Все тренеры собираются здесь

Сценарий тренинга

Готовые сценарии тренингов "Активные продажи" и "Работа с возражениями" вы всегда можете приобрести в разделе "Программы тренингов". Готовые сценарии тренингов от Trenerskaya.ru уникальны и содержат только самые лучшие, самые работающие материалы по своей теме.

"Только самые опытные тренеры могут позволить себе работать без сценария тренинга. И то – в редких, можно сказать, исключительных случаях. Сценарий тренинга – жизненно важная часть подготовки к проведению любого обучения. Как же сценарий делается?

Прежде всего, должен быть готов теоретический материал и упражнения (о том, как это делать см. статью «Как написать программу тренинга»). Сценарий тренинга – это объединение уже готовых элементов и эпизодов в единое полотно. Если что-то приходится разрабатывать в процессе написания сценария, это серьёзно замедляет работу.

Итак, всё готово – можно приступать к сведению разбросанного по разным местам и файлам в единое целое. Выполняется это по несложному алгоритму.

1. Создать временной каркас. Нужно взять лист бумаги и разбить его на несколько колонок – каждая колонка это день тренинга (если тренинг однодневный, то можно пропустить этот момент). Следом проводится черта поперёк колонок – это время обеда. Затем пунктирными линиями (параллельными «линии обеда») выделяются перерывы на кофе. Всё, каркас готов.

2. Заполнить каркас материалом. Следующий шаг – перенос всего имеющегося материала на лист с временным каркасом. Разумеется, переносится только названия («мини-лекция о работе с возражением», «упражнение «Продай попугая» и пр.). 

Зачем это делается? Сразу видно, сколько материала есть, нужно ли дополнительно что-то разрабатывать или наоборот – что-то отбросить, потому что просто не хватит времени. Те, кто пренебрегают таким заполнением временного каркаса, потом сталкиваются с ситуациями, например, когда первый (из двух) день тренинга уже заканчивается, а материал не освоен даже наполовину.

Что ещё важно, при заполнении временного каркаса – следить за разнообразием видов активности. Два повторяющихся вида активности ставьте как можно дальше друг от друга. Например, если есть два подряд отработки в парах и обе нужны, лучше поставить между ними работу на сцене или мозговой штурм участников. Или хотя бы игру-разминку. Подобробрать необходимую игру вы можете здесь. Тренинг, где виды активности одинаковы, становится пресным и скучным.

Однажды, когда мне было необходимо отработать один приём, но так, чтобы люди могли его выполнить даже ночью, спросонья, я придумал шесть разных видов активности. Участники тренинга:

1. Смотрели видео, где тренировались замечать сам приём;

2. Письменно формулировали фразы приёма;

3. Обменивались фразами, выбирая самые удачные; 

4. Отрабатывали в кругу, играя в «горячую картошку»;

5. Соревновались на скорость – кто больше фраз сможет вспомнить за минуту; 

6. И, наконец, работали в парах в рамках деловой игры, где тренировали использование этого приёма в рабочих ситуациях.

В результате – все усваивали, все применяли с хорошим результатом. А главное – не было однообразия. Обучение проходило живо, энергично.

3. Создать текстовую версию сценария. Когда временной каркас заполнен (и что-то добавлено, что-то убрано), пора приниматься за написание сценария. Практика показала, что самый удобный вариант оформления сценария – это таблица из трёх колонок. Первая – название активности (мини-лекция, просмотр видео-фрагмента, работа в группах, общая игра, работа на сцене и пр.) и время, выделяемое на этот вид активности. Вторая колонка – это содержание (опорные тезисы лекций, инструкции к упражнениям, вопросы для обратной связи и т.п.). Третья колонка – это планируемый результат. Иногда пишут о целях (цель упражнения – создание рабочей атмосферы), но лучше писать в терминах результата (результат упражнения – создана рабочая атмосфера).  Для удобства вы можете ориентироваться на те цели и результаты, которые прописаны в комментариях к каждому из упражнений.

О результате нужно писать обязательно, особенно в начале тренерской карьеры. Это – серьёзная страховка для тренера. Если он затрудняется сформулировать результат упражнения тренинга или игры, то участники тем более не поймут, зачем они это делали. Получится, что они чем-то занимались, а для чего – не ясно. Как правило, это вызывает недовольство и усложняет тренеру работу. Так что лучше не лениться, а добросовестно прописать все результаты.

