Все тренеры собираются здесь

Содержание речи. Фокусы мотивации

Летние дни такие загадочные — ждешь долго, пролетают быстро, вот и время нашей новой встречи подошло. Приятно, что «загадки» прошлого выпуска вы благополучно разгадали — молодцы) ). История про канарейку уходит корнями в древнюю Грецию, и автор ее, Эзоп, является автором сюжетов многих басен, которые в более поздние времена пересказывали и Лафонтен, и Крылов. А господ С. Клеменса, У. С. Портера и Ч. Л. Доджсона объединяет то, что они были знаменитыми писателями и прославились под гораздо более известными псевдонимами — Марк Твен, О Генри, Льюис Кэрролл. Что ж, победители определены, призы вручены — возвращаемся к нашим трудовым ораторским будням) ).

Мы уже не раз говорили о том, что любое выступление (да и любое общение) затевается с определенными целями. Оратор хочет от зрителей тех или иных действий — следовательно, одна из главных задач выступления — мотивировать аудиторию на эти действия. И наша сегодняшняя тема —

МОТИВАЦИЯ В РЕЧИ

Не буду погружаться в теоретические изыскания и психологические тонкости — благо, тема стала очень популярной, и статей полно в сети, и тренингов — расскажу о главном. В повседневной практике общения мы используем (и на нас используют), в основном, два способа — негативную и позитивную мотивацию, «кнут» и «пряник». Негативная мотивация угрожает и запугивает, позитивная — вдохновляет и соблазняет. То же самое и во время выступления: хочешь побудить людей к действию — продумай, как будешь их мотивировать.

Мотивируя публику негативом, мы рисуем ужасные картины, серьезные проблемы и большие неприятности, которые ожидают зрителей, если они не сделают то, что мы предлагаем.

Это любимый конек рекламы товаров и услуг, связанных со здоровьем. Вспомните лучших друзей продавцов пылесосов — зловещих пылевых клещей. Или монструозных микробов с поверхностей унитаза) ).

Использование позитивной мотивации подразумевает создание для зрителей ярких картин и захватывающих перспектив достижимого будущего, описание выгод и преимуществ, которые они получат, когда сделают то, что предлагает оратор.

Взгляните на рекламу автомобилей, освежающих напитков, сотовых телефонов и туристических операторов.

Поскольку сами принципы просты и ежедневно у всех перед глазами, нет нужды расписывать их подробно. Лучше давайте обратим внимание на некоторые нюансы их применения.

Мифы

Широко распространено мнение, что негативную мотивацию применяют только к плохим подчиненным, которые «хороших слов не понимают». А вот смышленым передовым сотрудникам нужен только «пряник».

Другой популярный миф говорит, что негативной мотивацией пользуются только плохие руководители (и ораторы), а хорошие — только позитивной.

Видимо, это связано с тем, что еще достаточно в нашей действительности начальников разных уровней, которые до сих пор уверены, что слово «мотивировать» пишется через букву А) ).

На самом деле — оба вида мотивации вполне себе равноправны и полезны и годятся для любых работников (или зрителей). Но — в различном соотношении для разных людей и разных ситуаций. В силу полученного воспитания и личных психических и физиологических особенностей одни люди лучше реагируют на негативную мотивацию, а другие — на позитивную. И хороший руководитель (а также хороший оратор) как раз умеет в людях и ситуациях разобраться и понять, где, как, когда и в каком сочетании применить и кнут, и пряник.

Как смешивать коктейль

Негативная мотивация хорошо дает человеку мощный энергетический импульс. В то же время, такому «пинку» не хватает направленности:

когда вы убегаете ОТ разъяренной змеи, вы не слишком заботитесь, КУДА в итоге попадете) ).

Позитивная мотивация, напротив, хорошо задает направление — и может серьезно проиграть в энергии импульса:

у меня отличная благородная цель с прекрасными бонусами на нынешний год, но год — это так много, я к ней двигаться завтра начну…

Лучше всего сработает вариант, когда в процессе выступления мы живописно обрисуем нашим зрителям и зубастого крокодильчика, который жадно клацает челюстями сзади, в миллиметрах от их мягких тканей, и великолепный аппетитный, источающий дразнящие ароматы пирожок на достижимом — но все же призывающем к действию — расстоянии. Тогда наше мотивационное воздействие придаст аудитории и энергию, и направление.

Конечно, людям обычно больше нравится позитив, поэтому лучше исходить из базового превосходства пряника над кнутом в примерном соотношении 7:3. Но точные доли страшилок и соблазнялок нужно смешивать для каждого конкретного случая индивидуально.

Фокус мотивации

В зависимости от того, каким материалом обладает оратор, он выбирает, куда направить внимание аудитории — на прошлое, на настоящее или в будущее. В случае с кнутом мы можем либо пугать зрителей возможными последствиями, либо указывать на то, что творится вокруг них (или у соседей) в данный момент, либо приводить примеры из истории — в зависимости от того, что обещает больший эффект.

