Все тренеры собираются здесь

Как спастись от убийцы. Правильные слайды

Неожиданно нагрянувший сентябрь (а с ним учебный год и рабочий сезон) традиционно приносит с почтовыми волнами новые горы вопросов от школьников, студентов и менеджеров про презентации на слайдах Powerpoint. Собственно, не мудрено — компьютеризация внедряется в каждую складочку нашего бытия настолько глубоко, что формат выступления в виде демонстрации слайдов стал обычным, кажется даже для бытовых посиделок на кухне «за рюмкой чая». А термин «инфографика» уже даже успел выйти из моды. Однако, мода модой, а и сейчас, когда PPT-презентации глядят на нас из каждого утюга, мало кто из современных ораторов умеет сопровождать свои выступления «правильными» слайдами. Я когда-то учился искусству инфографики на тренингах Сергея Шипунова (черт, как давно это было!) и теперь собираюсь поделиться с вами некоторыми особенностями этой области ораторского мастерства. Есть необходимость.

К сожалению, высказывание «Powerpoint — убийца презентаций» появилось практически вместе с его созданием и стало широко известным. Огромное количество выступлений на мероприятиях самого разного калибра выглядит сейчас примерно одинаково: оратор на сцене лицом к экрану проектора (если повезет, то вполоборота к залу) нудно зачитывает двадцать-тридцать строк мелкого текста, представленного на слайде в рюшах корпоративных цветов с эмблемками и логотипами. Зрители понимающе подремывают… Реже встречается противоположный вариант, авангардный, когда перед взором аудитории предстают слайды с чудовищным месивом из кислотного цвета переплетающихся стрелок, кругов, треугольников разного размера с цифрами и буквами причудливой формы. Даже с помощью спикера попытки зрителей разобраться в логике этих построений без ментальных стимуляторов обречены на неудачу :-). Одним словом, как и везде — мало обзавестись хорошим инструментом, нужно научиться правильно им пользоваться.

Соответственно, предлагаю вам, друзья, немного побеседовать о правилах визуализации информации — как правильно оформлять средства инфографики, как их использовать во время выступления, что делать, чтобы слайды помогали, а не мешали доносить наши мысли до аудитории, и так далее.

Самый распространенный вид визуализации, с которого начинают все — конечно,

Текстовые слайды

Они применяются в подавляющем большинстве презентаций и порой бывают значительно эффективнее любых рисунков — так что знать правила их создания необходимо не меньше, чем знать алфавит и таблицу умножения :).

Текстовый слайд начинается с заголовка. Чаще всего люди размещают в заголовке название слайда — и ошибаются. Гораздо лучше в заголовок вынести не название, а ключевую идею, главный тезис — сравните: «Динамика прибыли предприятия по годам» и «Прибыль за год упала на 20%» — из какого слайда будет проще добыть самую важную информацию? Хорошие заголовки сделаны так, что их быстрый просмотр дает верное и точное представление о содержимом — это, кстати, высоко ценят руководители, которым часто некогда читать полный текст.

Конечно, бывают особые ситуации, когда нужно заинтриговать зрителя или представить что-то известное в новом свете — тогда заголовок должен цеплять и дразнить, а не становиться «спойлером». Но чаще всего лучше выносить в заглавие главную мысль — тезис, рекомендацию, призыв. И, конечно же, выделять его другим цветом и большим размером.

Важнейшее правило текстового слайда — краткость во всем! Бессмысленно размещать на экране тот же текст, который мы проговариваем. Еще более бессмысленно пытаться читать свое выступление с экрана — во-первых, зрители прочтут все быстрее и будут томиться скукой; во-вторых, читая, мы теряем зрительный контакт с аудиторией (а это практически гарантированный провал); в-третьих, чтение делает наш голос монотонным, а выступление в целом безжизненным и нудным. Лучше всего, когда зрители видят на слайде самое главное, квинтэссенцию, то, что мы бы посоветовали им записать. Конструируя слайд, ориентируемся на правило «три по пять»:

1 — пять слов (плюс-минус два) в заголовке;

2 — пять пунктов (плюс-минус два) в списках;

3 — пять слов (плюс-минус два) в каждой строчке.

В целом, стоит придерживаться ограничения — не более тридцати слов вместе с заголовком на слайд. Если не получается втиснуться, лучше перегруппировать информацию и сделать еще слайд или нессколько.

Для того, чтобы наш текст оставался понятным и легко читаемым, важно следовать нескольким простым рекомендациям:

  • Выбираем простые шрифты без засечек и дополнительных украшений. Засечки (как в Times New Roman) помогают глазам удерживать строку в книге, но мешают на экране.
  • Применяем не более трех шрифтов на один слайд. При этом помним, что шрифт другого размера или цвета, жирный шрифт и курсив — это все разные шрифты.
  • Подбираем достаточный размер букв — с учетом размера экрана и зала, в котором будем выступать. Когда применяются цветные шрифты, важно учесть особенности цветопередачи того компьютера или веб-площадки, на которых будет проходить выступление — не пренебрегаем репетицией!

