Все тренеры собираются здесь

Лёгкая импровизация – четыре способа

Здравствуйте, друзья! Как поживаете? У нас май — почти как обычный май. Во дворе волейболисты без масок, но на социальной дистанции, мощно лупят по мячу и экспрессивно орут, пугая соловья в парке. Крики волейболистов то и дело перекрывают чудовищным мегадецибельным визгом стада детей — у этих ни дистанции, ни масок. Все активно используют приёмы словесной импровизации — давайте и мы к ним присоединимся, поимпровизируем :-).

В прошлом выпуске мы остановились — в который раз в отечественной истории — на ключевом вопросе современности «Что делать?») ). В нашем случае: как импровизировать, когда тема не вполне знакома, общая эрудиция не выручает, а для пустого трёпа обстоятельства не очень подходят. Я обещал поделиться способами чудесного спасения — давайте спасаться.

Прежде всего, вспомним, что словесная импровизация — это умение связно (и более или менее интересно) говорить без подготовки. Впрочем, несколько точнее будет сказать: без подготовки к некоему конкретному выступлению / разговору. Иными словами — умение говорить, когда тема, публика, условия, регламент и прочие обстоятельства не были известны оратору заранее.

Вспомним также, что процесс подготовки подразумевает. Мы подбираем самый нужный материал на определённую тему и «затачиваем» его так, чтобы он наилучшим образом помог нам достичь цели в данное время в данном месте. Кто-то собранную информацию записывает, кто-то запоминает — и вот у оратора в голове или под руками — тезисы (а то и просто полный текст): фундамент, на который он опирается при выступлении. У импровизатора такого фундамента нет.

Тем не менее — когда мы обращаемся к СИ, нельзя сказать, что мы не готовы совсем. Как минимум, мы владеем даром речи (если только не теряем его на время от волнения). Но это ещё не всё.

Наверняка вам случалось беседовать с человеком, горячо увлечённым своим делом. Порой кажется, что он может вдохновенно говорить об этом деле «стоя, лёжа и с колена» часами без всякой подготовки — был бы заинтересованный слушатель рядом). Из чего состоит его «фундамент»?

Очевидно, что в этом случае наш вдохновенный оратор так хорошо разбирается в вопросе, что достаточный для выступления запас информации и ассоциаций по теме в его голове постоянно находится в активном «горячем» состоянии, буквально под рукой. Он опирается на то, что и так хорошо знает и помнит без дополнительной подготовки. Вот вам, пожалуйста — тот самый первый способ импровизации, о котором мы говорили в прошлый раз. Назовём его

Импровизация-воспоминание

Это наиболее распространённый и простой вид импровизации и он мало чем отличается от выступления с подготовкой. Оратор обращается к собственной памяти, ассоциации возникают в его голове тем легче, чем ближе ему тема и обширнее активный запас памяти. И, конечно, чем шире эрудиция оратора, тем больше для него список таких тем.

Но, увы, даже самая широкая эрудиция не безгранична. Более того, чем глубже оратор погружается в любимую тему, тем уже его специализация, тем меньше он знает о другом, что в его круг интересов не входит. Вспомним небезызвестного Шерлока Холмса:

Невежество Холмса было так же поразительно, как и его знания. О современной литературе, политике и философии он почти не имел представления. Мне случилось упомянуть имя Томаса Карлейля, и Холмс наивно спросил, кто он такой и чем знаменит. Но когда оказалось, что он ровно ничего не знает ни о теории Коперника, ни о строении солнечной системы, я просто опешил от изумления. Чтобы цивилизованный человек, живущий в девятнадцатом веке, не знал, что Земля вертится вокруг Солнца,— этому я просто не мог поверить!                                                                                                                                                                                                                                                                                                   А. Конан-Дойл. Этюд в багровых тонах

Очень часто на этом способе обучение словесной импровизации благополучно заканчивается, а тем, кто сталкивается с трудностями, тренеры просто рекомендуют побольше читать. Несомненно, это отличный совет для любого случая, однако пользу от него начинаешь ощущать с некоторым опозданием :).

Хорошо, что у нас есть более быстрое решение, которое поможет даже Холмсу легко и интересно рассказывать о Копернике. Как? Элементарно, Ватсон!

Импровизация-описание

Этот простой способ выручит, если тема для импровизации представляет собой нечто конкретное. Чтобы говорить о доме, книге, дереве, слоне и так далее, совершенно не обязательно знать о них всё. Можно прекрасно обойтись описанием того, что видишь. Собственно, мы просто вспоминаем и активно используем один из основных приёмов СИ — описание реальности. Даже когда мы не можем идентифицировать предмет и понять его назначение, ничто не мешает сравнить его с тем, что нам (и зрителям) знакомо и понятно.

Каково, например, было описывать первооткрывателям Америки невиданных доселе ягуаров или броненосцев? А какие слова пришлось использовать первым посетителям Австралии, чтобы рассказать о ехиднах и кенгуру?»Да, Ватсон, я думаю, этому зайцу лет сто, не меньше» :)).

