Все тренеры собираются здесь

Продолжаем спасение. Красивые цифры

Судя по отзывам на прошлый выпуск, тема инфографики в целом и умелого использования возможностей Powerpoint показалась вам полезной и интересной. Надеюсь, вы уже пересмотрели свои презентации и привели все текстовые слайды в порядок.

Однако, презентации, особенно деловые, состоят не только из текстовых слайдов. И в бизнесе, и в обучении, и во множестве других случаев мы широко применяем цифровые слайды — такие, которые знакомят аудиторию с самой разнообразной информацией, выраженной в числах. Ораторы демонстрируют числа, сравнивают их друг с другом, показывают их изменения и превращения — цифровые слайды оказываются нужными нам в тысячах разных случаев. При этом сами по себе числа мало что значат — гораздо важнее наше умение наполнить их нужным смыслом, сделать впечатляющими, яркими, заметными (или, если нужно, наоборот). Числа — это инструменты, помогающие нам добиваться своих целей. Давайте рассмотрим некоторые правила, которые помогут сделать это наиболее эффективно.

Цифровые слайды — некоторые правила применения

Первое правило: не используем цифры :).

Вернее будет сказать, что цифры в чистом виде в цифровых слайдах использовать, конечно, можно, но — малоэффективно. Если только цифра сама по себе должна очень впечатлить зрителей, если нужно, чтобы все ее запомнили — тогда, конечно, да. Можно увеличить ее до огромных размеров, наполнить насыщенным ярким цветом, украсить веночками и влепить прямо в середину слайда — впрочем, тогда это будет уже не совсем цифра, а некий арт-объект). Обычные же числа в сопровождении текста, а тем более таблицы выглядят в презентации крайне уныло.

Гораздо живее, понятнее и интереснее выглядят цифры в виде ярких графиков, аппетитных пай-чартов (круговых диаграмм), столбчатых гистограмм, линейчатых, ступенчатых, кольчатых, членистоногих и прочих диаграмм) — благо, стандартные офисные пакеты компьютерных программ дают для этого богатые возможности.

Но сами данные в интересной форме — это еще не все. Важна правильная их интерпретация, умелая подача.

Второе правило: заголовок решает все.

Представленные на слайде график, чарт или диаграмма обычно содержат довольно много информации. И часто бывает так, что мы, создавая презентацию, хотим показать с помощью приводимых цифр одно, а зритель, глядя на цифры, «считывает» что-то другое — просто потому, что из графика наш ход мыслей ему не очевиден. Именно поэтому цифровому слайду совершенно необходим правильный заголовок. Он будет направлять внимание аудитории на те числовые данные, те участки графиков, те сектора диаграмм, которые нужны нам в первую очередь. Он подскажет зрителю, какой им должен быть сделан вывод из предложенных цифр.

Представьте, например, круговую диаграмму распределения голосов избирателей перед выборами: три партии — «Единая страна» с 86%, «Наша правда» с 10% и «Салатовые» с 4%. На ТВ канале № 1 обозреватель скажет «Единая страна» безоговорочно лидирует». На канале № 17 отметят: «Каждый десятый выбирает „Нашу правду“!». А на канале «Салатовых» прозвучит гордое: «Нас уже четыре процента!»

Подбирайте правильный заголовок — именно он организует ход мысли зрителя в нужном для оратора направлении.

Третье правило: каждому овощу — своя корзинка.

Есть разные виды цифровых данных. Одни показывают соотношение частей между собой, другие — изменение величин во времени, третьи — составные части целого и так далее. И есть разные виды наглядного изображения этих данных — мы уже упоминали про круговые диаграммы, линейные графики, гистограммы… Практика показывает, что для лучшей наглядности — а значит, и понятности — важно знать, как правильно совмещать одно с другим). Можно сказать, это целая наука, которой посвящено немало хороших книжек. Например, Д Желязны «Говори на языке диаграмм». Я предложу вашему вниманию только несколько общих рекомендаций.

— Если мы хотим показать состав чего-либо, лучше всего подойдет круговая диаграмма. Если мы хотим привлечь внимание зрителей к одному определенному сегменту, лучше разместить его в верхней части — на 12 ч по циферблату — и, при возможности, чуть выдвинуть наружу, словно кусок, вырезанный из пирога.

— Долевое соотношение двух величин (например, всем известное правило Парето: «Двадцать процентов клиентов приносят вам восемьдесят процентов прибыли») хорошо изображается при помощи двух стоящих рядом столбиков. Один обозначает клиентов, другой — прибыль.

 

— Если нам нужно показать изменения во времени, пригодится график — линейный или совмещенный со столбчатыми гистограммами. Время всегда лучше располагать на горизонтальной оси.

— Соответственно, если нам нужно показать несколько разных величин в одно время, например, объемы продаж четырех разных магазинов на конец года, лучше использовать ленточную диаграмму, где «столбики» расположены горизонтально. Потому что «столбики», стоящие вертикально в ряд, зритель интуитивно соотносит с процессом изменения одной величины во времени, а не с несколькими величинами одномоментно.

Четвертое правило: избегай пестроты.

