Все тренеры собираются здесь

Предмет обсуждения

Вы верно заметили в отзывах на прошлый выпуск: говорить только тезисами бывает порой довольно скучно — и для оратора, и для публики. На деловом совещании или в условиях острого недостатка времени классическая схема «тезис — обоснование — иллюстрация» работает безотказно. Но когда мы хотим создать интригу, блеснуть оригинальностью, выступить так, чтобы о нашей речи неделю говорили и пять лет помнили — да, тут нужно что-то поинтереснее :-)). Как раз об одном из способов «сделать поинтереснее» сегодня и побеседуем.

ПРЕДМЕТ-МЕТАФОРА

Прием незатейливый и легкий: мы подбираем какой-нибудь подходящий предмет — желательно, с понятными залу или легко объясняемыми свойствами. И, проводя аналогию со свойствами этого предмета, иллюстрируем свой рассказ или поясняем идею выступления.

Этот прекрасный прием при всей его замечательной простоте почему-то не в ходу у современных ораторов. Что ж, если они ленятся — тем лучше для нас:-)). Ведь умелое использование предмета в выступлении принесет умному спикеру целый ряд серьезных преимуществ.

Во-первых, это неожиданно для зала. Привычный зрительский сценарий ломается, возникает интрига, интерес, желание понять — что за штуки оратор принес с собой и что он собирается с ними делать? И как вообще это может быть связано с заявленной темой выступления?

Во-вторых, различные манипуляции с предметом добавляют движения на сцене — а движущиеся объекты привлекают гораздо больше внимания, чем статичные. Особенно, когда спикер сопровождает это движение интересным объяснением или остроумными комментариями.

В-третьих, если обычную речь можно просто слушать (отвлекаясь взглядом на более интересные вещи), то на оратора с загадочным предметом хочется смотреть во все глаза, стараясь ничего не пропустить. Мы задействуем у аудитории самый мощный канал восприятия — зрительный. А ведь можно еще и запахи подключить :-)).

В-четвертых (и это естественно вытекает из трех предыдущих пунктов), оратор, использующий предмет-метафору значительно… нет, вот так: ЗНАЧИТЕЛЬНО отличается от всех других ораторов, которые выступают обычным способом.

Посмотрите сами. Этот отрывок из выступления известного тренера и писателя Стивена Кови — один из прекрасных примеров использования предмета-метафоры в выступлении. Обратите внимание на то, как работает спикер с метафорой, как глубоко он вовлекает в процесс аудиторию.

Как видим, выступление с предметом-метафорой дает оратору замечательные результаты:

  • безусловное активное внимание зала (без особых дополнительных усилий с нашей стороны). Зрителям интересно следить за развитием событий, хочется узнать, чем все в итоге закончится.
  • возможность наглядно показать и доступно объяснить многие сложные вещи, понятия, идеи, которые на слух зрителями воспринимаются тяжело или вообще никак). Кроме того, использование предметов-метафор помогает слушателям взглянуть заново на события и вещи, к которым они, возможно, привыкли и перестали воспринимать серьезно;
  • сильная яркая метафора глубоко врезается в память зрителя и помогает очень хорошо запомнить материал, который она раскрывает — на долгие годы. Слушатель может забыть имя и образ оратора, место и время его выступления, но метафора будет вспоминаться легко, и впечатления останутся свежими, будто все произошло вчера.

Итак, продуманное использование в выступлении подходящего предмета (или предметов) в виде оригинальной метафоры или интересной иллюстрации может сделать выступление ярким и действительно незабываемым.

Как отрабатывать

Уверен, вы уже захотели выступить с предметом и блеснуть яркой метафорой. Отлично, давайте потренируемся. Главное, что нужно для успешного применения этого приема — творческий подход. Умелый оратор не заморачивается подбором каких-то особенных предметов для выражения своих идей — творческая мысль позволяет использовать для хорошей метафоры практически любой подручный материал: маркер, карандаш, телефон, ежедневник, связку ключей, чайный пакетик, пластиковый стакан. Соответственно, упражнение, которое я вам предлагаю освоить, проводится с обычным набором подобных бытовых мелочей.

