал? Автор статьи рассказывает об алгоритме создания схем, который она предлагает участникам своих тренингов. Состоит он всего из двух шагов.

Александра Карепина

Как наглядно и просто объяснить участникам тренинга или семинара сложный процесс или закономерность? Проверенный способ — использовать схему. Однако этот способ не всегда срабатывает. Возьмем, к примеру, слайд из недавнего выступления сотрудников службы обучения одной компании. Вроде бы и схема нарисована, а простоты и наглядности от нее не прибавляется.

Как говорится, «и радио есть, а счастья нет». А ведь авторы старались, тратили на эту схему время и силы. Как же не наступать на подобные «грабли»? Как создавать внятные схемы, которые действительно помогут слушателю понять материал? На своих тренингах по проведению презентаций я обычно предлагаю участникам следующих алгоритм создания схем. Алгоритм состоит всего из двух шагов.

Первый шаг — определение типа закономерности

Принимаясь за составление схемы, мы первым делом определяем, какую закономерность эта схема должна иллюстрировать. Основные типы закономерностей описаны в таблице — и для каждого типа таблица предлагает наиболее привычные варианты графического представления.

Таблица видов закономерностей




Выполним этот шаг для нашей схемы. Схема объясняет организацию процесса обучения. В процессе участвуют головной офис, российский офис и групповая академия,— их сотрудники выполняют определенные обязанности и определенным образом взаимодействуют друг с другом. В терминах таблицы это закономерность типа «Роли и действия». Графическое представление, выбранное автором схемы, вполне соответствует этому типу, однако это не делает схему ясной. Чтобы понять, почему, перейдем ко второму шагу.

Второй шаг — построение иерархии

Разобравшись с типом закономерности, нам нужно выстроить ее иерархию. Для нашей схемы иерархия может выглядеть так.

На первом уровне речь идет о взаимодействии между головным офисом, российским офисом, корпоративной академией, дилерами и привлеченными компаниями. Это самые крупные единицы процесса. Внутри каждой из единиц есть должностные лица. Это следующий уровень иерархии. Наконец, для каждого из должностных лиц известны имя и обязанности. Это самые мелкие детали. Хорошая, внятная схема должна подчеркивать эту иерархию. А что у нас? Взгляните на слайд — объекты первого уровня совершенно теряются, а в глаза бросаются Петр Колосов и администраторы, которым следовало бы скромно отойти на второй план. Вот в чем причина неэффективности схемы — попробуем ее устранить.

Подчеркнем относительную важность объектов с помощью размера и смещения вправо. Удалим со схемы детали последнего уровня, чтобы они не перегружали слайд.

Теперь слушателю легче «ухватить» суть объясняемой закономерности — а имена и обязанности отдельных сотрудников выступающий может объяснить на словах, или посвятить им отдельный слайд.

Как видите, алгоритм прост и позволяет за два шага получать гарантированный результат. Чтобы окончательно в этом убедиться, опробуем его еще на одной ситуации.

Пример использования

Представьте, что вы обучаете правилам этикета. Вам нужно объяснить аудитории процедуру знакомства кавалера с дамой на балу. Как известно, кавалер не может пригласить даму на танец, если они не представлены друг другу. Представить же кавалера даме может не всякий. Лучшие представляющие — пожилые люди, знающие и кавалера, и даму. Если таких нет, подойдут более молодые общие знакомые, мужчина или женщина, обязательно состоящие в браке. Если и таких нет, можно обратиться к незамужней девушке, знающей и кавалера, и даму. Выбирая одного из перечисленных выше людей, важно учитывать их репутацию. Человек, известный непристойным поведением, в представляющие не годится. Только если подходящего представляющего на балу не оказывается, можно пойти другим путем. Дама всегда приезжает на бал с сопровождающим, и кавалер может самостоятельно представиться этому сопровождающему и попросить представить его даме.

Процедура непростая, и без наглядной схемы ее будет сложно воспринять. На одном из тренингов попросила участников предложить схемы, которые они бы использовали для ее объяснения. Участники предложили два следующих варианта.

РАЗБОР ВАРИАНТОВ

Оба предложенных варианта перед вами. Какая из схем, на ваш взляд, лучше помогает понять правила представления?

Как правило, больше голосов получает вторая схема. И это вполне объяснимо с точки зрения алгоритма.

