Все тренеры собираются здесь

Посттренинговое сопровождение фронт-персонала. Часть первая

ЦЕЛИ И ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОСТТРЕНИНГОВОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ФРОНТ-ПЕРСОНАЛА

В настоящее время общепризнано, что эффективность тренинга без посттренингового сопровождения крайне низка. Основной задачей любого обучения являются изменения знаний, умений, навыков, качеств и установок участников тренинга (ЗУНКУ). В течение тренинга можно изменить их в нужную сторону, но всегда останется вопрос долговременности этих изменений. Без подкрепления ЗУНКУ быстро возвращаются на прежний или даже более низкий уровень.

А если в реальной работе (или жизни) участники тренинга сталкиваются с антиподкреплением, как часто и бывает, то у них формируется понимание того, что корпоративный тренинг — это «красивая сказка, которую приятно послушать и помечтать», потому что в жизни все по-другому. Это в начале. Потом зародится мысль, что тренинг — это «просто сказка», в жизни он не применим никак, поскольку пробовали, и ничего не получилось. А еще через некоторое время: тренинг — это «извините, чушь собачья», пустая трата времени и демотивирующий фактор, потому что мы все это уже проходили и все знаем на собственном опыте.

За чашечкой кофе фронт-персонал такие мысли зачастую высказывает откровенно, средний менеджмент — несколько опасаясь, а более высокий менеджмент — намеками в завуалированной форме. И все говорят об этом совсем честно в отделе кадров при увольнении.

Более того, подобным образом отношение к корпоративному обучению (позитивное, нейтральное, негативное) меняется по мере увеличения опыта работы в компании: в начале — хорошее, потом — нейтральное, и через некоторое время — негативное. Это трудно не заметить особенно у фронт-персонала и особенно в период кризиса — когда нового, мотивированного, только что взятого на работу персонала практически нет, текучка кадров снизилась и среди фронт-персонала большие пропорции занимают немотивированные «старички», для которых тренинг — это пустая трата времени. С низшим и средним менеджментом в этом отношении дела обстоят лучше, но тренд, собственно, тот же.

К сожалению, описанная картина не очень красива, но, по моим наблюдениям, такие ситуации встречаются достаточно часто.

Безусловно, на отношение персонала к корпоративному обучению влияет множество факторов, сегодня предлагаю остановиться на следующей теме: что в таких ситуациях делать корпоративному учебному центру с посттренинговым сопровождением персонала? О тренингах сейчас предлагаю не говорить, поскольку мы все, вроде бы, умеем их писать, организовывать, проводить и знаем большинство подводных камней, которые мы можем встретить на этом пути.

Итак, проблема: «Что делать корпоративному учебному центру с посттренинговым сопровождением персонала, который не мотивирован даже на стандартное обучение? Причем мы в связи с разными обстоятельствами не можем за раз разрубить этот Гордиев узел: за один день поменять персонал и его мотивацию, изменить корпоративную культуру. К тому же мы еще серьезно ограничены в бюджете».

Для начала попробуем ответить на вопрос о целях посттренинговой работы с тем фронт-персоналом, который у нас есть. Тактических и стратегических.

Тактические цели:

  • Мотивация
  • Активизация
  • Закрепление ЗУНКУ, полученных на тренинге
  • Разработка, корректировка, поддержание стандартов работы фронт-персонала
  • Работа над ошибками
  • Отработка взаимодействия, налаживание контактов, «командообразование» фронт-персонала
  • Стимулирование «здоровой текучки фронт-персонала»
  • Создание кадрового резерва
  • Сбор идей/обратная связь с персоналом разной иерархии.

Стратегические цели:

  • Повышение качества работы фронт-персонала с клиентами компании
  • Увеличение оборотов продающих отделов компании

В нашем понимании цели посттренингового сопровождения фронт-персонала достаточно обширны и не сводятся только к поддержанию и закреплению ЗУНКУ, полученных на тренинге. Мы не исключаем, что это вопрос, вызывающий дискуссии, но этот выбор был сделан нами осознанно.

