Все тренеры собираются здесь

Как спастись от убийцы. Правильные слайды

Неожиданно нагрянувший сентябрь (а с ним учебный год и рабочий сезон) традиционно приносит с почтовыми волнами новые горы вопросов от школьников, студентов и менеджеров про презентации на слайдах Powerpoint. Собственно, не мудрено — компьютеризация внедряется в каждую складочку нашего бытия настолько глубоко, что формат выступления в виде демонстрации слайдов стал обычным, кажется даже для бытовых посиделок на кухне «за рюмкой чая». А термин «инфографика» уже даже успел выйти из моды. Однако, мода модой, а и сейчас, когда PPT-презентации глядят на нас из каждого утюга, мало кто из современных ораторов умеет сопровождать свои выступления «правильными» слайдами. Я когда-то учился искусству инфографики на тренингах Сергея Шипунова (черт, как давно это было!) и теперь собираюсь поделиться с вами некоторыми особенностями этой области ораторского мастерства. Есть необходимость.

К сожалению, высказывание «Powerpoint — убийца презентаций» появилось практически вместе с его созданием и стало широко известным. Огромное количество выступлений на мероприятиях самого разного калибра выглядит сейчас примерно одинаково: оратор на сцене лицом к экрану проектора (если повезет, то вполоборота к залу) нудно зачитывает двадцать-тридцать строк мелкого текста, представленного на слайде в рюшах корпоративных цветов с эмблемками и логотипами. Зрители понимающе подремывают… Реже встречается противоположный вариант, авангардный, когда перед взором аудитории предстают слайды с чудовищным месивом из кислотного цвета переплетающихся стрелок, кругов, треугольников разного размера с цифрами и буквами причудливой формы. Даже с помощью спикера попытки зрителей разобраться в логике этих построений без ментальных стимуляторов обречены на неудачу :-). Одним словом, как и везде — мало обзавестись хорошим инструментом, нужно научиться правильно им пользоваться.

Соответственно, предлагаю вам, друзья, немного побеседовать о правилах визуализации информации — как правильно оформлять средства инфографики, как их использовать во время выступления, что делать, чтобы слайды помогали, а не мешали доносить наши мысли до аудитории, и так далее.

Самый распространенный вид визуализации, с которого начинают все — конечно,

Текстовые слайды

Они применяются в подавляющем большинстве презентаций и порой бывают значительно эффективнее любых рисунков — так что знать правила их создания необходимо не меньше, чем знать алфавит и таблицу умножения :).

Текстовый слайд начинается с заголовка. Чаще всего люди размещают в заголовке название слайда — и ошибаются. Гораздо лучше в заголовок вынести не название, а ключевую идею, главный тезис — сравните: «Динамика прибыли предприятия по годам» и «Прибыль за год упала на 20%» — из какого слайда будет проще добыть самую важную информацию? Хорошие заголовки сделаны так, что их быстрый просмотр дает верное и точное представление о содержимом — это, кстати, высоко ценят руководители, которым часто некогда читать полный текст.

Конечно, бывают особые ситуации, когда нужно заинтриговать зрителя или представить что-то известное в новом свете — тогда заголовок должен цеплять и дразнить, а не становиться «спойлером». Но чаще всего лучше выносить в заглавие главную мысль — тезис, рекомендацию, призыв. И, конечно же, выделять его другим цветом и большим размером.

Важнейшее правило текстового слайда — краткость во всем! Бессмысленно размещать на экране тот же текст, который мы проговариваем. Еще более бессмысленно пытаться читать свое выступление с экрана — во-первых, зрители прочтут все быстрее и будут томиться скукой; во-вторых, читая, мы теряем зрительный контакт с аудиторией (а это практически гарантированный провал); в-третьих, чтение делает наш голос монотонным, а выступление в целом безжизненным и нудным. Лучше всего, когда зрители видят на слайде самое главное, квинтэссенцию, то, что мы бы посоветовали им записать. Конструируя слайд, ориентируемся на правило «три по пять»:

1 — пять слов (плюс-минус два) в заголовке;

2 — пять пунктов (плюс-минус два) в списках;

3 — пять слов (плюс-минус два) в каждой строчке.

В целом, стоит придерживаться ограничения — не более тридцати слов вместе с заголовком на слайд. Если не получается втиснуться, лучше перегруппировать информацию и сделать еще слайд или нессколько.

Для того, чтобы наш текст оставался понятным и легко читаемым, важно следовать нескольким простым рекомендациям:

  • Выбираем простые шрифты без засечек и дополнительных украшений. Засечки (как в Times New Roman) помогают глазам удерживать строку в книге, но мешают на экране.
  • Применяем не более трех шрифтов на один слайд. При этом помним, что шрифт другого размера или цвета, жирный шрифт и курсив — это все разные шрифты.
  • Подбираем достаточный размер букв — с учетом размера экрана и зала, в котором будем выступать. Когда применяются цветные шрифты, важно учесть особенности цветопередачи того компьютера или веб-площадки, на которых будет проходить выступление — не пренебрегаем репетицией!

