Все тренеры собираются здесь

Кто убеждает – тот побеждает

Вот и февраль, скоро зиме конец. День заметно удлинился, и это добавляет нашему интересному житью-бытью немного позитива. Как ваши успехи, насколько продвинулись в мастерстве информационного выступления? Судя по тому, что миром пока никто не овладел — еще есть, над чем поработать в этом направлении :)).

А я, как и обещал, рассказываю сегодня еще об одном очень распространенном ораторском жанре — убеждающее выступление.

Убеждающее выступление (УВ) призвано склонить слушателей к поддержке точки зрения оратора, добиться от них определенных конкретных действий. Чаще всего эти самые действия, разумеется, выгодны оратору. Но его задача — в процессе выступления убедить зрителей, что это полезно, в первую очередь, для них) ). Насколько это, действительно, так — ну… по-разному бывает, вы же знаете.

Основные области применения УВ — всяческие продажи и разнообразные дебаты: политические, юридические и прочие. Дебаты — это споры, в которых люди, представляющие разные точки зрения по какому-либо вопросу, стараются доказать некой третьей стороне свою правоту (и неправоту оппонентов). В суде этой третьей стороной является коллегия присяжных, в парламентских дебатах — депутаты с правом голоса, в ТВ шоу — телезрители.

Как вы уже, наверное, поняли, ни в продажах, ни в дебатах не идет речи о поисках истины.

Главная задача УВ — не выяснить истину, а убедить зрителей в своей правоте, добиться от них нужного оратору решения.

Как готовиться

Первое, что важно понять, когда нам предстоит УВ — готовиться НУЖНО!! Владение словесной импровизацией и спонтанной аргументацией здесь, скорее всего, не прокатит. Поэтому начинаем подготовку заблаговременно, стараемся изучить тему глубоко, как если бы мы готовили по ней информационное выступление.

Второе. Вне зависимости от того, будем мы горячо поддерживать обсуждаемую идею или гневно ее осуждать — внимательно изучаем и старательно готовим аргументы ДЛЯ ОБЕИХ СТОРОН. Мы обязаны одинаково хорошо знать и свои главные плюсы, и козыри оппонента.

И не просто хорошо, а лучше него!

Между прочим, на соревнованиях по парламентским дебатам (есть и такие) часто бывает, что выступать вам за идею или против нее, вы узнаете за 5 секунд до начала речи — судья решает это с помощью монетки.

Третье. Беспощадно вычеркиваем из речи слабые аргументы. Слабый аргумент — подарок противнику. Он с удовольствием вцепится в него зубами, подчеркнет, разовьет, раздует до небес — в итоге про ваши сильные доводы зрители и не вспомнят. В нашей речи должны быть только сильные аргументы.

Четвертое. Полезно дополнить каждый аргумент яркой впечатляющей иллюстрацией. Интересный захватывающий пример, шокирующие цифры, вдохновляющая картина — иллюстрации должны зацепить эмоции зрителя, напугать или соблазнить его. Это усиливает воздействие на аудиторию многократно.

Как расставить фигуры

Материал отобран — приступаем к общей композиции. Здесь также есть несколько важных моментов.

Тезис — заявляем четко и сразу. Чаще всего в УВ нет возможности «разгуляться» в смысле времени, за регламентом приходится четко следить — да и оппонент всегда напомнит. Поэтому долгие вступления здесь не в чести. Чаще всего лучше сразу и четко объявить свою позицию по обсуждаемому вопросу в виде понятного тезиса:

Я — испанский летчик Иван Помидоров! И я выступаю решительно против законопроекта о запрете голубям садиться на памятники нашего города!

Аргументы подбираем от трех до пяти. Меньше трех — свидетельство слабой позиции (и оппоненту их просто легче опровергнуть), больше пяти — публика не воспримет, все равно забудет, да и по времени не уложимся.

Начинаем обычно со второго по силе аргумента, заканчиваем — наиболее убедительным, остальные размещаем в середине. Важно только на завершающий аргумент оставить достаточно времени, пусть он будет самым эффектным, самым ярким моментом всей речи.

Как тут снова не вспомнить Штирлица с его шведским снотворным: «Запоминается последняя фраза…»

Кроме того, в середине можно к своим аргументам добавить развенчание возможных аргументов соперника (вот где пригодится материал, собранный с позиции «чужой стороны») — этот прием называется «чучело оппонента»:

«Конечно, мой оппонент попытается впечатлить вас цифрами, показывающими, как много средств уходит у города на моющие средства. Пусть он тогда заодно и объяснит, почему эти средства закупались в лавке зятя городского головы по цене в три раза выше обычной…»

Если повезет, можно опровергнуть все аргументы противника, которые он приготовил для своего выступления — и тогда ему придется «переобуваться на ходу», ведь глупо оперировать данными, которые только что были в пух и прах разбиты, это гарантированное поражение.

Если мы выступаем после своего оппонента, можно начать с развенчивания его аргументов, а затем перейти к своим. Опять же важно правильно распределить время. Здесь есть определенная закономерность:

Если аудитория изначально склонна к нашей точке зрения, можно больше времени уделить разгрому позиции противника. Если наоборот — активнее продвигаем свои аргументы.

