Все тренеры собираются здесь

Лёгкая импровизация – четыре способа

Здравствуйте, друзья! Как поживаете? У нас май — почти как обычный май. Во дворе волейболисты без масок, но на социальной дистанции, мощно лупят по мячу и экспрессивно орут, пугая соловья в парке. Крики волейболистов то и дело перекрывают чудовищным мегадецибельным визгом стада детей — у этих ни дистанции, ни масок. Все активно используют приёмы словесной импровизации — давайте и мы к ним присоединимся, поимпровизируем :-).

В прошлом выпуске мы остановились — в который раз в отечественной истории — на ключевом вопросе современности «Что делать?») ). В нашем случае: как импровизировать, когда тема не вполне знакома, общая эрудиция не выручает, а для пустого трёпа обстоятельства не очень подходят. Я обещал поделиться способами чудесного спасения — давайте спасаться.

Прежде всего, вспомним, что словесная импровизация — это умение связно (и более или менее интересно) говорить без подготовки. Впрочем, несколько точнее будет сказать: без подготовки к некоему конкретному выступлению / разговору. Иными словами — умение говорить, когда тема, публика, условия, регламент и прочие обстоятельства не были известны оратору заранее.

Вспомним также, что процесс подготовки подразумевает. Мы подбираем самый нужный материал на определённую тему и «затачиваем» его так, чтобы он наилучшим образом помог нам достичь цели в данное время в данном месте. Кто-то собранную информацию записывает, кто-то запоминает — и вот у оратора в голове или под руками — тезисы (а то и просто полный текст): фундамент, на который он опирается при выступлении. У импровизатора такого фундамента нет.

Тем не менее — когда мы обращаемся к СИ, нельзя сказать, что мы не готовы совсем. Как минимум, мы владеем даром речи (если только не теряем его на время от волнения). Но это ещё не всё.

Наверняка вам случалось беседовать с человеком, горячо увлечённым своим делом. Порой кажется, что он может вдохновенно говорить об этом деле «стоя, лёжа и с колена» часами без всякой подготовки — был бы заинтересованный слушатель рядом). Из чего состоит его «фундамент»?

Очевидно, что в этом случае наш вдохновенный оратор так хорошо разбирается в вопросе, что достаточный для выступления запас информации и ассоциаций по теме в его голове постоянно находится в активном «горячем» состоянии, буквально под рукой. Он опирается на то, что и так хорошо знает и помнит без дополнительной подготовки. Вот вам, пожалуйста — тот самый первый способ импровизации, о котором мы говорили в прошлый раз. Назовём его

Импровизация-воспоминание

Это наиболее распространённый и простой вид импровизации и он мало чем отличается от выступления с подготовкой. Оратор обращается к собственной памяти, ассоциации возникают в его голове тем легче, чем ближе ему тема и обширнее активный запас памяти. И, конечно, чем шире эрудиция оратора, тем больше для него список таких тем.

Но, увы, даже самая широкая эрудиция не безгранична. Более того, чем глубже оратор погружается в любимую тему, тем уже его специализация, тем меньше он знает о другом, что в его круг интересов не входит. Вспомним небезызвестного Шерлока Холмса:

Невежество Холмса было так же поразительно, как и его знания. О современной литературе, политике и философии он почти не имел представления. Мне случилось упомянуть имя Томаса Карлейля, и Холмс наивно спросил, кто он такой и чем знаменит. Но когда оказалось, что он ровно ничего не знает ни о теории Коперника, ни о строении солнечной системы, я просто опешил от изумления. Чтобы цивилизованный человек, живущий в девятнадцатом веке, не знал, что Земля вертится вокруг Солнца,— этому я просто не мог поверить!                                                                                                                                                                                                                                                                                                   А. Конан-Дойл. Этюд в багровых тонах

Очень часто на этом способе обучение словесной импровизации благополучно заканчивается, а тем, кто сталкивается с трудностями, тренеры просто рекомендуют побольше читать. Несомненно, это отличный совет для любого случая, однако пользу от него начинаешь ощущать с некоторым опозданием :).

Хорошо, что у нас есть более быстрое решение, которое поможет даже Холмсу легко и интересно рассказывать о Копернике. Как? Элементарно, Ватсон!

Импровизация-описание

Этот простой способ выручит, если тема для импровизации представляет собой нечто конкретное. Чтобы говорить о доме, книге, дереве, слоне и так далее, совершенно не обязательно знать о них всё. Можно прекрасно обойтись описанием того, что видишь. Собственно, мы просто вспоминаем и активно используем один из основных приёмов СИ — описание реальности. Даже когда мы не можем идентифицировать предмет и понять его назначение, ничто не мешает сравнить его с тем, что нам (и зрителям) знакомо и понятно.

Каково, например, было описывать первооткрывателям Америки невиданных доселе ягуаров или броненосцев? А какие слова пришлось использовать первым посетителям Австралии, чтобы рассказать о ехиднах и кенгуру?»Да, Ватсон, я думаю, этому зайцу лет сто, не меньше» :)).

Так что — не стесняемся, а простыми и доступными нам образами и выражениями описываем «высокий дом с огромными красивыми гранитными колоннами и золочёным куполом», даже если понятия не имеем о барокко, ампире или модернизме. Когда говоришь о том, что видишь — точно не ошибёшься :). А ведь к описанию того, что мы видим, можно добавить ещё и рассказ о том, что мы по этому поводу чувствуем. И тогда получится совсем хорошо — оригинально, откровенно и безошибочно. Безошибочно — потому что личное впечатление имеет право быть каким угодно по содержанию и, кстати, каким необходимо — по длительности, если очень нужно продержаться какое-то время :)).