Так же желательно записывать инструкции к упражнениям. Здесь тоже не стоит уповать на «как-нибудь выкручусь». Практика показывает, что если тренер не может записать, то участникам он объяснить не сможет тем более. Когда инструкция записана, гораздо лучше видны пробелы, логические дыры и непонятные места. В упражнениях на Тренерской.ру инструкции прописаны четко и подробно, у тех, кто опирается на них, вопросов и непоннятных моментов обычно не возникает.

Последнее, на что стоит обратить внимание при написании сценария – это его связность. Переходы от одного элемента тренинга к другому нужно обосновывать, для участников они должны быть предельно логичными (может быть, не предсказуемыми, но всё-таки логичными).

Например, участники сначала провели мозговой штурм, где собирали основные возражения клиента. Если посадить их сейчас отрабатывать эти возражения, это будет нелогично – ведь не было обучения приёмам работы с возражениями. Другое дело, если после мозгового штурма дать информацию по работе с возражениями, потом всем вместе разобрать, как с помощью рассказанных приёмов работать с записанными возражениями, и уже затем садиться в пары для отработки. Так будет стройно и логично.

Написание сценария тренинга – дело небыстрое. Часто это достаточно механическая работа, требующая большой внимательности и сосредоточенности.  Не удивительно, что от неё хочется увильнуть.

Тем не менее, все (без исключений) хорошие тренера обязательно прописывают сценарии к своим тренингам. Потому что это – залог качественно сделанной программы.

Думаю, имеет смысл перенимать лучший опыт. Игры и упражнения на этом сайте вам в помощь!

Готовый сценарий тренинга по "Активным продажам"

Павел Зыгмантович, тренер с 2001 года, коуч для тренеров, 
специалист по созданию уникальных тренинговых программ.

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами!

<< Игры для тренинга, игровые методы в тренинге Как тренеру продать себя на рынке тренинговых услуг ? >>

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Презентация директора

    Психологические игры и тренинговые упражнения  – «Презентация директора»Универсальное и результативное упражнение, способное существенно расширить знания участников тренинга о самопрезентации, оценить их умение производить первое впечатление, поработать с уверенностью, вербальными и невербальными способами общения, а заодно и ускорить процесс распределения ролей, включить группу в «рабочее состояние» и подвести к стадии активной работы.

    Упражнение подходит для всех тренингов, в которых затрагивается тема коммуникаций и презентаций. «На ура» проходит в тренингах уверенности и лидерства. Может оказаться полезным и эффективным на тренингах руководителей.
    Упражнение способно зарядить группу энергией и мотивировать на усердную работу.
    Упражнение для тренинга рекомендовано профессиональным тренером Д.Швецовым, автором книги "Укрепление личности".

  • Пакет "5 лучших упражнений для тренинга продаж"

    Упражнения по теме продажи, переговоры – «Пакет "5 лучших упражнений для тренинга продаж"»Отличная возможность! Вы оплачиваете всего 990 руби получаете сразу 5 эксклюзивных упражнений для тренинга продажВаша выгода составит  более 1600 руб.(!)

    Уникальные рекомендации профессионалов! Все наши упражнения для тренинга продаж оформлены в виде подробной тренерской методички, содержащей массу уникальных подсказок и рекомендаций, тренерских секретов и "фишек", позволяющих провести упражнение наилучшим образом и с максимальным результатом. Такого вы не найдете больше нигде!
    Объем каждой тренерской методички упражнения около 10 страниц. 

    Это выгодно! Задумайтесь, чтобы разработать для вас одну методичку упражнения несколько тренеров-профессионалов высокого уровня работали над ней более 15 часов!  Приобретая данный пакет, вы получаете каждое из 5-ти упражнений по символической цене всего 158 руб.!
    Приобретайте лучшее и делайте свои тренинги по продажам уникальными!

  • Уникальное упражнение "Колесо жизни"

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Колесо жизни»Сильное и глубокое упражнение, в процессе которого участники тренинга наглядно видят, насколько они удовлетворены различными сферами своей жизни, выбирают свои приоритетные цели и ставят конкретные задачи на определенный промежуток времени.

    Не всегда человеку легко определиться, в какую сторону двигаться. «Колесо жизни» — одна из лучших технологий, помогающая осознанно организовать свою жизнь, определить свои жизненные цели и приоритеты развития на ближнюю, среднюю и дальнюю перспективы.

    Упражнение идеально подходит для тренингов целеполагания, тренингов по life-менеджменту. Благодаря своей метафоричности и наглядности, оно станет настоящим украшением такого тренинга, одним из самых запоминающихся его моментов.

    Объем тренерской методички упражнения: 15 страниц.