Все тренеры собираются здесь

Предмет обсуждения

Вы верно заметили в отзывах на прошлый выпуск: говорить только тезисами бывает порой довольно скучно — и для оратора, и для публики. На деловом совещании или в условиях острого недостатка времени классическая схема «тезис — обоснование — иллюстрация» работает безотказно. Но когда мы хотим создать интригу, блеснуть оригинальностью, выступить так, чтобы о нашей речи неделю говорили и пять лет помнили — да, тут нужно что-то поинтереснее :-)). Как раз об одном из способов «сделать поинтереснее» сегодня и побеседуем.

ПРЕДМЕТ-МЕТАФОРА

Прием незатейливый и легкий: мы подбираем какой-нибудь подходящий предмет — желательно, с понятными залу или легко объясняемыми свойствами. И, проводя аналогию со свойствами этого предмета, иллюстрируем свой рассказ или поясняем идею выступления.

Этот прекрасный прием при всей его замечательной простоте почему-то не в ходу у современных ораторов. Что ж, если они ленятся — тем лучше для нас:-)). Ведь умелое использование предмета в выступлении принесет умному спикеру целый ряд серьезных преимуществ.

Во-первых, это неожиданно для зала. Привычный зрительский сценарий ломается, возникает интрига, интерес, желание понять — что за штуки оратор принес с собой и что он собирается с ними делать? И как вообще это может быть связано с заявленной темой выступления?

Во-вторых, различные манипуляции с предметом добавляют движения на сцене — а движущиеся объекты привлекают гораздо больше внимания, чем статичные. Особенно, когда спикер сопровождает это движение интересным объяснением или остроумными комментариями.

В-третьих, если обычную речь можно просто слушать (отвлекаясь взглядом на более интересные вещи), то на оратора с загадочным предметом хочется смотреть во все глаза, стараясь ничего не пропустить. Мы задействуем у аудитории самый мощный канал восприятия — зрительный. А ведь можно еще и запахи подключить :-)).

В-четвертых (и это естественно вытекает из трех предыдущих пунктов), оратор, использующий предмет-метафору значительно… нет, вот так: ЗНАЧИТЕЛЬНО отличается от всех других ораторов, которые выступают обычным способом.

Посмотрите сами. Этот отрывок из выступления известного тренера и писателя Стивена Кови — один из прекрасных примеров использования предмета-метафоры в выступлении. Обратите внимание на то, как работает спикер с метафорой, как глубоко он вовлекает в процесс аудиторию.

Как видим, выступление с предметом-метафорой дает оратору замечательные результаты:

  • безусловное активное внимание зала (без особых дополнительных усилий с нашей стороны). Зрителям интересно следить за развитием событий, хочется узнать, чем все в итоге закончится.
  • возможность наглядно показать и доступно объяснить многие сложные вещи, понятия, идеи, которые на слух зрителями воспринимаются тяжело или вообще никак). Кроме того, использование предметов-метафор помогает слушателям взглянуть заново на события и вещи, к которым они, возможно, привыкли и перестали воспринимать серьезно;
  • сильная яркая метафора глубоко врезается в память зрителя и помогает очень хорошо запомнить материал, который она раскрывает — на долгие годы. Слушатель может забыть имя и образ оратора, место и время его выступления, но метафора будет вспоминаться легко, и впечатления останутся свежими, будто все произошло вчера.

Итак, продуманное использование в выступлении подходящего предмета (или предметов) в виде оригинальной метафоры или интересной иллюстрации может сделать выступление ярким и действительно незабываемым.

Как отрабатывать

Уверен, вы уже захотели выступить с предметом и блеснуть яркой метафорой. Отлично, давайте потренируемся. Главное, что нужно для успешного применения этого приема — творческий подход. Умелый оратор не заморачивается подбором каких-то особенных предметов для выражения своих идей — творческая мысль позволяет использовать для хорошей метафоры практически любой подручный материал: маркер, карандаш, телефон, ежедневник, связку ключей, чайный пакетик, пластиковый стакан. Соответственно, упражнение, которое я вам предлагаю освоить, проводится с обычным набором подобных бытовых мелочей.

