Все тренеры собираются здесь

Создание тренинга. Конфигурации участников в тренинге.

При создании тренинга в зависимости от цели и задач конкретного упражнения, тренер может использовать в упражнениях различные конфигурации участников.

Конфигурации участников — тренерский термин, обозначающий то, каким образом участники объединены во время выполнения упражнения.

Основные типы конфигураций участников в тренинге:

  • Пары
  • Вариация пар «Броуновское движение»
  • Вариация пар «Карусель»
  • Тройки
  • Микро-группы (4–5-6 человек)
  • Пол группы
  • «Аквариум»
  • Общий круг

При создании тренинга тренеру стоит учитывать, что:

1. В программе тренинга должны чередоваться различные конфигурации. Если все упражнения выполняются в одной конфигурации (например, в парах), то это ведет к быстрой утомляемости группы. Чередование разнообразных конфигураций дольше поддерживает тонус группы, участники меньше устают.

2. Каждая конфигурация имеет свои особенности, свою специфику, способствует запуску тех или иных групповых процессов. Если вы учитываете это при создании тренинга — то ветер будет попутным, процессы группы будут помогать вам прийти к нужному результату. Если вы создаете тренинг без учета этих особенностей — то вы двигаетесь против ветра.

«ПАРЫ»

Данная конфигурация больше остальных способствует возникновению доверия между участниками. Поэтому чаще всего она используется в начале тренинга, при знакомстве, сборе ожиданий, в упражнениях-разогревах.

Также эффективна данная конфигурация для отработки навыков в основных упражнениях.

При создании тренинга следует помнить, что больше всего способствуют возникновению доверия пары, где участник сам выбирает себе партнера.

И учтите, что если в начале тренинга попросить сидящую вместе группу просто «объединится в пары», то участники обязательно объединятся …ну, конечно же, с теми, кто сидит рядом и с кем они уже знакомы! И доверие будет возникать сильно дольше. Поэтому стоит обязательно поднять группу и задать критерий, по которому участникам необходимо объединиться. Это запустит и энергетику группы, и повысит включенность, концентрацию участников, и увеличит уровень доверия.

Для объединения участников в пары тренер может использовать самые разные критерии:

  • Образовать пару с незнакомым вам участником
  • Образовать пару по какому-либо признаку (цвет глаз, цвет бейджика и пр. )
  • Образовать пару с тем, с кем вы еще не работали
  • Найти в пару хорошего человека и взяться за руки
  • Образовать пару с человеком, который, как вам кажется, не похож на вас
  • Образовать пару с человеком, который, как вам кажется, похож на вас
  • И т. д.

«БРОУНОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ»

Это своеобразная разновидность пар, очень удобная и энергетизирующая, которую мы очень рекомендуем использовать при создании тренинга.

Тренер предлагает участникам подняться и в свободном движении, перемещаясь по залу, образовать случайные пары и выполнить задание, после этого снова продолжать движение по залу, для образования новой пары. И снова выполнить то же задание. За время выполнения упражнения, каждый участник должен успеть поработать с несколькими парами. Тренер может обозначить число, например: «пока звучит музыка вам нужно встретиться не менее чем с 5 людьми» или «необходимо встретиться с каждым». Задание в парах устанавливает тренер, и оно может быть самым разным в зависимости от цели и темы тренинга.

Данная конфигурация прекрасно подходит для упражнений-разминок, упражнений-разогревов. Она запускает одновременно и энергию, и тонус, и включенность группы и хорошо усиливает доверие в группе. Ведь в «броуновском движении» хорошо сочетается двигательная активность, непроизвольный телесный контакт, работа в парах и свободный выбор партнера.

При создании тренинга вы можете использовать «броуновское движение» ещё и в завершении тренинга (или тренингового дня). Участники в свободном передвижении встречаются с другими участниками в парах, делятся результатами, тем, что запомнилось, что важного было взято из обучения, выражают благодарности другим участникам тренинга.

«Броуновское движение» отлично подходит и для сбора обратной связи у других участников тренинга.

