Все тренеры собираются здесь

Содержание речи. Самые главные вопросы

Здравствуйте, друзья!

Сегодня я предлагаю начать разговор о том, как готовиться к своему выступлению по-настоящему, то есть — серьезно и качественно. Как, в принципе, и надо всегда готовиться, если вы хотите достичь успеха.

Выступление может начинаться с чего угодно, но хорошее выступление всегда начинается с подготовки.

Прочное здание строится на качественном фундаменте. У хорошего выступления тоже есть надежная опора. Встречайте:

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Ответы на них будут определять и содержание вашей речи, и манеру выступления.

Любое общение — хоть дружеская болтовня, хоть тронная речь — затевается с какой-то целью. И если один из участников беседы своей цели не осознает — то он выполняет цели другого. Не хотите быть орудием в чужих руках — ставьте свои цели на беседу, переговоры или выступление.

Об умении ставить цели правильно лучше поговорить обстоятельно и отдельно — на эту тему пишутся толстые тома и проводятся большие тренинги. Пока давайте просто запомним первый вопрос, с которого начинается подготовка:

Первый фундаментальный вопрос — «Какова моя цель?». Что должны сделать эти люди после моего выступления? Сдать деньги или купить товар, пойти на субботник или проголосовать на выборах — сначала нужно определить это максимально точно для себя. Выступление без четкой цели обречено на провал.

Второй фундаментальный вопрос — «Кто мои слушатели?». Разумеется, здесь важны, в первую очередь, те характеристики аудитории, которые будут влиять на достижение нашей цели.

Например, группу будущих матерей несколько проще убедить отказаться от курения, чем ораву длинноволосых рокеров…

В зависимости от обстоятельств это могут быть возраст, пол, социальный статус, уровень образования. Полезно знать, почему они придут, чего будут хотеть от встречи, что им известно об ораторе, рабочий у них сегодня день или выходной — все может иметь значение. Умение выбрать самую нужную информацию приходит с опытом, а для начала можно положиться на здравый смысл, советы специалистов и интуицию.

Третий фундаментальный вопрос — «Каковы условия выступления?». И он не менее важен, чем два первых. Нам нужно отчетливо понять, насколько особенности времени и места выступления будут помогать или мешать нашим целям. Где мы будем выступать — зал, сцена с трибуной, офис, улица, кафе со столиками, телестудия? Есть ли белая доска, флипчарт, проектор, микрофон, можно ли использовать компьютер? Тепло в помещении или холодно, подходит оно по размерам ожидаемому количеству людей? Как в зале расставлены стулья, можно ли их переставлять? Неучтенная мелочь может привести к крупным неприятностям, а то и полному провалу, если при подготовке игнорировать фундаментальный вопрос № 3.

Очевидно, что фундаментальные вопросы прочно взаимосвязаны. Особенности зала вполне способны повлиять на настроение слушателей, настроение слушателей может привести к необходимости изменения целей,— и так далее. Даже блистательный оратор с огромным опытом не всегда сумеет компенсировать по ходу выступления все неожиданные влияния так, чтобы все же добиться поставленных целей. Впрочем, блистательные ораторы предпочитают готовиться к выступлениям и понимают, как опасно пренебрегать фундаментальными вопросами — надеюсь, теперь и вы последуете их вдохновляющему примеру.

Что делать, если не вся информация доступна, где брать ответы? Уверен, вы сможете найти возможность узнать то, что нужно. Побывайте заранее в том месте, где будете выступать, проведите репетицию, проверьте, как работает аппаратура, пишут ли маркеры и передвигаются ли стулья. Посидите на разных местах в зрительном зале, представьте, как будете выглядеть со стороны. Даже если есть организаторы, которые выслушали ваши требования к залу — лучше перед выступлением проверить самому, хорошо ли вы друг друга поняли.

Кстати, если проверить затруднительно — лучше подстраховаться и взять, что возможно, с собой. Маркеры, флешка, ноутбук, удлинитель и прочие мелочи — запас карман не тянет :-) ).

У тех же организаторов можно уточнить, что за люди придут, как их приглашали (или загоняли) на выступление, какой текст был на объявлениях, на какую длительность мероприятия люди рассчитывают. Возможно, кто-то из ваших коллег уже выступал перед этой аудиторией — попросите их поделиться впечатлениями. Конечно, совсем хорошо, если удастся побыть среди будущих слушателей, послушать их разговоры, понять настроение — если будет такая возможность, обязательно ее используйте.

