Все тренеры собираются здесь

Продолжаем спасение. Красивые цифры

Судя по отзывам на прошлый выпуск, тема инфографики в целом и умелого использования возможностей Powerpoint показалась вам полезной и интересной. Надеюсь, вы уже пересмотрели свои презентации и привели все текстовые слайды в порядок.

Однако, презентации, особенно деловые, состоят не только из текстовых слайдов. И в бизнесе, и в обучении, и во множестве других случаев мы широко применяем цифровые слайды — такие, которые знакомят аудиторию с самой разнообразной информацией, выраженной в числах. Ораторы демонстрируют числа, сравнивают их друг с другом, показывают их изменения и превращения — цифровые слайды оказываются нужными нам в тысячах разных случаев. При этом сами по себе числа мало что значат — гораздо важнее наше умение наполнить их нужным смыслом, сделать впечатляющими, яркими, заметными (или, если нужно, наоборот). Числа — это инструменты, помогающие нам добиваться своих целей. Давайте рассмотрим некоторые правила, которые помогут сделать это наиболее эффективно.

Цифровые слайды — некоторые правила применения

Первое правило: не используем цифры :).

Вернее будет сказать, что цифры в чистом виде в цифровых слайдах использовать, конечно, можно, но — малоэффективно. Если только цифра сама по себе должна очень впечатлить зрителей, если нужно, чтобы все ее запомнили — тогда, конечно, да. Можно увеличить ее до огромных размеров, наполнить насыщенным ярким цветом, украсить веночками и влепить прямо в середину слайда — впрочем, тогда это будет уже не совсем цифра, а некий арт-объект). Обычные же числа в сопровождении текста, а тем более таблицы выглядят в презентации крайне уныло.

Гораздо живее, понятнее и интереснее выглядят цифры в виде ярких графиков, аппетитных пай-чартов (круговых диаграмм), столбчатых гистограмм, линейчатых, ступенчатых, кольчатых, членистоногих и прочих диаграмм) — благо, стандартные офисные пакеты компьютерных программ дают для этого богатые возможности.

Но сами данные в интересной форме — это еще не все. Важна правильная их интерпретация, умелая подача.

Второе правило: заголовок решает все.

Представленные на слайде график, чарт или диаграмма обычно содержат довольно много информации. И часто бывает так, что мы, создавая презентацию, хотим показать с помощью приводимых цифр одно, а зритель, глядя на цифры, «считывает» что-то другое — просто потому, что из графика наш ход мыслей ему не очевиден. Именно поэтому цифровому слайду совершенно необходим правильный заголовок. Он будет направлять внимание аудитории на те числовые данные, те участки графиков, те сектора диаграмм, которые нужны нам в первую очередь. Он подскажет зрителю, какой им должен быть сделан вывод из предложенных цифр.

Представьте, например, круговую диаграмму распределения голосов избирателей перед выборами: три партии — «Единая страна» с 86%, «Наша правда» с 10% и «Салатовые» с 4%. На ТВ канале № 1 обозреватель скажет «Единая страна» безоговорочно лидирует». На канале № 17 отметят: «Каждый десятый выбирает „Нашу правду“!». А на канале «Салатовых» прозвучит гордое: «Нас уже четыре процента!»

Подбирайте правильный заголовок — именно он организует ход мысли зрителя в нужном для оратора направлении.

Третье правило: каждому овощу — своя корзинка.

Есть разные виды цифровых данных. Одни показывают соотношение частей между собой, другие — изменение величин во времени, третьи — составные части целого и так далее. И есть разные виды наглядного изображения этих данных — мы уже упоминали про круговые диаграммы, линейные графики, гистограммы… Практика показывает, что для лучшей наглядности — а значит, и понятности — важно знать, как правильно совмещать одно с другим). Можно сказать, это целая наука, которой посвящено немало хороших книжек. Например, Д Желязны «Говори на языке диаграмм». Я предложу вашему вниманию только несколько общих рекомендаций.

— Если мы хотим показать состав чего-либо, лучше всего подойдет круговая диаграмма. Если мы хотим привлечь внимание зрителей к одному определенному сегменту, лучше разместить его в верхней части — на 12 ч по циферблату — и, при возможности, чуть выдвинуть наружу, словно кусок, вырезанный из пирога.

— Долевое соотношение двух величин (например, всем известное правило Парето: «Двадцать процентов клиентов приносят вам восемьдесят процентов прибыли») хорошо изображается при помощи двух стоящих рядом столбиков. Один обозначает клиентов, другой — прибыль.

 

— Если нам нужно показать изменения во времени, пригодится график — линейный или совмещенный со столбчатыми гистограммами. Время всегда лучше располагать на горизонтальной оси.

— Соответственно, если нам нужно показать несколько разных величин в одно время, например, объемы продаж четырех разных магазинов на конец года, лучше использовать ленточную диаграмму, где «столбики» расположены горизонтально. Потому что «столбики», стоящие вертикально в ряд, зритель интуитивно соотносит с процессом изменения одной величины во времени, а не с несколькими величинами одномоментно.

Четвертое правило: избегай пестроты.

