Все тренеры собираются здесь

Как убеждать убедительно

Рад новой встрече с вами. Помните, в прошлый раз мы начали разговор об убеждающем выступлении — что в него включать, как правильно компоновать части. Сегодня, как и планировали, рассмотрим тонкости процесса произнесения речи.

Первое правило успеха УВ — верный подбор метасообщения оратора. Зрители должны видеть, что мы: а) профессионально разбираемся в обсуждаемой теме; б) абсолютно убеждены в собственной правоте. Гордая осанка, громкий четкий голос, свободные жесты, уверенные интонации — все это поможет добиться успеха, даже если наши аргументы недостаточно весомы. Вы ведь помните — оратору важнее «казаться», чем «быть».

Известная несправедливость: сильная подача слабых аргументов бьет слабую подачу сильных…

Второе правило — повышенная энергетика выступления. Очень часто решающим фактором воздействия на публику становится не логика, а эмоции, не стройность аргументов, а страсть, с которой они высказываются. Соответственно, вспоминаем правила работы с энергетикой — и активно «зажигаем», примерно на треть мощнее, чем обычно привыкли. Даже в научных диспутах более высокая энергетика дает оратору дополнительную возможность при прочих равных одержать победу — что уж говорить о толпе на митинге. Особенно важна энергетика в начале и конце выступления — там можно добавить еще два-три балла, пусть хорошо запомнят) ). При этом важно понимать, что речь не идет о кривляньях, шутовстве, клоунаде — статус, уверенность, правота должны оставаться на первом месте.

Третье правило — четкая передача структуры речи. Бывает, что даже очень сильное выступление не срабатывают на полную мощь, если оратор забывает о приемах ведения зрителя по структуре выступления. Аргументы «слипаются», последующие вытесняют из голов зрителей предыдущие. В итоге может оказаться так, что говорили мы много и страстно, а публика ничего толком не запомнила. Поэтому чрезвычайно важно как можно четче отделять и тезис, и призыв, и каждый аргумент друг от друга с помощью технических ораторских приемов. Активно используем паузы, жесты, интонации, перемещения. Можно нумеровать аргументы, разгибая пальцы, можно каждый из них выдавать в новом месте сцены — включаем творческий подход, «продаем» каждую частичку нашего выступления максимально дорого!

Четвертое правило — демонстрация корректного уважительного отношения к оппоненту. Вы помните — УВ часто подразумевает, что у нас есть противник, который старается доказать верность противоположной точки зрения. Признаком профессионализма считается умение разделить отношение к предмету разногласий и к личности оппонента. Мы можем быть категорически не согласны с коллегой по обсуждаемому вопросу, но это совершенно не дает нам права демонстрировать по отношению к нему неприязнь, пренебрежение и другие негативные эмоции. Как однажды написала Эвелин Холл, биограф Вольтера (и часто эти слова приписывают ему):

«Я не разделяю ваших убеждений, но готов умереть за ваше право их высказывать».

Пятое правило — о работе с вопросами публики. Часто жанр УВ подразумевает вопросы из зала по ходу выступления. Их могут задавать как союзники, поддерживающие нашу позицию, так и противники. Первые чаще всего стараются уточнить и дополнить изложенную информацию, выразить свою поддержку. Вторые хотят опровергнуть аргументы, спровоцировать на словесную перепалку, вызвать негативные эмоции, словом — представить нас перед публикой в невыгодном свете. Чтобы избежать неприятельских ловушек, нужно просто следовать общему настрою выступления и постоянно демонстрировать уверенность, корректность и смелость.

Что конкретно можно сделать

В начале выступления объявить регламент задавания вопросов, который будет нам наиболее удобен. Например — предложить перенести все вопросы на специально отведенное время в конце речи. Очень полезно ввести правило задавания вопросов по поднятой руке или с помощью записок.

Реагировать на поднятые руки спокойно. Совершенно нет необходимости прерывать себя на полуслове, чтобы дать возможность задать вопрос — это бьет по статусу оратора и обесценивает его слова. Лучше любым способом просигналить зрителю, что мы заметили его просьбу, и предоставить ему слово, когда это будет удобно нам. Важно только не забыть — обидится! Не стоит также «не замечать» рук тех, кто известен склонностью к скандальным и провокационным вопросам — мы ведь никого не боимся. Достаточно, если что-то такое все же прозвучит, просто предложить перейти к вопросам, имеющим прямое отношение к теме.

Отвечать всегда кратко и стараться в процессе ответа еще раз подчеркнуть главный тезис выступления.

Во время вопроса смотреть на зрителя, демонстрировать уважение и поддержку. Отвечать всему залу. После ответа поблагодарить автора вопроса.

