Все тренеры собираются здесь

Как спастись от убийцы. Правильные слайды

Неожиданно нагрянувший сентябрь (а с ним учебный год и рабочий сезон) традиционно приносит с почтовыми волнами новые горы вопросов от школьников, студентов и менеджеров про презентации на слайдах Powerpoint. Собственно, не мудрено — компьютеризация внедряется в каждую складочку нашего бытия настолько глубоко, что формат выступления в виде демонстрации слайдов стал обычным, кажется даже для бытовых посиделок на кухне «за рюмкой чая». А термин «инфографика» уже даже успел выйти из моды. Однако, мода модой, а и сейчас, когда PPT-презентации глядят на нас из каждого утюга, мало кто из современных ораторов умеет сопровождать свои выступления «правильными» слайдами. Я когда-то учился искусству инфографики на тренингах Сергея Шипунова (черт, как давно это было!) и теперь собираюсь поделиться с вами некоторыми особенностями этой области ораторского мастерства. Есть необходимость.

К сожалению, высказывание «Powerpoint — убийца презентаций» появилось практически вместе с его созданием и стало широко известным. Огромное количество выступлений на мероприятиях самого разного калибра выглядит сейчас примерно одинаково: оратор на сцене лицом к экрану проектора (если повезет, то вполоборота к залу) нудно зачитывает двадцать-тридцать строк мелкого текста, представленного на слайде в рюшах корпоративных цветов с эмблемками и логотипами. Зрители понимающе подремывают… Реже встречается противоположный вариант, авангардный, когда перед взором аудитории предстают слайды с чудовищным месивом из кислотного цвета переплетающихся стрелок, кругов, треугольников разного размера с цифрами и буквами причудливой формы. Даже с помощью спикера попытки зрителей разобраться в логике этих построений без ментальных стимуляторов обречены на неудачу :-). Одним словом, как и везде — мало обзавестись хорошим инструментом, нужно научиться правильно им пользоваться.

Соответственно, предлагаю вам, друзья, немного побеседовать о правилах визуализации информации — как правильно оформлять средства инфографики, как их использовать во время выступления, что делать, чтобы слайды помогали, а не мешали доносить наши мысли до аудитории, и так далее.

Самый распространенный вид визуализации, с которого начинают все — конечно,

Текстовые слайды

Они применяются в подавляющем большинстве презентаций и порой бывают значительно эффективнее любых рисунков — так что знать правила их создания необходимо не меньше, чем знать алфавит и таблицу умножения :).

Текстовый слайд начинается с заголовка. Чаще всего люди размещают в заголовке название слайда — и ошибаются. Гораздо лучше в заголовок вынести не название, а ключевую идею, главный тезис — сравните: «Динамика прибыли предприятия по годам» и «Прибыль за год упала на 20%» — из какого слайда будет проще добыть самую важную информацию? Хорошие заголовки сделаны так, что их быстрый просмотр дает верное и точное представление о содержимом — это, кстати, высоко ценят руководители, которым часто некогда читать полный текст.

Конечно, бывают особые ситуации, когда нужно заинтриговать зрителя или представить что-то известное в новом свете — тогда заголовок должен цеплять и дразнить, а не становиться «спойлером». Но чаще всего лучше выносить в заглавие главную мысль — тезис, рекомендацию, призыв. И, конечно же, выделять его другим цветом и большим размером.

Важнейшее правило текстового слайда — краткость во всем! Бессмысленно размещать на экране тот же текст, который мы проговариваем. Еще более бессмысленно пытаться читать свое выступление с экрана — во-первых, зрители прочтут все быстрее и будут томиться скукой; во-вторых, читая, мы теряем зрительный контакт с аудиторией (а это практически гарантированный провал); в-третьих, чтение делает наш голос монотонным, а выступление в целом безжизненным и нудным. Лучше всего, когда зрители видят на слайде самое главное, квинтэссенцию, то, что мы бы посоветовали им записать. Конструируя слайд, ориентируемся на правило «три по пять»:

1 — пять слов (плюс-минус два) в заголовке;

2 — пять пунктов (плюс-минус два) в списках;

3 — пять слов (плюс-минус два) в каждой строчке.

В целом, стоит придерживаться ограничения — не более тридцати слов вместе с заголовком на слайд. Если не получается втиснуться, лучше перегруппировать информацию и сделать еще слайд или нессколько.

Для того, чтобы наш текст оставался понятным и легко читаемым, важно следовать нескольким простым рекомендациям:

  • Выбираем простые шрифты без засечек и дополнительных украшений. Засечки (как в Times New Roman) помогают глазам удерживать строку в книге, но мешают на экране.
  • Применяем не более трех шрифтов на один слайд. При этом помним, что шрифт другого размера или цвета, жирный шрифт и курсив — это все разные шрифты.
  • Подбираем достаточный размер букв — с учетом размера экрана и зала, в котором будем выступать. Когда применяются цветные шрифты, важно учесть особенности цветопередачи того компьютера или веб-площадки, на которых будет проходить выступление — не пренебрегаем репетицией!