Определив цели, считаем важным основательно задуматься об основных мотиваторах и демотиваторах фронт-персонала. Очень часто это большой список, но очень важный. Помочь в его составлении могут представители самого фронт-персонала, а также средний менеджмент. Кстати, этот список может быть полезен не только вам, но и руководству, а также отделу кадров. Далее, учитывая его, мы определяем карту (совокупность) мотиваторов и демотиваторов самого «белого и пушистого» представителя фронт-персонала (образцово-показательный представитель фронт-персонала) и самого «седого и мохнатого» (наихудший представитель фронт-персонала). Впоследствии в нашей работе с персоналом они будут возглавлять светлую и темную сторону силы, по крайней мере, мы именно на них будем ориентироваться в хорошем и плохом смысле этого слова.

Например, самому «белому и пушистому» с точки зрения корпоративных целей сотруднику не очень-то важна зарплата и её уровень, лишь бы начальник хвалил (мотиватор — похвала руководителя, демотиватор — отсутствие похвалы; зарплата — нереферентна). А самому «седому и мохнатому» сотруднику, например, важен только уровень оклада, а на похвалу или критику начальника ему чихать (мотиватор — увеличение оклада, демотиватор — снижение оклада; критика и похвала начальника — нереферентна).

Также необходимо проанализировать фронт-персонал исходя из концепции метапрограмм. Метапрограмм много, но нам достаточно определиться хотя бы с 5–7-9, например: активный/рефлексивный, внутренняя/внешняя референция, движение от/движение к, возможности/результат, общее/детали, сходства/различия, сам/другой, реакция на стресс, точка выбора (оно же — убедитель), роли в коллективе и др. Также исследуем «пушистиков» и «мохнатиков». (О том, что такое метапрограммы и как их определять, можно узнать из курса Нейро-Лингвистического Программирования уровня НЛП-Мастер).

Таким образом, в итоге у нас будет список того, от чего мы будем уходить («мохнатики»), и того, к чему мы собираемся прийти («пушистики»), расписанный по мотиваторам, демотиваторам и метапрограммам. Кстати, этот список нам пригодится не только в посттренинге, который мы будем разрабавытать и проводить, но и в тренинговой работе.

Опыт показывает, что практически в любом структурном подразделении компании присутствуют «пушистики» и «мохнатики», правда, в разных пропорциях.

Далее корпоративный учебный центр создает концепцию посттренингового сопровождения персонала, исходя из поставленных целей. При создании концепции мы должны четко понимать, что наше посттренинговое сопровождение будет особенным, поскольку у персонала компании пока, мягко сказать, слишком противоречивые отношения к обучению и низкая мотивированность.

Поэтому основными характеристиками посттренинга должны стать:

I) Неформальность

На данном этапе персоналу, с которым будет вестись посттренинговая работа, лучше не знать, что та система обучения, которая их ждет после основного тренингового обучения, называется посттренингом. Особенно, если тренинг и посттренинг в вашей компании пока не являются орденом почета, т. е. не в цене. Еще хуже будет, если посттренингом раньше вообще не занимались. Представляете, что будет, если вы скажете: «Здравствуйте! Тренинг прошел, теперь нам пора заняться посттренинговым сопровождением. Мы будем им заниматься с сегодняшнего дня и до Нового года. Итак, нам предстоит…» После этих слов начинается война, и никакого посттренинга уже не надо.

Новые проекты, которые могут напрячь «мохнатиков», воспринимаются ими в штыки, а это как минимум не стыкуется с одной из целей посттренинга для фронт-персонала: отработка взаимодействия, налаживание контактов, «командообразование» фронт-персонала.

II) Ненавязчивость

Если навязывать посттренинг «сверху», это будет вызывать сопротивление как активное, так и пассивное. Ненавязчивость не означает безответственность и бесконтрольность. Ответственность здесь заключается в собственной постоянной мотивации отдела обучения и способности заинтересовать, внушить среднему менеджменту, что им нужно заниматься посттренингом вместе с отделом обучения постоянно, а не раз в месяц для отчетности. Безусловно, в основном это достигается в индивидуальных беседах с менеджментом и реализации принципа «относительного напряга»: сам проект посттренингового сопровождения фронт-персонала должен создаваться и реализовываться так, чтобы не напрягать средний менеджмент дополнительным функционалом, одновременно сделав его частично ответственным за него.