Работа со списками требует соблюдения логики и некоторой стандартизации. Полезно:

  • составлять их из однородных пунктов — не объединять в одном списке, например «зеленое, сантехники, теплое, Евразия…» и так далее;
  • делать элементы списка грамматически однородными, например — начинать каждый пункт с глаголов в одной форме (как в списках этой статьи, кстати). Так они гораздо лучше воспринимаются и запоминаются.

Как видите, правила простые, и, следуя им, спасти свою презентацию от «гибели» очень просто, нужно только немного потренироваться. Уверен, в сентябре у вас для практики будет предостаточно возможностей :), так что приступайте. Тему инфографики мы еще, пожалуй, продолжим, в ней много интересных особенностей — есть, о чем поговорить. Как обычно, можете обращаться за мелкими подсказками даром и серьезной помощью за деньги :). Жду ваших вопросов, размышлений, комментариев. До встречи в следующей статье.

Верных Вам слов и верных решений!

Вячеслав Саломасов,
тренер, психолог, коуч, эксперт по ораторскому мастерству

Вячеслав Саломасов является автором программы тренинга "Ораторское мастерство", которая предлагается в разделе готовых программ.  Программа этого тренинга содержит поминутный план действий тренера, важные подсказки для тренеров, абсолютно все необходимые тренерские материалы, отлично подходит как для корпоративного, так и для открытого тренинга, одинаково эффективна как для обучения линейного персонала, так и для обучения руководителей.

Программа включает такие темы, как энергетика оратора, словесная импровизация, управление волнением, работа с голосом, жестами, позой;  содержит 12 подробных лекций, раскрывающих все основные аспекты ораторского мастерства, 24 уникальных упражнения, позволяющих освоить за 2 дня тренинга все основные приемы эффективного выступления на публике, и многое другое. Подробнее о программе тренинга "Ораторское мастерство"...

Больше об ораторском мастерстве, о приемах и методах убеждения и влияния, а также новости о тренингах по мастерству публичного выступления и других мероприятиях с тренерским участием В. Саломасова читайте на сайте Верного Слова: http://vernoeslovo.com/

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами:

<< Практика – сила. Разговор со стоматологом Продолжаем спасение. Красивые цифры >>

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Разминка "Дом и Жилец"

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Дом и Жилец»

    Динамичное и интересное упражнение-разогрев, которое позволяет за короткое время заметно повысить уровень энергетики, внимания и активности в группе.
    Это упражнение можно использовать для тренингов любой направленностиУпражнение станет хорошей подводкой к темам о различных стратегиях поведения в той или иной ситуации, об активности в достижении цели, о лидерской позиции, о быстроте принятия решений в меняющейся обстановке.
    Упражнение "Дом и Жилец" легко снимает усталость, позволяет  найти силы для разбора новой важной темы даже в конце тренингового дня.  Это одно из лучших упражнений-разминок для тренингов, помогающих быстро поднять энергетику и активность группы с помощью физической активности.  

    Объем тренерской методички упражнения: 8 страниц.
    Бонус! К методичке прилагается аудио-файл с записью упражнения и подходящее музыкальное сопровождение!

  • Пакет "5 лучших упражнений для тренинга продаж"

    Упражнения по теме продажи, переговоры – «Пакет "5 лучших упражнений для тренинга продаж"»Отличная возможность! Вы оплачиваете всего 990 руби получаете сразу 5 эксклюзивных упражнений для тренинга продажВаша выгода составит  более 1600 руб.(!)

    Уникальные рекомендации профессионалов! Все наши упражнения для тренинга продаж оформлены в виде подробной тренерской методички, содержащей массу уникальных подсказок и рекомендаций, тренерских секретов и "фишек", позволяющих провести упражнение наилучшим образом и с максимальным результатом. Такого вы не найдете больше нигде!
    Объем каждой тренерской методички упражнения около 10 страниц. 

    Это выгодно! Задумайтесь, чтобы разработать для вас одну методичку упражнения несколько тренеров-профессионалов высокого уровня работали над ней более 15 часов!  Приобретая данный пакет, вы получаете каждое из 5-ти упражнений по символической цене всего 158 руб.!
    Приобретайте лучшее и делайте свои тренинги по продажам уникальными!

  • Вижу цель, не вижу препятствий

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Вижу цель, не вижу препятствий»

    Сильное и действенное упражнение на целеустремленность, предоставляющее участникам тренинга возможность проработать свои сомнения и возможные препятствия на пути к своей цели. Упражнение повышает энергетику и мотивацию группы на дальнейшее обучение. Тренер сможет наглядно продемонстрировать участникам, как возникающие незначительные препятствия могут мешать достижению важных целей, и как легко их преодолеть, просто имея должную целеустремленность.

    Особенно важно то, что в рамках данного упражнения каждый участник тренинга поработает со своей собственной важной целью, в результате чего существенно повысятся шансы на её успешное достижение, а у участников существенно повысится мотивация к достижению цели и уверенность в себе.

    Объем тренерской методички: 7 страниц. Бонусы! Дополнительная модификация упражнения, позволяющая сделать его яркой и эффектной концовкой тренинга и 4 варианта подходящего музыкального сопровождения.