Заканчиваем речь энергичным призывом с четкой понятной инструкцией для зрителей, чтобы они ясно понимали, что им нужно сделать прямо сейчас или в определенный момент — проголосовать за номер такой-то в списке, сдать на выпускной вечер по три тысячи рублей, построить дворец или прийти на тренинг… Призыв чрезвычайно важен — без него все выступление лишается смысла, слабые аргументы с четкой инструкцией всегда выигрывают у сильного зажигательного спича без нее.

О том, как выступать с убеждающей речью, мы поговорим отдельно — в следующем выпуске. А пока рекомендую вам посмотреть на видео, как это делают другие хорошие ораторы, поисковики вам в помощь. Прекрасные научные дебаты есть на ютубе в рубрике «Фактор понимания», например. Только избегайте базарных перепалок на наших телеканалах — там вряд ли можно научиться чему-то хорошему )). Ну и, конечно, попрактикуйтесь в составлении собственных убеждающих выступлений — и расскажите, как получилось. А я прощаюсь до следующего выпуска,

Верных Вам слов и верных решений!

Вячеслав Саломасов,
тренер, психолог, коуч, эксперт по ораторскому мастерству

Вячеслав Саломасов является автором программы тренинга "Ораторское мастерство", которая предлагается в разделе готовых программ.  Программа этого тренинга содержит поминутный план действий тренера, важные подсказки для тренеров, абсолютно все необходимые тренерские материалы, отлично подходит как для корпоративного, так и для открытого тренинга, одинаково эффективна как для обучения линейного персонала, так и для обучения руководителей.

Программа включает такие темы, как энергетика оратора, словесная импровизация, управление волнением, работа с голосом, жестами, позой;  содержит 12 подробных лекций, раскрывающих все основные аспекты ораторского мастерства, 24 уникальных упражнения, позволяющих освоить за 2 дня тренинга все основные приемы эффективного выступления на публике, и многое другое. Подробнее о программе тренинга "Ораторское мастерство"...

Больше об ораторском мастерстве, о приемах и методах убеждения и влияния, а также новости о тренингах по мастерству публичного выступления и других мероприятиях с тренерским участием В. Саломасова читайте на сайте Верного Слова: http://vernoeslovo.com/

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами:

<< Кто владеет информацией, тот владеет миром Как убеждать убедительно >>

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Упражнение-разминка "Разожми кулак"

    Упражнения по теме продажи, переговоры – «Разожми кулак»Эффектное упражнение, подходящее для многих тем тренингов. Занимая всего 10–15 минут упражнение позволяет тренеру быстро поднять уровень энергетики группы, запоминающимся способом привлечь внимание участников к следующей теме и повысить мотивацию участников на дальнейшее обучение.

    Упражнение наглядно демонстрирует участникам, что силовые методы воздействия дают проигрышные результаты, но мы часто действуем по привычке именно силовыми методами.

    Упражнение будет хорошей подводкой к мини-лекциям на темы: как работать с возражениями клиента; как руководителю работать с сопротивлением сотрудников; как вести себя в конфликтной ситуации…

    Объем тренерской методички: 8 страниц.

    Бонус! Прилагается аудиозапись упражнения и подходящая музыка.

  • Пакет "5 лучших упражнений для тренинга продаж"

    Упражнения по теме продажи, переговоры – «Пакет "5 лучших упражнений для тренинга продаж"»Отличная возможность! Вы оплачиваете всего 790 руби получаете сразу 5 эксклюзивных упражнений для тренинга продажВаша выгода составит 1000 руб.(!)

    Уникальные рекомендации профессионалов! Все наши упражнения для тренинга продаж оформлены в виде подробной тренерской методички, содержащей массу уникальных подсказок и рекомендаций, тренерских секретов и "фишек", позволяющих провести упражнение наилучшим образом и с максимальным результатом. Такого вы не найдете больше нигде!
    Объем каждой тренерской методички упражнения около 10 страниц. 

    Это выгодно! Задумайтесь, чтобы разработать для вас одну методичку упражнения несколько тренеров-профессионалов высокого уровня работали над ней более 15 часов!  Приобретая данный пакет, вы получаете каждое из 5-ти упражнений по символической цене всего 158 руб.!
    Приобретайте лучшее и делайте свои тренинги по продажам уникальными!

  • Уникальная техника "Вчувствование"

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Уникальная техника "Вчувствование"»

    Редкое упражнение для тренинга, описанное на примере его проведения известным тренером и психологом, доктором психологических наук, профессором Н.И.Козловым. 

    Глубокое упражнение, которое позволяет научить группу одной из мощных техник эффективной коммуникации «Вчувствование», которая помогает понимать и чувствовать своего партнера по коммуникации, учит более позитивно относиться к окружающим людям, чаще замечать их лучшие качества, легче входить с ними в контакт и договариваться.

    Эксклюзивные рекомендации профессионалов! Уникальная тренерская методичка упражнения разработана экспертами специально для портала Тренерская.ру., содержит массу тренерских рекомендаций и подсказок, позволяющих провести упражнение наилучшим образом. Такого вы не найдете больше нигде! 
    Объем тренерской методички упражнения: 10 страниц! Бонусы!