Какие-то новые функции по посттренинговому сопровождению средний менеджмент все равно на себя возьмет, но они должны быть настолько органично вписываться в их повседневную работу, что не воспринимались бы как нечто тяжелое и неподъемное. Более того, активизация среднего менеджмента в проект посттренингового сопровождения — дело индивидуальное и творческое, и в каждой компании должно решаться исходя из собственных возможностей.

Что касается контроля за результатами посттренингового сопровождения, то об этом нельзя забывать: необходимые ЗУНКУ мы будем оценивать на аттестациях и при ассесменте персонала.

III) Разнообразие

Методы посттренингового сопровождения фронт-персонала обязательно должны быть разнообразными. Еще лучше, чтобы они вызывали интерес как у «пушистиков», так и у «мохнатиков». Когда вы разрабатываете концепцию посттренингового сопровождения, нужно детально продумать методы, инструменты и темы, которые были бы интересны для тех и для других, и при этом еще реализовывали ваши основные цели. Эта задача может показаться очень сложной, однако, если вы будете хорошо понимать основные мотиваторы, демотиваторы и метапрограммы фронт-персонала, то она вполне выполнима.

Понятно, что методы посттренингового сопровождения могут быть тренинговыми и нетренинговыми, активными и спокойными, серьезными и смешными, короткими и длинными, с более выраженной теоретической или практической стороной и др.

Подробнее о методах посттренингового сопровождения читайте во второй части этой статьи.

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами!

<< Посттренинговое сопровождение фронт-персонала. Часть вторая Тренинг для тренеров. Часть вторая >>

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Бегом к своей цели

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Бегом к своей цели»Энергичное и сильное упражнение для тренингов целеполагания, уверенности, личностного роста, которое позволяет через метафору дать участникам тренинга прочувствовать силу собственного внутреннего сопротивления на пути к выбранной целиУпражнение наглядно показывает, что для успешного достижения цели недостаточно только сформулировать цель и наметить план действий, важен ещё настрой на достижение цели и отсутствие сопротивления. Участники смогут за короткое время ярко, полно, глубоко пережить свое сопротивление и получат мотивацию к изменениям. 
    Эксклюзивные рекомендации профессионалов! Уникальная методичка данного упражнения для тренинга разработана экспертами специально для портала Тренерская.ру. и содержит массу  рекомендаций, подсказок и тренерских "фишек", позволяющих профессионально провести это упражнение. Такого вы не найдете больше нигде! 
    Объем тренерской методички: 9 страниц. Бонусы! Аудио-файл (9:45 мин.) и подробный блок теории к упражнению.

  • Разминка "Воробьи-вороны"

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Воробьи-вороны»Энергичное игровое упражнение, способное в короткие сроки включить участников тренинга в рабочий процесс, повысить их внимание, энергетику и вовлеченность. Создает позитивную атмосферу и, в случае необходимости, снимает напряжение в группе. Включает физическую и эмоциональную активность участников. Кроме функций разогрева группы это упражнение способствует формированию у участников тренинга позитивного и конструктивного отношения к своему проигрышу или неудаче. Помогает понять, что независимо от результатов своих усилий, можно просто получать удовольствие от игры. Этот принцип можно отнести ко всему в жизни и тем самым легче переносить неудачи и трудности.

    Упражнение «Воробьи-вороны» не смотря на то, что было придумано много лет назад, остается эффективным и востребованным упражнением-разогревом у многих тренеров и по сей день. Причем подходит оно как для тренингов личностного роста, так и для бизнес-тренингов по продажам, переговорам, лидерству. 

  • Уникальная техника "Вчувствование"

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Уникальная техника "Вчувствование"»

    Редкое упражнение для тренинга, описанное на примере его проведения известным тренером и психологом, доктором психологических наук, профессором Н.И.Козловым. 

    Глубокое упражнение, которое позволяет научить группу одной из мощных техник эффективной коммуникации «Вчувствование», которая помогает понимать и чувствовать своего партнера по коммуникации, учит более позитивно относиться к окружающим людям, чаще замечать их лучшие качества, легче входить с ними в контакт и договариваться.

    Эксклюзивные рекомендации профессионалов! Уникальная тренерская методичка упражнения разработана экспертами специально для портала Тренерская.ру., содержит массу тренерских рекомендаций и подсказок, позволяющих провести упражнение наилучшим образом. Такого вы не найдете больше нигде! 
    Объем тренерской методички упражнения: 10 страниц! Бонусы!