Работа со списками требует соблюдения логики и некоторой стандартизации. Полезно:

  • составлять их из однородных пунктов — не объединять в одном списке, например «зеленое, сантехники, теплое, Евразия…» и так далее;
  • делать элементы списка грамматически однородными, например — начинать каждый пункт с глаголов в одной форме (как в списках этой статьи, кстати). Так они гораздо лучше воспринимаются и запоминаются.

Как видите, правила простые, и, следуя им, спасти свою презентацию от «гибели» очень просто, нужно только немного потренироваться. Уверен, в сентябре у вас для практики будет предостаточно возможностей :), так что приступайте. Тему инфографики мы еще, пожалуй, продолжим, в ней много интересных особенностей — есть, о чем поговорить. Как обычно, можете обращаться за мелкими подсказками даром и серьезной помощью за деньги :). Жду ваших вопросов, размышлений, комментариев. До встречи в следующей статье.

Верных Вам слов и верных решений!

Вячеслав Саломасов,
тренер, психолог, коуч, эксперт по ораторскому мастерству

Вячеслав Саломасов является автором программы тренинга "Ораторское мастерство", которая предлагается в разделе готовых программ.  Программа этого тренинга содержит поминутный план действий тренера, важные подсказки для тренеров, абсолютно все необходимые тренерские материалы, отлично подходит как для корпоративного, так и для открытого тренинга, одинаково эффективна как для обучения линейного персонала, так и для обучения руководителей.

Программа включает такие темы, как энергетика оратора, словесная импровизация, управление волнением, работа с голосом, жестами, позой;  содержит 12 подробных лекций, раскрывающих все основные аспекты ораторского мастерства, 24 уникальных упражнения, позволяющих освоить за 2 дня тренинга все основные приемы эффективного выступления на публике, и многое другое. Подробнее о программе тренинга "Ораторское мастерство"...

Больше об ораторском мастерстве, о приемах и методах убеждения и влияния, а также новости о тренингах по мастерству публичного выступления и других мероприятиях с тренерским участием В. Саломасова читайте на сайте Верного Слова: http://vernoeslovo.com/

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами:

<< Практика – сила. Разговор со стоматологом Продолжаем спасение. Красивые цифры >>

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Найди любимую работу

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Найди любимую работу»

    Упражнение для тренинга рекомендовано профессиональным тренером Д.Швецовым, автором книги "Укрепление личности".
    Качественное целевое упражнение для тренингов личностного роста, профориентации, целеполагания или тренингов открытия своего дела. Упражнение в короткие сроки помогает решить один из наиболее волнующих вопросов«Как выбрать работу (дело, профессию), заниматься которой было бы не только прибыльно, но и приятно, интересно? Как найти свое призвание?».  Конкретная технология, подробно описанная в данном упражнении для тренинга, поможет участникам поверить, что сочетание «любимая работа» очень даже возможно.

    Эксклюзивные рекомендации профессионалов! Это не просто упражнение для тренинга, это уникальная тренерская методичка, включающая подробную инструкцию проведения упражнения, разбор сложных ситуаций и возражений, рекомендации, советы и подсказки тренеров-экспертов. Такого вы не найдете больше нигде! 

    Объем тренерской методички упражнения: 8 страниц. 
    Бонусы! Упражнение содержит подробный блок теории и аудио-запись "живого" упражнения! 

  • Упражнение "Строим дом из веревки"

    Упражнения по теме продажи, переговоры – «Строим дом из веревки»

    Упражнение взято из арсенала доктора психологических наук, профессора, известнейшего тренера и писателя Н. И. Козлова.

    Это упражнение для тренинга решает две основные задачи. Первая — развитие лидерских качеств участников, что актуально в тренингах лидерства, тренингах уверенности и тренингах для руководителей.

    Вторая задача упражнения — тренировка умения работать в команде. В этом контексте упражнение идеально подходит для тренингов командообразования, тимбилдинга.

    Объем тренерской методички: 11 страниц. Бонусы! 7 аудио-файлов с записью реального проведения упражнения и подробный блок теории к упражнению.

  • Воздушный шар

    Психологические игры и тренинговые упражнения  – «Воздушный шар»Масштабное и активно используемое тренерами упражнение, направленное на развитие лидерских качеств участников тренинга, на развитие коммуникативных навыков, умения договариваться. На тренинге командообразования это упражнение научит участников работать в команде, договариваться, слышать друг друга, принимать коллективные решения, более эффективно взаимодействовать.

    Благодаря своей захватывающей легенде упражнение сильно вовлекает участников тренинга, повышает тонус и энергетику группы, повышает мотивацию участников тренинга на обучение.

    Но качественное проведение данного упражнения требует от тренера высокой квалификации и большого опыта проведения подобных упражнений. Иначе при всей интересности легенды группа не осознает всех тех выводов, которые могла бы осознать при высоком качестве работы тренера.