Стараемся создать слайд, в котором будет только необходимая информация. Если без каких-то цифр, надписей, рисунков или стрелок можно обойтись — удаляем без сожаления. Помним о правиле для текстовых слайдов — использовать только необходимый минимум шрифтов. Отдельное замечание по поводу цветов — воздерживаемся от «импрессионизма». Чаще всего трех-четырех основных цветов вполне достаточно для качественной визуализации любого замысла. Тот же Желязны считает:

Перевод презентации в черно-белый формат — хорошая проверка ее эффективности: если она понятна и в черно-белом исполнении, то все в порядке; если же нет — то цвет ей вряд ли поможет.

А еще умные люди считают, что лучше умело использовать несколько правил, чем знать их много — и не применять ни одного на практике. Надеюсь, теперь ваши презентации с цифровыми слайдами станут еще убедительнее и интереснее. Практикуйтесь, делитесь результатами, находите свои интересные приемы. Как обычно, можете обращаться ко мне за мелкими подсказками даром и серьезной помощью за деньги :). До встречи в следующей статье.

Верных Вам слов и верных решений!

Вячеслав Саломасов,
тренер, психолог, коуч, эксперт по ораторскому мастерству

Вячеслав Саломасов является автором программы тренинга "Ораторское мастерство", которая предлагается в разделе готовых программ.  Программа этого тренинга содержит поминутный план действий тренера, важные подсказки для тренеров, абсолютно все необходимые тренерские материалы, отлично подходит как для корпоративного, так и для открытого тренинга, одинаково эффективна как для обучения линейного персонала, так и для обучения руководителей.

Программа включает такие темы, как энергетика оратора, словесная импровизация, управление волнением, работа с голосом, жестами, позой;  содержит 12 подробных лекций, раскрывающих все основные аспекты ораторского мастерства, 24 уникальных упражнения, позволяющих освоить за 2 дня тренинга все основные приемы эффективного выступления на публике, и многое другое. Подробнее о программе тренинга "Ораторское мастерство"...

Больше об ораторском мастерстве, о приемах и методах убеждения и влияния, а также новости о тренингах по мастерству публичного выступления и других мероприятиях с тренерским участием В. Саломасова читайте на сайте Верного Слова: http://vernoeslovo.com/

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами:

<< Как спастись от убийцы. Правильные слайды Идея структуры и структура идеи >>

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Уникальное упражнение "Внутренний переводчик"

    Упражнения по теме продажи, переговоры – «Уникальное упражнение "Внутренний переводчик"»

    Уникальное авторское упражнение, разработанное доктором психологических наук, профессором, известным тренером и писателем Н.И.Козловым. 

    Интересное упражнение, которое позволяет научить участников одной из мощных техник эффективной коммуникации и решения конфликтов.

    Техника «Внутренний переводчик» помогает понять внутренние мотивы и цели партнера, управлять ситуацией и людьми в общении, лучше понимать людей, сохранять спокойствие и позитивный настрой в общении, решать возникающие конфликтные ситуации. 

    Особенно ценно, что техника «Внутренний переводчик» авторская, а значит она мало распространена, не «заезжена», её с успехом можно использовать для притязательной аудитории, для опытных участников, которые уже проходили тренинги и хотят «чего-то новенького».

  • Упражнение для тренингов "10 000$"

    Упражнения по теме продажи, переговоры – «10000$»

    Первоклассный пример упражнения-вызова, способного повысить энергетику группы, активизировать ее творческий потенциал и настроить на максимально заинтересованное восприятие теории. Это упражнение для тренинга - реальное испытание способности участников тренинга договориться между собой.
    Упражнение для тренинга "$10 000" прекрасно справляется с задачей «погружения» участников в условия, где им нужно договориться не формально, а по-настоящему. В результате тренер имеет не только готовых к обучению участников, но и прекрасный пример для анализа проигрышных и выигрышных стратегий переговоров.
    Эксклюзивные рекомендации профессионалов! Тренерская методичка упражнения разработана профессионалами специально для портала Тренерская.ру. и содержит массу уникальных рекомендаций, подсказок и тренерских "фишек", позволяющих провести упражнение с максимальным результатом. Такого вы не найдете больше нигде! 
    Объем тренерской методички упражнения: 8 страниц. 

  • Бегом к своей цели

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Бегом к своей цели»Энергичное и сильное упражнение для тренингов целеполагания, уверенности, личностного роста, которое позволяет через метафору дать участникам тренинга прочувствовать силу собственного внутреннего сопротивления на пути к выбранной целиУпражнение наглядно показывает, что для успешного достижения цели недостаточно только сформулировать цель и наметить план действий, важен ещё настрой на достижение цели и отсутствие сопротивления. Участники смогут за короткое время ярко, полно, глубоко пережить свое сопротивление и получат мотивацию к изменениям. 
    Эксклюзивные рекомендации профессионалов! Уникальная методичка данного упражнения для тренинга разработана экспертами специально для портала Тренерская.ру. и содержит массу  рекомендаций, подсказок и тренерских "фишек", позволяющих профессионально провести это упражнение. Такого вы не найдете больше нигде! 
    Объем тренерской методички: 9 страниц. Бонусы! Аудио-файл (9:45 мин.) и подробный блок теории к упражнению.