Все тренеры собираются здесь

Неочевидные причины. Почему так получается

Полагаю, прошлая статья помогла вам лучше разглядеть хитрые приемы махинаций с данными, которыми пытаются ввести нас в заблуждение некоторые ловкие манипуляторы. Сегодня мы продолжим работу по освобождению собственных носов от непрошеных водителей и поговорим об еще одном виде неверной аргументации — ошибках причин и следствий.

Post hoc

Полностью на латыни фраза звучит так: «Post hoc, ergo propter hoc» — «после этого, значит по причине этого».

Надо признать, такая ошибка в той или иной степени свойственна, пожалуй, каждому из нас. Она состоит в том, что мы простую хронологическую последовательность, совпадение во времени совершенно не связанных между собой событий воспринимаем как причину и следствие. Интересно, что ее совершают не только люди — посмотрите, к примеру, в поисковиках историю про голубя Скиннера. Именно post hoc является причиной многочисленных суеверий и всяческих примет — как общеизвестных, так и сугубо индивидуальных.

Студент Вася пошел на экзамен, выучив в последнюю ночь только три билета из сорока. К тому же — на спор — надел под пиджак женскую блузку. И проперло! Сдал на пять. Угадайте, в чем пойдет Вася на следующие экзамены?

Хоккеист Миша не мог забить пять игр подряд. Перед следующей игрой он в задумчивости обгрыз черенок клюшки — и сразу забил два гола и сделал две результативные передачи. Теперь Миша обгрызает каждую свою новую клюшку…

Забавные приметы могут быть безопасными и даже милыми — хуже дело с намеренным использованием post hoc в корыстных целях политиками и маркетологами. Одни могут искусно поставить себе в заслугу окончание губительной засухи, или наоборот — обвинить оппонента в том, что его политика привела к солнечному затмению. Другие энергично призовут покупать только их кашки, потому что от них дети растут. Словом, будьте внимательными зрителями — проверяйте реальность связи между событиями, которые вам назойливо представляют как причину и следствие. И будьте понятным оратором — четко показывайте своим зрителям эту связь там, где они могут усомниться в ее существовании.

Ложное обобщение

Также весьма распространенная ошибка, которую совершают и супруги в житейских спорах, и политики, решающие судьбы государств. Она состоит в выдвижении обобщающих тезисов или принятии кардинальных решений на основании нескольких фактов (или даже одного), которых для такого обобщения явно недостаточно — если рассуждать здраво.

Человеческому мозгу свойственно делать обобщения на основе недостаточных данных — наверное, потому что это было когда-то чертовски полезно.

Если, например, некий любопытный предок съедал с дерева зеленый плод и вскоре в мучениях покидал этот мир, его сородичи быстро решали, что все зеленые плоды со всех деревьев лучше обходить подальше — и правильно делали.

С древних времен опасностей вокруг нас стало поменьше, а вот склонность к ложным обобщениям осталась. Наш житейский опыт до отказа набит такими обобщениями. Классические примеры: «женщина за рулем — преступник» и «всем мужикам от нас только одного надо».

А вот свежий пример из политической жизни — жесткое решение нового американского президента об ограничении въезда в США для людей из «подозрительных» стран. Многие политики считают, что у Трампа было недостаточно оснований для таких обобщений.

Справиться с ложным обобщениям довольно просто — нужно помнить, что мы склонны к этой ошибке, и всегда проверять, на каком основании делается предлагаемый нам как будто бы очевидный вывод. А если мы готовим выступление — максимально четко показывать аудитории обоснованность своих аргументов. И, конечно, всегда проверять надежность и достоверность своих источников.

Non sequitur

На латыни это означает «не следует». Логическая ошибка, которая обманывает миллионы людей и кормит за их счет тысячи компаний, продающих этим миллионам свои товары и услуги. В чем суть ошибки: оратор или телевизор, или другой «авторитетный» источник уверенно заявляет, что одно событие является причиной другого — и все. Как ни странно, чем абсурднее заявление, тем больше ему верят. За примерами не нужно далеко ходить, включите телевизор — узнаете из рекламных роликов много интересного.

Сок «Мокрый» — залог мира и согласия в семье, счастья в доме!

Существование non sequitur тоже связано с особенностями нашего мышления, Мозг старается экономить энергию и стремится решать встающие перед ним задачи быстро и просто. Например, в языке существуют волшебные речевые конструкции, которые создают причинно-следственные связи абсолютно на пустом месте.

Милый, если ты меня любишь, то давай купим вот эту шубку…

Она же женщина, значит должна сидеть с ребенком.

Ты же настоящий мужчина и должен выносить мусор!

Хитрость в том, что в действительности эти конструкции должны «обслуживать» настоящие причинно-следственные связи, и мы, ориентируясь на ник, как на маркеры, сами достраиваем логику там, где ею и не пахнет.

