Все тренеры собираются здесь

Модерация в тренингах и проектных группах

Часто в описании содержания тренинговых программ мы видим, что на тренинге будет использоваться модерация. Так ли это? Какие техники при этом используются или под «модерацией» подразумевается лишь запись высказываний группы на флип-чарте? Что такое модерация и в чем ее отличия от фасилитации мы рассмотрим на нашем мастер-классе.

Для начала…

Поставьте точку там, где Вы считаете, что Вы находитесь:

Модерация в тренингах, модерация тренинга, структура модерации, техники модерации, правила модератора

Термин «модерация»

Модерация сайта, модерация высказываний и даже модерация любви… такие варианты вы найдете в интернете на запрос этого понятия. Термин «модерация» произошел от итальянского moderare, что означает «смягчение», «сдерживание», «умеренность». Модератором называют не только ведущего митинга, но и редактора рубрики на телевидении и радио, а также ведущего форумов на сайте. В Ватикане модератор был лицом, который указывал на самые существенные моменты в выступлениях папы. Также известно и то, что термин «адвокат дьявола», также имеет некоторое отношение к процессу модерации. Когда священника посвящали в новый сан, ему полагался не только защитник, который рассказывал о его благодеяниях перед Богом, но и «адвокат дьявола», который также был священником, но который рассказывал о том, почему этот послушник не достоин нового звания. Ну, а модератор, фиксировал процесс церковного митинга и давал равное время выступления обеим сторонам.

Модерация, которая используется при проведении регулирующих, проектных митингов и семинаров, имеет некоторое сходство с модерацией сайта. Модерация сайта — это отслеживание соблюдения правил обсуждения тем на форуме, установленных владельцем сайта. В этом сходство. Отличие в том, что модератор форума может заблокировать участника обсуждения, если он не соблюдает установленные правила. В бизнес модерации ведущий несет ответственность за процесс и организационный результат митинга, а группа — за содержание. Так, если при записи ответов на вопрос некоторые участники могут в шуточной форме давать ответы, модератор при этом, тем не менее, записывает любые высказывания. Митинг пошел не в том направлении, скажете вы? Напротив, группа, видя, что записывается все, очень быстро, даже без стандартных призывов, возвращается в необходимое русло.

Техники и методы модерации в Украину привезла компания Team Training International (штаб квартира в Вене с 1972 года) в лице дочернего предприятия компании Тим Трейнинг Украина в 1992 году. С тех пор в том или ином формате некоторые техники встречаются на рынке Украины.

Бизнес-определение

Итак, модерация — это:

а) совокупность техник и методов по организации взаимодействия в группе с целью принятия решений;

б) способ системного, структурированного ведения совещания (семинара) с прозрачными методами в целях эффективной подготовки, проведения и подведения итогов встречи.

Цель проведения модерации — наиболее полное вовлечение всех участников в рабочий процесс и разработки плана действий по обсуждаемой проблеме.

Часто участники задают вопрос, чем же модерация отличается от фасилитации?

Фасилитация — (от англ. to facilitate — облегчать, способствовать, помогать) процесс, при котором ведущий, способствует установлению в группе конструктивного взаимодействия и коммуникации.

Отличие фасилитации от модерации заключается в том, что фасилитатор, как правило, не планирует структуру процесса взаимодействия участников, а реагирует в большей степени на процесс дискуссии. Например, путем постановки вопросов, реагирования на каждое высказывание, контроля времени выступления. Если фасилитатор ориентирован на собственные навыки взаимодействия с группой, то модератор, кроме этого, планирует сценарий процесса модерации, при проведении которого использует техники и методы, позволяющие группе прийти к решению и четкому плану действий.

«Чистый» процесс модерации используется только в проектных митингах [1 ], который прописывается в рабочей структуре модерации.

Общая рабочая структура процесса модерации

Подобно спектаклю, модератором составляется сценарий, который охватывает разделы от постановки проблемы до конкретного перечня мероприятий:Модерация в тренингах, модерация тренинга, структура модерации, техники модерации, правила модератора

1. Введение

  • формирование и рассылка повестки дня митинга участвующим экспертам
  • постановка и ознакомление с правилами работы

2. Рабочий этап

  • постановка ключевых вопросов
  • структура (последовательность действий)
  • подбор техник модерации
  • формат визуализации

3. Заключительный этап

  • фиксация и представление результатов.

Структура рабочего процесса зависит от типа митинга: проектный или регулирующий, рабочих задач и желаемого результата.

Проектный митинг — собрание экспертов и компетентных специалистов (среднее количество 7 человек), с целью сбора идей, разработки проектов, обработки предложений, подготовки альтернатив/решений, планов, рассмотрения и разработки подходов к решению проблем.

Отличительными признаками процесса работы проектной группы является равноправие участников и полное отсутствие иерархии.