По алгоритму мы имеем дело с зависимостью «Силы и варианты». Чтобы представиться даме, нам достаточно одного из возможных посредников,— а первая схема создает ощущение, что нужны все четверо. В заблуждение вводит тип схемы — он скорее соответствует зависимости типа «Уровни» или «Последовательность шагов».

Внутри наших «Сил и вариантов» существует иерархия. По большому счету, перед кавалером не четыре пути к даме, а только два — через положительного общего знакомого или через сопровождающего. Только если мы находим положительного общего знакомого, нам есть смысл анализировать его пол, возраст и семейное положение. Первая схема этого совершенно не отражает — она создает впечатление, что к каждому кандидату нужно последовательно применять все четыре критерия.

Вторая схема в этом смысле удачнее — и тип графического представления выбран правильно, и иерархия отражена. Однако и она небезупречна. Из-за четырех одинаковых стрелок все равно остается ощущение, что вариантов четыре и они равнозначны. Как можно было бы подчеркнуть иерархию, сделав схему доступной «с первого взгляда»? Мы с участниками пришли на одном из последних тренингов к такому варианту.

Во-первых, мы использовали размер, цветовую заливку, и расстояние от левого края, чтобы проранжировать объекты по значимости.

Во-вторых, мы оставили стрелки только для путей, а для вариантов внутри пути выбрали другое графическое представление.

Схема стала гораздо нагляднее — впрочем, подумав над ней еще немного, вы, скорее всего, сможете предложить и более интересные варианты. Ведь использование алгоритма оставляет простор для творчества и выдумки!

Источник: http://www.e-xecutive.ru

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами!

<< Корпоративный тренинг: что нужно учесть тренеру Ретро-пост про личный бренд тренера >>

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Ролевая игра "Слалом"

    Упражнения по теме продажи, переговоры – «Ролевая игра "Слалом"»Красивое и эффективное упражнение «Слалом» станет украшением любого тренинга для руководителей, а также тренинга продаж, переговоров или коммуникаций.

    Упражнение позволяет бросить вызов умению участников эффективно и гармонично договариваться в условиях ограниченного времени, умению расставлять приоритеты, быстро принимать решения. Упражнение поможет не только активизировать творческий потенциал группы, но и максимально собрать ее внимание на дальнейшем обучении.

    Вашему вниманию предлагается эксклюзивная тренерская методичка упражнения, описывающая все подводные камни его проведения, все тренерские тонкости и нюансы.

  • Ролевая игра "Приходите в следующий раз!"

    Мощное упражнение, наглядно демонстрирующее участникам тренинга их привычные модели поведения в ситуации, когда большинство их контактов заканчиваются отказом.

    Многие люди при Упражнения по теме продажи, переговоры – «Ролевая игра "Приходите в следующий раз!"»частом получении отказов начинает снижать количество контактов, снижать свою активность. И испытывают при этом негативные эмоции, стресс, неуверенность. Особенно наглядно это проявляется в активных продажах или при устройстве на работу. А для достижения успешного результата нужно действовать с точностью до наоборот!

    Упражнения позволяет в короткое время пережить подобную ситуацию, тут же проанализировать свои эмоциональные и поведенческие реакции и сделать личные выводы на основании осмысленного собственного опыта.

    Объем тренерской методички: 9 страниц. К методичке прилагаются: аудиофайл (12:04 мин. ) и подробный блок теории к упражнению.

  • Вижу цель, не вижу препятствий

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Вижу цель, не вижу препятствий»

    Сильное и действенное упражнение на целеустремленность, предоставляющее участникам тренинга возможность проработать свои сомнения и возможные препятствия на пути к своей цели. Упражнение повышает энергетику и мотивацию группы на дальнейшее обучение. Тренер сможет наглядно продемонстрировать участникам, как возникающие незначительные препятствия могут мешать достижению важных целей, и как легко их преодолеть, просто имея должную целеустремленность.

    Особенно важно то, что в рамках данного упражнения каждый участник тренинга поработает со своей собственной важной целью, в результате чего существенно повысятся шансы на её успешное достижение, а у участников существенно повысится мотивация к достижению цели и уверенность в себе.

    Объем тренерской методички: 7 страниц. Бонусы! Дополнительная модификация упражнения, позволяющая сделать его яркой и эффектной концовкой тренинга и 4 варианта подходящего музыкального сопровождения.