Раз он не пьет, значит негодяй, настучит начальству…

Искусно сфабрикованные умелыми манипуляторами ложные логические цепочки могут привести к большим неприятностям — вспомните трагическую историю венецианского мавра Отелло. Казалось бы, как может отсутствие платка подтверждать супружескую измену? Увы, при недостатке информации мы склонны связывать одно с другим самым неприятным образом. Товарищи! Не идите на поводу у всяких Яго и прочих мерзких типов — проверяйте предлагаемые вам логические построения на истинность, помните про non sequitur. Сохраните себе жизнь — ну или, как минимум, изрядное количество денег :). И, конечно, избегайте псевдологики в собственной аргументации, будьте честны со своими зрителями.

Как обычно, предлагаю вам немедленно испытать информацию практикой. Посмотрите вокруг, поищите примеры ошибок причин и следствий в мире вокруг вас и в ваших выступлениях. Будут интересные находки — делитесь, обсудим. И продолжим беседу об ошибках и намеренных искажениях в логике аргументации в новой статье. 

Верных Вам слов и верных решений!

Вячеслав Саломасов,
тренер, психолог, коуч, эксперт по ораторскому мастерству

Вячеслав Саломасов является автором программы тренинга "Ораторское мастерство", которая предлагается в разделе готовых программ.  Программа этого тренинга содержит поминутный план действий тренера, важные подсказки для тренеров, абсолютно все необходимые тренерские материалы, отлично подходит как для корпоративного, так и для открытого тренинга, одинаково эффективна как для обучения линейного персонала, так и для обучения руководителей.

Программа включает такие темы, как энергетика оратора, словесная импровизация, управление волнением, работа с голосом, жестами, позой;  содержит 12 подробных лекций, раскрывающих все основные аспекты ораторского мастерства, 24 уникальных упражнения, позволяющих освоить за 2 дня тренинга все основные приемы эффективного выступления на публике, и многое другое. Подробнее о программе тренинга "Ораторское мастерство"...

Больше об ораторском мастерстве, о приемах и методах убеждения и влияния, а также новости о тренингах по мастерству публичного выступления и других мероприятиях с тренерским участием В. Саломасова читайте на сайте Верного Слова: http://vernoeslovo.com/

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами:

<< Неверные данные. Как нас водят за нос Соломенные аргументы и личные выпады >>

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Суд

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Суд»Действенное и глубокое упражнение для тренингов личностного роста, тренингов уверенности. Это упражнение для тренинга способно вызвать реальные изменения в самооценке участников тренинга. Упражнение действительно похоже на судебное заседание, поэтому несомненно станет ярким и важным событием тренинга для всех участников, которые получают возможность публично услышать обратную связь от своих коллег по группе. Не смотря на то, что обратная связь дается в конструктивной форме, оно все-таки содержит, как «позитивные», так и «негативные» замечания, и поэтому станет для группы настоящим испытанием.
    Эксклюзивная методичка упражнения разработана тренерами-профессионалами специально для портала Тренерская.ру. и содержит уникальные рекомендации, подсказки экспертов, позволяющие провести упражнение  наилучшим образом. Такого вы не найдете больше нигде! 
    Объем тренерской методички упражнения: 6 страниц. 

  • Презентация директора

    Психологические игры и тренинговые упражнения  – «Презентация директора»Универсальное и результативное упражнение, способное существенно расширить знания участников тренинга о самопрезентации, оценить их умение производить первое впечатление, поработать с уверенностью, вербальными и невербальными способами общения, а заодно и ускорить процесс распределения ролей, включить группу в «рабочее состояние» и подвести к стадии активной работы.

    Упражнение подходит для всех тренингов, в которых затрагивается тема коммуникаций и презентаций. «На ура» проходит в тренингах уверенности и лидерства. Может оказаться полезным и эффективным на тренингах руководителей.
    Упражнение способно зарядить группу энергией и мотивировать на усердную работу.
    Упражнение для тренинга рекомендовано профессиональным тренером Д.Швецовым, автором книги "Укрепление личности".

  • Пакет "5 лучших упражнений для тренинга продаж"

    Упражнения по теме продажи, переговоры – «Пакет "5 лучших упражнений для тренинга продаж"»Отличная возможность! Вы оплачиваете всего 990 руби получаете сразу 5 эксклюзивных упражнений для тренинга продажВаша выгода составит  более 1600 руб.(!)

    Уникальные рекомендации профессионалов! Все наши упражнения для тренинга продаж оформлены в виде подробной тренерской методички, содержащей массу уникальных подсказок и рекомендаций, тренерских секретов и "фишек", позволяющих провести упражнение наилучшим образом и с максимальным результатом. Такого вы не найдете больше нигде!
    Объем каждой тренерской методички упражнения около 10 страниц. 

    Это выгодно! Задумайтесь, чтобы разработать для вас одну методичку упражнения несколько тренеров-профессионалов высокого уровня работали над ней более 15 часов!  Приобретая данный пакет, вы получаете каждое из 5-ти упражнений по символической цене всего 158 руб.!
    Приобретайте лучшее и делайте свои тренинги по продажам уникальными!