Стараемся создать слайд, в котором будет только необходимая информация. Если без каких-то цифр, надписей, рисунков или стрелок можно обойтись — удаляем без сожаления. Помним о правиле для текстовых слайдов — использовать только необходимый минимум шрифтов. Отдельное замечание по поводу цветов — воздерживаемся от «импрессионизма». Чаще всего трех-четырех основных цветов вполне достаточно для качественной визуализации любого замысла. Тот же Желязны считает:

Перевод презентации в черно-белый формат — хорошая проверка ее эффективности: если она понятна и в черно-белом исполнении, то все в порядке; если же нет — то цвет ей вряд ли поможет.

А еще умные люди считают, что лучше умело использовать несколько правил, чем знать их много — и не применять ни одного на практике. Надеюсь, теперь ваши презентации с цифровыми слайдами станут еще убедительнее и интереснее. Практикуйтесь, делитесь результатами, находите свои интересные приемы. Как обычно, можете обращаться ко мне за мелкими подсказками даром и серьезной помощью за деньги :). До встречи в следующей статье.

Верных Вам слов и верных решений!

Вячеслав Саломасов,
тренер, психолог, коуч, эксперт по ораторскому мастерству

Вячеслав Саломасов является автором программы тренинга "Ораторское мастерство", которая предлагается в разделе готовых программ.  Программа этого тренинга содержит поминутный план действий тренера, важные подсказки для тренеров, абсолютно все необходимые тренерские материалы, отлично подходит как для корпоративного, так и для открытого тренинга, одинаково эффективна как для обучения линейного персонала, так и для обучения руководителей.

Программа включает такие темы, как энергетика оратора, словесная импровизация, управление волнением, работа с голосом, жестами, позой;  содержит 12 подробных лекций, раскрывающих все основные аспекты ораторского мастерства, 24 уникальных упражнения, позволяющих освоить за 2 дня тренинга все основные приемы эффективного выступления на публике, и многое другое. Подробнее о программе тренинга "Ораторское мастерство"...

Больше об ораторском мастерстве, о приемах и методах убеждения и влияния, а также новости о тренингах по мастерству публичного выступления и других мероприятиях с тренерским участием В. Саломасова читайте на сайте Верного Слова: http://vernoeslovo.com/

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами:

<< Как спастись от убийцы. Правильные слайды Идея структуры и структура идеи >>

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Спец-предложение "Полный доступ ко всем материалам сайта"

    Упражнения по теме продажи, переговоры – «Спец-предложение "Полный доступ ко всем материалам сайта"»Супер-предложение для тех, кто хочет получить сразу ВСЕ упражнения для тренингов и программы тренингов, размещенные на нашем портале! 

    Вы можете получить ПОЛНЫЙ ДОСТУП КО ВСЕМ материалам и услугам портала Trenerskaya.ru!

    Оплатив всего 24990 руб. вы получаете:

    1. Возможность получить ВСЕ наши уникальные методички упражнений для тренингов. 40 уникальных упражнений с детально описанной методикой проведения общей стоимостью более 28000 руб.!
    2. Готовую программу «Активные продажи» (6990 руб.)
    3. Готовую программу «Работа с возражениями» (2990 руб.)
    4. Готовую программу "Холодные звонки" (6990 руб.)
    5. Готовую программу «Эффективное руководство» (6990 руб.)
    6. Готовую программу «Тренинга переговоров» (6990 руб.)
    7. Готовую программу "Ораторское мастерство" (6990 руб.)
    8. Готовую программу "Тренинга уверенности" (6990 руб.)

    Как получить полный доступ? Очень просто!

  • Мой капитал

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Мой капитал»Это игра-вызов, игра-соревнование, в начале которой все участники тренинга обладают равным количеством ресурсов, а в конце игры участники оказываются с очень разными результатами. В процессе данного упражнения участники группы выстраиваются в четкий ранжир, при этом больше шансов на победу имеет тот, кто умеет смотреть на происходящее беспристрастно, объективно, верно оценивать других людей.

    Это непростое упражнение, т. к. каждый участник тренинга видит свое место в группе относительно других людей, и у многих участников это может вызвать сильные и не всегда позитивные эмоции. А, значит, это упражнение может стать для участников тренинга сильной мотивацией для изменений, для развития, для роста, сильным вызовом. Обычно, игра «Мой капитал» вызывает множество различных эмоций, и дает богатую пищу для размышлений. И уж точно она никого не оставляет равнодушным!

    Упражнение «Мой капитал» эксклюзивно, его вы не найдете ни на одном другом ресурсе.

  • Презентация директора

    Психологические игры и тренинговые упражнения  – «Презентация директора»Универсальное и результативное упражнение, способное существенно расширить знания участников тренинга о самопрезентации, оценить их умение производить первое впечатление, поработать с уверенностью, вербальными и невербальными способами общения, а заодно и ускорить процесс распределения ролей, включить группу в «рабочее состояние» и подвести к стадии активной работы.

    Упражнение подходит для всех тренингов, в которых затрагивается тема коммуникаций и презентаций. «На ура» проходит в тренингах уверенности и лидерства. Может оказаться полезным и эффективным на тренингах руководителей.
    Упражнение способно зарядить группу энергией и мотивировать на усердную работу.
    Упражнение для тренинга рекомендовано профессиональным тренером Д.Швецовым, автором книги "Укрепление личности".