Так что — не стесняемся, а простыми и доступными нам образами и выражениями описываем «высокий дом с огромными красивыми гранитными колоннами и золочёным куполом», даже если понятия не имеем о барокко, ампире или модернизме. Когда говоришь о том, что видишь — точно не ошибёшься :). А ведь к описанию того, что мы видим, можно добавить ещё и рассказ о том, что мы по этому поводу чувствуем. И тогда получится совсем хорошо — оригинально, откровенно и безошибочно. Безошибочно — потому что личное впечатление имеет право быть каким угодно по содержанию и, кстати, каким необходимо — по длительности, если очень нужно продержаться какое-то время :)).

Отлично помогает отработать и первый, и второй способ словесной импровизации упражнение Экскурсовод, мы о нём говорили пару лет назад. Представляем себя экскурсоводом и рассказываем воображаемым или реальным зрителям о некой достопримечательности интересно и подробно: сначала — то, что видим, а потом — всё, что знаем (если, конечно, что-то знаем). Отлично, если вспомните о возможности записать свой рассказ на диктофон — это позволит потом дать себе спокойную объективную обратную связь. Ну а если захотите, чтобы она была ещё и профессиональной — то вы знаете, куда и кому её отправить) ).

Импровизация-способ третий, а с ним и четвёртый в суровые лимиты по объёму сегодня не уложились — оставим их до следующей встречи. Тренируйтесь пока в экскурсоводчестве — благо сейчас столько интереснейших виртуальных экскурсий можно найти в интернете. Например, душевно рекомендую посмотреть рассказ Баира Иринчеева про шрамы блокады в Ленинграде и экскурсию по музею фармацевтики в Риге от Алексея Водовозова.

Мне же пока вновь придётся объявить «продолжение следует» и прерваться ненадолго. Пора заняться помощью своим студентам в индивидуальных ораторских практиках и психологических вопросах — присоединяйтесь :).

Жду, как обычно, ваших вопросов и комментариев. Будьте здоровы, весеннего вам настроения и максимально творческой самоизоляции!

Верных Вам слов и верных решений!

Вячеслав Саломасов,
тренер, психолог, коуч, эксперт по ораторскому мастерству

Вячеслав Саломасов является автором программы тренинга "Ораторское мастерство", которая предлагается в разделе готовых программ.  Программа этого тренинга содержит поминутный план действий тренера, важные подсказки для тренеров, абсолютно все необходимые тренерские материалы, отлично подходит как для корпоративного, так и для открытого тренинга, одинаково эффективна как для обучения линейного персонала, так и для обучения руководителей.

Программа включает такие темы, как энергетика оратора, словесная импровизация, управление волнением, работа с голосом, жестами, позой;  содержит 12 подробных лекций, раскрывающих все основные аспекты ораторского мастерства, 24 уникальных упражнения, позволяющих освоить за 2 дня тренинга все основные приемы эффективного выступления на публике, и многое другое. Подробнее о программе тренинга "Ораторское мастерство"...

Больше об ораторском мастерстве, о приемах и методах убеждения и влияния, а также новости о тренингах по мастерству публичного выступления и других мероприятиях с тренерским участием В. Саломасова читайте на сайте Верного Слова: http://vernoeslovo.com/

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами:

<< Лёгкая импровизация – три условия

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Пакет "3 лучших психологических упражнения для тренингов"

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Пакет "6 лучших психологических упражнений для тренингов"»

    Это отличная возможность! Вы оплачиваете всего 1190 руби получаете сразу 3 эксклюзивных психологических упражнения  для тренингов:

    Ваша выгода составит более 1300 руб.(!)

    Каждое психологическое упражнение для тренинга оформлено в виде подробной тренерской методички, содержащей массу уникальных подсказок и рекомендаций, тренерских секретов и "фишек", позволяющих провести упражнение с максимальным результатом
    Такого вы не найдете больше нигде!
    Объем каждой тренерской методички упражнения около 12 страниц. 

  • Уникальное упражнение "Внутренний переводчик"

    Упражнения по теме продажи, переговоры – «Уникальное упражнение "Внутренний переводчик"»

    Уникальное авторское упражнение, разработанное доктором психологических наук, профессором, известным тренером и писателем Н.И.Козловым. 

    Интересное упражнение, которое позволяет научить участников одной из мощных техник эффективной коммуникации и решения конфликтов.

    Техника «Внутренний переводчик» помогает понять внутренние мотивы и цели партнера, управлять ситуацией и людьми в общении, лучше понимать людей, сохранять спокойствие и позитивный настрой в общении, решать возникающие конфликтные ситуации. 

    Особенно ценно, что техника «Внутренний переводчик» авторская, а значит она мало распространена, не «заезжена», её с успехом можно использовать для притязательной аудитории, для опытных участников, которые уже проходили тренинги и хотят «чего-то новенького».

  • Креативная походка

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Креативная походка»"Это упражнение учит осознавать связь состояния тела и эмоционального состояния, а также позволяет научить участников тренинга изменять свое эмоциональное состояние через изменение состояния тела.

    Не секрет, что то, как выстроено наше тело и в каком оно состоянии — серьезный фактор, влияющий и на наши душевные состояния, и на перспективы личностного развития. И первое, на что следует обратить внимание,— это наши осанка, жесты и походка. Меняя походку и жесты, можно менять эмоциональное состояние, можно управлять им!

    Без этой темы нельзя обойтись на тренинге уверенного поведения, тренинге лидерства или тренинге влияния. Ведь то, как ходит, как держит себя уверенный человек, лидер — важная составляющая успеха и влияния.