Все тренеры собираются здесь

Секреты харизмы. Пятерка по поведению

Здравствуйте, друзья! Подкрался ноябрь (опять неожиданно!) — осень и зима патрулируют улицы вместе, половина мира перешла на зимнее время, водители массово перековывают своих стальных коней. Между прочим, в нашей стране так исторически сложилось, что первая декада одиннадцатого месяца регулярно практически каждому россиянину ненавязчиво предлагает вновь блеснуть харизмой — как сто один год назад — так что будет уместно продолжить наше харизматичное исследование прямо сейчас.

Мы уже выяснили в прежних выпусках, что харизма оратора складывается из некоторого количества факторов, которые намекают зрителям, что этот товарищ серьезно круче их и вообще — знает, что делает (что особенно впечатляет, когда все остальные замирают в растерянности). К этим факторам относятся:

  • габариты,
  • голос,
  • красота,
  • осанка,
  • формальные признаки статуса,
  • неформальные признаки статуса.

Как вы уже, наверно, заметили, все эти черты относятся к внешнему виду человека.

Они, кстати, хороши тем, что работают на оратора и тогда, когда он еще не сказал ни слова с трибуны, да что там — даже когда время выступления еще не назначено. Достаточно разместить в прессе хорошо продуманные фотографии и подготовить упоминания в медиа, рисующие нужный образ и создающие правильную атмосферу.

Но вот наш герой начинает действовать. Самое время рассмотреть другое слагаемое харизмы оратора — поведение.

Поведение харизматичного оратора, конечно же, тоже должно всячески поддерживать впечатление аудитории о том, что это человек особенных достоинств, человек, который может что-то, что не под силу обычным людям. Из чего складывается это впечатление?

Действие. Собственно, в непростых ситуациях сам факт того, что человек начинает делать что-то осмысленное, раздает команды мешкающим (или паникующим) окружающим, так или иначе берет руководство ситуацией в свои руки, мгновенно поднимает его над остальной толпой.

Спокойствие. Основательность, несуетность в движениях. Эта черта особенно выгодно смотрится на фоне взволнованной и суетящейся публики в моменты растерянности и неопределенности. Харизматичный человек не показывает волнения, не поддается общей панике, его движения четки, походка тверда, жесты свободны — он действует спокойно, размеренно, по-хозяйски. Он, словно газ, занимающий весь предоставленный объем, использует для своих целей все имеющееся вокруг пространство, уважая, впрочем, чужие границы. Если нужно, он может действовать стремительно — тем не менее, все также пугающе четко и точно:

…из шатра

Толпой любимцев окруженный,

Выходит Петр. Его глаза

Сияют. Лик его ужасен.

Движенья быстры. Он прекрасен,

Он весь, как божия гроза.

А.С. Пушкин, «Полтава»

Кстати, о лике.

Взгляд харизматичного человека — это, прежде всего, четкий зрительный контакт. Без «бегания» и отведения глаз. Благодаря соответствующей мимике и общему впечатлению, взгляд может восприниматься прямым, открытым, поддерживающим, пронизывающим, оценивающим, тяжелым, осуждающим… Но бегающим, суетливым, стыдливым и так далее — никогда!

Уверенная речь дополняет спокойствие в движениях, ей свойственны нужного уровня громкость, четкость, солидность, неспешный темп, выразительные смысловые паузы и, главное, спокойные уверенные интонации. При необходимости речь харизматичного оратора может быть полна бешеной энергетики, увлекающего быстрого темпа и будоражащих аудиторию эмоций — но и тогда она будет отличаться интонациями несокрушимой уверенности и силы.

Кроме того, содержание речи харизматичного оратора отличают ясность, тезисность, весомая аргументация, логичность, выразительность, образность, умелое применение необходимых терминов. Причем, это взаимозаменяемые характеристики: в зависимости от обстоятельств, для должного эффекта речи может хватить и нескольких из этих черт. Иногда — даже одной.

«Комбат». Фотограф: Макс Альперт.

На фото Алексей Гордеевич Ерёменко (18 [31 ] марта 1906–12 июля 1942 года) — младший политрук 220-го стрелкового полка 4-й стрелковой дивизии 18-й армии.

Итак, перед вами — черты внешнего облика и особенности поведения человека, которые, складываясь вместе, создают его харизму. То самое восхищение и полное надежд доверие от окружающих:

Особенный. Классный. Крутой. Не такой, как все. Знает, что делает, знает, что говорит. Можно довериться. Приведет к победе. Спасет всех.

Разумеется, сейчас самое время возмущенно / скептически / ехидно (выберите нужное) сказать: «Что за чушь? Стиву Джобсу не нужно было двух метров роста и костюма от Армани (или Версаче?), чтобы охватывать своей харизмой весь мир! … Ленин картавил… Мать Тереза была некрасивой… Махатма Ганди не имел ни вертолета, ни Ролс-Ройса» — и так далее, вставьте сюда свой вариант. И все это будет верно — и неверно.

Потому что у харизмы есть еще один секрет.

Для того, чтобы стать харизматичным, не нужно обладать всеми перечисленными признаками сразу. Достаточно владеть несколькими из них.