Отлично помогает отработать и первый, и второй способ словесной импровизации упражнение Экскурсовод, мы о нём говорили пару лет назад. Представляем себя экскурсоводом и рассказываем воображаемым или реальным зрителям о некой достопримечательности интересно и подробно: сначала — то, что видим, а потом — всё, что знаем (если, конечно, что-то знаем). Отлично, если вспомните о возможности записать свой рассказ на диктофон — это позволит потом дать себе спокойную объективную обратную связь. Ну а если захотите, чтобы она была ещё и профессиональной — то вы знаете, куда и кому её отправить) ).

Импровизация-способ третий, а с ним и четвёртый в суровые лимиты по объёму сегодня не уложились — оставим их до следующей встречи. Тренируйтесь пока в экскурсоводчестве — благо сейчас столько интереснейших виртуальных экскурсий можно найти в интернете. Например, душевно рекомендую посмотреть рассказ Баира Иринчеева про шрамы блокады в Ленинграде и экскурсию по музею фармацевтики в Риге от Алексея Водовозова.

Мне же пока вновь придётся объявить «продолжение следует» и прерваться ненадолго. Пора заняться помощью своим студентам в индивидуальных ораторских практиках и психологических вопросах — присоединяйтесь :).

Жду, как обычно, ваших вопросов и комментариев. Будьте здоровы, весеннего вам настроения и максимально творческой самоизоляции!

Верных Вам слов и верных решений!

Вячеслав Саломасов,
тренер, психолог, коуч, эксперт по ораторскому мастерству

Вячеслав Саломасов является автором программы тренинга "Ораторское мастерство", которая предлагается в разделе готовых программ.  Программа этого тренинга содержит поминутный план действий тренера, важные подсказки для тренеров, абсолютно все необходимые тренерские материалы, отлично подходит как для корпоративного, так и для открытого тренинга, одинаково эффективна как для обучения линейного персонала, так и для обучения руководителей.

Программа включает такие темы, как энергетика оратора, словесная импровизация, управление волнением, работа с голосом, жестами, позой;  содержит 12 подробных лекций, раскрывающих все основные аспекты ораторского мастерства, 24 уникальных упражнения, позволяющих освоить за 2 дня тренинга все основные приемы эффективного выступления на публике, и многое другое. Подробнее о программе тренинга "Ораторское мастерство"...

Больше об ораторском мастерстве, о приемах и методах убеждения и влияния, а также новости о тренингах по мастерству публичного выступления и других мероприятиях с тренерским участием В. Саломасова читайте на сайте Верного Слова: http://vernoeslovo.com/

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами:

<< Лёгкая импровизация – три условия Лёгкая импровизация – четыре способа и мамонт >>

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Упражнение-вызов "Пройди к стулу"

    Упражнения по теме продажи, переговоры – «Упражнение-вызов "Пройди к стулу"»"Мощное упражнение для тренинга целеполагания или тренинга переговоров. Упражнение наглядно демонстрирует участникам тренинга их привычные модели поведения, помогает вскрыть негативные установки, убеждения, которые мешают им легко достигать своих целей или вести переговоры. Дает участникам тренинга новые ресурсы.

    Тренерская методичка упражнения разработана профессионалами специально для портала Тренерская. ру и содержит массу уникальных рекомендаций, подсказок и тренерских «фишек», позволяющих провести упражнение с максимальным результатом. Такого вы не найдете больше нигде!
    Объем тренерской методички: 12 страниц.
    Бонус! Методичка содержит сразу 3 варианта упражнения (!), подходящих для трех разных тем тренингов: достижение целей, переговоров и эффективной коммуникации.

  • Упражнение-вызов "Титаник"

    Упражнения на командообразование – Упражнение-вызов «Титаник»Крайне эффективное командообразующее упражнение, требующее участия и тотальной вовлеченности всей группы. Перед участниками ставится сложнейшая задача, решить которую можно только совместными усилиями, мобилизовав все свои личностные качества, деловые навыки и умение работать в команде.

    Упражнение «Титаник» гарантировано «цепляет» участников тренинга и запоминается как одно из самых ярких упражнений тренинга. Это упражнение может быть доступно и начинающим тренерам, но особенной «жемчужиной» оно будет в руках опытного тренера. 

    Тренерская методичка упражнения разработана профессионалами специально для портала Тренерская.ру и содержит массу уникальных рекомендаций, подсказок и тренерских "фишек", позволяющих провести упражнение наилучшим образом. 
    Объем тренерской методички упражнения: 8 страниц. 

  • Упражнение для тренинга переговоров "Шишки"

    Упражнения по теме продажи, переговоры – «Упражнение для тренинга переговоров "Шишки"»Сильное и запоминающееся упражнение-вызов, мощным и наглядным образом показывающее участникам, что успешность переговоров зависит от их умения слушать, выяснять интересы партнера и находить общее решение.

    По своей легенде упражнение похоже на хороший экономический детектив, что сразу вовлекает участников тренинга, поднимает их уровень заинтересованности и мотивацию на дальнейшее обучение. Упражнение «Шишки» гарантированно «цепляет» участников и обычно запоминается как одно из самых ярких упражнений тренинга.

    Упражнение идеально подходит для тренингов продаж и переговоров, как открытых, так и корпоративных.