Все тренеры собираются здесь

Лёгкая импровизация – четыре способа и мамонт

Здравствуйте, друзья! Вот уже и лето совсем рядом, народ мечтает о снятии всяческих ограничений и полноценном отдыхе — а некоторые уже решили для себя, что это время наступило, и ни в чём себе не отказывают прямо сейчас. Впрочем, для нас с вами это ничего не меняет — онлайн-формат «Верного слова» пока ещё не превратился в бумажную книжку, на обложке которой мог бы осесть и затаиться подлый вирус — получайте и читайте в безопасном виде :)).

Тем более, что сегодня мы сможем окончательно разобраться со способами словесной импровизации. Осталось изучить ещё два из них — самых хитрых :). Если кто забыл, два первых выглядят так:

1. Импровизация-воспоминание

2. Импровизация-описание

Что же делать, когда нам совсем нечего вспомнить по поводу предложенной темы, а описание получается слишком коротким, неинтересным или неубедительным? Не беда. Нужно обратиться к другой стороне эрудиции — умению рассуждать. Даже когда мы не знаем назначения, устройства, далёкого и близкого прошлого некоего загадочного предмета, существа или явления, ничто не мешает нам высказать свои предположения по его поводу. И это будет

3. Импровизация-рассуждение. Ну, или предположение.

Чтобы преуспеть в таком способе, неплохо накануне попрактиковаться в логике, как минимум — формальной. Ещё лучше — в диалектической. Потренировать внимательность и умение анализировать. И, конечно, накопить некоторое количество опыта — как рассуждательского, так и просто житейского.

Очень хорошо рассуждения и предположения получаются у учёных и криминалистов — им по должности положено, это буквально их основной вид деятельности, их хлеб. Ведь ни тем, ни другим воспоминаний и описаний совершенно недостаточно, чтобы счесть свою работу законченной. Для них это только материал для начала рассуждений, предположений и умозаключений.

Конечно, нам нет нужды достигать вершин уровня Холмса, Эйнштейна или Менделеева для простой импровизации, но порассуждать на ту или иную тему способен, я думаю, каждый — после некоторой тренировки :). Можно, например, сказать, на что «это» похоже, предположить, как «оно» здесь оказалось, высказать идею, почему у «него» такая форма, столько ног / колёс / поршней / щупалец, для чего «его» выкрасили в жёлтый / серебристый / хаки — и так далее. В конце концов, предположения не обязаны быть стопроцентно точными — да и не всегда есть шанс, что их кто-то проверит :-).

Не нужно только утверждать ничего авторитетно и безапеляционно. Лучше использовать признаки вероятности: «возможно», «можно предположить, что…», «похоже, что…» — и так далее. Тогда всё получится как нельзя лучше — мы не строим из себя знатока, мы просто рассуждаем и предполагаем.

«Хорошо,— скажете вы.— А как быть в редкий (я надеюсь) чёрный день, когда память ничего не подсказывает, эрудиции не хватает, рассуждать не получается, а описывать не хочется?» Ну, во-первых, не паниковать. А во-вторых, радоваться, конечно — что есть ещё и четвёртый способ словесной импровизации:

4. Импровизация-сочинение

В конце концов, ничто нам не мешает что-нибудь на заданную тему просто придумать. Помните, в прошлый раз я рекомендовал вам упражнение «экскурсовод»? Хорошие гиды знают миллион романтических, героических, страшных, таинственных — разумеется, невероятно правдивых — историй про те места, тех людей и те предметы, которые показывают и про которые (которых) рассказывают. И почти все эти истории придумали они сами или их коллеги :). Почему бы не придумать что-то подобное — историю, притчу, байку, анекдот — и нам?

Причём, совершенно нет необходимости в таком случае подло обманывать уважаемого зрителя — можно честно предупредить, что не уверены в правдивости данной истории, что слышали её от местного шамана / аксакала / бабушки-целительницы и т п. Или сначала рассказать всё на полном серьёзе, а потом признаться в розыгрыше — если только уверены, что это никого не обидит.

Когда нас слушают дети, можно смело вводить в оборот сказочных героев и волшебную атрибутику — им будет только интереснее.

Уж если на то пошло, то полмира с удовольствием читает эпопею про Гарри Поттера, почти осознавая, что это, всё-таки, вымысел. А некоторые граждане свято верят в рептилоидов, построивших египетские пирамиды, и прочую лютую ересь — и перед ними никто даже не извиняется  :)).

Так что, если кажется, что сказать по существу нечего, а говорить нужно — смело пробуем себя в жанре фэнтези! Если получится интересно (а также безопасно для зрителей, для дела и для оратора) — все будут только рады :)).

Когда я был студентом челябинского института физкультуры, к нам с концертом прилетал бард Юрий Кукин (да, в те стародавние времена московские артисты прилетали в далёкие города, приходили в вузы и выступали для уральских студентов бесплатно). И он рассказал, как его однажды разыграл Юрий Визбор.

Летят они как-то на самолёте над тундрой — корреспондентами газет в командировку. Второй пилот время от времени открывает люк в полу и бросает вниз тюки с сеном — для оленеводческих хозяйств. Кукин летит в первый раз, не знает об этом и спрашивает: «Что это он делает?» А Визбор ему так серьезно: «Ты что, не знаешь, старик? Они тут мамонта в вечной мерзлоте откопали, оживили и гонят своим ходом в Москву. По маршруту сеном подкармливают». Кукин в курсе, что Визбор тот ещё шутник, и говорит: «Да ладно врать-то!». Визбор ему невозмутимо отвечает: «Не веришь — спроси у пилота». Кукин к пилоту: «Что за сено? Правду Визбор говорит, что у вас тут мамонта откопали?» А пилот спокойно так: «Как, ты не знаешь? Целое стадо!» Кукин тут же в самолёте статью в свою газету написал про откопанных мамонтов, его за неё чуть не уволили :)).

