Все тренеры собираются здесь

Неверные данные. Как нас водят за нос

Надеюсь, мы хорошо разобрались с ошибочными утверждениями в аргументации, о которых шла речь в прошлом выпуске. Теперь без долгих предисловий давайте перейдем к следующей категории — ошибочным данным.

Такая категория искажений также часто применяется в убеждающих выступлениях — нечаянно или намеренно. Это происходит, когда оратор использует для подтверждения своих аргументов неверные данные или когда правильные данные неверно интерпретируются, нарушаются логические связи между обоснованиями и утверждениями. К сожалению, человеческий мозг устроен так, что его довольно легко обмануть с помощью различных когнитивных искажений, и псевдологика подчас выглядит настолько убедительно, что совершить ошибку очень легко. Так что — лучше знать врага в лицо :).

Ad populum — «аргумент к народу» — один из самых распространенных псевдологических ходов, связанных с подменой обоснования. Так называется обоснование аргумента широкой известностью или популярностью того или иного суждения о нем:

«Подавляющее большинство мужчин в мире используют бритвенные системы „Пиджак“. Выбирай лучшее — миллионы наших покупателей не могут ошибаться!»

Минуточку, граждане! Популярность вовсе не означает автоматически лучшее качество. Если мы скажем, что «Пиджаки» — лучшие по продажам, это будет верно, так как аргумент явно следует из обоснования. Но их преимущества по всем остальным характеристикам однозначно нуждаются в дополнительных доказательствах. Предоставьте их — и тогда посмотрим. Так что — миллионы вполне себе могут ошибаться, и выбор большинства не может быть единственным достаточным доказательством для чего угодно. Будьте внимательны, требуйте дополнительных доказательств, если вас пытаются убедить в чем-то с помощью Ad populum, и избегайте этого неэтичного приема в своих выступлениях.

Ad verecundiam — «аргумент к скромности» — также чрезвычайно популярен в современном мире. Аргумент обосновывается ссылкой на известного человека, звезду эстрады, политического деятеля, на влиятельный социальный или властный институт, словом, на того, к чьему мнению стоит прислушиваться. При этом не важно, насколько хорошо данный авторитет разбирается в обсуждаемом вопросе. Но важно, что возражать ему порой небезопасно.

Достаточно вспомнить, например, что Эрнст Неизвестный долгое время считался плохим скульптором, потому что так решил Никита Сергеевич Хрущев.

Сейчас это, возможно, не так опасно для жизни, но весьма затратно для кошелька — посмотрите на рекламу.

Нас призывают доверять экспертности Джорджа Клуни в выборе кофе, Николь Кидман и Джонни Депп рекомендуют нам правильный парфюм, а Мария Шарапова — дезодорант. Они, правда, такие большие специалисты в этих областях?

Давайте не будем впадать в транс от магии звездных имен. Выбор знаменитости — не гарантия лучшего выбора для нас. Попытка доказать свою правоту с помощью влиятельного союзника всегда вызывает вопросы к силе вашей собственной позиции. Подбирайте верные аргументы.

Red herring — «Красная селедка» — ложный след, отвлекающий маневр. Также широко распространенный прием, который любят использовать в своих полемических играх политики. Его суть — в продуманном вбросе «горячих» дополнительных данных, не имеющих прямого отношения к обсуждаемому аргументу с целью отвлечь, запутать, сбить с толку оппонента и публику.

«Мы очень уважаем кандидата от партии «синих», но не можем игнорировать тот факт, что его заместителя обвиняют во взяточничестве! На какие средства он построил себе трехэтажный дворец в заповедной зоне? Сколько можно терпеть коррупцию во властных структурах!»

Кстати, «red herring» — это копченая селедка по-английски. Сильно пахнущую рыбу таскали на веревке вокруг своих полей английские фермеры, чтобы сбить «с нюха» охотничьих собак, гонявших лис. Во время традиционной лисьей охоты аристократы на своих лошадях нещадно вытаптывали посевы — надо было как-то защищаться. Будьте внимательны — если от речей вашего оппонента потянуло копченым дымком, стоит присмотреться, что прячется за этой дымовой завесой :). И, конечно же, внимательно просматривайте собственную аргументацию, чтобы у слушателей не возникало поводов заподозрить в отвлекающих маневрах вас.

