Все тренеры собираются здесь

Методы тренинга

Тренинг – это активная форма обучения. Здесь участник не пассивно слушает преподавателя, как на лекции, а активно трудится, усваивая знания и приёмы.

Какие же методы проведения тренинга бывают?

Ролевая игра (и её разновидность – деловая игра)

Как выглядит: участники делятся на пары или на тройки и отыгрывают ту или иную ситуацию. Например, разговор начальника в подчинённым.

Зачем нужно: ролевые игры используются для двух задач – во-первых, отработать приёмы, изучаемые в ходе тренинга; во-вторых, оценить уровень участников (используется обычно в самом начале тренинга, при чём один человек в паре, как правило, тренер).

Время: от двух минут до часа.

Мозговые штурмы в мини-группах

Как выглядит: большая группа разбивается на мини-группы, и каждая мини-группа выполняет то или иное задание. Например, составить список всех возражений клиентов. Или прописать слабые стороны продукта, который продаёт компания, заказавшая тренинг. Или наоборот – сильные стороны.

Зачем нужно: задача мозгового штурма в мини-группах – создать материал, который потом будет использоваться в дальнейшей работе.

Время: от десяти минут до получаса.

Решение кейсов (правильнее говорить – решение задач, но термин «кейс» уже устоялся)

Как выглядит: кейс – это ситуация, в которой нужно найти эффективное решение. Группа может решать один кейс на всех. Можно разбить группу на мини-группы и дать им разные кейсы. Кейс может быть записан на бумаге, рассказан устно, показан на видео. Главное, чтобы были обозначены важные условия и дана чёткая команда – какой результат обсуждается.

Зачем нужно: решение кейсов – это уже тренировка, попытка применения того материала, который давался на тренинге. Либо – что бывает реже – способ заинтересовать группу материалом. Если дать кейс в начале тренинга и группа не справится, что велик шанс вызвать у них интерес к способам решения такой задачи.

Время: от пятнадцати минут до трёх часов.

Групповые обсуждения

Как выглядит: тренер даёт группе тему для разговора, как правило, через вопрос («Как вы думаете, почему мужчина должен платить за девушку в ресторане?», «Кто решил, что клиент всегда прав?», «Как правильно уволить сотрудника?» и пр.). Если вопрос «попадает» в болевую точку группы, очень быстро разгорается богатейший спор.

Зачем нужно: во-первых, групповые обсуждения позволяют людям высказаться и услышать других (если, конечно, тренер следит за цивилизованностью дискуссии). В результате такой дискуссии люди приходят к общему мнению или, хотя бы, лучше понимают позиции друг друга. Во-вторых, групповое обсуждение используется для обучения приёмам продуктивной дискуссии. Сначала эти приёмы разбираются, потом люди начинают дискутировать, используя приёмы.

Время: от двадцати минут до часа.

Общегрупповая игра

Как выглядит: увлекательный процесс (обычно с правилами и сюжетом), в котором участвуют все члены группы (иногда в командах, иногда индивидуально). Самая известная общегрупповая игра – «Воздушный шар». Вся группа играет роль путешественников, решающих, что нужно выбросить из корзины падающего воздушного шара, чтобы спастись от катастрофы.

Зачем нужно: игры для тренинга позволяют отработать сразу целый комплекс приёмов, изученных на тренинге. Другой вариант применения игры – подведение группы к выводам, нужным тренеру. Достаточно сыграть в тот же «Ворздушный шар», чтобы убедиться воочию – неспособность договориться приводит к краху. Наконец, общегрупповая игра – это просто интересно.

Время: от пятнадцати минут до трёх часов.

Мини-лекция

Как выглядит: обыкновенная лекция, только короткая.

Зачем нужно: всё-таки тренинг – это обучение. Обучение без передачи информации возможно далеко не всегда. В ходе мини-лекции тренер передаёт участникам тренинга самые главные знания по теме.

Время: от пяти до двадцати минут.

Просмотр видео

Как выглядит: тренер показывает отрывок из художественного, документального или учебного фильма и комментирует происходящее на экране.

Зачем нужно: фактически, это мини-лекция, просто формат другой. Просмотр видео чаще интереснее, чем простая мини-лекция, поэтому многие тренера стремятся вставить в тренинги отрывки из разных фильмов. Это всегда обогащает тренинг, делает его ярче.

Время: от пяти до двадцати минут.