Как вы уже наверняка приметили, все четыре перечисленных способа словесной импровизации могут прекрасно объединяться, переплетаться и взаимно дополнять друг друга, нет необходимости при выступлении придерживаться только одного из них — наоборот. Умелая композиция из интересных воспоминаний, колоритных описаний, убедительных предположений и захватывающих историй сделает любое ваше выступление незабываемым — нужно только почаще тренироваться в каждом жанре по отдельности и во всех вместе.

Попробуйте, кстати, то же самое упражнение «Экскурсовод» из нашей прошлой беседы — на этот раз в четырёх разных вариантах: воспоминание, описание, рассуждение, легенда. Рассказывать можно про что угодно — про дом, в котором живёте, про телефон, на который записываете свою импровизацию, про кота, который вам мешает это делать, про флешку, которую кот скинул со стола лапой — и так далее. Лучшие варианты можете прислать для обратной связи — рассмотрим :)). Ну и вообще, лето — это ведь не только про тюленинг на пляже или кротобобризм на садовом участке. Лето — это ещё и про исполнение желаний! Например — стать, наконец, классным оратором :). Соберётесь — обращайтесь, организуем.

А пока — прощаюсь до следующего выпуска — уже летом. Жду, как обычно, ваших вопросов и комментариев. Солнечного вам настроения и железного антикоррозийного (и антикоронного) здоровья!

Верных Вам слов и верных решений!

Вячеслав Саломасов,
тренер, психолог, коуч, эксперт по ораторскому мастерству

Вячеслав Саломасов является автором программы тренинга "Ораторское мастерство", которая предлагается в разделе готовых программ.  Программа этого тренинга содержит поминутный план действий тренера, важные подсказки для тренеров, абсолютно все необходимые тренерские материалы, отлично подходит как для корпоративного, так и для открытого тренинга, одинаково эффективна как для обучения линейного персонала, так и для обучения руководителей.

Программа включает такие темы, как энергетика оратора, словесная импровизация, управление волнением, работа с голосом, жестами, позой;  содержит 12 подробных лекций, раскрывающих все основные аспекты ораторского мастерства, 24 уникальных упражнения, позволяющих освоить за 2 дня тренинга все основные приемы эффективного выступления на публике, и многое другое. Подробнее о программе тренинга "Ораторское мастерство"...

Больше об ораторском мастерстве, о приемах и методах убеждения и влияния, а также новости о тренингах по мастерству публичного выступления и других мероприятиях с тренерским участием В. Саломасова читайте на сайте Верного Слова: http://vernoeslovo.com/

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами:

<< Лёгкая импровизация – четыре способа Летняя производственная практика, безопасная для здоровья >>

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Бизнес-игра "Крестики-Нолики"

    Упражнения на командообразование – «Бизнес-игра "Крестики-Нолики"»

    Одно из самых эффективных упражнений, позволяющих за 30–60 минут наглядно продемонстрировать участникам тренинга, что стратегия «Win-Win» в бизнесе и в жизни существенно эффективнее других стратегий. Упражнение представляет из себя захватывающую «экономическую» игру, которая мощно вовлекает участников, поднимает энергетику и мотивацию группы.

    Это упражнение-бриллиант, его точно стоит положить в свою тренерскую копилку!

    Подробная тренерская методичка с изложением тонкостей проведения данного упражнения, разбором возможных возражений и сложных ситуаций, описанием вариаций упражнения в зависимости от уровня группы. Вся «подводная часть айсберга», все тренерские секреты и хитрости теперь доступны для вас!

  • Встречи уверенных людей

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Встречи уверенных людей»"Это упражнение позволяет участникам тренинга отработать умение уверенно общаться в любой ситуации, даже когда у них «что-то не так» (не так одет, не так причесан, не так себя чувствует). В процессе упражнения участники опытным путем понимают, что все барьеры, препятствующие общению, только в голове говорящего. Если вы «ОК», то внешние признаки для собеседника отходят на второй план. Поэтому, если убрать лишние мысли, ненужные жесты,— уверенность станет естественным состоянием.

    В упражнении есть некоторая доля вызова. Если некоторые участники чувствовали себя во время упражнения неуверенно,— они увидят проблему и их мотивация на изменение значительно повысится.

    В разработке описано проведение упражнения в рамках тренинга уверенности, для которого оно идеально подходит. Также упражнение удачно подходит для тренингов стрессоустойчивости, тренингов трудоустройства и тренингов знакомств.

  • Воздушный шар

    Психологические игры и тренинговые упражнения  – «Воздушный шар»Масштабное и активно используемое тренерами упражнение, направленное на развитие лидерских качеств участников тренинга, на развитие коммуникативных навыков, умения договариваться. На тренинге командообразования это упражнение научит участников работать в команде, договариваться, слышать друг друга, принимать коллективные решения, более эффективно взаимодействовать.

    Благодаря своей захватывающей легенде упражнение сильно вовлекает участников тренинга, повышает тонус и энергетику группы, повышает мотивацию участников тренинга на обучение.

    Но качественное проведение данного упражнения требует от тренера высокой квалификации и большого опыта проведения подобных упражнений. Иначе при всей интересности легенды группа не осознает всех тех выводов, которые могла бы осознать при высоком качестве работы тренера.