Все тренеры собираются здесь

Продолжаем спасение. Красивые цифры

Судя по отзывам на прошлый выпуск, тема инфографики в целом и умелого использования возможностей Powerpoint показалась вам полезной и интересной. Надеюсь, вы уже пересмотрели свои презентации и привели все текстовые слайды в порядок.

Однако, презентации, особенно деловые, состоят не только из текстовых слайдов. И в бизнесе, и в обучении, и во множестве других случаев мы широко применяем цифровые слайды — такие, которые знакомят аудиторию с самой разнообразной информацией, выраженной в числах. Ораторы демонстрируют числа, сравнивают их друг с другом, показывают их изменения и превращения — цифровые слайды оказываются нужными нам в тысячах разных случаев. При этом сами по себе числа мало что значат — гораздо важнее наше умение наполнить их нужным смыслом, сделать впечатляющими, яркими, заметными (или, если нужно, наоборот). Числа — это инструменты, помогающие нам добиваться своих целей. Давайте рассмотрим некоторые правила, которые помогут сделать это наиболее эффективно.

Цифровые слайды — некоторые правила применения

Первое правило: не используем цифры :).

Вернее будет сказать, что цифры в чистом виде в цифровых слайдах использовать, конечно, можно, но — малоэффективно. Если только цифра сама по себе должна очень впечатлить зрителей, если нужно, чтобы все ее запомнили — тогда, конечно, да. Можно увеличить ее до огромных размеров, наполнить насыщенным ярким цветом, украсить веночками и влепить прямо в середину слайда — впрочем, тогда это будет уже не совсем цифра, а некий арт-объект). Обычные же числа в сопровождении текста, а тем более таблицы выглядят в презентации крайне уныло.

Гораздо живее, понятнее и интереснее выглядят цифры в виде ярких графиков, аппетитных пай-чартов (круговых диаграмм), столбчатых гистограмм, линейчатых, ступенчатых, кольчатых, членистоногих и прочих диаграмм) — благо, стандартные офисные пакеты компьютерных программ дают для этого богатые возможности.

Но сами данные в интересной форме — это еще не все. Важна правильная их интерпретация, умелая подача.

Второе правило: заголовок решает все.

Представленные на слайде график, чарт или диаграмма обычно содержат довольно много информации. И часто бывает так, что мы, создавая презентацию, хотим показать с помощью приводимых цифр одно, а зритель, глядя на цифры, «считывает» что-то другое — просто потому, что из графика наш ход мыслей ему не очевиден. Именно поэтому цифровому слайду совершенно необходим правильный заголовок. Он будет направлять внимание аудитории на те числовые данные, те участки графиков, те сектора диаграмм, которые нужны нам в первую очередь. Он подскажет зрителю, какой им должен быть сделан вывод из предложенных цифр.

Представьте, например, круговую диаграмму распределения голосов избирателей перед выборами: три партии — «Единая страна» с 86%, «Наша правда» с 10% и «Салатовые» с 4%. На ТВ канале № 1 обозреватель скажет «Единая страна» безоговорочно лидирует». На канале № 17 отметят: «Каждый десятый выбирает „Нашу правду“!». А на канале «Салатовых» прозвучит гордое: «Нас уже четыре процента!»

Подбирайте правильный заголовок — именно он организует ход мысли зрителя в нужном для оратора направлении.

Третье правило: каждому овощу — своя корзинка.

Есть разные виды цифровых данных. Одни показывают соотношение частей между собой, другие — изменение величин во времени, третьи — составные части целого и так далее. И есть разные виды наглядного изображения этих данных — мы уже упоминали про круговые диаграммы, линейные графики, гистограммы… Практика показывает, что для лучшей наглядности — а значит, и понятности — важно знать, как правильно совмещать одно с другим). Можно сказать, это целая наука, которой посвящено немало хороших книжек. Например, Д Желязны «Говори на языке диаграмм». Я предложу вашему вниманию только несколько общих рекомендаций.

— Если мы хотим показать состав чего-либо, лучше всего подойдет круговая диаграмма. Если мы хотим привлечь внимание зрителей к одному определенному сегменту, лучше разместить его в верхней части — на 12 ч по циферблату — и, при возможности, чуть выдвинуть наружу, словно кусок, вырезанный из пирога.

— Долевое соотношение двух величин (например, всем известное правило Парето: «Двадцать процентов клиентов приносят вам восемьдесят процентов прибыли») хорошо изображается при помощи двух стоящих рядом столбиков. Один обозначает клиентов, другой — прибыль.

 

— Если нам нужно показать изменения во времени, пригодится график — линейный или совмещенный со столбчатыми гистограммами. Время всегда лучше располагать на горизонтальной оси.

— Соответственно, если нам нужно показать несколько разных величин в одно время, например, объемы продаж четырех разных магазинов на конец года, лучше использовать ленточную диаграмму, где «столбики» расположены горизонтально. Потому что «столбики», стоящие вертикально в ряд, зритель интуитивно соотносит с процессом изменения одной величины во времени, а не с несколькими величинами одномоментно.