Работа со списками требует соблюдения логики и некоторой стандартизации. Полезно:

  • составлять их из однородных пунктов — не объединять в одном списке, например «зеленое, сантехники, теплое, Евразия…» и так далее;
  • делать элементы списка грамматически однородными, например — начинать каждый пункт с глаголов в одной форме (как в списках этой статьи, кстати). Так они гораздо лучше воспринимаются и запоминаются.

Как видите, правила простые, и, следуя им, спасти свою презентацию от «гибели» очень просто, нужно только немного потренироваться. Уверен, в сентябре у вас для практики будет предостаточно возможностей :), так что приступайте. Тему инфографики мы еще, пожалуй, продолжим, в ней много интересных особенностей — есть, о чем поговорить. Как обычно, можете обращаться за мелкими подсказками даром и серьезной помощью за деньги :). Жду ваших вопросов, размышлений, комментариев. До встречи в следующей статье.

Верных Вам слов и верных решений!

Вячеслав Саломасов,
тренер, психолог, коуч, эксперт по ораторскому мастерству

Вячеслав Саломасов является автором программы тренинга "Ораторское мастерство", которая предлагается в разделе готовых программ.  Программа этого тренинга содержит поминутный план действий тренера, важные подсказки для тренеров, абсолютно все необходимые тренерские материалы, отлично подходит как для корпоративного, так и для открытого тренинга, одинаково эффективна как для обучения линейного персонала, так и для обучения руководителей.

Программа включает такие темы, как энергетика оратора, словесная импровизация, управление волнением, работа с голосом, жестами, позой;  содержит 12 подробных лекций, раскрывающих все основные аспекты ораторского мастерства, 24 уникальных упражнения, позволяющих освоить за 2 дня тренинга все основные приемы эффективного выступления на публике, и многое другое. Подробнее о программе тренинга "Ораторское мастерство"...

Больше об ораторском мастерстве, о приемах и методах убеждения и влияния, а также новости о тренингах по мастерству публичного выступления и других мероприятиях с тренерским участием В. Саломасова читайте на сайте Верного Слова: http://vernoeslovo.com/

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами:

<< Практика – сила. Разговор со стоматологом Продолжаем спасение. Красивые цифры >>

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Упражнение-вызов "Пройди к стулу"

    Упражнения по теме продажи, переговоры – «Упражнение-вызов "Пройди к стулу"»"Мощное упражнение для тренинга целеполагания или тренинга переговоров. Упражнение наглядно демонстрирует участникам тренинга их привычные модели поведения, помогает вскрыть негативные установки, убеждения, которые мешают им легко достигать своих целей или вести переговоры. Дает участникам тренинга новые ресурсы.

    Тренерская методичка упражнения разработана профессионалами специально для портала Тренерская. ру и содержит массу уникальных рекомендаций, подсказок и тренерских «фишек», позволяющих провести упражнение с максимальным результатом. Такого вы не найдете больше нигде!
    Объем тренерской методички: 12 страниц.
    Бонус! Методичка содержит сразу 3 варианта упражнения (!), подходящих для трех разных тем тренингов: достижение целей, переговоров и эффективной коммуникации.

  • Пакет "7 лучших упражнений для тренинга переговоров"

    Упражнения по теме продажи, переговоры – «Пакет 7 лучших упражнений для тренинга переговоров»Отличная возможность! Вы оплачиваете всего 1590 руби получаете сразу 7 эксклюзивных упражнений для тренинга переговоровВаша выгода составит 2840 руб.(!)

    Уникальные рекомендации профессионалов! Все наши упражнения для тренинга переговоров оформлены в виде подробной тренерской методички, содержащей массу уникальных подсказок и рекомендаций, тренерских секретов и "фишек", позволяющих провести упражнение наилучшим образом и с максимальным результатом. Такого вы не найдете больше нигде!
    Объем каждой тренерской методички упражнения около 10 страниц. 

    Это выгодно! Задумайтесь, чтобы разработать для вас одну методичку упражнения несколько тренеров-профессионалов высокого уровня работали над ней более 15 часов!  Приобретая данный пакет, вы получаете каждое из 7-ти упражнений по символической цене всего 227 руб.!
    Приобретайте лучшее и делайте свои тренинги по переговорам незабываемыми!

  • Уникальное упражнение "Светофор"

    Психологические игры и тренинговые упражнения - Уникальное упражнение "Светофор"

    Уникальное авторское упражнение для тренинга, разработанное доктором психологических наук, профессором, известнейшим тренером и писателем Н.И.Козловым. 

    Невероятное по своей эффективности упражнение, способное за какой-нибудь час совершить «революцию» в умах участников тренинга. Настоящая «жемчужина» среди упражнений своего рода.

    Упражнение для тренинга "Светофор" позволяет участникам, не проходя ситуацию потери в жизни, произвести инвентаризацию своих ценностей, перестать расстраиваться "по мелочам", научиться радоваться и ценить то, что уже есть в жизни! Упражнение станет настоящим украшением для тренингов стрессоустойчивости, тренингов эмоционального интеллекта, тренингов личностного роста и целеполагания.

    Объем уникальной тренерской методички упражнения: 12 страниц! 
    Бонус! В состав данной методички входят аудио-записи реального упражнения (общее время звучания 54:35 мин)!