Все тренеры собираются здесь

Обращение к ценностям

Апрель пришел с недобрыми вестями. В Петербурге произошла трагедия, пострадали люди. Город встретил беду достойно. Взаимопомощь, доброта, забота друг о друге есть в нас всегда. Просто в тяжелые времена они проявляются ярче. Спасибо вам, люди, за эту доброту, вы — удивительные. Наверно, вы часто забываете об этом — нам не свойственно говорить о важных и ценных вещах, когда все более-менее в порядке. Только, когда несчастье. Неправильно это. Вдруг — не успеем?

Быть услышанным, подобрать верные слова, придать им значение и вес — задача не только оратора. Любому человеку бывает необходимо сказать о важном, ценном, сокровенном. Давайте сегодня поучимся этому.

Разговор о важном

В обычном ежедневном словаре человека не слишком много слов. Мы стремимся к упрощениям и сокращениям. Преподаватели иностранных языков говорят, что сотни основных глаголов и пары сотен существительных вполне хватит для жизни в любой стране. Слова, которые мы, в принципе, знаем, но редко используем, от безделья покрываются пылью и ржавеют. В итоге, когда необходимость в «пассивном словарном запасе» все-таки появляется, мы пользуемся им довольно неуклюже, испытываем неловкость и трудности с проговариванием. С другой стороны, когда кто-то другой начинает говорить о высоком, важном, сокровенном, это вызывает у нас ощущение незаурядности, большой значимости происходящего. К сожалению, этим часто пытаются воспользоваться различные манипуляторы — вспомните, например собрание «Союза меча и орала» в «Двенадцати стульях».

Чтобы не попадать под очарование высоких слов и уметь при необходимости самим свободно говорить о важных вещах, нужно держать оружие наготове — в активном словарном запасе, а также постоянно развивать свой ценностный словарь. Качественный подбор слов добавит значения и силы и простому высказыванию, и большой речи.

Итак, если мы хотим повысить значение поднятой темы, необходимо связать ее с ценностями, важными для слушателей — подобрать слова, термины, высказывания, которые подчеркивают эту связь.

Сначала продумываем набор существительных, которые будут говорить о ценности нашего предложения:

Если, например, вы рассказываете о пользе прививок родителям в детском садике, понадобятся слова «здоровье нации», «общественная безопасность», «забота о наших детях», «ответственность перед будущим ребенка».

Затем готовим подходящие глаголы, которые придадут значимости тому, что мы предлагаем:

«спасает… защитить от… позаботиться о будущем… позаботиться о детях… отвечать за счастливое детство» и тому подобные.

И еще глаголы — подчеркивающие, что может случиться, если предложением пренебречь:

«неоправданно рискует… находятся в серьезной опасности… страдать от тяжелой болезни… потерять здоровье… потерять ребенка» и так далее.

Особой силы можно достичь, если использовать метафору — и развернуть ее на всю речь, подобрать соответствующие духу метафоры существительные и глаголы, подчеркивающие нашу идею. Тогда речь становится не только убедительной, но еще и приобретает дополнительную художественную силу.

Важно подчеркнуть — злоупотребление «высокими словами», излишний неуместный пафос приведет оратора прямым путем к неудаче. Честность, открытость, искреннее переживание за ценности, о которых мы говорим, совершенно необходимы для создания глубокого эмоционального контакта с аудиторией. Как этого добиться? По-честному верить в то, о чем говоришь — самый верный способ. Ну и немного практики — куда без этого :)

Вновь призываю вас не ждать грустных поводов для того, чтобы учиться говорить о том, что дорого и важно — делайте это каждый день. Говорите родным, как они вам дороги, говорите коллегам, как классно с ними работать, говорите любимым, как вы их любите.

А я на этом прощаюсь. Берегите себя и близких, мира вам и спокойствия. До встречи.

Верных Вам слов и верных решений!

