Все тренеры собираются здесь

Содержание речи. Фокусы мотивации

Летние дни такие загадочные — ждешь долго, пролетают быстро, вот и время нашей новой встречи подошло. Приятно, что «загадки» прошлого выпуска вы благополучно разгадали — молодцы) ). История про канарейку уходит корнями в древнюю Грецию, и автор ее, Эзоп, является автором сюжетов многих басен, которые в более поздние времена пересказывали и Лафонтен, и Крылов. А господ С. Клеменса, У. С. Портера и Ч. Л. Доджсона объединяет то, что они были знаменитыми писателями и прославились под гораздо более известными псевдонимами — Марк Твен, О Генри, Льюис Кэрролл. Что ж, победители определены, призы вручены — возвращаемся к нашим трудовым ораторским будням) ).

Мы уже не раз говорили о том, что любое выступление (да и любое общение) затевается с определенными целями. Оратор хочет от зрителей тех или иных действий — следовательно, одна из главных задач выступления — мотивировать аудиторию на эти действия. И наша сегодняшняя тема —

МОТИВАЦИЯ В РЕЧИ

Не буду погружаться в теоретические изыскания и психологические тонкости — благо, тема стала очень популярной, и статей полно в сети, и тренингов — расскажу о главном. В повседневной практике общения мы используем (и на нас используют), в основном, два способа — негативную и позитивную мотивацию, «кнут» и «пряник». Негативная мотивация угрожает и запугивает, позитивная — вдохновляет и соблазняет. То же самое и во время выступления: хочешь побудить людей к действию — продумай, как будешь их мотивировать.

Мотивируя публику негативом, мы рисуем ужасные картины, серьезные проблемы и большие неприятности, которые ожидают зрителей, если они не сделают то, что мы предлагаем.

Это любимый конек рекламы товаров и услуг, связанных со здоровьем. Вспомните лучших друзей продавцов пылесосов — зловещих пылевых клещей. Или монструозных микробов с поверхностей унитаза) ).

Использование позитивной мотивации подразумевает создание для зрителей ярких картин и захватывающих перспектив достижимого будущего, описание выгод и преимуществ, которые они получат, когда сделают то, что предлагает оратор.

Взгляните на рекламу автомобилей, освежающих напитков, сотовых телефонов и туристических операторов.

Поскольку сами принципы просты и ежедневно у всех перед глазами, нет нужды расписывать их подробно. Лучше давайте обратим внимание на некоторые нюансы их применения.

Мифы

Широко распространено мнение, что негативную мотивацию применяют только к плохим подчиненным, которые «хороших слов не понимают». А вот смышленым передовым сотрудникам нужен только «пряник».

Другой популярный миф говорит, что негативной мотивацией пользуются только плохие руководители (и ораторы), а хорошие — только позитивной.

Видимо, это связано с тем, что еще достаточно в нашей действительности начальников разных уровней, которые до сих пор уверены, что слово «мотивировать» пишется через букву А) ).

На самом деле — оба вида мотивации вполне себе равноправны и полезны и годятся для любых работников (или зрителей). Но — в различном соотношении для разных людей и разных ситуаций. В силу полученного воспитания и личных психических и физиологических особенностей одни люди лучше реагируют на негативную мотивацию, а другие — на позитивную. И хороший руководитель (а также хороший оратор) как раз умеет в людях и ситуациях разобраться и понять, где, как, когда и в каком сочетании применить и кнут, и пряник.

Как смешивать коктейль

Негативная мотивация хорошо дает человеку мощный энергетический импульс. В то же время, такому «пинку» не хватает направленности:

когда вы убегаете ОТ разъяренной змеи, вы не слишком заботитесь, КУДА в итоге попадете) ).

Позитивная мотивация, напротив, хорошо задает направление — и может серьезно проиграть в энергии импульса:

у меня отличная благородная цель с прекрасными бонусами на нынешний год, но год — это так много, я к ней двигаться завтра начну…

Лучше всего сработает вариант, когда в процессе выступления мы живописно обрисуем нашим зрителям и зубастого крокодильчика, который жадно клацает челюстями сзади, в миллиметрах от их мягких тканей, и великолепный аппетитный, источающий дразнящие ароматы пирожок на достижимом — но все же призывающем к действию — расстоянии. Тогда наше мотивационное воздействие придаст аудитории и энергию, и направление.

Конечно, людям обычно больше нравится позитив, поэтому лучше исходить из базового превосходства пряника над кнутом в примерном соотношении 7:3. Но точные доли страшилок и соблазнялок нужно смешивать для каждого конкретного случая индивидуально.

Фокус мотивации

В зависимости от того, каким материалом обладает оратор, он выбирает, куда направить внимание аудитории — на прошлое, на настоящее или в будущее. В случае с кнутом мы можем либо пугать зрителей возможными последствиями, либо указывать на то, что творится вокруг них (или у соседей) в данный момент, либо приводить примеры из истории — в зависимости от того, что обещает больший эффект.

Позитивная мотивация чаще всего направляет взгляд аудитории в ее счастливое будущее, хотя и здесь применимы яркие примеры из настоящего или прошлого других людей: «они смогли — сможешь и ты!». Часто такая фокусировка дает даже больший эффект — реальный пример словно доказывает реальность обещаний спикера.