«КАРУСЕЛЬ»

«Карусель» является интересной разновидностью деления на пары.

Особенность ее в том, что все пары становятся в два круга — внешний и внутренний — стоящие лицом друг к другу. Т. е. каждый участник из внешнего круга оказывается напротив участника из внутреннего круга.

Конфигурация хороша тем, что в процессе выполнения упражнения ведущий может легко и удобно менять партнеров в парах путем смещения влево или вправо одного из кругов. Например, так: «А теперь поблагодарите своих партнеров, и внешний круг делает несколько шагов вправо до следующего партнера».

«Карусель» исключает возможность образовать пару с хорошо знакомым партнером и тем самым усиливает глубину проработки упражнения.

При создании тренинга обратите внимание на эту конфигурацию. Если вам требуется, чтобы в упражнении несколько раз поменялись пары, чтобы каждый участник поработал с разными партнерами — то лучше данной конфигурации не найти. «Карусель» хороша ещё и тем, что подходит для групп любого количества и сильно сокращает затраты времени на образование новых пар.

Построить группу в «карусель» проще всего так:

  • Рассчитать группу на 1–2-й
  • 1-е номера образуют круг, повернувшись лицом наружу
  • 2-е номера образуют круг вокруг первого круга таким образом, чтобы у каждого участника была пара из первого круга. Встаем лицом друг к другу.

«ТРОЙКИ»

Особенность этой конфигурации в том, что один из участников тройки играет роль «наблюдателя» в то время, когда двое других выполняют упражнение.

Это является некой нагрузкой для участников, но зато и способствует более глубокой проработке навыка. И по завершении работы участники могут получить более объективную, более глубокую обратную связь, взгляд со стороны.

Также «тройки» позволяют каждому участнику собрать информацию и обратную связь сразу от нескольких коллег.

При создании тренинга рекомендуем использовать «тройки» для проведения важных, глубоких основных упражнений.

«МИКРО-ГРУППЫ»

Микро-группы или мини-группы — это группы по 4–5-6 участников.

Микро-группы хороши тем, что они запускают креативность, тонус, энергетику группы.

Микро-группы удобно использовать для проведения мозговых штурмов, для проектной работы над какой-то задачей тренинга. Также микро-группы могут использоваться для отработки основного упражнения, для ролевых игр, требующих несколько ролей.

При создании тренинга стоит учесть, что микро-группы помимо вышеперечисленного ускоряют процесс распределения ролей в группе.

Тренер может использовать самые разные способы деления на микро-группы:

  • Выбрать несколько добровольцев (капитанов) и после по очереди каждый из них берет по одному участнику из числа оставшихся.
  • Произвольно объединиться в группы по… (назвать число участников микро-группы)
  • Объединиться в микро-группы по какому-либо признаку (цвет глаз, рост, отрасль и т. п. )

«ПОЛ-ГРУППЫ»

Разделение группы пополам всегда автоматически запускает процесс соревновательности. А соревновательность поднимает энергию группы, её включенность, активность.

Профессиональные тренеры часто при создании тренинга используют эти особенности и во второй половине тренинга дают упражнения, где группа делится пополам.

Эта конфигурация идеально подходит для проведения мощных упражнений-вызовов.

Также деление группы на две половины бывает целесообразно в большой группе. Если каждый участник не успевает отработать упражнение на общей группе, разделив группу пополам, мы получаем сразу несколько плюсов:

  • Успеют все
  • Проработка будет более глубокой за счет большего количества времени
  • В группе появится дополнительная энергия за счет запуска соревновательности

«АКВАРИУМ»

Вся группа располагается в общем кругу, а несколько участников выполняют некое упражнение в центре круга (или около тренера).

«Аквариум» идеально подходит для упражнений-вызовов. В данной конфигурации участники наглядно видят типичные для них ошибки, шаблоны поведения.

Также в «аквариуме» удобно делать демонстрацию сложных упражнений.

Проводя упражнение в режиме «аквариума» тренеру стоит помнить, что участники, работающие в центре, испытывают большую нагрузку и им необходимо обеспечить много поддержки.