Пишем на отдельных листочках десяток-другой различных хороших мыслей, призывов, тезисов — простых и понятных. Например: «читайте классическую литературу», «нужно чаще гулять на свежем воздухе», «проводите больше времени с детьми», «русская баня подарит вам здоровье», «занимайтесь бегом» и так далее. Листочки сворачиваем и перемешиваем. Берем первый попавшийся под руку предмет из ближайшего окружения. Для усиления эффекта неожиданности можно попросить кого-нибудь дать вам любой предмет на его выбор или тоже написать названия предметов на бумажках и довериться жребию. Выбрали предмет — выбираем идею — ура! У нас есть тема и предмет. Несколько минут придумываем, как красиво связать одно с другим, готовим небольшую речь — и выступаем (лучше — с записью на видео). Просматриваем результат, вносим коррективы — и повторяем. И так раз за разом до достижения хорошего результата. Уверяю вас — и без специального реквизита как у Стивена Кови, с обычным подручным материалом можно выступить ярко и впечатляюще. Мне как-то пришлось воспользоваться лишь парой листов бумаги и маркером — получилось, кажется, неплохо. По крайней мере, моему учителю, профессору психологии Н.И. Козлову (в кадре на заднем плане) понравилось :-)).

Ну что ж, друзья, предметы вокруг вас нетерпеливо ждут, когда вы наполните их ярким интересным содержанием — приступайте к практической отработке приема «предмет-метафора», делитесь результатами и задавайте вопросы. А мне пора у своих студентов тетрадки проверять, прощаюсь до следующего выпуска рассылки.

Верных Вам слов и верных решений!

Вячеслав Саломасов,
тренер, психолог, коуч, эксперт по ораторскому мастерству

Вячеслав Саломасов является автором программы тренинга "Ораторское мастерство", которая предлагается в разделе готовых программ.  Программа этого тренинга содержит поминутный план действий тренера, важные подсказки для тренеров, абсолютно все необходимые тренерские материалы, отлично подходит как для корпоративного, так и для открытого тренинга, одинаково эффективна как для обучения линейного персонала, так и для обучения руководителей.

Программа включает такие темы, как энергетика оратора, словесная импровизация, управление волнением, работа с голосом, жестами, позой;  содержит 12 подробных лекций, раскрывающих все основные аспекты ораторского мастерства, 24 уникальных упражнения, позволяющих освоить за 2 дня тренинга все основные приемы эффективного выступления на публике, и многое другое. Подробнее о программе тренинга "Ораторское мастерство"...

Больше об ораторском мастерстве, о приемах и методах убеждения и влияния, а также новости о тренингах по мастерству публичного выступления и других мероприятиях с тренерским участием В. Саломасова читайте на сайте Верного Слова: http://vernoeslovo.com/

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами:

<< Неапрельские тезисы Кому нужен карьерный проект? >>

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Упражнение "Строим дом из веревки"

    Упражнения по теме продажи, переговоры – «Строим дом из веревки»

    Упражнение взято из арсенала доктора психологических наук, профессора, известнейшего тренера и писателя Н. И. Козлова.

    Это упражнение для тренинга решает две основные задачи. Первая — развитие лидерских качеств участников, что актуально в тренингах лидерства, тренингах уверенности и тренингах для руководителей.

    Вторая задача упражнения — тренировка умения работать в команде. В этом контексте упражнение идеально подходит для тренингов командообразования, тимбилдинга.

    Объем тренерской методички: 11 страниц. Бонусы! 7 аудио-файлов с записью реального проведения упражнения и подробный блок теории к упражнению.

  • Убеди другого!

    Упражнения по теме продажи, переговоры – «Убеди другого!»

    Глубокое упражнение для тренингов  продаж или презентаций. Быть убедительным - вот один из важнейших навыков, необходимых для успешных продаж. В первую очередь сам продавец должен быть уверен, что продает отличный товар и уметь эту уверенность предать покупателю так, чтобы он ему поверил и захотел купить его товар.  Упражнение помогает отработать навыки убеждения и помогает участникам тренинга сформировать у себя позитивное отношение к продажам (презентациям, переговорам), найти новые причины и ресурсы любить свою работу и свой товар.

    Уникальная методичка упражнения разработана тренерами-профессионалами специально для портала Тренерская.ру. и содержит подробную технологию его проведения, а также рекомендации и подсказки экспертов. Такого вы не найдете больше нигде! 

    Объем тренерской методички упражнения: 8 страниц. 
    Бонусы! Методичка содержит несколько различных вариаций упражнения и подходящее музыкальное сопровождение!  

  • Креативная походка

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Креативная походка»"Это упражнение учит осознавать связь состояния тела и эмоционального состояния, а также позволяет научить участников тренинга изменять свое эмоциональное состояние через изменение состояния тела.

    Не секрет, что то, как выстроено наше тело и в каком оно состоянии — серьезный фактор, влияющий и на наши душевные состояния, и на перспективы личностного развития. И первое, на что следует обратить внимание,— это наши осанка, жесты и походка. Меняя походку и жесты, можно менять эмоциональное состояние, можно управлять им!

    Без этой темы нельзя обойтись на тренинге уверенного поведения, тренинге лидерства или тренинге влияния. Ведь то, как ходит, как держит себя уверенный человек, лидер — важная составляющая успеха и влияния.