Четвертое правило: избегай пестроты.

Стараемся создать слайд, в котором будет только необходимая информация. Если без каких-то цифр, надписей, рисунков или стрелок можно обойтись — удаляем без сожаления. Помним о правиле для текстовых слайдов — использовать только необходимый минимум шрифтов. Отдельное замечание по поводу цветов — воздерживаемся от «импрессионизма». Чаще всего трех-четырех основных цветов вполне достаточно для качественной визуализации любого замысла. Тот же Желязны считает:

Перевод презентации в черно-белый формат — хорошая проверка ее эффективности: если она понятна и в черно-белом исполнении, то все в порядке; если же нет — то цвет ей вряд ли поможет.

А еще умные люди считают, что лучше умело использовать несколько правил, чем знать их много — и не применять ни одного на практике. Надеюсь, теперь ваши презентации с цифровыми слайдами станут еще убедительнее и интереснее. Практикуйтесь, делитесь результатами, находите свои интересные приемы. Как обычно, можете обращаться ко мне за мелкими подсказками даром и серьезной помощью за деньги :). До встречи в следующей статье.

Верных Вам слов и верных решений!

Вячеслав Саломасов,
тренер, психолог, коуч, эксперт по ораторскому мастерству

Вячеслав Саломасов является автором программы тренинга "Ораторское мастерство", которая предлагается в разделе готовых программ.  Программа этого тренинга содержит поминутный план действий тренера, важные подсказки для тренеров, абсолютно все необходимые тренерские материалы, отлично подходит как для корпоративного, так и для открытого тренинга, одинаково эффективна как для обучения линейного персонала, так и для обучения руководителей.

Программа включает такие темы, как энергетика оратора, словесная импровизация, управление волнением, работа с голосом, жестами, позой;  содержит 12 подробных лекций, раскрывающих все основные аспекты ораторского мастерства, 24 уникальных упражнения, позволяющих освоить за 2 дня тренинга все основные приемы эффективного выступления на публике, и многое другое. Подробнее о программе тренинга "Ораторское мастерство"...

Больше об ораторском мастерстве, о приемах и методах убеждения и влияния, а также новости о тренингах по мастерству публичного выступления и других мероприятиях с тренерским участием В. Саломасова читайте на сайте Верного Слова: http://vernoeslovo.com/

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами:

<< Как спастись от убийцы. Правильные слайды Идея структуры и структура идеи >>

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Разминка "Дом и Жилец"

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Дом и Жилец»

    Динамичное и интересное упражнение-разогрев, которое позволяет за короткое время заметно повысить уровень энергетики, внимания и активности в группе.
    Это упражнение можно использовать для тренингов любой направленностиУпражнение станет хорошей подводкой к темам о различных стратегиях поведения в той или иной ситуации, об активности в достижении цели, о лидерской позиции, о быстроте принятия решений в меняющейся обстановке.
    Упражнение "Дом и Жилец" легко снимает усталость, позволяет  найти силы для разбора новой важной темы даже в конце тренингового дня.  Это одно из лучших упражнений-разминок для тренингов, помогающих быстро поднять энергетику и активность группы с помощью физической активности.  

    Объем тренерской методички упражнения: 8 страниц.
    Бонус! К методичке прилагается аудио-файл с записью упражнения и подходящее музыкальное сопровождение!

  • Презентация директора

    Психологические игры и тренинговые упражнения  – «Презентация директора»Универсальное и результативное упражнение, способное существенно расширить знания участников тренинга о самопрезентации, оценить их умение производить первое впечатление, поработать с уверенностью, вербальными и невербальными способами общения, а заодно и ускорить процесс распределения ролей, включить группу в «рабочее состояние» и подвести к стадии активной работы.

    Упражнение подходит для всех тренингов, в которых затрагивается тема коммуникаций и презентаций. «На ура» проходит в тренингах уверенности и лидерства. Может оказаться полезным и эффективным на тренингах руководителей.
    Упражнение способно зарядить группу энергией и мотивировать на усердную работу.
    Упражнение для тренинга рекомендовано профессиональным тренером Д.Швецовым, автором книги "Укрепление личности".

  • Ролевая игра "Слалом"

    Упражнения по теме продажи, переговоры – «Ролевая игра "Слалом"»Красивое и эффективное упражнение «Слалом» станет украшением любого тренинга для руководителей, а также тренинга продаж, переговоров или коммуникаций.

    Упражнение позволяет бросить вызов умению участников эффективно и гармонично договариваться в условиях ограниченного времени, умению расставлять приоритеты, быстро принимать решения. Упражнение поможет не только активизировать творческий потенциал группы, но и максимально собрать ее внимание на дальнейшем обучении.

    Вашему вниманию предлагается эксклюзивная тренерская методичка упражнения, описывающая все подводные камни его проведения, все тренерские тонкости и нюансы.