Мастера этого приема — рекрутеры структур сетевого маркетинга. На своих собраниях они десятками рассказывают новообращенцам вдохновенные истории удивительного превращения простых домохозяек и пенсионеров в миллионеров — алмазных дистрибьюторов десятого уровня волшебного корня «Бунь-шу») ).

Есть еще несколько важных нюансов успешного мотивирования аудитории — о них мы поговорим в следующий раз. А пока — потренируемся:

— обратите внимание на собственный опыт. Что больше мотивирует вас — кнут или пряник?

— проверьте свои привычки: какой способ мотивации в отношении других чаще используете вы?

— попробуйте расширить свой мотиваторский арсенал: отработайте умение эффективно сочетать приемы негативной и позитивной мотивации.

И расскажите, как получается. Спросите, если что-то не понятно. Поделитесь успехами и своими мыслями по этому поводу — будет, что обсудить в следующем выпуске о мотивации в речи. 

Верных Вам слов и верных решений!

Вячеслав Саломасов,
тренер, психолог, коуч, эксперт по ораторскому мастерству

Вячеслав Саломасов является автором программы тренинга "Ораторское мастерство", которая предлагается в разделе готовых программ.  Программа этого тренинга содержит поминутный план действий тренера, важные подсказки для тренеров, абсолютно все необходимые тренерские материалы, отлично подходит как для корпоративного, так и для открытого тренинга, одинаково эффективна как для обучения линейного персонала, так и для обучения руководителей.

Программа включает такие темы, как энергетика оратора, словесная импровизация, управление волнением, работа с голосом, жестами, позой;  содержит 12 подробных лекций, раскрывающих все основные аспекты ораторского мастерства, 24 уникальных упражнения, позволяющих освоить за 2 дня тренинга все основные приемы эффективного выступления на публике, и многое другое. Подробнее о программе тренинга "Ораторское мастерство"...

Больше об ораторском мастерстве, о приемах и методах убеждения и влияния, а также новости о тренингах по мастерству публичного выступления и других мероприятиях с тренерским участием В. Саломасова читайте на сайте Верного Слова: http://vernoeslovo.com/

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами:

<< Содержание речи. Как дразнить гусей Как создать условия для развития в тренинговой группе >>

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Пакет "3 лучших упражнения на командообразование"

    Упражнения на командообразование – «Пакет "3 лучших упражнения на командообразование"»Отличная возможность! Вы оплачиваете всего 990 руби получаете сразу 3 эксклюзивных упражнения для тренинга командообразованияВаша выгода составит почти 1000 руб.(!)

    Уникальные рекомендации профессионалов! Каждое упражнение для тренинга командообразования оформлено в виде подробной тренерской методички, содержащей массу уникальных подсказок и рекомендаций, тренерских секретов и "фишек", позволяющих провести упражнение с максимальным результатом. Такого вы не найдете больше нигде!
    Объем каждой тренерской методички упражнения около 10 страниц. 

    Это выгодно! Задумайтесь, чтобы разработать для вас одну методичку упражнения несколько тренеров-профессионалов высокого уровня работали над ней более 15 часов!  
    Приобретайте лучшее и делайте свои тренинги по командообразованию мощными!

  • Пакет "5 лучших упражнений для тренинга продаж"

    Упражнения по теме продажи, переговоры – «Пакет "5 лучших упражнений для тренинга продаж"»Отличная возможность! Вы оплачиваете всего 790 руби получаете сразу 5 эксклюзивных упражнений для тренинга продажВаша выгода составит 1000 руб.(!)

    Уникальные рекомендации профессионалов! Все наши упражнения для тренинга продаж оформлены в виде подробной тренерской методички, содержащей массу уникальных подсказок и рекомендаций, тренерских секретов и "фишек", позволяющих провести упражнение наилучшим образом и с максимальным результатом. Такого вы не найдете больше нигде!
    Объем каждой тренерской методички упражнения около 10 страниц. 

    Это выгодно! Задумайтесь, чтобы разработать для вас одну методичку упражнения несколько тренеров-профессионалов высокого уровня работали над ней более 15 часов!  Приобретая данный пакет, вы получаете каждое из 5-ти упражнений по символической цене всего 158 руб.!
    Приобретайте лучшее и делайте свои тренинги по продажам уникальными!

  • Бредогенератор

    Упражнения по теме продажи, переговоры – «Бредогенератор»Это упражнение занимает от 30 до 50 минут и позволяет научить участников тренинга более уверенно общаться и выступать. Знающие люди утверждают, что это любимое упражнение, которым тренируют себя радио- и теле-ведущие перед выходом в эфир.

    Упражнение «Бредогенератор» отлично подходит для тренингов уверенного поведения, тренингов по ораторскому мастерству и риторике, тренингов лидерства. Также данное упражнение рекомендуется для тренингов активных продаж для тех областей, где продавцу важен «хорошо подвешенный язык», для тренингов молодых руководителей, которым важно уверенно проводить совещание, также упражнение будет очень полезным для тренинга тренеров.

    В состав упражнения включена подробная лекция на тему «Шесть шагов уверенного выступления». Упражнение позволяет отработать эти шаги, отработать приемы и «фишки» уверенного поведения.