Все тренеры собираются здесь

Неапрельские тезисы

Гляжу в окно — и невольно хочется продолжить тему сюрпризов — природа устроила нам сегодня неожиданную метель, хотя утром, как говорится, ничто не предвещало… Впрочем, чему я удивляюсь — от второй половины октября на Урале можно ожидать чего угодно, хоть снега по колено. Так что беседу о сюрпризах отложим, пожалуй (до новогодних праздников, например). Поговорим о вещах более прямолинейных и четких, без которых хорошее выступление, кстати, невозможно — о тезисах.

Если вы делали домашнее задание по теме прошлого выпуска и втискивали свое десяти-/тридцатиминутное выступление в рамки одной минуты, то наверняка обратили внимание на то, что от каких-то его частей отказаться было довольно легко. Но некоторые предложения выбросить было совершенно невозможно — без них все выступление потеряло бы смысл. Видимо, эти самые главные, основные предложения и представляли собой тезис вашей речи. 

Тезис — главная идея выступления, это, пожалуй, всем известно. Однако, не каждый оратор знает, как эту главную идею правильно оформить — так, чтобы она прозвучала максимально эффективно, «выстрелила» без промаха.

Каким должен быть качественный, хорошо работающий тезис?

Лучше всего на цели оратора работает тезис:

  • краткий,
  • четко и понятно сформулированный,
  • выраженный в виде инструкции для слушателей.

С краткостью, думаю, все ясно. Хорош тезис, укладывающийся в одно предложение, желательно — без дополнительных сложноподчиненных конструкций и длинных деепричастных оборотов:

Карфаген должен быть разрушен!

Приходите на праздник открытия нашего нового магазина!

Правильный тезис — основа успеха выступления!

Что касается четкости и понятности — важно, чтобы тезис понимался всеми зрителями легко и однозначно, без разночтений. Для этого лучше использовать простые, ясные всем слова и выражения, избегать узких терминов и жаргонных слов. Часто для того, чтобы улучшить понимание главной мысли, требуются уточнения — краткие разъяснения значений использованных в тезисе слов, ограничение области его применения. Тезис, дополненный уточнениями, превращается в развернутый тезис.

Друзья, мы должны сами заботиться о своем здоровье! Я сейчас говорю о том, что нам нужно соблюдать правильный режим труда и отдыха и регулярно давать себе физические нагрузки.

Выражение тезиса в виде инструкции полезно, в первую очередь, для самого оратора — чтобы проверить, совпадает ли его цель на данное выступление с содержанием, которое он будет представлять публике. Если получившаяся инструкция никак не связывается логически с текстом речи — лучше немедленно все перечеркнуть и набросать новое содержание, взяв тезис за основу. И подготовку к следующим выступлениям начинать именно с формирования соответствующего цели тезиса. Для публики изложение основной мысли в виде инструкции также чрезвычайно полезно — зрители любят, когда оратор выражается понятно, и когда ясно, что нужно делать дальше.

Бывает, что жанр выступления будто бы не предусматривает прямой инструкции для зрителей. Например, когда мы делимся впечатлениями о путешествии, информируем коллег о новой инструкции или ведем урок. Но! Все будет зависеть от вопроса — зачем мы беремся за это. Если поставлена цель «я-направления» — «рассказать про отпуск… зачитать приказ… провести урок» — тезис, действительно, вряд ли понадобится. А если задуматься о зрителях? Ведь мы это делаем ДЛЯ НИХ — значит, можем сформулировать и цель ДЛЯ НИХ. А если есть цель для аудитории — ее можно выразить в тезисе.

Да, друзья, если вы поедете в Испанию с детьми — обязательно отвезите их в Порт Авентура. Не просто «рассказываем про отпуск», а рекомендуем, как лучше отдохнуть.

Коллеги, вам нужно до конца рабочего дня прислать мне на почту не менее одного вашего предложения по реализации этого приказа. Не просто «зачитываем приказ», а поясняем, зачем мы это делаем — и чего хотим от слушателей.

Ребята, это — главная тема раздела. Изучите ее на четверку — и половина вопросов экзамена у вас в кармане. Не просто «читаем лекцию», а мотивируем слушать и создаем структуру знаний в головах учеников.

Именно тезис «привязывает» содержание к зрителям, укрепляет контакт с публикой, делает наше выступление более интересным и полезным для аудитории, объединяет нас со слушателями.

Как отрабатывать

Начните с анализа своего повседневного общения — как часто вы употребляете в нем тезисную речь? А люди вокруг вас? Увы, обычное общение чаще всего имеет малый процент здравого смысла вообще и тезисов в частности) ). Поставьте себе задачу как можно чаще использовать тезисы в разговорах, подразумевающих серьезные цели. На работе, например — уверен, вы сразу серьезно вырастете в глазах ваших руководителей. 