Съёмки на видео и анализ поведения

Как выглядит: тренер снимает на видео работу участника или участников (например, во время выступления перед всей группой). Затем видео запускается на большой экран, тренер комментирует поведение участника (участников), указывая на ошибки и находки.

Зачем нужно: увидеть себя на экране – уже интересно. При анализе видео заметно больше, и выводы – ярче. Человек лучше понимает свои ошибки и свои сильные стороны и, как результат, серьёзно изменяет свое поведение. Способ очень эффективный, но по времени – очень затратный. Так что хорошо работает только в маленьких группах.

Время: от двадцати минут до часа. 

Индивидуальная работа

Как выглядит: участники получают какое-либо задание и выполняют его самостоятельно, без сотрудничества с другими участниками. Что может быть индивидуальным заданием – заполнение текста, написание текста, формулировка цели, составление списка и т.п.

Зачем нужно: как правило, это подготовка материала для следующего шага в тренинге. Заполнили тест – что-то узнали про себя, учимся узнавать про других. Составили список – выбираем самое важно и начинаем отрабатывать. И так далее.

Время: от пяти до пятнадцати минут.

В данной статье разобраны только основные методы тренинга. На самом деле, их, конечно, больше. Но для описания всех методов тренинга, тем более, для подробного описания, нужно куда больше места, чем позволяет одна статья. 

Команда профессионального портала TRENERSKAYA.ru разрабатывает качественные тренинги, которые используют самые различные эффективные  методы тренинга. Наши лучшие готовые программы тренингов вы можете приобрести в разделе "Программы тренингов".

Автор статьи: Павел Зыгмантович -  тренер с 2001 года, коуч для тренеров, специалист по созданию уникальных программ.

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами!

<< Упражнения по риторике Как стать бизнес-тренером? >>

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Упражнение-вызов "Титаник"

    Упражнения на командообразование – Упражнение-вызов «Титаник»Крайне эффективное командообразующее упражнение, требующее участия и тотальной вовлеченности всей группы. Перед участниками ставится сложнейшая задача, решить которую можно только совместными усилиями, мобилизовав все свои личностные качества, деловые навыки и умение работать в команде.

    Упражнение «Титаник» гарантировано «цепляет» участников тренинга и запоминается как одно из самых ярких упражнений тренинга. Это упражнение может быть доступно и начинающим тренерам, но особенной «жемчужиной» оно будет в руках опытного тренера. 

    Тренерская методичка упражнения разработана профессионалами специально для портала Тренерская.ру и содержит массу уникальных рекомендаций, подсказок и тренерских "фишек", позволяющих провести упражнение наилучшим образом. 
    Объем тренерской методички упражнения: 8 страниц. 

  • Убеди другого!

    Упражнения по теме продажи, переговоры – «Убеди другого!»

    Глубокое упражнение для тренингов  продаж или презентаций. Быть убедительным - вот один из важнейших навыков, необходимых для успешных продаж. В первую очередь сам продавец должен быть уверен, что продает отличный товар и уметь эту уверенность предать покупателю так, чтобы он ему поверил и захотел купить его товар.  Упражнение помогает отработать навыки убеждения и помогает участникам тренинга сформировать у себя позитивное отношение к продажам (презентациям, переговорам), найти новые причины и ресурсы любить свою работу и свой товар.

    Уникальная методичка упражнения разработана тренерами-профессионалами специально для портала Тренерская.ру. и содержит подробную технологию его проведения, а также рекомендации и подсказки экспертов. Такого вы не найдете больше нигде! 

    Объем тренерской методички упражнения: 8 страниц. 
    Бонусы! Методичка содержит несколько различных вариаций упражнения и подходящее музыкальное сопровождение!  

  • Ролевая игра "Случай в гостинице"

    Упражнения по теме продажи, переговоры – «Случай в гостинице»Яркое и запоминающееся упражнение, которое наглядно демонстрирует участникам тренинга слабые места в умении вести переговоры или устанавливать контакт в продажах, а также показывает, какие техники и приемы приводят к успеху в продажах и переговорах, а какие — наоборот. Какие — позволяют быстро установить контакт, а какие скорее накаляют обстановку.

    Упражнение «Случай в гостинице» прекрасно подойдет для тренингов продаж, тренингов переговоров, тренингов уверенного поведения, тренингов влияния.

    Благодаря необычной легенде упражнение «Случай в гостинице» повышает уровень вовлеченности участников тренинга, энергетику группы, мотивацию на дальнейшее обучение.