Ну что ж, как видите — жанр убеждающего выступления имеет ряд интересных особенностей. И это означает, в первую очередь, что для успеха в нем не всегда достаточно общего хорошего уровня ораторского мастерства — нужна именно УВ-практика) ). Чем я и приглашаю вас заняться немедленно. Лучше всего для отработки убеждающего выступления подходит занятие парламентскими дебатами — есть такой вид досуга (и для него не нужно быть членом парламента: ) ). Посмотрите в поисковиках — вполне возможно, что в вашем городе найдется пара-тройка клубов парламентских дебатов. Присоединяйтесь — и оттачивайте мастерство убеждающих выступлений. Потом расскажете, как получилось. А мы в следующий раз будем говорить о другом жанре, тоже полезном и интересном. 

Верных Вам слов и верных решений!

Вячеслав Саломасов,
тренер, психолог, коуч, эксперт по ораторскому мастерству

Вячеслав Саломасов является автором программы тренинга "Ораторское мастерство", которая предлагается в разделе готовых программ.  Программа этого тренинга содержит поминутный план действий тренера, важные подсказки для тренеров, абсолютно все необходимые тренерские материалы, отлично подходит как для корпоративного, так и для открытого тренинга, одинаково эффективна как для обучения линейного персонала, так и для обучения руководителей.

Программа включает такие темы, как энергетика оратора, словесная импровизация, управление волнением, работа с голосом, жестами, позой;  содержит 12 подробных лекций, раскрывающих все основные аспекты ораторского мастерства, 24 уникальных упражнения, позволяющих освоить за 2 дня тренинга все основные приемы эффективного выступления на публике, и многое другое. Подробнее о программе тренинга "Ораторское мастерство"...

Больше об ораторском мастерстве, о приемах и методах убеждения и влияния, а также новости о тренингах по мастерству публичного выступления и других мероприятиях с тренерским участием В. Саломасова читайте на сайте Верного Слова: http://vernoeslovo.com/

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами:

<< Кто убеждает – тот побеждает Интересная история >>

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Бредогенератор

    Упражнения по теме продажи, переговоры – «Бредогенератор»Это упражнение занимает от 30 до 50 минут и позволяет научить участников тренинга более уверенно общаться и выступать. Знающие люди утверждают, что это любимое упражнение, которым тренируют себя радио- и теле-ведущие перед выходом в эфир.

    Упражнение «Бредогенератор» отлично подходит для тренингов уверенного поведения, тренингов по ораторскому мастерству и риторике, тренингов лидерства. Также данное упражнение рекомендуется для тренингов активных продаж для тех областей, где продавцу важен «хорошо подвешенный язык», для тренингов молодых руководителей, которым важно уверенно проводить совещание, также упражнение будет очень полезным для тренинга тренеров.

    В состав упражнения включена подробная лекция на тему «Шесть шагов уверенного выступления». Упражнение позволяет отработать эти шаги, отработать приемы и «фишки» уверенного поведения.

  • Упражнение для тренинга переговоров "Шишки"

    Упражнения по теме продажи, переговоры – «Упражнение для тренинга переговоров "Шишки"»Сильное и запоминающееся упражнение-вызов, мощным и наглядным образом показывающее участникам, что успешность переговоров зависит от их умения слушать, выяснять интересы партнера и находить общее решение.

    По своей легенде упражнение похоже на хороший экономический детектив, что сразу вовлекает участников тренинга, поднимает их уровень заинтересованности и мотивацию на дальнейшее обучение. Упражнение «Шишки» гарантированно «цепляет» участников и обычно запоминается как одно из самых ярких упражнений тренинга.

    Упражнение идеально подходит для тренингов продаж и переговоров, как открытых, так и корпоративных. 

  • Пакет "3 лучших упражнения на командообразование"

    Упражнения на командообразование – «Пакет "3 лучших упражнения на командообразование"»Отличная возможность! Вы оплачиваете всего 990 руби получаете сразу 3 эксклюзивных упражнения для тренинга командообразованияВаша выгода составит почти 1000 руб.(!)

    Уникальные рекомендации профессионалов! Каждое упражнение для тренинга командообразования оформлено в виде подробной тренерской методички, содержащей массу уникальных подсказок и рекомендаций, тренерских секретов и "фишек", позволяющих провести упражнение с максимальным результатом. Такого вы не найдете больше нигде!
    Объем каждой тренерской методички упражнения около 10 страниц. 

    Это выгодно! Задумайтесь, чтобы разработать для вас одну методичку упражнения несколько тренеров-профессионалов высокого уровня работали над ней более 15 часов!  
    Приобретайте лучшее и делайте свои тренинги по командообразованию мощными!