Типичный сценарий проектного митинга:

  • центрация, вовлечение, мотивация
  • общий банк данных
  • выработка идей
  • интерпретация идей, подходов и данных
  • анализ
  • решение
  • оформление результатов

Довольно частой ошибкой руководителей является стремление получить идеи сотрудников на всеобщем регулирующем (регулярном) митинге.

Регулирующий митинг — собрание всех (без исключения) сотрудников компании, в пределах необходимого уровня управления компании, с целью сообщения о результатах организации, ее задачах и принятых решениях.

Отличительные признаки: статус, иерархия, распределение ролей (власти) в соответствии со структурой компании.Модерация в тренингах, модерация тренинга, структура модерации, техники модерации, правила модератора

Типичный сценарий регулирующего митинга:

  • формальное приветствие
  • четкая повестка дня
  • доклад (сообщение, оценка)
  • сообщение направлений, смысла, целей, задач
  • сообщения о полномочиях, решениях, действиях
  • мотивирующее закрытие

Фундаментальное отличие использования модерации в тренинге и проектной группе

Так в чем же отличие использования техник и методов модерации в проектной группе и тренинг-семинаре? Прошу:

Модерация в тренингах, модерация тренинга, структура модерации, техники модерации, правила модератора

Некоторые методы и техники модерации

Таким образом, вы, вероятно, определили, что техники модерации являются лишь одним из элементов процесса модерации, но все же, какие они есть и в чем их особенность? Приступим!

  • «мозговой штурм» — несмотря на всеобщее ощущение известности этого метода, важно: после набора идей, переходя в стадию анализа, иметь подготовленные критерии по их оценке, а не формировать их вместе с группой! Также сообщу о разновидностях этого метода: двойной прямой, обратный прямой, круговой, по принципу «635».
  • «карточный опрос» — служит для сбора и сортировки тем, идей, проблемных пунктов или вариантов решения. Этот метод рекомендуется в ситуациях, когда рассматриваются спорные темы. Опрос с использованием карточек также необходим, когда в группе недостаточно открытые отношения и участники сдержаны или малознакомы.
  • «mind-mapping» или метод «корней дерева» — планирование необходимых действий по проекту, где от «ствола дерева» расходятся «корни» или от основной цели идут задачи, а также необходимые ресурсы и действия в виде «ответвлений».
  • «схема анализа проблемы» — анализ причин и последствий существования основной проблемы.
    Пример визуализации:
    Модерация в тренингах, модерация тренинга, структура модерации, техники модерации, правила модератора
  • «вспышка» — обзор мнений участников, например, при анализе «проблемного поля»;
  • «многопозиционный опрос» — метод выбора с помощью голосования. Применяется, когда при множестве альтернатив, необходимо сделать выбор или определить отношение экспертной группы к обсуждаемым вариантам. Как вариант, может быть использован после мозгового штурма, чтобы отобрать идеи, с которыми стоит работать дальше.
    Пример визуализации:
    Какие вопросы требуют немедленного решения?
    Модерация в тренингах, модерация тренинга, структура модерации, техники модерации, правила модератора
  • «поле координат» — сравнение или расстановка приоритетов. Например, сравнение своей продукции и продукции конкурентов по осям цена-качество или тот, который вы заполнили в начале статьи.

Базовые правила поведения модератора

Как уже было указано в отличиях при проведении митинга и тренинга-семинара, стиль ведущего по работе с участниками существенно отличается, отмечу лишь некоторые важные моменты. Итак, модератор:

  • воздерживается от выражения собственного мнения, не оценивает ни высказывания, ни поведение участников встречи;
  • с помощью вопросов активизирует группу, а вопросы из аудитории воспринимает и переадресовывает самим участникам, а не отвечает на них самостоятельно;
  • осознает собственную установку относительно людей и темы и принимает на себя ответственность за организацию процесса взаимодействия в группе, а самой группе передает ответственность за содержание встречи;
  • воспринимает все высказывания группы как сигналы, что дает ему возможность понять процесс и постараться помочь участникам осознать свое отношение, чтобы можно было бы обсуждать нарушения и конфликты без «моральных призывов»;
  • не оправдывается за свои действия и высказывания, а выясняет трудности, которые кроются в нападках и провокациях;
  • если модерацию проектного митинга проводит руководитель для своего подразделения, и берет на себя ответственность за модерирование процесса выработки определенного решения сотрудниками своего отдела, но при этом понимает, что необходимо внести собственное мнение, он обязан дать понять участникам, когда он находится функционально в качестве модератора, а когда он, как член группы, выражает свое мнение.

То, что не решает проблем не достойно внимания и времени, тогда какие же проблемы и сложности способен решать правильно поставленный процесс модерации?