Позитивная мотивация чаще всего направляет взгляд аудитории в ее счастливое будущее, хотя и здесь применимы яркие примеры из настоящего или прошлого других людей: «они смогли — сможешь и ты!». Часто такая фокусировка дает даже больший эффект — реальный пример словно доказывает реальность обещаний спикера.

Мастера этого приема — рекрутеры структур сетевого маркетинга. На своих собраниях они десятками рассказывают новообращенцам вдохновенные истории удивительного превращения простых домохозяек и пенсионеров в миллионеров — алмазных дистрибьюторов десятого уровня волшебного корня «Бунь-шу») ).

Есть еще несколько важных нюансов успешного мотивирования аудитории — о них мы поговорим в следующий раз. А пока — потренируемся:

— обратите внимание на собственный опыт. Что больше мотивирует вас — кнут или пряник?

— проверьте свои привычки: какой способ мотивации в отношении других чаще используете вы?

— попробуйте расширить свой мотиваторский арсенал: отработайте умение эффективно сочетать приемы негативной и позитивной мотивации.

И расскажите, как получается. Спросите, если что-то не понятно. Поделитесь успехами и своими мыслями по этому поводу — будет, что обсудить в следующем выпуске о мотивации в речи. 

Верных Вам слов и верных решений!

Вячеслав Саломасов,
тренер, психолог, коуч, эксперт по ораторскому мастерству

Вячеслав Саломасов является автором программы тренинга "Ораторское мастерство", которая предлагается в разделе готовых программ.  Программа этого тренинга содержит поминутный план действий тренера, важные подсказки для тренеров, абсолютно все необходимые тренерские материалы, отлично подходит как для корпоративного, так и для открытого тренинга, одинаково эффективна как для обучения линейного персонала, так и для обучения руководителей.

Программа включает такие темы, как энергетика оратора, словесная импровизация, управление волнением, работа с голосом, жестами, позой;  содержит 12 подробных лекций, раскрывающих все основные аспекты ораторского мастерства, 24 уникальных упражнения, позволяющих освоить за 2 дня тренинга все основные приемы эффективного выступления на публике, и многое другое. Подробнее о программе тренинга "Ораторское мастерство"...

Больше об ораторском мастерстве, о приемах и методах убеждения и влияния, а также новости о тренингах по мастерству публичного выступления и других мероприятиях с тренерским участием В. Саломасова читайте на сайте Верного Слова: http://vernoeslovo.com/

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами:

<< Содержание речи. Как дразнить гусей Как создать условия для развития в тренинговой группе >>

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Суд

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Суд»Действенное и глубокое упражнение для тренингов личностного роста, тренингов уверенности. Это упражнение для тренинга способно вызвать реальные изменения в самооценке участников тренинга. Упражнение действительно похоже на судебное заседание, поэтому несомненно станет ярким и важным событием тренинга для всех участников, которые получают возможность публично услышать обратную связь от своих коллег по группе. Не смотря на то, что обратная связь дается в конструктивной форме, оно все-таки содержит, как «позитивные», так и «негативные» замечания, и поэтому станет для группы настоящим испытанием.
    Эксклюзивная методичка упражнения разработана тренерами-профессионалами специально для портала Тренерская.ру. и содержит уникальные рекомендации, подсказки экспертов, позволяющие провести упражнение  наилучшим образом. Такого вы не найдете больше нигде! 
    Объем тренерской методички упражнения: 6 страниц. 

  • Ролевая игра "Слалом"

    Упражнения по теме продажи, переговоры – «Ролевая игра "Слалом"»Красивое и эффективное упражнение «Слалом» станет украшением любого тренинга для руководителей, а также тренинга продаж, переговоров или коммуникаций.

    Упражнение позволяет бросить вызов умению участников эффективно и гармонично договариваться в условиях ограниченного времени, умению расставлять приоритеты, быстро принимать решения. Упражнение поможет не только активизировать творческий потенциал группы, но и максимально собрать ее внимание на дальнейшем обучении.

    Вашему вниманию предлагается эксклюзивная тренерская методичка упражнения, описывающая все подводные камни его проведения, все тренерские тонкости и нюансы.

  • Упражнение для тренинга переговоров "Шишки"

    Упражнения по теме продажи, переговоры – «Упражнение для тренинга переговоров "Шишки"»Сильное и запоминающееся упражнение-вызов, мощным и наглядным образом показывающее участникам, что успешность переговоров зависит от их умения слушать, выяснять интересы партнера и находить общее решение.

    По своей легенде упражнение похоже на хороший экономический детектив, что сразу вовлекает участников тренинга, поднимает их уровень заинтересованности и мотивацию на дальнейшее обучение. Упражнение «Шишки» гарантированно «цепляет» участников и обычно запоминается как одно из самых ярких упражнений тренинга.

    Упражнение идеально подходит для тренингов продаж и переговоров, как открытых, так и корпоративных.