Все тренеры собираются здесь

Принципы обучения

Многим тренинг кажется простым делом. Встал у доски, взял маркер, начал говорить…. На самом деле, тренинг – это огромный пласт технологий и принципов, которые определяют качество и полезность тренинга. Все по-настоящему хорошие тренеры используют принципы обучения, и это одна из причин их успеха в профессии.

Всего принципов обучения пять. Эффективное обучение:

1.       Полезно

2.       Быстро

3.       Интересно

4.       Экспертно

5.       Активно

Теперь подробности.

принципы тренингаОбучение должно быть полезно. Кажется, что иначе не может быть, верно? Но это в теории. На практике же многие забывают об этом принципе. Тренинг становится набором любопытных упражнений и мини-лекций, а в глазах участников стоит немой вопрос:  «Как это всё связано с нашей работой/жизнью?»

Тренер обязан связывать обучение с практикой. Его задача – чётко объяснять, что и для чего делают участники. Тренер может позволить себе сказать «зачем это упражнение нужно, вы поймёте после», но просто дать задание и всё – недопустимо.

Необходимо помогать участникам в увязывании материала тренинга с практическими задачами. Например, спрашивать: «Как вы можете использовать эти приёмы в своей работе?»

Обучение нужно сделать быстрым. Каждая минута тренинга должна быть насыщена информацией или активностью участников.  И лучше, чтобы из двух упражнений получалось одно.

Чем больше таких совмещений, тем выше качество тренинга. Участники видят, что тренер использует время максимально эффективно, что он хочет дать им максимум – и  отвечают активной работой.  

Обучение нужно делать интересным. Что людям нравится? Истории и приключения. Сделайте тренинг таким же. Отрывок из фильма выиграет у любого рассказа тренера, даже самого артистичного. Игра для всей группы интереснее любого кино-отрывка. Делайте упражнения эмоциональнее и даже драматичнее – это сделает тренинг «вкуснее», и материал запомнится прочно.

Обучать может только эксперт. Участники тренинга – взрослые, сложившиеся люди.  Они хотят получать информацию от опытного человека, который действительно разбирается в том, о чём рассказывает. Именно желание проверить экспертность тренера побуждает некоторых участников возражать и спорить на тренинге. Мол, докажи мне, что ты действительно чего-то стоишь.

Раз так, тренеру стоит использовать всё, что он даёт на тренинге, в самом тренинге. Учит предотвращать конфликты? Значит, должен уметь не допускать конфликтов на тренингах. Рассказывает про управление эмоциями? Не может злиться на участников.

Тренер обязан легко делать всё, чему учит участников. Он – пример.  

Обучение должно стимулировать самостоятельность участников. Чем больше активности проявляют участники тренинга, тем лучше они его запоминают. Тренинг становится значительно лучше, если тренер не сам даёт материал, а предлагает участникам найти или создать его. Например, тренер показывает отрывок из фильма, который содержит в себе все необходимые теоретические знания, и предлагает участникам самостоятельно эти знания найти. Это всегда интересно, и люди с удовольствием включаются в такую работу.

На такую работу уйдёт чуть больше времени, но зато люди запоминают значительно лучше, и потом экономится время на отработках и усвоении материала.

Соблюдение всех этих правил делает из тренинга не просто обучение, а увлекательное приключение, запоминающееся надолго и приносящее ощутимую пользу.

Автор статьи: Павел Зыгмантович -  тренер с 2001 года, коуч для тренеров, специалист по созданию уникальных программ.

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами!

<< Как стать бизнес-тренером? Цель тренинга >>

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Встречи уверенных людей

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Встречи уверенных людей»"Это упражнение позволяет участникам тренинга отработать умение уверенно общаться в любой ситуации, даже когда у них «что-то не так» (не так одет, не так причесан, не так себя чувствует). В процессе упражнения участники опытным путем понимают, что все барьеры, препятствующие общению, только в голове говорящего. Если вы «ОК», то внешние признаки для собеседника отходят на второй план. Поэтому, если убрать лишние мысли, ненужные жесты,— уверенность станет естественным состоянием.

    В упражнении есть некоторая доля вызова. Если некоторые участники чувствовали себя во время упражнения неуверенно,— они увидят проблему и их мотивация на изменение значительно повысится.

    В разработке описано проведение упражнения в рамках тренинга уверенности, для которого оно идеально подходит. Также упражнение удачно подходит для тренингов стрессоустойчивости, тренингов трудоустройства и тренингов знакомств.

  • Я отлично умею!

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Я отлично умею!»Активное игровое упражнение, расширяющее представления участников тренинга о себе, повышающее самооценку и уверенность в себе и открывающее новые перспективы. Упражнение раскрывает творческий потенциал участников тренинга, настраивает и мотивирует группу на дальнейшую работу.
    Упражнение «Я отлично умею!» прекрасно подходит для тренингов личностного роста и уверенности. Его успешно можно совместить с задачами командообразующих тренингов, и сделать весьма показательным на тренинге целеполагания. Кроме того упражнение незаменимо для тренингов открытия собственного дела и тренингов трудоустройства.
    Объем тренерской методички упражнения: 8 страниц. 
    Бонусы! Методика содержит 5 различных вариаций упражнения в зависимости от целей тренера и особенностей группы!  

  • Воздушный шар

    Психологические игры и тренинговые упражнения  – «Воздушный шар»Масштабное и активно используемое тренерами упражнение, направленное на развитие лидерских качеств участников тренинга, на развитие коммуникативных навыков, умения договариваться. На тренинге командообразования это упражнение научит участников работать в команде, договариваться, слышать друг друга, принимать коллективные решения, более эффективно взаимодействовать.

    Благодаря своей захватывающей легенде упражнение сильно вовлекает участников тренинга, повышает тонус и энергетику группы, повышает мотивацию участников тренинга на обучение.

    Но качественное проведение данного упражнения требует от тренера высокой квалификации и большого опыта проведения подобных упражнений. Иначе при всей интересности легенды группа не осознает всех тех выводов, которые могла бы осознать при высоком качестве работы тренера.