Итак, мы говорили сегодня о том, с чего начинать подготовку к выступлению — о трех фундаментальных вопросах. Ответы на них дадут нам ценную информацию о цели, зрителях и условиях предстоящего события. Знание этой информации еще не гарантирует нам полного успеха, но незнание — точно приведет к провалу. Осталось присмотреть ближайшую возможность для выступления — и приступить к отработке нового приема. Успешной вам практики!

А я пока прощаюсь, жду, как обычно, ваших рассказов о своих успехах. Задавайте вопросы об ораторском мастерстве и мастерстве общения в целом.

Верных Вам слов и верных решений!

Вячеслав Саломасов,
тренер, психолог, коуч, эксперт по ораторскому мастерству

Вячеслав Саломасов является автором программы тренинга "Ораторское мастерство", которая предлагается в разделе готовых программ.  Программа этого тренинга содержит поминутный план действий тренера, важные подсказки для тренеров, абсолютно все необходимые тренерские материалы, отлично подходит как для корпоративного, так и для открытого тренинга, одинаково эффективна как для обучения линейного персонала, так и для обучения руководителей.

Программа включает такие темы, как энергетика оратора, словесная импровизация, управление волнением, работа с голосом, жестами, позой;  содержит 12 подробных лекций, раскрывающих все основные аспекты ораторского мастерства, 24 уникальных упражнения, позволяющих освоить за 2 дня тренинга все основные приемы эффективного выступления на публике, и многое другое. Подробнее о программе тренинга "Ораторское мастерство"...

Больше об ораторском мастерстве, о приемах и методах убеждения и влияния, а также новости о тренингах по мастерству публичного выступления и других мероприятиях с тренерским участием В. Саломасова читайте на сайте Верного Слова: http://vernoeslovo.com/

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами:

<< Главная ошибка тренеров Создаем тренинг переговоров >>

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Уникальное упражнение "Внутренний переводчик"

    Упражнения по теме продажи, переговоры – «Уникальное упражнение "Внутренний переводчик"»

    Уникальное авторское упражнение, разработанное доктором психологических наук, профессором, известным тренером и писателем Н.И.Козловым. 

    Интересное упражнение, которое позволяет научить участников одной из мощных техник эффективной коммуникации и решения конфликтов.

    Техника «Внутренний переводчик» помогает понять внутренние мотивы и цели партнера, управлять ситуацией и людьми в общении, лучше понимать людей, сохранять спокойствие и позитивный настрой в общении, решать возникающие конфликтные ситуации. 

    Особенно ценно, что техника «Внутренний переводчик» авторская, а значит она мало распространена, не «заезжена», её с успехом можно использовать для притязательной аудитории, для опытных участников, которые уже проходили тренинги и хотят «чего-то новенького».

  • Упражнение для тренингов "10 000$"

    Упражнения по теме продажи, переговоры – «10000$»

    Первоклассный пример упражнения-вызова, способного повысить энергетику группы, активизировать ее творческий потенциал и настроить на максимально заинтересованное восприятие теории. Это упражнение для тренинга - реальное испытание способности участников тренинга договориться между собой.
    Упражнение для тренинга "$10 000" прекрасно справляется с задачей «погружения» участников в условия, где им нужно договориться не формально, а по-настоящему. В результате тренер имеет не только готовых к обучению участников, но и прекрасный пример для анализа проигрышных и выигрышных стратегий переговоров.
    Эксклюзивные рекомендации профессионалов! Тренерская методичка упражнения разработана профессионалами специально для портала Тренерская.ру. и содержит массу уникальных рекомендаций, подсказок и тренерских "фишек", позволяющих провести упражнение с максимальным результатом. Такого вы не найдете больше нигде! 
    Объем тренерской методички упражнения: 8 страниц. 

  • Упражнение-разминка "Столкни ладонями"

    Упражнения по теме продажи, переговоры – Упражнение-разминка "Столкни ладонями"Очень удачное упражнение-разминка, подходящее практически для всех тем тренингов. Упражнение может быть использовано как в бизнес-тренингах, так и в тренингах личностного роста.

    Это упражнение послужит блестящей подводкой к таким темам, как работа с возражениями клиента, переговоры со сложными партнерами, работа с каверзными вопросами от аудитории, работа с сопротивлением сотрудников, работа с любого рода конфликтами. Упражнение наглядно демонстрирует участникам, что силовое воздействие в ситуации конфликта или сопротивления если и работает, то совсем недолго. Что оно очень быстро вызывает равное по силе противодействие, и в результате ни одна из сторон не может приблизиться к цели.