Все тренеры собираются здесь

Содержание речи. Фокусы мотивации

Летние дни такие загадочные — ждешь долго, пролетают быстро, вот и время нашей новой встречи подошло. Приятно, что «загадки» прошлого выпуска вы благополучно разгадали — молодцы) ). История про канарейку уходит корнями в древнюю Грецию, и автор ее, Эзоп, является автором сюжетов многих басен, которые в более поздние времена пересказывали и Лафонтен, и Крылов. А господ С. Клеменса, У. С. Портера и Ч. Л. Доджсона объединяет то, что они были знаменитыми писателями и прославились под гораздо более известными псевдонимами — Марк Твен, О Генри, Льюис Кэрролл. Что ж, победители определены, призы вручены — возвращаемся к нашим трудовым ораторским будням) ).

Мы уже не раз говорили о том, что любое выступление (да и любое общение) затевается с определенными целями. Оратор хочет от зрителей тех или иных действий — следовательно, одна из главных задач выступления — мотивировать аудиторию на эти действия. И наша сегодняшняя тема —

МОТИВАЦИЯ В РЕЧИ

Не буду погружаться в теоретические изыскания и психологические тонкости — благо, тема стала очень популярной, и статей полно в сети, и тренингов — расскажу о главном. В повседневной практике общения мы используем (и на нас используют), в основном, два способа — негативную и позитивную мотивацию, «кнут» и «пряник». Негативная мотивация угрожает и запугивает, позитивная — вдохновляет и соблазняет. То же самое и во время выступления: хочешь побудить людей к действию — продумай, как будешь их мотивировать.

Мотивируя публику негативом, мы рисуем ужасные картины, серьезные проблемы и большие неприятности, которые ожидают зрителей, если они не сделают то, что мы предлагаем.

Это любимый конек рекламы товаров и услуг, связанных со здоровьем. Вспомните лучших друзей продавцов пылесосов — зловещих пылевых клещей. Или монструозных микробов с поверхностей унитаза) ).

Использование позитивной мотивации подразумевает создание для зрителей ярких картин и захватывающих перспектив достижимого будущего, описание выгод и преимуществ, которые они получат, когда сделают то, что предлагает оратор.

Взгляните на рекламу автомобилей, освежающих напитков, сотовых телефонов и туристических операторов.

Поскольку сами принципы просты и ежедневно у всех перед глазами, нет нужды расписывать их подробно. Лучше давайте обратим внимание на некоторые нюансы их применения.

Мифы

Широко распространено мнение, что негативную мотивацию применяют только к плохим подчиненным, которые «хороших слов не понимают». А вот смышленым передовым сотрудникам нужен только «пряник».

Другой популярный миф говорит, что негативной мотивацией пользуются только плохие руководители (и ораторы), а хорошие — только позитивной.

Видимо, это связано с тем, что еще достаточно в нашей действительности начальников разных уровней, которые до сих пор уверены, что слово «мотивировать» пишется через букву А) ).

На самом деле — оба вида мотивации вполне себе равноправны и полезны и годятся для любых работников (или зрителей). Но — в различном соотношении для разных людей и разных ситуаций. В силу полученного воспитания и личных психических и физиологических особенностей одни люди лучше реагируют на негативную мотивацию, а другие — на позитивную. И хороший руководитель (а также хороший оратор) как раз умеет в людях и ситуациях разобраться и понять, где, как, когда и в каком сочетании применить и кнут, и пряник.

Как смешивать коктейль

Негативная мотивация хорошо дает человеку мощный энергетический импульс. В то же время, такому «пинку» не хватает направленности:

когда вы убегаете ОТ разъяренной змеи, вы не слишком заботитесь, КУДА в итоге попадете) ).

Позитивная мотивация, напротив, хорошо задает направление — и может серьезно проиграть в энергии импульса:

у меня отличная благородная цель с прекрасными бонусами на нынешний год, но год — это так много, я к ней двигаться завтра начну…

Лучше всего сработает вариант, когда в процессе выступления мы живописно обрисуем нашим зрителям и зубастого крокодильчика, который жадно клацает челюстями сзади, в миллиметрах от их мягких тканей, и великолепный аппетитный, источающий дразнящие ароматы пирожок на достижимом — но все же призывающем к действию — расстоянии. Тогда наше мотивационное воздействие придаст аудитории и энергию, и направление.

Конечно, людям обычно больше нравится позитив, поэтому лучше исходить из базового превосходства пряника над кнутом в примерном соотношении 7:3. Но точные доли страшилок и соблазнялок нужно смешивать для каждого конкретного случая индивидуально.

Фокус мотивации

В зависимости от того, каким материалом обладает оратор, он выбирает, куда направить внимание аудитории — на прошлое, на настоящее или в будущее. В случае с кнутом мы можем либо пугать зрителей возможными последствиями, либо указывать на то, что творится вокруг них (или у соседей) в данный момент, либо приводить примеры из истории — в зависимости от того, что обещает больший эффект.