«ОБЩИЙ КРУГ»

Общий круг традиционно используется как в начале тренинга для знакомства, сбора ожиданий, так и в завершении тренинга для подведения итогов тренинга, итоговой рефлексии.

Также в общем кругу удобно давать участникам теорию, блоки мини-лекций.

Чаще всего именно в общем кругу (сидя или стоя) проводится рефлексия по каждому упражнению тренинга.

«Общий круг» помогает почувствовать единение всей группы, дает возможность участникам высказаться.

Создавайте эффективные тренинги, чередуя различные конфигурации участников и умело используя их особенности.

Ольга Паратнова

 

Паратнова Ольга, профессиональный бизнес-тренер,
автор собственной методики обучения тренеров,
провела более 120 «Тренингов для тренеров»,
подготовила более 2000 тренеров.
Эксперт по разработке эффективных тренинговых программ.

 

Мария Подшивалова

 

 

Мария Подшивалова, тренер, психолог, коуч, НЛП-мастер.
Автор книги «Бег по граблям с препятствиями. Или как сказку сделать былью».
Методист проекта Тренерская. ру.

 

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами:

<< Сопротивление участников корпоративного тренинга: причины и способы преодоления SEO-продвижение: как тренеру вывести свой сайт в ТОП-10 за три месяца >>

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Бегом к своей цели

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Бегом к своей цели»Энергичное и сильное упражнение для тренингов целеполагания, уверенности, личностного роста, которое позволяет через метафору дать участникам тренинга прочувствовать силу собственного внутреннего сопротивления на пути к выбранной целиУпражнение наглядно показывает, что для успешного достижения цели недостаточно только сформулировать цель и наметить план действий, важен ещё настрой на достижение цели и отсутствие сопротивления. Участники смогут за короткое время ярко, полно, глубоко пережить свое сопротивление и получат мотивацию к изменениям. 
    Эксклюзивные рекомендации профессионалов! Уникальная методичка данного упражнения для тренинга разработана экспертами специально для портала Тренерская.ру. и содержит массу  рекомендаций, подсказок и тренерских "фишек", позволяющих профессионально провести это упражнение. Такого вы не найдете больше нигде! 
    Объем тренерской методички: 9 страниц. Бонусы! Аудио-файл (9:45 мин.) и подробный блок теории к упражнению.

  • Слепой и Поводырь

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Слепой и Поводырь»Это классическое упражнение-ледокол. А, значит, оно отлично снимает первичное напряжение и недоверие в тренинговой группе, способствует установлению теплых, доверительных отношений между участниками тренинга.

    Упражнение «Слепой и Поводырь» отлично подводит участников тренинга к исследованию и обсуждению темы доверия к другим людям. Помогает участникам тренинга увеличить уровень доверия в своей жизни, начать больше доверять людям, увидеть, что в жизни мы часто изначально «не доверяем».

    Упражнение «Слепой и Поводырь» дает возможность каждому участнику тренинга лучше узнать самого себя: насколько он доверяет окружающим, легко или сложно ему положиться на другого человека, каков он во взаимодействии с другими, каким его воспринимают другие люди.

  • Воздушный шар

    Психологические игры и тренинговые упражнения  – «Воздушный шар»Масштабное и активно используемое тренерами упражнение, направленное на развитие лидерских качеств участников тренинга, на развитие коммуникативных навыков, умения договариваться. На тренинге командообразования это упражнение научит участников работать в команде, договариваться, слышать друг друга, принимать коллективные решения, более эффективно взаимодействовать.

    Благодаря своей захватывающей легенде упражнение сильно вовлекает участников тренинга, повышает тонус и энергетику группы, повышает мотивацию участников тренинга на обучение.

    Но качественное проведение данного упражнения требует от тренера высокой квалификации и большого опыта проведения подобных упражнений. Иначе при всей интересности легенды группа не осознает всех тех выводов, которые могла бы осознать при высоком качестве работы тренера.