Проблемы, которые решает модерация

  1. нечеткости решений и отсутствия ответственных (чего так часто не хватает на стратегических сессиях, разработке новых концепций и идей развития бизнеса);
  2. отсутствия корпоративной культуры (успех правильно модерированного рабочего собрания влияет на дальнейшую совместную работу в группах, повышает желание участников рассматривать все идеи и полярные точки зрения, принимать их и использовать в работе);
  3. недостатка мотивации персонала:
    • каждый не просто информирован, а принимает посильное участие в принятии решения, опираясь на совместные разработки;
    • модерация нацелена на устранение факторов снижающих мотивацию, а именно: монологов руководителей и других сотрудников, отклонений и отступлений от темы, а также личных нападений и других проявлений борьбы за власть топ-менеджеров, мешающих конструктивным решениям;
    • процесс и результат модерации очень схож с коучингом, цель которого — развитие понимания (осознания) и ответственности, как выбора авторства идей и действий.

Сходство с коучингом еще и в том, что модератору желательно не разбираться в обсуждаемой теме, что позволяет ему быть более объективным. Так, когда в компании Team Training International, которая объединяет в себе известных тренеров практически всех крупных стран мира, возникла необходимость разработки стратегии развития — был приглашен независимый модератор, который помогал тренерам и менеджерам прийти к общему решению (что уж говорить о митингах или собраниях внутри компаний, которые не занимаются консалтингом?). При подготовке к процессу модерации ведущему важно собрать необходимую информацию и, совместно с заказчиком, определить ключевые вопросы, исходя из которых будет строиться сам процесс, а в итоге и результат митинга.

А для завершения … откройте первую страницу этой статьи и поставьте точку там, где вы находитесь уже на данный момент! Уровень знания должен существенно повыситься, теперь дело за малым — попробовать на практике и поставить точку не только выше, но и правее…

___________________________________________________________________________________________

[1] Здесь по тексту сознательно используется термин «митинг», а не термин «собрание», который вызывает весьма предсказуемую реакцию у большинства сотрудников.

Автор: Ткаченко Геннадий

<< Как собрать ожидания участников тренинга Как провести эффектную презентацию >>

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Успех

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Успех»Яркое и живое упражнение-разогрев, направленное на рост энергетики, активности и вовлеченности участников тренинга. За счет близкого контакта и физического взаимодействия способствует быстрому возникновению доверия и позитивной атмосферы в группе.

    Что важно, упражнение уже на стадии подготовки запускает активное распределение ролей в группе, выделение лидеров. Намеренное ограничение во времени усиливает внешнюю и внутреннюю динамику. Творческое задание располагает к запуску креативности и образного мышления.

    Упражнение идеально подходит почти для всех типов тренингов. Изменяя лишь тему задания, тренер может использовать его как разогрев и подводку к основной теме тренинга, мини-лекции или основному упражнению. Однако наиболее часто это упражнение используют на тренингах лидерства, уверенности, тренингах личностного роста, успешности, тренингах отношений.

    Упражнение несет и небольшую смысловую нагрузку. В результате его выполнения участники наглядно видят разность восприятия одних и тех же понятий разными людьми, что дает им большую мотивацию разобраться в том, что это значит лично для них, а тренеру — возможность подвести группу к нужной теме.

  • Линейка успешности

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Линейка успешности»Упражнение «Линейка успешности» — эффективный способ помочь участникам тренинга в адекватной оценке собственной успешности, выявлению критериев успешности, определению своего статуса в обществе и готовности к изменениям.

    Что важнее? То как человека оценивают другие или тот как он оценивает себя сам? Это упражнение помогает в учебной игровой ситуации дать возможность участникам тренинга ответить на эти вопросы, самостоятельно определив критерии успешности, оценить свои достижения и найти баланс между важностью чужих мнений о себе и мнением собственным.

    Упражнение идеально подходит для тренингов успешности, лидерства, личностного роста, тренингов целеполагания и мотивационных тренингов.

  • Упражнение для тренинга "Угадай героя"

    Упражнения по теме продажи, переговоры – «Угадай героя!»Интересное и показательное упражнение для тренинга продаж, переговоров, коммуникаций, которое на практике показывает эффективность использования открытых и альтернативных вопросов при выявлении потребностей клиентов. Под эту задачу у упражнения для тренинга "Угадай героя" вряд ли найдутся достойные конкуренты. Методичка содержит 4 разных вариации упражнения! Хотите, чтобыучастники наглядно увидели эффективность открытых вопросов по сравнению с закрытыми? Или чтобы осознали, какие вопросы они чаще всего сами используют на практике? Чтобы потренировались в задавании эффективных вопросов? Все возможно! 

    Эксклюзивная методичка упражнения  разработана тренерами-профессионалами специально для портала Тренерская.ру. и содержит уникальные рекомендации, подсказки экспертов, раскрывающие все секреты успешного проведения упражнения. Такого вы не найдете больше нигде! 

    Объем тренерской методички упражнения: 9 страниц. 
    Бонусы! 4 различных вариаций упражнения и подробный блок теории!