Если неформальный статус Стива Джобса нереально высок (да и формальный не сказать, что ниже) — ему ни к чему дорогой костюм и чарующий бас. Две тяжеленные гири, поставленные на весы харизмы, уже перевешивают все остальное. А вот если имярек Пупкинс еще не маячит в списке Форбс и не здоровается за руку с президентом — ему имеет смысл позаботиться о хорошем костюме и тренажерном зале, а также уроках ораторского мастерства и светских манер.

Пересмотрите список — что из того, что будет важно для вашей будущей публики (или ваших потенциальных избирателей), у вас уже есть? Чего еще нет, но можно добиться в ближайшее время?

Внушительный рост и отличная фигура?

Подвешенный язык и диплом престижного вуза?

Олимпийское золото?

Репутация смелого воина или неподкупного общественного деятеля?

Найдите свои выигрышные черты и используйте их по максимуму, если хотите стать харизматичными лидерами.

Только сначала крепко подумайте, насколько вам это нужно. Потому что у харизмы есть и обратная сторона. Но об этом — в следующий раз :).

А пока у нас — ноябрьские длинные выходные. Можно отдохнуть по поводу Дня народного единства, а можно отпраздновать годовщину Великой Октябрьской социалистической революции — кто что выберет. В обоих случаях есть хороший повод потренировать свои ораторские умения — за работу, товарищи!

Я же прощаюсь — до следующей встречи про харизму. Жду ваших комментариев. Будьте здоровы, радостных праздников!

Верных Вам слов и верных решений!

Вячеслав Саломасов,
тренер, психолог, коуч, эксперт по ораторскому мастерству

Вячеслав Саломасов является автором программы тренинга "Ораторское мастерство", которая предлагается в разделе готовых программ.  Программа этого тренинга содержит поминутный план действий тренера, важные подсказки для тренеров, абсолютно все необходимые тренерские материалы, отлично подходит как для корпоративного, так и для открытого тренинга, одинаково эффективна как для обучения линейного персонала, так и для обучения руководителей.

Программа включает такие темы, как энергетика оратора, словесная импровизация, управление волнением, работа с голосом, жестами, позой;  содержит 12 подробных лекций, раскрывающих все основные аспекты ораторского мастерства, 24 уникальных упражнения, позволяющих освоить за 2 дня тренинга все основные приемы эффективного выступления на публике, и многое другое. Подробнее о программе тренинга "Ораторское мастерство"...

Больше об ораторском мастерстве, о приемах и методах убеждения и влияния, а также новости о тренингах по мастерству публичного выступления и других мероприятиях с тренерским участием В. Саломасова читайте на сайте Верного Слова: http://vernoeslovo.com/

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами:

<< Харизма – разбираем и разбираемся Яд харизмы. Обратная сторона медали >>

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Убеди другого!

    Упражнения по теме продажи, переговоры – «Убеди другого!»

    Глубокое упражнение для тренингов  продаж или презентаций. Быть убедительным - вот один из важнейших навыков, необходимых для успешных продаж. В первую очередь сам продавец должен быть уверен, что продает отличный товар и уметь эту уверенность предать покупателю так, чтобы он ему поверил и захотел купить его товар.  Упражнение помогает отработать навыки убеждения и помогает участникам тренинга сформировать у себя позитивное отношение к продажам (презентациям, переговорам), найти новые причины и ресурсы любить свою работу и свой товар.

    Уникальная методичка упражнения разработана тренерами-профессионалами специально для портала Тренерская.ру. и содержит подробную технологию его проведения, а также рекомендации и подсказки экспертов. Такого вы не найдете больше нигде! 

    Объем тренерской методички упражнения: 8 страниц. 
    Бонусы! Методичка содержит несколько различных вариаций упражнения и подходящее музыкальное сопровождение!  

  • Упражнение-разминка "Волшебная палочка"

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Волшебная палочка»Упражнение рекомендовано профессиональным тренером Д.Швецовым, автором книг "Укрепление личности", "Чувство вины: антивирус".
    Увлекательное и действенное упражнение отлично подходит в качестве разминки, но при несложной модификации может стать и более глубоким, основным упражнением. Создает легкую, позитивную атмосферу доверия и активизирует творческий настрой участников.

    Упражнение «Волшебная палочка» помогает участникам разобраться с тем, что делает их счастливыми, и найти новые доступные возможности быть таковыми. Кроме того участники смогут лучше понять потребности окружающих и найти способы сделать счастливее и их. Несмотря на кажущуюся простоту, упражнение в зависимости от целей тренера может быть как легким, так и более «глубоким» для осознания.

  • Разминка "Воробьи-вороны"

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Воробьи-вороны»Энергичное игровое упражнение, способное в короткие сроки включить участников тренинга в рабочий процесс, повысить их внимание, энергетику и вовлеченность. Создает позитивную атмосферу и, в случае необходимости, снимает напряжение в группе. Включает физическую и эмоциональную активность участников. Кроме функций разогрева группы это упражнение способствует формированию у участников тренинга позитивного и конструктивного отношения к своему проигрышу или неудаче. Помогает понять, что независимо от результатов своих усилий, можно просто получать удовольствие от игры. Этот принцип можно отнести ко всему в жизни и тем самым легче переносить неудачи и трудности.

    Упражнение «Воробьи-вороны» не смотря на то, что было придумано много лет назад, остается эффективным и востребованным упражнением-разогревом у многих тренеров и по сей день. Причем подходит оно как для тренингов личностного роста, так и для бизнес-тренингов по продажам, переговорам, лидерству.