Обратная связь в тренинге
Обратная связь является одной из важнейших составляющих психологического тренинга.
Понятие «обратная связь» было привнесено в тренинги выдающимся психологом, исследователем и практиком, Куртом Левиным в 1946 году.
В современном психологическом тренинге существует множество видов обратной связи: обратную связь может предоставлять тренер, группа или отдельный участник.
Цель обратной связи — развитие самопонимания участника тренинга. В результате предоставления обратной связи достигается изменение и/или углубление представлений участника тренинга о самом себе и присущих ему паттернах поведения.
По содержанию обратная связь, как правило, касается поведения того, кому она даётся, и/или связанных с поведением чувств того, кто её даёт. Типичная фраза, содержащая обратную связь, строится по схеме: «Ты делаешь … я при этом чувствую …» Если обратная связь даётся не на поведение, а на чувства или эмоции другого человека, то её целесообразно начать с констатации внешних проявлений чувства («Я вижу, у тебя начал дрожать голос …») и закончить выдвижением гипотезы о причине этих проявлений («похоже это говорит о страхе»).
Важно помнить, что обратная связь должна быть конструктивной и отвечать определённым требованиям:
- носить описательный характер;
- соответствовать принципу «здесь и сейчас»;
- быть специфичной, то есть относится к конкретным действиям участников;
- являться релевантной, то есть соответствующей потребностям как того, кто её получает, так и того, кто её даёт;
- ориентироваться на те черты, которые могут быть изменены;
- иметь «обратный адрес», то есть даваться от собственного лица или от лица конкретной, четко обозначенной микрогруппы, а не от «некоторых из нас»;
- носить характер констатации фактов, а не советов или назиданий.
Примеры обратной связи
Описательный характер:
Неудачная формулировка: «Я отвлекался от работы, так как ты перебивал меня, что было с твоей стороны отвратительно!»
Удачная формулировка: «Я отвлекался от работы, когды ты перебивал меня. «
Специфичность:
Неудачная формулировка: «Твоя личность такова, что в общении с тобой я испытываю только недоумение. «
Удачная формилировка: «Я испытываю недоумение, когда ты говоришь „Не знаю“ в ответ на все вопросы. «
Неудачная формулировка: «Ты раздражаешь меня тем, что …»
Удачная формулировка: «Я испытываю раздражение, когда ты …»
Адресность:
Неудачная формулировка: «А вот некоторые из присутствующих ведут себя так, что …»
Удачная формулировка: «Мне кажется, ты ведёшь себя так, что …. В нашей группе происходит …»
В итоге хочется отметить, что обратная связь — это один из механизмов результативности психологического тренинга, свидетельствующий и о достаточном уровне коммуникативности его участников.
Подкладова Н.Е.
Источник:
Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами: