Все тренеры собираются здесь

Содержание речи. Как дразнить гусей

Начинается лето, и я подозреваю, что в ваших головах все больше размышлений о скором отдыхе, а в планах — все меньше места для отработки ораторских приемов. Тем не менее, искренне надеюсь, что вы уже опробовали в деле материалы прошлого выпуска и в подготовке к выступлениям уделяете достаточное время изучению интересов вашей аудитории — ведь мало что так приятно человеку, как разговор о нем и его желаниях.

Сегодня я предлагаю вам познакомиться с еще одним отличным приемом, который помогает «включить» интерес зрителей и овладеть их вниманием буквально с самых первых минут нашего выступления.

Многие из нас становятся жертвами этого приема по нескольку раз в день — достаточно включить телевизор или радио. Перед тем, как прервать передачу на рекламу, ведущие вскользь упоминают о том, какие сногсшибательно интересные вещи будут в программе после коммерческой паузы — и раздразненный намеком зритель ждет, не переключается на другой канал. В кинотеатре перед началом фильма мы видим захватывающие ролики о новых лентах, которые скоро выйдут на экраны — и вот нам уже не терпится увидеть их поскорее.

В рекламе этот прием называется красивым английским словом ТИЗЕР (от tease — дразнить). В ораторском мастерстве он применяется, возможно, не так активно, но очень и очень давно — наверно, с античных времен.

Кстати, в ораторском мастерстве есть и русский вариант этого термина — ЗАЧИН.

В риторике (как и в рекламе) тизер используется с целью «зацепить» зрителя, привлечь его внимание, заинтересовать в содержании речи. Хороший зачин мотивирует аудиторию на внимательное слушание лучше всяких призывов. Кроме того, он помогает оратору установить контакт со зрителями, завоевать их симпатии, эмоционально расшевеливает, «разогревает» зал.

Что можно использовать в качестве тизера

Вообще-то, практически все, чего публика обычно от оратора не ожидает (разумеется, в пределах действующего законодательства и норм морали). Можно выделить два вида «дразнилок»:

1. Вербальные тизеры — чаще используются в начале выступления, именно их можно назвать зачинами в чистом виде. Оратор ломает привычный сценарий, начинает говорить что-то будто бы не по теме (порой даже без приветствия и прочих приличий!) — и этим «цепляет» внимание зала. А затем (плавно или не очень) «выруливает» к основной тематике — и зрители понимают, что все, оказывается, было сказано к месту и по существу) ).

Для зачина хорошо подойдут небольшие истории, интересные факты, яркие цитаты, неожиданные вопросы, анекдоты — специалисты насчитывают пару десятков вариантов зачинов, посмотрите в книжках. Американцы, известные любители акронимов-подсказок, предлагают для лучшего запоминания основного набора зачинов «разобрать на буквы» само слово «TEASE»:

T — Testimonial — рекомендация известной личности, цитата, ссылка на авторитет.

E — Evidence — свидетельство, доказательство. Приведите авторитетное подтверждение своим будущим тезисам.

A — Anecdote — анекдот, короткая история, байка, которые можно будет потом выгодно связать с темой.

S — Statement — утверждение, высказывание — опять же, с выходом на тему.

E — Example — пример, связанный с темой.

При всех плюсах американского акронима русскоязычным начинающим ораторам, пожалуй, больше пользы принесет мой вариант шифровки-подсказки — по первым буквам слова ЗАЧИН:

З — Загадка. Предложите зрителям загадку, вопрос, интригу. Ответ можно пообещать в ходе выступления, пусть слушают внимательно) ).

Друзья, кто знает, что объединяет Самюэля Клеменса, Уильяма Сидни Портера и Чарльза Лютвиджа Доджсона? Вы полагаете, что эти люди вам не знакомы? Что ж, я думаю, в течение нашей беседы вы измените свое мнение…

А — Анекдот. Веселый или исторический, забавная байка, что-нибудь смешное.

Канарейку в клетке спросили: «Почему ты не поешь?». Канарейка ответила: «На свободе я пела — и попала в клетку! Теперь я умнее». Чтобы не налетать из-за своих слов как та канарейка на серьезные неприятности, мы поговорим сегодня о применении в речи шаблонов неопределенности…

Ч — Чудесность. Рассказ о чем-то необычном, чудесном, удивительном, из ряда вон выходящем

Знаете ли вы, что Эдисон отличался удивительной работоспособностью. Когда он вёл поиски подходящего материала для нити накаливания электрической лампы, он перебрал около 6 тысяч образцов материалов, пока не выбрал карбонизированный бамбук. Проверяя свойства новой лампы, он провёл в лаборатории около 45 часов без отдыха…

И — Интересность. Какой-нибудь интересный факт, цитата, случай из жизни

Наверно, вы не раз слышали о том, что древнегреческий ученый Пифагор был разносторонне развит и имел титул Олимпийского чемпиона по боксу — «В здоровом теле здоровый дух!». Увы, это красивое заблуждение. Олимпийскую победу одержал его тезка — Пифагор, сын Кратета с острова Самос. И произошло это на 48 играх древности, за 18 лет до рождения знаменитого философа…

Н — Новость. Нечто такое, что все сейчас обсуждают, или, наоборот, никто еще не знает.

Я обратил внимание, что в вашем городе в воскресенье пройдут выборы губернатора — везде рекламные материалы, кандидаты рассказывают о своих программах. Кто, на ваш взгляд, выглядит более харизматичным?

Что касается номера 2 — невербальных тизеров — здесь все зависит от вашей уверенности в себе и готовности аудитории к восприятию необычного) ). К тому же, они требуют большей технической подготовки — возможно, поэтому и применяются реже.

Но если решитесь — ваше выступление точно запомнится).

Можно внести с собой какой-нибудь оригинальный предмет, начать с короткого рассказа о нем и развить этот рассказ в метафору к основной теме (о предметах-метафорах мы еще поговорим позже).

Можно выйти в необычном костюме и также это ярко обыграть — как блистательно делал это Геннадий Хазанов в своих выступлениях на юбилеях друзей-артистов.

Можно вообще не выйти, а выехать на велосипеде или коне, выпрыгнуть, спуститься с потолка (видел кто-нибудь концерт Майкла Джексона в Москве?)

Фантазируйте, творите, только помните о чувстве меры! Перебор с эпатажем может быть воспринят как попытка «выпендриться» и скрыть за внешним эффектом бедное содержание.

А я прощаюсь, жду ваших вопросов об ораторском мастерстве и мастерстве общения в целом. Кстати, если разгадаете загадку и узнаете автора истории про канарейку — поделитесь. Первым трем, ответившим верно, будет приз).

Верных Вам слов и верных решений!

Вячеслав Саломасов,
тренер, психолог, коуч, эксперт по ораторскому мастерству

Вячеслав Саломасов является автором программы тренинга "Ораторское мастерство", которая предлагается в разделе готовых программ.  Программа этого тренинга содержит поминутный план действий тренера, важные подсказки для тренеров, абсолютно все необходимые тренерские материалы, отлично подходит как для корпоративного, так и для открытого тренинга, одинаково эффективна как для обучения линейного персонала, так и для обучения руководителей.

Программа включает такие темы, как энергетика оратора, словесная импровизация, управление волнением, работа с голосом, жестами, позой;  содержит 12 подробных лекций, раскрывающих все основные аспекты ораторского мастерства, 24 уникальных упражнения, позволяющих освоить за 2 дня тренинга все основные приемы эффективного выступления на публике, и многое другое. Подробнее о программе тренинга "Ораторское мастерство"...

Больше об ораторском мастерстве, о приемах и методах убеждения и влияния, а также новости о тренингах по мастерству публичного выступления и других мероприятиях с тренерским участием В. Саломасова читайте на сайте Верного Слова: http://vernoeslovo.com/

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами:

<< Выгодные интересы и интересные выгоды Содержание речи. Фокусы мотивации >>

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Уникальное упражнение "Внутренний переводчик"

    Упражнения по теме продажи, переговоры – «Уникальное упражнение "Внутренний переводчик"»

    Уникальное авторское упражнение, разработанное доктором психологических наук, профессором, известным тренером и писателем Н.И.Козловым. 

    Интересное упражнение, которое позволяет научить участников одной из мощных техник эффективной коммуникации и решения конфликтов.

    Техника «Внутренний переводчик» помогает понять внутренние мотивы и цели партнера, управлять ситуацией и людьми в общении, лучше понимать людей, сохранять спокойствие и позитивный настрой в общении, решать возникающие конфликтные ситуации. 

    Особенно ценно, что техника «Внутренний переводчик» авторская, а значит она мало распространена, не «заезжена», её с успехом можно использовать для притязательной аудитории, для опытных участников, которые уже проходили тренинги и хотят «чего-то новенького».

  • Успех

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Успех»Яркое и живое упражнение-разогрев, направленное на рост энергетики, активности и вовлеченности участников тренинга. За счет близкого контакта и физического взаимодействия способствует быстрому возникновению доверия и позитивной атмосферы в группе.

    Что важно, упражнение уже на стадии подготовки запускает активное распределение ролей в группе, выделение лидеров. Намеренное ограничение во времени усиливает внешнюю и внутреннюю динамику. Творческое задание располагает к запуску креативности и образного мышления.

    Упражнение идеально подходит почти для всех типов тренингов. Изменяя лишь тему задания, тренер может использовать его как разогрев и подводку к основной теме тренинга, мини-лекции или основному упражнению. Однако наиболее часто это упражнение используют на тренингах лидерства, уверенности, тренингах личностного роста, успешности, тренингах отношений.

    Упражнение несет и небольшую смысловую нагрузку. В результате его выполнения участники наглядно видят разность восприятия одних и тех же понятий разными людьми, что дает им большую мотивацию разобраться в том, что это значит лично для них, а тренеру — возможность подвести группу к нужной теме.

  • Убеди другого!

    Упражнения по теме продажи, переговоры – «Убеди другого!»

    Глубокое упражнение для тренингов  продаж или презентаций. Быть убедительным - вот один из важнейших навыков, необходимых для успешных продаж. В первую очередь сам продавец должен быть уверен, что продает отличный товар и уметь эту уверенность предать покупателю так, чтобы он ему поверил и захотел купить его товар.  Упражнение помогает отработать навыки убеждения и помогает участникам тренинга сформировать у себя позитивное отношение к продажам (презентациям, переговорам), найти новые причины и ресурсы любить свою работу и свой товар.

    Уникальная методичка упражнения разработана тренерами-профессионалами специально для портала Тренерская.ру. и содержит подробную технологию его проведения, а также рекомендации и подсказки экспертов. Такого вы не найдете больше нигде! 

    Объем тренерской методички упражнения: 8 страниц. 
    Бонусы! Методичка содержит несколько различных вариаций упражнения и подходящее музыкальное сопровождение!