При подготовке к выступлениям начинайте с формулировки главного тезиса — и стройте выступление от него. Придерживайтесь схемы «тезис — обоснование — иллюстрация». Репетируйте на добровольцах — пусть они выслушают выступление и скажут, как они поняли, чего вы от них хотели. Энергичная практика — как обычно, главный секрет успеха.

Товарищи! Все на отработку тезисной речи!

На этом историческом тезисе и попрощаюсь — до новой встречи. 

Верных Вам слов и верных решений!

Вячеслав Саломасов,
тренер, психолог, коуч, эксперт по ораторскому мастерству

Вячеслав Саломасов является автором программы тренинга "Ораторское мастерство", которая предлагается в разделе готовых программ.  Программа этого тренинга содержит поминутный план действий тренера, важные подсказки для тренеров, абсолютно все необходимые тренерские материалы, отлично подходит как для корпоративного, так и для открытого тренинга, одинаково эффективна как для обучения линейного персонала, так и для обучения руководителей.

Программа включает такие темы, как энергетика оратора, словесная импровизация, управление волнением, работа с голосом, жестами, позой;  содержит 12 подробных лекций, раскрывающих все основные аспекты ораторского мастерства, 24 уникальных упражнения, позволяющих освоить за 2 дня тренинга все основные приемы эффективного выступления на публике, и многое другое. Подробнее о программе тренинга "Ораторское мастерство"...

Больше об ораторском мастерстве, о приемах и методах убеждения и влияния, а также новости о тренингах по мастерству публичного выступления и других мероприятиях с тренерским участием В. Саломасова читайте на сайте Верного Слова: http://vernoeslovo.com/

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами:

<< Аргументы приводимые бизнес-тренерами в пользу сотрудничества с ними Предмет обсуждения >>

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Ролевая игра "Приходите в следующий раз!"

    Мощное упражнение, наглядно демонстрирующее участникам тренинга их привычные модели поведения в ситуации, когда большинство их контактов заканчиваются отказом.

    Многие люди при Упражнения по теме продажи, переговоры – «Ролевая игра "Приходите в следующий раз!"»частом получении отказов начинает снижать количество контактов, снижать свою активность. И испытывают при этом негативные эмоции, стресс, неуверенность. Особенно наглядно это проявляется в активных продажах или при устройстве на работу. А для достижения успешного результата нужно действовать с точностью до наоборот!

    Упражнения позволяет в короткое время пережить подобную ситуацию, тут же проанализировать свои эмоциональные и поведенческие реакции и сделать личные выводы на основании осмысленного собственного опыта.

    Объем тренерской методички: 9 страниц. К методичке прилагаются: аудиофайл (12:04 мин. ) и подробный блок теории к упражнению.

  • Бредогенератор

    Упражнения по теме продажи, переговоры – «Бредогенератор»Это упражнение занимает от 30 до 50 минут и позволяет научить участников тренинга более уверенно общаться и выступать. Знающие люди утверждают, что это любимое упражнение, которым тренируют себя радио- и теле-ведущие перед выходом в эфир.

    Упражнение «Бредогенератор» отлично подходит для тренингов уверенного поведения, тренингов по ораторскому мастерству и риторике, тренингов лидерства. Также данное упражнение рекомендуется для тренингов активных продаж для тех областей, где продавцу важен «хорошо подвешенный язык», для тренингов молодых руководителей, которым важно уверенно проводить совещание, также упражнение будет очень полезным для тренинга тренеров.

    В состав упражнения включена подробная лекция на тему «Шесть шагов уверенного выступления». Упражнение позволяет отработать эти шаги, отработать приемы и «фишки» уверенного поведения.

  • Упражнение для тренинга переговоров "Шишки"

    Упражнения по теме продажи, переговоры – «Упражнение для тренинга переговоров "Шишки"»Сильное и запоминающееся упражнение-вызов, мощным и наглядным образом показывающее участникам, что успешность переговоров зависит от их умения слушать, выяснять интересы партнера и находить общее решение.

    По своей легенде упражнение похоже на хороший экономический детектив, что сразу вовлекает участников тренинга, поднимает их уровень заинтересованности и мотивацию на дальнейшее обучение. Упражнение «Шишки» гарантированно «цепляет» участников и обычно запоминается как одно из самых ярких упражнений тренинга.

    Упражнение идеально подходит для тренингов продаж и переговоров, как открытых, так и корпоративных.