На прощание вновь задание вам, как и в прошлый раз — поискать примеры описанных искажений в информационной среде вокруг вас и в ваших выступлениях. Что, если кто-то успешно водит вас за нос? Находите и вскрывайте ошибки данных, делитесь интересными находками. В следующий раз мы поговорим о других искажениях в логике аргументации. Жду ваших вопросов и размышлений. До встречи в следующей статье

Верных Вам слов и верных решений!

Вячеслав Саломасов,
тренер, психолог, коуч, эксперт по ораторскому мастерству

Вячеслав Саломасов является автором программы тренинга "Ораторское мастерство", которая предлагается в разделе готовых программ.  Программа этого тренинга содержит поминутный план действий тренера, важные подсказки для тренеров, абсолютно все необходимые тренерские материалы, отлично подходит как для корпоративного, так и для открытого тренинга, одинаково эффективна как для обучения линейного персонала, так и для обучения руководителей.

Программа включает такие темы, как энергетика оратора, словесная импровизация, управление волнением, работа с голосом, жестами, позой;  содержит 12 подробных лекций, раскрывающих все основные аспекты ораторского мастерства, 24 уникальных упражнения, позволяющих освоить за 2 дня тренинга все основные приемы эффективного выступления на публике, и многое другое. Подробнее о программе тренинга "Ораторское мастерство"...

Больше об ораторском мастерстве, о приемах и методах убеждения и влияния, а также новости о тренингах по мастерству публичного выступления и других мероприятиях с тренерским участием В. Саломасова читайте на сайте Верного Слова: http://vernoeslovo.com/

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами:

<< Ошибочные утверждения. Как путать следы Неочевидные причины. Почему так получается >>

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Я отлично умею!

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Я отлично умею!»Активное игровое упражнение, расширяющее представления участников тренинга о себе, повышающее самооценку и уверенность в себе и открывающее новые перспективы. Упражнение раскрывает творческий потенциал участников тренинга, настраивает и мотивирует группу на дальнейшую работу.
    Упражнение «Я отлично умею!» прекрасно подходит для тренингов личностного роста и уверенности. Его успешно можно совместить с задачами командообразующих тренингов, и сделать весьма показательным на тренинге целеполагания. Кроме того упражнение незаменимо для тренингов открытия собственного дела и тренингов трудоустройства.
    Объем тренерской методички упражнения: 8 страниц. 
    Бонусы! Методика содержит 5 различных вариаций упражнения в зависимости от целей тренера и особенностей группы!  

  • Упражнение для тренингов "10 000$"

    Упражнения по теме продажи, переговоры – «10000$»

    Первоклассный пример упражнения-вызова, способного повысить энергетику группы, активизировать ее творческий потенциал и настроить на максимально заинтересованное восприятие теории. Это упражнение для тренинга - реальное испытание способности участников тренинга договориться между собой.
    Упражнение для тренинга "$10 000" прекрасно справляется с задачей «погружения» участников в условия, где им нужно договориться не формально, а по-настоящему. В результате тренер имеет не только готовых к обучению участников, но и прекрасный пример для анализа проигрышных и выигрышных стратегий переговоров.
    Эксклюзивные рекомендации профессионалов! Тренерская методичка упражнения разработана профессионалами специально для портала Тренерская.ру. и содержит массу уникальных рекомендаций, подсказок и тренерских "фишек", позволяющих провести упражнение с максимальным результатом. Такого вы не найдете больше нигде! 
    Объем тренерской методички упражнения: 8 страниц. 

  • Линейка успешности

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Линейка успешности»Упражнение «Линейка успешности» — эффективный способ помочь участникам тренинга в адекватной оценке собственной успешности, выявлению критериев успешности, определению своего статуса в обществе и готовности к изменениям.

    Что важнее? То как человека оценивают другие или тот как он оценивает себя сам? Это упражнение помогает в учебной игровой ситуации дать возможность участникам тренинга ответить на эти вопросы, самостоятельно определив критерии успешности, оценить свои достижения и найти баланс между важностью чужих мнений о себе и мнением собственным.

    Упражнение идеально подходит для тренингов успешности, лидерства, личностного роста, тренингов целеполагания и мотивационных тренингов.