Вячеслав Саломасов,
тренер, психолог, коуч, эксперт по ораторскому мастерству

Вячеслав Саломасов является автором программы тренинга "Ораторское мастерство", которая предлагается в разделе готовых программ.  Программа этого тренинга содержит поминутный план действий тренера, важные подсказки для тренеров, абсолютно все необходимые тренерские материалы, отлично подходит как для корпоративного, так и для открытого тренинга, одинаково эффективна как для обучения линейного персонала, так и для обучения руководителей.

Программа включает такие темы, как энергетика оратора, словесная импровизация, управление волнением, работа с голосом, жестами, позой;  содержит 12 подробных лекций, раскрывающих все основные аспекты ораторского мастерства, 24 уникальных упражнения, позволяющих освоить за 2 дня тренинга все основные приемы эффективного выступления на публике, и многое другое. Подробнее о программе тренинга "Ораторское мастерство"...

Больше об ораторском мастерстве, о приемах и методах убеждения и влияния, а также новости о тренингах по мастерству публичного выступления и других мероприятиях с тренерским участием В. Саломасова читайте на сайте Верного Слова: http://vernoeslovo.com/

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами:

<< Свой – чужой. В поисках общности Про красивые фигуры >>

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Успех

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Успех»Яркое и живое упражнение-разогрев, направленное на рост энергетики, активности и вовлеченности участников тренинга. За счет близкого контакта и физического взаимодействия способствует быстрому возникновению доверия и позитивной атмосферы в группе.

    Что важно, упражнение уже на стадии подготовки запускает активное распределение ролей в группе, выделение лидеров. Намеренное ограничение во времени усиливает внешнюю и внутреннюю динамику. Творческое задание располагает к запуску креативности и образного мышления.

    Упражнение идеально подходит почти для всех типов тренингов. Изменяя лишь тему задания, тренер может использовать его как разогрев и подводку к основной теме тренинга, мини-лекции или основному упражнению. Однако наиболее часто это упражнение используют на тренингах лидерства, уверенности, тренингах личностного роста, успешности, тренингах отношений.

    Упражнение несет и небольшую смысловую нагрузку. В результате его выполнения участники наглядно видят разность восприятия одних и тех же понятий разными людьми, что дает им большую мотивацию разобраться в том, что это значит лично для них, а тренеру — возможность подвести группу к нужной теме.

  • Упражнение-вызов "Пройди к стулу"

    Упражнения по теме продажи, переговоры – «Упражнение-вызов "Пройди к стулу"»"Мощное упражнение для тренинга целеполагания или тренинга переговоров. Упражнение наглядно демонстрирует участникам тренинга их привычные модели поведения, помогает вскрыть негативные установки, убеждения, которые мешают им легко достигать своих целей или вести переговоры. Дает участникам тренинга новые ресурсы.

    Тренерская методичка упражнения разработана профессионалами специально для портала Тренерская. ру и содержит массу уникальных рекомендаций, подсказок и тренерских «фишек», позволяющих провести упражнение с максимальным результатом. Такого вы не найдете больше нигде!
    Объем тренерской методички: 12 страниц.
    Бонус! Методичка содержит сразу 3 варианта упражнения (!), подходящих для трех разных тем тренингов: достижение целей, переговоров и эффективной коммуникации.

  • Слепой и Поводырь

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Слепой и Поводырь»Это классическое упражнение-ледокол. А, значит, оно отлично снимает первичное напряжение и недоверие в тренинговой группе, способствует установлению теплых, доверительных отношений между участниками тренинга.

    Упражнение «Слепой и Поводырь» отлично подводит участников тренинга к исследованию и обсуждению темы доверия к другим людям. Помогает участникам тренинга увеличить уровень доверия в своей жизни, начать больше доверять людям, увидеть, что в жизни мы часто изначально «не доверяем».

    Упражнение «Слепой и Поводырь» дает возможность каждому участнику тренинга лучше узнать самого себя: насколько он доверяет окружающим, легко или сложно ему положиться на другого человека, каков он во взаимодействии с другими, каким его воспринимают другие люди.