Позитивная мотивация чаще всего направляет взгляд аудитории в ее счастливое будущее, хотя и здесь применимы яркие примеры из настоящего или прошлого других людей: «они смогли — сможешь и ты!». Часто такая фокусировка дает даже больший эффект — реальный пример словно доказывает реальность обещаний спикера.

Мастера этого приема — рекрутеры структур сетевого маркетинга. На своих собраниях они десятками рассказывают новообращенцам вдохновенные истории удивительного превращения простых домохозяек и пенсионеров в миллионеров — алмазных дистрибьюторов десятого уровня волшебного корня «Бунь-шу») ).

Есть еще несколько важных нюансов успешного мотивирования аудитории — о них мы поговорим в следующий раз. А пока — потренируемся:

— обратите внимание на собственный опыт. Что больше мотивирует вас — кнут или пряник?

— проверьте свои привычки: какой способ мотивации в отношении других чаще используете вы?

— попробуйте расширить свой мотиваторский арсенал: отработайте умение эффективно сочетать приемы негативной и позитивной мотивации.

И расскажите, как получается. Спросите, если что-то не понятно. Поделитесь успехами и своими мыслями по этому поводу — будет, что обсудить в следующем выпуске о мотивации в речи. 

Верных Вам слов и верных решений!

Вячеслав Саломасов,
тренер, психолог, коуч, эксперт по ораторскому мастерству

Вячеслав Саломасов является автором программы тренинга "Ораторское мастерство", которая предлагается в разделе готовых программ.  Программа этого тренинга содержит поминутный план действий тренера, важные подсказки для тренеров, абсолютно все необходимые тренерские материалы, отлично подходит как для корпоративного, так и для открытого тренинга, одинаково эффективна как для обучения линейного персонала, так и для обучения руководителей.

Программа включает такие темы, как энергетика оратора, словесная импровизация, управление волнением, работа с голосом, жестами, позой;  содержит 12 подробных лекций, раскрывающих все основные аспекты ораторского мастерства, 24 уникальных упражнения, позволяющих освоить за 2 дня тренинга все основные приемы эффективного выступления на публике, и многое другое. Подробнее о программе тренинга "Ораторское мастерство"...

Больше об ораторском мастерстве, о приемах и методах убеждения и влияния, а также новости о тренингах по мастерству публичного выступления и других мероприятиях с тренерским участием В. Саломасова читайте на сайте Верного Слова: http://vernoeslovo.com/

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами:

<< Содержание речи. Как дразнить гусей Как создать условия для развития в тренинговой группе >>

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Упражнение-разминка "Разожми кулак"

    Упражнения по теме продажи, переговоры – «Разожми кулак»Эффектное упражнение, подходящее для многих тем тренингов. Занимая всего 10–15 минут упражнение позволяет тренеру быстро поднять уровень энергетики группы, запоминающимся способом привлечь внимание участников к следующей теме и повысить мотивацию участников на дальнейшее обучение.

    Упражнение наглядно демонстрирует участникам, что силовые методы воздействия дают проигрышные результаты, но мы часто действуем по привычке именно силовыми методами.

    Упражнение будет хорошей подводкой к мини-лекциям на темы: как работать с возражениями клиента; как руководителю работать с сопротивлением сотрудников; как вести себя в конфликтной ситуации…

    Объем тренерской методички: 8 страниц.

    Бонус! Прилагается аудиозапись упражнения и подходящая музыка.

  • Линейка успешности

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Линейка успешности»Упражнение «Линейка успешности» — эффективный способ помочь участникам тренинга в адекватной оценке собственной успешности, выявлению критериев успешности, определению своего статуса в обществе и готовности к изменениям.

    Что важнее? То как человека оценивают другие или тот как он оценивает себя сам? Это упражнение помогает в учебной игровой ситуации дать возможность участникам тренинга ответить на эти вопросы, самостоятельно определив критерии успешности, оценить свои достижения и найти баланс между важностью чужих мнений о себе и мнением собственным.

    Упражнение идеально подходит для тренингов успешности, лидерства, личностного роста, тренингов целеполагания и мотивационных тренингов.

  • Уникальное упражнение "Колесо жизни"

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Колесо жизни»Сильное и глубокое упражнение, в процессе которого участники тренинга наглядно видят, насколько они удовлетворены различными сферами своей жизни, выбирают свои приоритетные цели и ставят конкретные задачи на определенный промежуток времени.

    Не всегда человеку легко определиться, в какую сторону двигаться. «Колесо жизни» — одна из лучших технологий, помогающая осознанно организовать свою жизнь, определить свои жизненные цели и приоритеты развития на ближнюю, среднюю и дальнюю перспективы.

    Упражнение идеально подходит для тренингов целеполагания, тренингов по life-менеджменту. Благодаря своей метафоричности и наглядности, оно станет настоящим украшением такого тренинга, одним из самых запоминающихся его моментов.

    Объем тренерской методички упражнения: 15 страниц.