Пишем на отдельных листочках десяток-другой различных хороших мыслей, призывов, тезисов — простых и понятных. Например: «читайте классическую литературу», «нужно чаще гулять на свежем воздухе», «проводите больше времени с детьми», «русская баня подарит вам здоровье», «занимайтесь бегом» и так далее. Листочки сворачиваем и перемешиваем. Берем первый попавшийся под руку предмет из ближайшего окружения. Для усиления эффекта неожиданности можно попросить кого-нибудь дать вам любой предмет на его выбор или тоже написать названия предметов на бумажках и довериться жребию. Выбрали предмет — выбираем идею — ура! У нас есть тема и предмет. Несколько минут придумываем, как красиво связать одно с другим, готовим небольшую речь — и выступаем (лучше — с записью на видео). Просматриваем результат, вносим коррективы — и повторяем. И так раз за разом до достижения хорошего результата. Уверяю вас — и без специального реквизита как у Стивена Кови, с обычным подручным материалом можно выступить ярко и впечатляюще. Мне как-то пришлось воспользоваться лишь парой листов бумаги и маркером — получилось, кажется, неплохо. По крайней мере, моему учителю, профессору психологии Н.И. Козлову (в кадре на заднем плане) понравилось :-)).

Ну что ж, друзья, предметы вокруг вас нетерпеливо ждут, когда вы наполните их ярким интересным содержанием — приступайте к практической отработке приема «предмет-метафора», делитесь результатами и задавайте вопросы. А мне пора у своих студентов тетрадки проверять, прощаюсь до следующего выпуска рассылки.

Верных Вам слов и верных решений!

Вячеслав Саломасов,
тренер, психолог, коуч, эксперт по ораторскому мастерству

Вячеслав Саломасов является автором программы тренинга "Ораторское мастерство", которая предлагается в разделе готовых программ.  Программа этого тренинга содержит поминутный план действий тренера, важные подсказки для тренеров, абсолютно все необходимые тренерские материалы, отлично подходит как для корпоративного, так и для открытого тренинга, одинаково эффективна как для обучения линейного персонала, так и для обучения руководителей.

Программа включает такие темы, как энергетика оратора, словесная импровизация, управление волнением, работа с голосом, жестами, позой;  содержит 12 подробных лекций, раскрывающих все основные аспекты ораторского мастерства, 24 уникальных упражнения, позволяющих освоить за 2 дня тренинга все основные приемы эффективного выступления на публике, и многое другое. Подробнее о программе тренинга "Ораторское мастерство"...

Больше об ораторском мастерстве, о приемах и методах убеждения и влияния, а также новости о тренингах по мастерству публичного выступления и других мероприятиях с тренерским участием В. Саломасова читайте на сайте Верного Слова: http://vernoeslovo.com/

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами:

<< Неапрельские тезисы Кому нужен карьерный проект? >>

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Упражнение-разминка "Столкни ладонями"

    Упражнения по теме продажи, переговоры – Упражнение-разминка "Столкни ладонями"Очень удачное упражнение-разминка, подходящее практически для всех тем тренингов. Упражнение может быть использовано как в бизнес-тренингах, так и в тренингах личностного роста.

    Это упражнение послужит блестящей подводкой к таким темам, как работа с возражениями клиента, переговоры со сложными партнерами, работа с каверзными вопросами от аудитории, работа с сопротивлением сотрудников, работа с любого рода конфликтами. Упражнение наглядно демонстрирует участникам, что силовое воздействие в ситуации конфликта или сопротивления если и работает, то совсем недолго. Что оно очень быстро вызывает равное по силе противодействие, и в результате ни одна из сторон не может приблизиться к цели.

  • Ролевая игра "Случай в гостинице"

    Упражнения по теме продажи, переговоры – «Случай в гостинице»Яркое и запоминающееся упражнение, которое наглядно демонстрирует участникам тренинга слабые места в умении вести переговоры или устанавливать контакт в продажах, а также показывает, какие техники и приемы приводят к успеху в продажах и переговорах, а какие — наоборот. Какие — позволяют быстро установить контакт, а какие скорее накаляют обстановку.

    Упражнение «Случай в гостинице» прекрасно подойдет для тренингов продаж, тренингов переговоров, тренингов уверенного поведения, тренингов влияния.

    Благодаря необычной легенде упражнение «Случай в гостинице» повышает уровень вовлеченности участников тренинга, энергетику группы, мотивацию на дальнейшее обучение.

  • Ролевая игра "Повышение-Увольнение"

    Упражнения по теме продажи, переговоры – Ролевая игра "Повышение-Увольнение"Отличное упражнение! Интересное, богатое на выводы упражнение для тренинга переговоров или тренинга для руководителей. В рамках тренинга переговоров (продаж, ораторского мастерства) упражнение позволит всем участникам активно потренировать навыки убеждающей аргументации. В рамках управленческого тренинга это упражнение даст участникам мощный опыт сложных переговоров с сотрудниками и быстрого принятия решений.

    Эксклюзивные рекомендации профессионалов! Уникальная тренерская методичка упражнения разработана профессионалами специально для портала Тренерская. ру. и содержит массу эксклюзивных рекомендаций, подсказок и тренерских «фишек», позволяющих провести упражнение наилучшим образом и с максимальным результатом. Такого вы не найдете больше нигде!